Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 с. АРЗГИР

АРЗГИРСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ


Утверждена

с изменениями и дополнениями

на заседании педагогического

совета школы

протокол №1

от 28 августа 2010 г.

Директор МОУ СОШ №2

с. Арзгир Арзгирского района

Ставропольского края

_______________

А. Н. Жила


Программа

воспитательной работы класса


«Человек. Личность.

Гражданин»


ПРОГРАММА РАСЧИТАНА НА ДЕТЕЙ ОТ 11 ДО 17 ЛЕТ.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ- 7 лет.


Автор и составитель:

Яломыст И. В.,

МОУ СОШ №2 с. Арзгир

Арзгирского района

Ставропольского края


Год создания: 2007 г.

с. Арзгир

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Воспитательная программа МОУ СОШ №2 «Школа добра,

труда и нравственности - творческого самовыражения личности».

Целевая комплексная программа развития воспитания «Человек. Личность. Гражданин» (7 лет)

Заказчик программы

Администрация школы, родители

Разработчик программы

Яломыст И. В., МОУ СОШ №2 с. Арзгир

Сроки реализации программы

2008-2015гг. (II- III ступень обучения - 5-11 классы)

Основные разделы программы

1.Паспорт программы.

2. Пояснительная записка

3. Цели и задачи программы.

4. Принципы реализации программы.

5. Технологии воспитательной работы.

6. Направления и формы реализации программы.

7. Работа, планируемая в рамках реализации программы.

8. Сроки и этапы реализации программы.

9. Структура взаимодействия участников программы

10. Методическое сопровождение программы

11. Материально-техническое и финансовое обеспечение.

12. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы.

Кадровое обеспечение программы

Классный руководитель, учителя - предметники, родительский комитет, родители класса, руководители кружков, секций, работники дополнительного образования, президентский Совет школы, культурно-просветительские учреждения села

Ожидаемые результаты

  • Сформированность основных нравственных качеств личности учащихся;

• отсутствие отрицательной динамики по правонарушениям и преступлениям среди учащихся;

• повышение уровня воспитанности учащихся;

• рост социальной активности учащихся;

• благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе;

• развитие ученического самоуправления;

• отсутствие отрицательной динамики по успеваемости и качеству знаний учащихся;

• активное участие учащихся класса в школьных мероприятиях (интеллектуальных, творческих, спортивных);

• отсутствие отрицательной динамики по состоянию здоровья учащихся;

• позитивное отношение учащихся и родителей к школе;

• самоопределение учащихся относительно направления и способа получения дальнейшего образования;

• высокий уровень внеурочной занятости учащихся;

  • формирование модели личности выпускника МОУ СОШ №2 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края.








II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Любовь к Родине, патриотизм, нравственное отношение к окружающему начинается с любви к близким, к дому, к школе, своему городу, родному краю. Вот почему воспитание в школе в рамках программы имеет четко обозначенную схему: семья - родная школа, микрорайон, родное село, край, родная страна.

Данная программа создавалась на основе концепции школы, школьной Программы воспитательной работы «Школа добра, труда, и нравственности - творческого самовыражения личности».

Содержание программы «Человек. Личность. Гражданин» охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, творчества, культуры, профессионального самоопределения.

Основная концептуальная идея программы заключается в том, что воспитание нового поколения российских граждан невозможно без формирования у подростков патриотического сознания, чувства любви и долга к своему Отечеству, качеств гражданина.

Школа в селе - культурный, воспитывающий, развивающий центр.


Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:


  • воспитание - процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели;

  • воспитание - это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование;

  • воспитание - это чувство, голос души и сердца

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интерес себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

Ребенка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество - это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое Я. Используя слово, дело и наблюдение, классный руководитель создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Основная задача классного руководителя - быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении. Одно из условий успешного воспитания заключается в следующем: ребенок не должен ощущать давление со стороны взрослых, он должен чувствовать плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь. Чтобы понять, что его интересует, что радует, что утомляет, что обижает детей, я чаще встаю на их место.

Моя задача как классного руководителя - обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности, помочь научиться проектировать собственную жизнь.

Совместная деятельность с родителями и учащимися позволила разработать своеобразную модель воспитательной системы класса, которая помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и их родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов. Программа воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам.

Она реализуется на основе принципов воспитания, позволяющих сформировать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность:

  • гуманистическое воспитание;

  • личностно-ориентированное воспитание;

  • деятельностный подход;

  • целостный подход;

  • комплексный подход;

  • обеспечение ситуации успеха;

  • дифференциация воспитания;

  • компетентностный подход

Поэтому мне близки такие заповеди учителя:


  • Не навреди.

  • Твоё хорошее настроение и спокойствие приведут к намеченной цели.

