Классный час о нравственности Слово-мысль-дело

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИВЕТСТВИЕ 30 сек

Добрый день, дорогие друзья! Я рада сегодняшней нашей встрече, и я уверена, что наша сегодняшняя встреча подарит нам радость от общения друг с другом, знаю точно, что у вас все получится.

КОДЕКС РАБОТЫ В ГРУППАХ 1 мин.

Вы сегодня являетесь представителями четырех групп, объединенных общим делом. Как и в любой дружеской компании, у нас есть свои законы-законы работы в группах.

Кодекс работы в группах: Быть тактичным и доброжелательным, выбрать лидера группы, согласовывать действия с командой, подавать сигнал об окончании работы, помнить о правиле трех мушкетеров.

ПЕСНЯ 2 мин 20 сек

Как и в любой дружеской компании, начало встречи начинается с общей песни. Предлагаю послушать хорошую песню, а припев в конце песни (он выделен в текстах) спеть вместе. Может кто-то хочет спеть вместе со мной? Не хотите обняться или взяться за руки. Попробуем? Мне очень хотелось бы, чтобы вы внимательно вслушались в слова.

В это время: на слайде повторяются слова: доброта, милосердие, доброжелательность, отзывчивость, душевность, верность, честность, совесть, сопереживание. Нет ничего сильнее слова (Л.Н.Толстой), , Сила слова беспредельна (А.П.Чехов), Слово-дело великое, потому что словом можно соединить людей. (ПОРТРЕТ)

Здорово.

БЕСЕДА О ПЕСНЕ 1 мин

Какое слово постоянно повторяет певица? На чем делает акцент? 10 сек

О чем она говорит? 10 сек

Обратите внимание на экран. Какие слова там представлены? Что их обхъединяет?10 сек

Скажите, о чем мы будем сегодня говорить? 10 сек

А что помогает человеку становится лучше? 10 сек

Конечно, вы абсолютно правы. Мы будем говорить и о нравственности, и, конечно, о возможности слов делать душу человека чище и благороднее, лучше. 10 сек

ПРИГЛАШЕНИЕ В ГАЛЕРЕЮ 20 сек

Мы начали нашу дружескую встречу с песни, а как еще можно интересно провести время с друзьями? 10 сек

Как своих лучших друзей я хочу вас пригласить на экскурсию в необычную галерею, не совсем обычную потому что - виртуальную, и потому что экспонаты там будут не совсем привычные. Начнем путешествие по залам галереи? У галереи нет названия, но мы в конце нашей встречи, я думаю, дадим ей имя 10 сек

ПЕРВЫЙ ЗАЛ ГАЛЕРЕИ «МЫСЛЬ» 30 сек

А что предшествует любому слову?

Итак, первый зал нашей виртуальной галереи. МЫСЛЬ

Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки (Л.Н.Толстой) А что значит думать хорошо? (Ответы) А плохо? (Ответы) 30 сек

АНКЕТИРОВАНИЕ 1 мин 10 сек

А давайте проведем анкетирование. Я буду задавать вопрос, а вы поднимать сердечки, в зависимости от ответа- если вы согласны, и ваш ответ «да», то оранжевое, если нет=белое, будьте внимательны, действуйте слаженно, ведь вы работаете вместе. Каждый раз оглядывайтесь друг на друга, смотрите на цвета сердечек.

Анкета:

Часто ли вы думаете о хорошем?

О плохом?

Умеете ли вы отличать хорошие поступки от плохих?

Завистливые мысли - это плохие мысли?

Мысли о помощи кому -либо посещают вас при просмотре передачи или выпуска новостей?

Замечательно, каких мыслей больше у вас - хороших или плохих?

По-другому и быть не могло. А почему?

РАБОЧИЕ ЛИСТЫ «СОПОСТАВЛЕНИЕ» 3 мин 30 сек

В этом зале есть еще одна словесная картина - Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли (Л.Н.Толстой). А всегда ли мысли и слова других людей нам ясны? 10 сек Давайте проведем эксперимент.

Перед вами рабочие листы. Попробуйте сопоставить русские пословицы из правого столбика с высказываниями известных зарубежных писателей из левого (может некоторые портреты вы узнаете, а имена этих великих писателей покажутся вам знакомыми) . У вас две минуты. Подайте мне сигнал, когда закончите совместную работу. Музыка. 1 мин 20 сек

Металл узнается по звону, а человек-по слову . (У.Шекспир)

Слово-что камень: коли метнет его рука-назад не воротишь (Сервантес )

Можно слушать долгую речь, и нечего не услышать (В.Скотт)

Поддержать добрым словом человека, попавшего в беду очень важно, даже если этот человек злой. ( М.Твен)

Цени слово, не бросайся им, не пустословь (М.Твен)

Каков разум, таковы и речи.

Слово не воробей: вылетит-не поймаешь.

Под краткую речь и думать хорошо.

Ласковым словом и камень растопишь.

