- Преподавателю
- Классному руководителю
- Информация для классного часа М. В. Ломоносов - наш земляк!
Информация для классного часа М. В. Ломоносов - наш земляк!
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Никитина Л.А. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Ломоносов М.В.
19 ноября 1711 -
4 апреля 1765
«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
А. С. Пушкин.
Благодаря природному дару и упорству Ломоносов из северных крестьян выбился в "большие" люди, получил чины и признание, стал крупным ученым.
Михаил Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор, что в Архангельской губернии. В представлении многих людей Ломоносов - сын поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый жаждой знаний, бросает все и идет в Москву учиться. На самом деле это скорее легенда, чем быль. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели и преуспевающим купцом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку некогда учился в Москве на священника, у него была обширная библиотека.
Мать Михаила - Елена Ивановна была дочерью дьякона. Именно мать научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь в книге.
Поэтому, отправляясь в Москву в 1730 году, Ломоносов вовсе не был неучем. Он уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию - первое высшее учебное заведение в Москве.
Здесь Михаил изучил латинский язык, политику, риторику философию. О своей жизни этого первого школьного периода Ломоносов писал так: «имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет, а наук не оставил».
Счастливая случайность - вызов в 1735 году из московской академии в академию наук 12 способных учеников - решила судьбу Ломоносова. Трое из этих учеников, в том числе Михаил были отправлены, в сентябре 1736 года, в Германию, в Марбургский университет, к профессору Вольфу. С ним Ломоносов занимался математикой, физикой и философией. Затем он учился еще в Фрейберге, у профессора Генкеля химии и металлургии.
В немецком студенчестве он нашел и то увлечение поэзией, которое выразилось в двух одах, «Ода Фенелона» и «Ода на взятие Хотина». Именно с этой оды и с «Письма о правилах российского стихосложения» начинается история нашей новой поэзии. А его наблюдения в области русского языка послужили началом становления русского литературного языка светского характера.
Прожив за границей 5 лет, Ломоносов вернулся на родину. Несмотря на оды, переводы сочинений с иностранного языка, студент Ломоносов не получил ни места, ни жалованья. Случалось, что по нескольку месяцев он оставался без денег.
Только с восшествием на престол Елизаветы Петровны, в январе 1742 года, Ломоносов был определен в академию адъюнктом физики.
В 1745 году Ломоносов подает прошение об определении его профессором химии. Просьба была удовлетворена. С этого времени начинается достаточно обеспеченная и спокойная жизнь Ломоносова. Расцветает его научная деятельность.
Как и многие ученые того времени, Ломоносов «все испытал и все проник», говоря словами Пушкина. Но главные его открытия касаются химии, физики и астрономии. Они на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых, но часто оставались не замеченными европейской наукой, не придававшей особого значения развитию точных знаний в варварской стране, которой они считали Россию.
Ломоносов первым объяснил русским людям, откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы, от чего происходит северное сияние и мн. др.
В начале 1748 года Ломоносов (благодаря вниманию Эйлера) добился постройки и оборудования по его чертежам химической лаборатории при Академии наук. Где он проводил свои опыты.
Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра - знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.
В 1755 году Ломоносов имел возможность провести в жизнь основание Московского университета, для которого он написал первоначальный проект.
В 1759 году Ломоносов занимался устройством гимназии и составлением устава для нее и университета при Академии, причем всеми силами отстаивал права низших сословий на образование и возражал на раздававшиеся голоса «куда с учеными людьми». Ученые люди, по словам Ломоносов, нужны «для Сибири, горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, купечества, земледельства, военного дела».
В конце жизни Ломоносов был избран в почетные члены Стокгольмской и Болонской академий. Став уже признанным, окруженный почетом, привычек своих Ломоносов не менял. Небрежный в одежде, в белой блузе с расстегнутым воротом, в китайском халате, он мог принять и важного сановника, и засидеться с земляком-архангелогородцем.
Всю жизнь ученый работал на пределе, учился, просиживал за книгами не часы - сутки.
Михаил Васильевич Ломоносов - не только великий ученый, слава о котором разлетелась по всему миру, не только «первый русский университет»,но и такой же человек как мы с вами - человек, который родился в простой семье, в обычной деревеньке с неприметным названием… А стал Ломоносов таким не благодаря связям или положению, а благодаря тому, что в нем не угасала невероятная тяга к новому, неизвестному в сочетании с огромным упорством, настойчивостью, целеустремленностью.
Мы гордимся, что живем на земле Ломоносова!
Среди выпускников нашей школы тоже есть последователи Ломоносова:
Алексей Андреевич Клишов - доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой гистологии Санкт-Петербургского санитарно-гигиенического мединститута.
Петр Александрович Соболев - журналист, член писательской организации.
Композитор Александр Левкович.
Академик Орехов Игорь Игнатьевич.
Аркадий Никандрович Грандилевский, талантливый исследователь в области археографии, лингвистики и этнографии, историк родины Михаила Ломоносова...
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ РУБЦОВ поэт
Кроме того, среди нынешних учеников есть такие, которые следуют тем же принципам, что и Михайло Ломоносов, когда шел учиться в Москву - это наши отличники, победители олимпиад, викторин.
Есть ученики, которые награждены грамотами главы администрации Холмогорского Района за особые успехи, достигнутые в области спорта. Это - Зайцев Руслан, Латаев Денис, Колобова Элеонора, Усов Павел. Мы гордимся вами, ребята!
Уважаемые участники конференции, выступая сегодня с вашей исследовательской работой, помните, что такое мероприятие, которое проходит сейчас в этом зале - это ваш маленький шанс заявить о себе!
Удачи вам, юные ломоносовцы! И помните:
Дерзайте, ныне ободренны,
Реченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.