  • Определи, что ты хочешь от ребёнка, узнай его мнение на этот счёт.

  • Учитывай уровень развития своего воспитанника.

  • Предоставь самостоятельность ребёнку.

  • Создай условия для осознанной деятельности воспитанника.

  • Не упусти момент первого успеха ребенка.

  • Учитель- ученик - единая духовная общность.

  • Жизненный путь ребенка - путь радости.

Каждый участник воспитательного процесса выполняет свою функцию для достижения единой цели: развитие образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.

Считаю, что моя система воспитательной работы должна стать гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанников, потому что она направлена на формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации.

Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия.






III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Цель программы:

воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.

Задачи:

  • развитие классной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка;

  • формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей;

  • формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции;

  • координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума:

  • развитие ученического самоуправления, социализации, социальной адаптации, творческого потенциала каждого учащегося.

  • дать практические знания в области проектной деятельности и исследовательской работе.

Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:

  • в программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности;

  • программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других;

  • содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;

  • семья - равноправный участник воспитательного процесса в школе;

  • воспитание ребенка в социуме. Взаимодействие ведомств, государственных и общественных учреждений и организаций;

  • программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную;

  • программа ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.

Дружба, любовь, гуманное отношение к окружающему - основа взаимоотношений между людьми.

Личность, способная осваивать ценности культуры, умеющая ориентироваться в системе социальных ценностей, становиться субъектом своей жизнедеятельности, стратегом своей судьбы. Ей присущи качества:

  • высокоразвитое сознание (это понимание самого себя, это формирование своего отношения к людям, труду, семье, обществу, это нахождение своего места среди людей, это понимание своих возможностей и желание их реализовать);

  • психическое, физическое и нравственное здоровье (гармония души и тела);

  • широкая образованность (воспитание потребности знать больше, всё время учиться, познавать, развивать себя);

  • высокое воспитание (образ жизни интеллигентного, культурного, нравственного человека);

  • чувство Отечества в сочетании с активной гражданской позицией (преданность, стремление сделать пользу).

Одним из методов в настоящее время в воспитании является организация проектно - исследовательской деятельности учащихся. Актуальность данной технологии очевидна. Проектно - исследовательская деятельность развивает самостоятельность мышления, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству, оказывает существенное влияние на личностно - профессиональное становление, создает высокую мотивацию познавательной деятельности, формирует черты творческой личности. Данная деятельность обеспечивает успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.

По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы всё более углубляется и расширяется.

В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы, это классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, психологические тренинги, эстетические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, акции, экскурсии, походы, конкурсы, презентации, проекты, выставки, разработка различных социальных и творческих проектов и др.

Каждый участник воспитательного процесса выполняет свою функцию для достижения единой цели: развитие образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.

Программа воспитательной работы «Человек. Личность. Гражданин» направлена на формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации.

Путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия.

IV. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется на основе принципов воспитания, позволяющих сформировать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность:

  • гуманистическое воспитание (признание личности ребенка высшей социальной ценностью);

  • личностно-ориентированное воспитание (создание психолого-педагогических условий для целостного развития каждого ребенка, реализации его духовных и познавательных потребностей, приобщения к универсальным ценностям культуры);

  • деятельностный подход (развитие в процессе игровой, трудовой, досуговой и творческой деятельности, определяющей отбор форм и методов воспитательной работы в классе);

  • целостный подход (воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами);

  • комплексный подход (воспитание и развитие разнообразных качеств личности ребенка должно осуществляться в комплексе, а не поочередно);

  • обеспечение ситуации успеха (успех в деятельности не только помогает раскрытию потенциала ребенка, но и открывает перед ним новые возможности);

  • дифференциация воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания должен учитывать индивидуальные, в т. ч. религиозные, исторические, культурологические особенности жизни детей и взрослых);

  • компетентностный подход (воспитание направлено на формирование у ребенка способностей и умений, позволяющих человеку правильно оценивать ситуацию, достигать результатов в личной жизни и профессиональной деятельности в условиях конкретного общества).

Реализация компетентностного подхода в воспитании предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:

  • ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров; умение осознавать свою роль и предназначение в обществе; способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в окружающей действительности, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;

  • общекультурных: духовно-нравственные основы жизни человека; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; опыт освоения окружающего мира, познания и деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;

  • учебно-познавательных: умение организовать деятельность (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия и самооценка); навыки самостоятельной познавательной деятельности; умение действовать в нестандартных ситуациях; креативность;

  • информационных: владение современными средствами информации, информационными технологиями; поиск, анализ и отбор необходимой информации;

  • коммуникативных: навыки работы в группе, коллективе; знание способов взаимодействия с окружающими при реализации разных социальных ролей;

  • социально-трудовых: способность решать экономические, правовые и другие социальные задачи на основе целостной научной картины окружающего мира с позиции ценностей гражданского общества и демократического государства;

  • личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, саморегуляция и самоподдержка, самопознание, культура мышления и поведения.

V. ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Решение задачи по формированию и развитию ключевых компетенций учащихся невозможно без использования современных педагогических технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка, за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе и включения школьников в активную учебную, творческую и социальную деятельность. Таким образом, реализация компетентностного подхода на основе использования современных педагогических технологий сегодня является необходимым условием достижения нового качества образования.

Реализация целей и решение задач воспитательной программы предполагают активное участие детей и родителей в жизни класса, что требует применения технологий, активизирующих их деятельность. Поэтому воспитательная работа в классе строится на использовании педагогических технологий, которые обеспечивают реализацию деятельностного подхода в воспитании:

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Метод проектов

  • Технология исследовательской деятельности

  • Технология личностно-ориентированного воспитания

  • Технология «Портфолио»

  • Информационные технологии

  • Технология воспитания в сотрудничестве

СТРУКТУРА ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ.

В классе активно функционирует система детского самоуправления. Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, которое собирается один раз в четверть и на котором принимаются вопросы, предложения и замечания по проведению работы в классе, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.

Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.

Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.

Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.

Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.

Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.

Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.

Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.

Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.









VI. НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРО­ГРАММЫ



Направление работы

Цель

Формы реализации

"Я - человек"

1.Формирование идеала жизни, идеала человека, жизненной позиции.

2.Формирование готовности к активному самопознанию и объективному самосознанию.

3.Формирование представлений о человеке как субъекте жизни.

4.Расширение представлений о социальном устройстве жизни человека через формирование знаний об образе жизни человека и способах существования человека.

Классные часы:

  • Какой мы коллектив?

  • «Откровенный разговор о нас самих»

  • Как выглядела жизнь одного из растущих коллективов.

  • «Здравствуй, человек!»

  • Это высокое звание - Человек!

  • Что ты знаешь о человеке и о себе»

  • С чего начинается личность?»

  • Наши интересы и привязанности

  • «О достойных людях»

  • «Мудрые мысли обо всех нас»

  • «Счастье - жить!»

  • «Познай самого себя»

  • «Как остаться непобеждённым?»

  • «Роскошь человеческого общения»

  • «Этикет и мы»

  • «Учимся говорить»

Диспуты:

  • «Человек может быть таким, каким хочет быть». (М. Горький)

«Круглый стол»

  • В мире информации

  • Проблемы, проблемы, проблемы …

  • Час взросления

  • «Прошу слова!»

Проектная деятельность.

Разработка буклетов

  • «Права детей»,

  • «Ответственность несовершеннолетних»

  • «Права и обязанности ученика школы»

Анкетирование

  • Моя позиция по отношению к общечеловеческим ценностям

  • Моё отношение к событиям в классе

  • Открытость личности

  • Открытость глубинного «Я»

Практикумы

  • «Конфликты в нашей жизни»

  • «Учимся разрешать конфликты»

Ролевая игра

  • «Суд над …»,

  • «Банк социальных идей»

Тестирование

  • «Познаю себя и других»

  • «Внимание и память»

  • «Типологические свойства и темперамент»

  • «Особенности личности»

  • «Особенности мышления»

"Я и Отечество"

1.Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими и будущими поколениями.

2.Воспитание ответственности за благополучие, безопасность и радость жизни.

3.Воспитание и подготовка к защите своей Родины и к служению Отечеству.

4.Развитие потребности к изучению истории своей Родины, своего народа.

Классные часы

  • «Славные страницы истории русской»

  • «Герои России»

  • «Галерея исторических личностей»

  • «Символика России»

  • «Уроки мужества»

  • «Выдающиеся люди Ставрополья»

  • «Герои - земляки»

  • «Гражданином быть обязан»

Уроки России

  • Выпускники школы на службе Отечеству.

  • Дни воинской Славы России

  • Посещение исторических музеев.

Акции

  • «Георгиевская ленточка»

  • «Вахта Памяти»

Слёт мальчишек «Чтоб защитником стать»

Конкурсы «Вперед, защитники Отечества!»

Проектная деятельность. Выпуск тематических газет

Митинг ко Дню Победы;

«Мы за мир» в День солидарности в борьбе с терроризмом.

Игра «Зарница»

Смотр - строя и песни «Статен, строен, уважения достоин»

Заочные экскурсии по городам-героям

Турнир знатоков истории России

Встречи с интересными людьми:

  • «Защитники Родины - мои родственники»

  • «История глазами моих родственников»

"Я и коллектив"

1. Создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе.

2. Сплочение классного коллектива.

3.Профилактика правонарушений и преступлений

Анкетирование

  • «Я и мой класс»

  • «Мои убеждения»

  • «Общение в классе»

Тестирование.