Пустые слова-что орех без ядра.

Кто уже справился? Каково значение этой пословицы? А что вы знаете об авторе синонимичной фразы? 2 мин

Вы замечательно справились. Есть ли что-то общее в мыслях зарубежных писателей и в русских пословицах? Как вы видите, добрые слова свойственны и близки людям разных стран, национальностей. И доброе слово- оно вне времени. 10 сек

ВТОРОЙ ЗАЛ «СЛОВО» 30 сек

Настало время перейти во второй зал. Слово. Металл узнается по звону, а человек по слову.

Картины бывают разных жанров. Каких? Портрет. Можем ли мы по тому, как и что человек говорит что-то сказать о его характере? Какой это будет портрет? Речевой портрет. Знакомо ли вам это понятие? Что оно значит?

Я хочу показать вам несколько речевых портретов в нашем экскурсионном зале.

30 сек

ЕРАЛАШ 2 мин

Итак, портрет первый, внимание на экран…

Мальчик из ералаша. 2 мин Почему мы так говорим? Что мы можем сказать о мальчике? Можем ли мы его портрет поместить в нашу галерею? Почему?

РАБОТА С СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ 1 мин

А вы часто употребляете жаргонные словечки?

Если да-белый, если нет-оранжевый.

А вы всегда задумываетесь над тем, что сказать?

Подбираете ли слова в споре, чтобы не обидеть человека?

Зависит ли ваша речь от того, с кем вы говорите? Смотрим на карточки друг друга.

ЗАГАДКА-КНИГА 30 сек

Какой предмет формирует речевой портрет? Какой предмет помогает нам хорошо мыслить и узнавать много хороших и добрых слов? правильно книга (достаю из шкатулки) 20 сек

Чему учит книга?

Книга-это то, что учит нас мудрым мыслям, хорошим и правильным словам, добрым делам и поступкам. 10 сек

РАБОТА В ГРУППАХ (ГРУППОВОЕ ЗАДАНИЕ) 4 мин

Я предлагаю вам несколько историй, описанных в книгах. Вам предстоит прочитать текст и выполнить задание. Не забывайте о распределении ролей в группе.(все, и тексты, и задания на оборотной стороне ваших рабочих листов). 2 мин

Задание для первой группы: В одной замечательной книге есть такой рассказ. Хочу предложить поразмышлять над ним и вам.

Ситуация из реальной жизни. Таня - примерная, скромная ученица. Она хорошо пишет сочинения, красиво и правильно говорит, возвышенно рассуждает об идеалах. Она никогда не грубит учителям или одноклассникам. Но давайте посмотрим на девочку у порога ее квартиры. Как требовательно она звонит! Да еще кричит:- Заснули, что ли? Потом начинает стучать в дверь. Дверь открывает встревоженная мать:- Танечка, разве можно так стучать?- А ты что, оглохла? Бросив портфель на диван, девочка спешит на кухню.- Опять платье не выстирала? - доносится оттуда ее грубый, озлобленный голос.- Не успела, доченька, ты же знаешь, я больна. - У тебя вечно так …

Задание: Прочитайте текст. Подумайте и скажите, можем ли мы поместить портрет Тани в нашу галерею? Почему?

Задание для второй группы:

Прочитайте рассказ. Обсудите его. Докажите, используя текст рассказа, что красивы не красивые слова, а красивые дела. Портрет какого мальчика мы можем поместить в нашу галерею?

Среди поля стоит маленький домик. Его построили для того, чтобы в ненастье люди смогли спрятаться и пересидеть в тепле. Однажды, среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу было в это время трое мальчиков. Они вовремя успели спрятаться от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды. Вдруг они увидели: к домику бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего поселка. Он промок до нитки и дрожал от холода. И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал: «Не повезло тебе. Мне жаль тебя..»

Второй мальчик сказал: «Наверное, страшно было бежать по полю под проливным дождем. Я сочувствую тебе…»

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

3 портрет (для третьей группы) Почитайте рассказ. Можем ли мы поместить портрет Гали в нашей галерее? Почему?

Переехала Таня на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со своими друзьями. В новой школе девочка никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Она присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем. Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:

- Ты еще ни с кем не дружишь?

- Нет, - ответила Таня.

- И я ни с кем не дружу, - вздохнула Галя. Давай дружить вместе, а то я смотрю ты всё одна и одна. Я тебе сочувствую. Конечно, ведь плохие у нас в классе девочки: Ленка - задавака, Вера - хитрая, Надя - врунья, а Полина - задира.

Почти всех девочек перебрала Галя - все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.

- Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?! - сказала Галя.

- Не волнуйся, - ответила Таня. - С кем я подружусь, я еще не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.

4 портрет (для четвертой группы) Прочитайте текст. Чей портрет мы можем помесить в нашу галерею? Почему?

Увидела девочка Люда малыша, громко плачущего на улице и спрашивает:

- Чего ты расплакался?