  • Определение уровня воспитанности учащихся. Социометрия

  • Определение уровня тревожности.

  • «Какой ты друг?»

Участие в акциях

  • «Внимание! Дети!»

  • «Сделаем наше село чистым и зеленым»

  • «День прав ребенка»

  • «Самый некурящий класс»

  • «Класс года»

Беседы

  • «Мои увлечения».

  • «Поведение в конфликтных ситуациях».

  • «Предупреждение травматизма на уроках и переменах».

  • «Этикет в вопросах и ответах».

  • «Нужно ли дорожить дружбой».

Создание и функционирование системы детского самоуправления.

Учеба актива класса.

Индивидуальные беседы с учащимися.

Индивидуальные консультации учителей-предметников для родителей.

Деловая игра «Если друг оказался вдруг…»

Тематические классные часы

  • «Быть человеком»

  • «Роскошь человеческого общения»

  • «Моя роль в коллективе»

  • «Открытый микрофон»

Спортивные соревнования

"Я и интеллект"

Развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Тестирование

  • «Какой у меня интеллект?»

Классные часы

  • «Азбука мышления»

  • «Поле чудес»

  • «Географический КВН»

  • «100/1»

  • «Знание - сила»

  • «Русские миллионеры»

  • «Святые заступники Руси»

  • Морская слава России»

  • «Герои земли Русской»

Выпуск тематической стенгазеты

Диспуты

  • «Кого можно назвать героем?»

  • «Герой нашего времени. Какой он?»

Встречи с интересными людьми

Вечер вопросов и ответов

Заочные экскурсии

Участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах различного уровня

Подготовка рефератов

"Я и здоровье"

1.Формирование потребности в здоровом образе жизни.

2.Профилактика асоциального поведения.

3. Формирование потребностей заниматься физкультурой и спортом.

4. Формирование бережного отношения к окружающей природе, экологиче­ское воспитание.

5. Развитие навыков гигиены и соблюдения режима дня.

Дни здоровья

Спортивные соревнования

Классные часы (с приглашением специалистов по необходимости):

  • В здоровом теле - здоровый дух (уход за зубами, ушами, волосами, ногтями, чистотой тела и одежды).

  • Вода и здоровье.

  • Беседа о культуре и безопасности пешехода.

  • Моя комната (о дизайне и уюте, о правильном оформлении рабочего уголка).

  • Гигиена мальчика и девочки.

  • Культура: чистота тела, уход за волосами, гигиена полости рта.

  • Красота - это здоровье?

  • Солнце и здоровье.

  • О вредных привычках (походка, еда на улице, семечки и т.д.).

  • Воздух и здоровье.

  • Первая помощь при несчастных случаях.

  • Поведение в экстремальной ситуации.

  • Как вырваться из плена вредных привычек?

  • Пути разрешения конфликтов.

  • Нормы и правила поведения в общественных местах.


Проектная деятельность. Пропаганда здорового образа жизни

  • Выпуск санбюллетеней, листовок, газет по теме классных часов

  • Выставка рисунков, фотографий, коллекций «Здоровье, спорт, гармония, красота»


Диспуты:

  • Что значит владеть собой?

  • Кто счастливее - здоровый нищий или больной король?


Ролевая игра:

  • «Суд над наркоманией»

  • «Суд над алкоголизмом»

  • «Суд над курением»

Тестирование

  • «Ребенок в современном мире»

  • «Мир моих увлечений»

"Я и семья"

1.Воспитание культуры семейных отношений.

2.Формирование уважительного отношения к членам семьи, родственникам; память предкам.

3.Приобретение навыков семейной дипломатии.

Классные часы

  • «Всё начинается с любви»

  • «Поговорим ещё раз о любви»

  • «Валеология семьи. Влюблённость. Любовь»

  • «Валеология семьи. Семейное благополучие»

  • «Валеология семьи. Семейное неблагополучие»

  • «Семейные традиции»

  • «Основные проблемы семейных отношений»

  • «Интимная жизнь»

  • «Взаимоотношения с родителями»

  • Молодость наших мам и пап

  • Труд и отдых в семье

  • Правила дружной семьи

  • Чудеса детства

  • Семья в моей жизни


Практикумы:

  • Наказание и поощрение в семье

  • Подарки членам семьи

  • Семейные обязанности

  • Чрезвычайное происшествие или знаменательное событие в семье

Встреча с родителями:

  • «Семейный альбом»

  • «Семейный портрет»

  • «Семейная реликвия»

  • «Семейная профессия»

Ток-шоу «Отцы и дети»

Проектная деятельность.

  • «Семейные реликвии»

  • «Традиции нашей семьи»

  • «Фотография в нашем альбоме»

Встречи с интересными людьми:

Вечер вопросов и ответов

  • «Девичья честь»

  • «Мужское достоинство»


Диспуты:

Можно ли это простить? (обман, предательство в семье)

Совместные дела

  • «Семейный архив»

  • «Древо жизни»

  • «История моей семьи в письмах и дневниках»

Групповые и индивидуальные консультации

"Я и мое будущее"

1.Формирование у учащихся положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.

2.Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции.

Классные часы:

  • О профессиях в области «Человек-техника» (инженер, механик, токарь, сварщик, оператор ЭВМ, шофёр и т.д.)

  • Где нет труда, сады там не цветут

  • Здоровье и предпринимательство (приглашение представителей частных фирм)

  • Профессиональные учебные заведения края

  • Котируемые и не пользующиеся спросом профессии в нашем селе, крае(связь с центром по трудоустройству)

  • «Жизненные планы»

  • «Всякое дело человеком ставится, человеком и славится»

  • «Профессия моей мечты»

  • «В мире профессий»

  • «Презентация профессий»

  • «Школа… а дальше?»

  • «Путь в профессию»

  • «Секрет освоения профессии»


Общественно - полезная деятельность

  • Самообслуживание в классе, школе

  • Уход за закреплённым участком школьной территории

Проектно-исследовательская деятельность

• Распространение среди учащихся образовательной карты края;

• Распространение среди учащихся справочника «Дороги, которые мы выбираем»

• Выпуск буклета "Профильные классы"


Психолого - педагогическая диагностика

  • Наличие профкарт

  • Анкета интересов


Психологические тренинги:

  • «Ориентация в жизни»

  • «Выбор профессии»

Анкеты:

  • «Интересов»

  • «Мотивация своего профессионального выбора»

  • «Ориентация»

Индивидуальные консультации психолога

Практикум по выбору профессии

Родительские собрания



























VII. РАБОТА, ПЛАНИРУЕМАЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ


Планируемая работа по различным направлениям

Сроки

Ответственные

"Я - человек"

Проведение классных часов и бесед нравственного содержания.

Не реже 1 раза в четверть

Классный руководитель

Проведение классных часов и бесед с целью профилактики правонарушений и преступлений.

Не реже 1 раза в четверть

Классный руководитель, психолог, соц. педагог

Участие в месячниках правовых знаний.

Ежегодно

Классный руководитель, актив класса

Психолого-педагогическая диагностика и анкетирование с целью изучения уровня сформированности у учащихся основных нравственных качеств личности.

Сентябрь

май

Ежегодно

Классный руководитель, педагог-психолог

Индивидуальные беседы и консультации для учащихся и их родителей (по итогам диагностики и наблюдений).

По мере необходимости

Классный руководитель, педагог-психолог

Обсуждение различных жизненных ситуаций.

По мере необходимости

Классный руководитель

Изучение с классом устава школы, Единых требований к учащимся школы, Правил поведения учащихся в школе.

Ежегодно

Классный руководитель

Оформление и обновление классного стенда "Правила поведения в школе".

Сентябрь Ежегодно

Классный руководитель

Актив класса

Взаимодействие с социальным педагогом, Советом профилактики, родительским комитетом в проведении работы по профилактике правонарушений и девиантного поведения обучающихся.

Постоянно

Классный руководитель

Участие в традиционных социальных акциях: "Школьный двор", "Забота", "Надежда", "Чистый дом","Мы этой памяти верны", "Моя школа".

Ежегодно

Классный руководитель, актив класса

Проектная деятельность. Разработка буклета "Права и обязанности ученика школы".

2010 г.

Классный руководитель, актив класса

"Я и Отечество"

Участие в месячнике оборонно-массовой работы.

Январь- февраль

Ежегодно

Классный руководитель, актив класса

Проведение политинформаций в классе.

Один раз в неделю

Классный руководитель, актив класса

Участие в школьном конкурсе "Лучший социально значимый проект".

Ежегодно

Классный руководитель, актив класса

Организация дежурства в классе и уборки закрепленной территории.

Ежегодно

Классный руководитель

староста

Участие в традиционных социальных акциях: "Школьный двор", "Забота", "Надежда" "Чистый дом", "Мы этой памяти верны", "Моя школа".

Ежегодно

Классный руководитель, актив класса

Организация встреч с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, локальных военных конфликтов.

Ежегодно

Классный руководитель

Проведение классных часов и бесед гражданско-патриотической направленности.

Не реже одного раза в четверть

Классный руководитель

Экскурсии в музеи.

Не реже одного раза в четверть

Классный руководитель

Психолого-педагогическая диагностика с целью изучения уровня сформированности у учащихся таких качеств личности, как патриотизм и гражданственность, а также уровня социальной активности учащихся.