- Я маму потерял.

- Какой ужас, какой кошмар, - заохала Люда. - Несчастный малыш потерял маму и на глазах у всех плачет, а некому его утешить, некому его пожалеть, кроме меня. Стала девочка, плача, гладить малыша, а он от этого еще сильнее разрыдался.

Услышал Петя о том, что случилось у малыша, побежал в информационную службу магазина, находившегося рдом, вскоре возвратился с мамой мальчика-она, оказывается, малыша о всему магазину ищет, уже с ног сбилась. Сразу же успокоился мальчик, перестал плакать, и все вокруг стали Петю хвалить и благодарить.

А девочка Люда очень обиделась и рассердилась на Петю. Ведь она хотела до самого вечера доброе дело делать и жалеть, и гладить малыша, а этот противный Петька вместо жалости взял, да и все испортил.

Так какой же вывод мы можем сделать? Да, важны не красивые слова, а красивые дела.

ТРЕТИЙ ЗАЛ «ДЕЛО»

Настало время перейти в Третий зал- Дело. Слова обязывают к делам. (Л.Н. Толстой)

БЕСЕДА О ВЕЛИКИХ 2 мин

Да, у некоторых героев наших историй слова расходятся с делами. А чьи портреты можно было бы поместить в нашу галерею? В вашей жизни есть люди (из вашего окружения), чьи слова никогда не расходятся с делом?

Чей речевой портрет можно = нравственному образу жизни?

Наша российская история и литература знает немало таких примеров: А.Суворов, великий полководец, храбры и отважный человек обладал силой слова, его слова никогда не расходились с делами. Словом вождь побуждает смело сражаться в бою.

Л.Н. Толстой-писатель, мастер слова, создатель школы в своем имении Ясная Поляна для крестьянских детей.

Патриарх Кирилл, чьи речи подвигают нас на добрые дела, он сам пример милосердия и доброты.

Лео Бокерия, детский кардиолог, хирург, который и словом, и делом спасает жизни детей, дает надежду.

В.Г. Распутин, ушедший от нас 14 марта, писатель, обладающий мощным талантом и потрясающей честностью. Словом он воскрешал в людях совесть. Какие произведения вам известны? Какое произведение Распутина вы читали летом?

БЕСЕДА О НРАВСТВЕННОСТИ 30 сек

Как вы видите, люди разных времен, разных поколений разных сфер деятельности совершают дела не в разрез со словами. А как называются такие дела?

Нравственными. Что такое нравственность?

Нравственность-(Ожегов)-внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек. 30 сек

ИТОГ + «РЕСТАВРАТОРЫ» 1 мин

О чем мы говорили сегодня? Подвести итог.

Я предлагаю вам подсказку.

В любой галерее, даже такой необычной, как сегодняшняя, есть реставраторы. Реставратор - это 30 сек

Я предлагаю сегодня побыть в роли реставраторов фразы. Помогут вам в этом конвертики, которые лежат на столах. Из разрезанных карточек нужно составить фразу -картину. 30 сек.

Нравственность человека видна через его отношение к слову. (Л.Н.Толстой)

Итог: 1 мин 30 сек

Какая фраза получилась? Можно ли ее поместить в нашу галерею?

ТЕМА КЛАССНОГО ЧАСА 1 мин

Это высказывание может быть темой нашей встречи сегодня? Как, исходя из нашего разговора, можно формулировать тему нашу классного часа?

Давайте вспомним, какие залы мы сегодня посетили в нашей галерее?

Как связаны мысль-слово-дело в жизни каждого из нас?

Какие высказывания, представленные в нашей экспозиции каких авторов, вам запомнились?

Понадобится ли вам сегодняшняя информация в жизни ? В каких ситуациях?

КАК МЫ НАЗОВЕМ ГАЛЕРЕЮ? 20 сек

Предлагаю такое название: ГАЛЕРЕЯ ВЫСОКИХ МЫСЛЕЙ, КРАСИВЫХ СЛОВ И ХОРОШИХ ДЕЛ

РЕФЛЕКСИЯ 30 сек

Предлагаю вернуться к нашим сигнальным карточкам.

Белая-не согласен, Оранжевая -согласен

Мне было все понятно

Мне было неинтересно

Мне было скучно

Мне было интересно

Я ничего не понял

Я все понял, могу рассказать другим

Сегодняшнюю встречу я запомню надолго (моя карточка)

СТИХ ПРО СЛОВА 30 сек

Ах, как нам добрые слова нужны.

Не раз сегодня убедились сами,

А может не слова, дела важны?

Дела делами, а слова-словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы.

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.


ДО СВИДАНИЯ! 10 сек

Желаю, чтобы сегодня, завтра и всегда вас окружали только хорошие люди и добрые слова. Желаю вам, чтобы после посещения нашей галереи сегодня ваши мысли были высокими, слова-красивыми, а дела, поступки- хорошими.

Всего доброго.

© 2010-2022