Ежегодно

Классный руководитель, педагог-психолог

Организация шефской помощи ветеранам школы.

Постоянно

Классный руководитель, актив класса

"Я и коллектив"

Проведение традиционных мероприятий в классе:

• День именинника;

• День рождения класса;

• Праздничные вечера, посвященные Новому году, 8 Марта, 23 февраля;

• День Святого Валентина;

• День юмора;

• Дни здоровья;

• Смотр песни и строя;

• День солидарности в борьбе с терроризмом;

• День Матери.

Ежегодно

Классный руководитель, актив класса, родительский комитет

Организация работы органов ученического самоуправления: собрания класса, актива класса, малых инициативных групп, временных творческих групп.

Постоянно

Классный руководитель, учащиеся класса

Организация и проведение выборов старосты класса и командиров малых инициативных групп.

Сентябрь

Ежегодно

Классный руководитель, учащиеся класса

Оформление уголка класса в кабинете.

Сентябрь

Ежегодно

Классный руководитель, актив класса

Проектно- исследовательская деятельность. Проведение коллективных творческих дел в классе.

Постоянно

Классный руководитель, Совет дела, родительский комитет

Проведение классных часов и бесед о правилах взаимодействия людей в обществе и социальной группе, предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.

Не реже одного раза в четверть

Классный руководитель

Участие в школьных конкурсах:

• для учащихся ("Ученик года");

• для классных коллективов ("Класс года", "Самый спортивный класс", "Лучший социально значимый проект".

Ежегодно

Классный руководитель, актив класса

Психолого-педагогическая диагностика и анкетирование учащихся с целью изучения уровня сформированности классного коллектива, системы и характера взаимоотношений, удовлетворенности учащихся жизнью в классе.

Ежегодно

Классный руководитель, педагог-психолог

"Я и интеллект"

Участие в школьных интеллектуальных и творческих конкурсах.

Постоянно

Классный руководитель, актив класса

Участие в интеллектуальных олимпиадах для школьников.

Постоянно

Классный руководитель

Подготовка и презентация итоговых творческих отчетов учащихся за год.

Май

Ежегодно

Классный руководитель, актив класса, родительский комитет

Участие в организации и проведении школьных мероприятий: традиционных праздников, ученических конференций, "круглых столов" смотров, акций, дискуссий, ролевых игр.

Постоянно

Классный руководитель, актив класса

Посещение выставок, музеев.

Не реже одного раза в четверть

Классный руководитель, актив класса, родительский комитет

Психолого-педагогическая диагностика и анкетирование с целью изучения уровня и характера учебной мотивации, познавательных интересов.

Ежегодно

Классный руководитель, педагог-психолог

Проектно- исследовательская деятельность. Подбор материалов для рефератов, разработки коллективных творческих дел, санбюллетений, буклетов и т.д.

Постоянно

Классный руководитель, учителя-предметники, учащиеся класса, библиотекарь

"Я и здоровье"

Участие в месячнике «В здоровом теле - здоровый дух».

Апрель Ежегодно

Классный руководитель, актив класса

Информирование учащихся и их родителей о спортивных секциях в школе и районе.

Сентябрь

Классный руководитель

Участие в школьных спортивных мероприятиях:

• соревнованиях (по футболу, пионерболу, баскетболу, волейболу, легкоатлетической эстафете);

• спортивных праздниках.

Ежегодно

Классный руководитель, актив класса

Проведение Дней здоровья.

Один раз в четверть

Классный руководитель, актив класса, родительский комитет

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Постоянно

Классный руководитель, актив класса

Проектная деятельность. Оформление уголка безопасности в кабинете.

Сентябрь

Ежегодно

Классный руководитель, актив класса

Реализация здоровьесберегающих профилактических мероприятий: "Уроки здоровья" "Полезные привычки", "Полезные навыки" "Твой выбор".

Постоянно

Классный руководитель

медсестра

Проектная деятельность. Участие в школьном конкурсе буклетов "Я выбираю жизнь".

Ежегодно

Классный руководитель, актив класса

Проведение родительских собраний, классных часов и бесед с целью пропаганды здорового образа жизни и профилактики вредных привычек.

Ежегодно

Классный руководитель

"Я и семья"

Проведение мероприятий в классе, посвященных сохранению семейных ценностей, традиций .

Постоянно

Классный руководитель, актив класса, родительский комитет

Проектно- исследовательская деятельность. Создание презентаций, посвященных семье.

Май

ежегодно

Классный руководитель, родительский комитет

Участие в традиционных семейных праздниках «День Матери». «Праздники моей семьи» и др.

Ежегодно

Классный руководитель, родители

Поздравления к социальным праздникам:

День пожилого человека;

День учителя;

День Матери;

Новый год;

День Защитника Отечества;

8 Марта;

День Победы и др.

Постоянно

Актив класса

Посещение семей учащихся с целью изучения условий их жизни и воспитания.

Не реже одного раза в год

Классный руководитель, социальный педагог

Анкетирование учащихся и родителей с целью изучения уровня их удовлетворенности жизнью в классе.

Ежегодно

Классный руководитель

"Я и мое будущее"

Организация встреч с людьми разных профессий.

Не реже одного раза в полугодие

Классный руководитель, родители

Психолого-педагогическая диагностика и анкетирование с целью изучения интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников.

Два раза в год

Классный руководитель, педагог-психолог

Организации индивидуальной работы с учащимися и их родителями по итогам психолого-педагогической диагностики.

По мере необходимости

Классный руководитель, педагог-психолог

Организация работы по комплектованию, оформлению и представлению портфолио учащихся:

• классные часы;

• родительские собрания;

• индивидуальные консультации;

• презентации портфолио в классе.

Постоянно

Классный руководитель, родители

Информирование учащихся и их родителей о профилях обучения в старшей школе.

2012-2013 учебный год

Классный руководитель

Проектно-исследовательская деятельность. Распространение среди учащихся:

• образовательной карты края;

• справочника «Дороги, которые мы выбираем»;

• буклета "Профильные классы".

2012-2015 учебный год

Классный руководитель, родители

Оказание учащимся и их родителям психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования.

2014-2015 учебный год

Классный руководитель, педагог-психолог

Проведение родительских собраний, классных часов, бесед профориентационной направленности.

2012-2015 учебный год

Классный руководитель

Проектная деятельность. Оформление в кабинете уголка "Куда пойти учиться".

2013-2015 учебный год

Классный руководитель



VIII. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Воспитательная программа определяет перспективы развития воспитательной системы класса на период с 2008 по 2015 годы, она уточняется, корректируется в ежегодном плане воспитательной работы, который соответствует задачам определенного этапа развития воспитательной системы.

I этап


5 класс

Самореализация

Всестороннее изучение детей. Психолог. Диагностика учеников класса. Методический поиск классного руководителя. Формирование органов самоуправления.

II этап



6 класс

Самоорганизация

Создание в классе коллектива детей, педагогов и родителей. Обобщение опыта работы и выработка Концепции воспитательной работы с классом. Формирование и диагностика коллектива учеников.

III этап


7 класс

Самоопределение

Включение личности и коллектива в социально значимую деятельность по интересам и освоение личностью других областей приложения творческих способностей.

IV этап


8 класс

Самореабилитация

Использование интегрированного курса по нескольким направлениям: общая культура, здоровье, решение социальных проблем с участием учащихся. Коррекция межличностных отношений.

V этап


9 класс

Самоутверждение

Осуществление корректирования индивидуального самовоспитания учащихся и укрепление чувства неповторимости, оригинальности ума каждого учащегося, т.е. уникального склада ума.

VI этап


10 класс

Самоанализ и саморегуляция

Работа над формированием умения произвольно управлять интеллектуальной деятельностью, целенаправленно строить процесс воспитания.

VII этап


11 класс

Самоусовершенствование

Социализация и профопределение личности. Обеспечение возможности принятия эффективных решений в любых (в том числе и в экстремальных) условиях, т.е. формирование интеллектуальной компетенции.


















IX. СТРУКТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ




Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.




Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.




Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.

Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.

Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.


Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.



Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.




Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.




Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.




Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.





Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.



Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.





СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ


Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.

Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.




Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.

Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.

Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.

Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.

Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.

Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.





Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.

Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.







Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.


















X. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся

Ежедневно

Организация питания учащихся

Ежедневно

Индивидуальная работа с учащимися

Ежедневно



Проверка дневников учащихся

Еженедельно

Проведение мероприятий в классе (по плану)

Еженедельно

Работа с родителями (по ситуации)

Еженедельно

Встреча с медместрой по справкам о болезни учащихся

Еженедельно


Оформление классного журнала по итогам четверти

Один раз в четверть

Анализ воспитательной работы за четверть, корректировка планов воспитательной работы на четверть

Один раз в четверть

Участие в работе методического объединения классных руководителей II ступени обучения

Один раз в четверть

Проведение родительского собрания (по плану)

Один раз в четверть



Проведение открытого мероприятия

Один раз в год

Оформление личных дел учащихся

Один раз в год

Анализ плана воспитательной работы класса за прошедший учебный год

Один раз в год

Составление вместе с учащимися плана воспитательной работы класса на следующий учебный год

Один раз в год

Представление статистических данных о классе (на 1 сентября)

Один раз в год



РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ


Взаимодействие с родителями ("круглый стол", вечер вопросов и ответов, психолого-педагогический лекторий, деловая игра, дискуссия)

Постоянно

Ознакомление родителей с ежегодным открытым информационным докладом директора школы

Ежегодно

Проведение родительских собраний

Не реже одного раза в четверть

Проведение заседаний родительского комитета

Не реже одного раза в четверть

Участие в ежегодной школьной родительской конференции

Ежегодно

Индивидуальные беседы с родителями

Постоянно

Посещение семей учащихся с целью изучения условий их жизни и воспитания

Не реже одного раза в год

Привлечение родителей к планированию воспитательной работы в классе

Ежегодно

Привлечение родителей к участию в подготовке и проведении традиционных мероприятий в классе, КТД

Постоянно

Анкетирование родителей с целью изучения уровня их удовлетворенности жизнью в классе

Ежегодно



























XI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. Кабинет класса,

  2. актовый зал, спортивный зал,

  3. библиотека,

  4. музыкальный центр,

  5. компьютер

  6. ватман,

  7. диски,

  8. кассеты,

  9. фотоаппарат

  10. видеокамера

Финансовое обеспечение осуществляется за счет школы, родителей.

Смета расходов на год утверждается на родительском собрании.






















XII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


  • Сформированность основных нравственных качеств личности учащихся;

• отсутствие отрицательной динамики по правонарушениям и преступлениям среди учащихся;

• повышение уровня воспитанности учащихся ;

• рост социальной активности учащихся;

• благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе;

• развитие ученического самоуправления;

• рост числа победителей и призеров конкурсов, соревнований, смотров, конференций разного уровня;

• отсутствие отрицательной динамики по успеваемости и качеству знаний учащихся;

• активное участие учащихся класса в школьных мероприятиях (интеллектуальных, творческих, спортивных);

• отсутствие отрицательной динамики по состоянию здоровья учащихся;

• активное участие родителей в решении вопросов школьной жизни;

• позитивное отношение родителей к школе;

• самоопределение учащихся относительно направления и способа получения дальнейшего образования;

• высокий уровень внеурочной занятости учащихся.

Результатом воспитательной деятельности является: воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией

Выпускник школы - социально компетентная личность, способная эффективно реализовать себя в различных сферах. Он обладает стойким гуманистическим мировоззрением.

Он - гражданин, патриот, остро ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества.

МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА МОУ СОШ№ 2 с. АРЗГИР АРЗГИРСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.

Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.



Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.

Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.

Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.

Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.


Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.


Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.

Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.



КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ. ГРАЖДАНИН.»



Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.





Программа воспитательной работы класса Человек. Личность. Гражданин.

































Список литературы

  1. Закон РФ « Об образовании» девятое издание, Москва, издательство «Ось 89» 2005 г. - 64 с.

  2. Конвенция ООН о правах ребенка - Москва, издательство «Рудомино» 2001 г. - 44 с.

  3. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации - vestnik.edu.ru/proect.html

  4. Куракин А.Т., Новикова Л.И. Школьный ученический коллектив: проблемы управления. - М., 1982.

  5. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. /Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой.- М.: Педагогическое общество России, 1999

  6. Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой.- Владимир, 1993.

  7. Система воспитания сельских школьников. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н.Степанова:- Смоленск, 2000

  8. Воспитательная система класса. Методическое пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. - Псков, 1998.

  9. Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы / Сост. Л. К. Балясная; научн. ред. Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. - М., 1995.

  10. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Селивановой Н.Л. - М., 1998.

  11. Классному руководителю о воспитательной системе класса /Под ред. Е.А. Степанова.- М., 2000

  12. Караковский В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности - основа целостного воспитательного процесса. - М., 1993.

  13. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание - М, 2000.

  14. Планирование воспитательной работы в классе: Мет. пос. / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.

  15. Бухтинова Н.С. Концепция воспитательной системы класса// Классный руководитель. - 2006. - № 4. - С. 37-41.

  16. Колпачкова М.В. Памятка для составления плана воспитательной работы в классе// Классный руководитель. - 2005. - № 8. - С. 16-18.

  17. Ряжских А.А., Кардаполова Е.Е. Воспитательная система класса// НМЖ заместителя директора школы. - 2007. - № 4. - С.4-7.

  18. Степанов П. Критерии и показатели определения школы как воспитательной системы// Воспитательная работа в школе. - 2007. - № 4. - C. 13-19.

  19. Личностно - ориентированный подход в работе педагога: Разработка и использование. Под редакцией Степанова Е. Н. Москва: 2003 г.

  20. Моделирование воспитательной системы: Теория - практики / под редакцией Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. Москва: 1995 г.

  21. М. Н. Недвецкая. Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи: методическое пособие - Москва: АПК и ПРО, 2006 г. - 84 с.

  22. Г. К. Селевко. Социально - воспитательные технологии. Москва: НИИ школьных технологий, 2005 г. - 176 с. (серия «Энциклопедия образовательных технологий»)


39


© 2010-2022