Доклад на тему Формы организации педагогов с родителями и способы организации их совместной деятельности и общения

Данный доклад я подготовила для выступления на городском методическом объединении классных руководителей начальных классов. В нём, опираясь на Концепцию модернизации образования, подчёркивается исключительная роль семьи в решении задач воспитания. Задача классного руководителя - повышение педагогической культуры родителей. В докладе перечисляются формы взаимодействия педагогов и родителей, даётся их краткое описание. Наиболее часто применяемые формы: родительское собрание, индивидуальные беседы ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Доклад.

«Формы организации педагогов

с родителями и способы организации их совместной деятельности и общения».

Городское методическое объединение классных руководителей.


Выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3

Войнова С.Н.




Моршанск

2014 - 2015 уч. год.

В Концепции модернизации образования подчеркивается исключительная роль семьи в решении задач воспитания. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в нем человека. Объединение усилий семьи и различных социальных институтов, в том числе учреждений дополнительного образования, открывает путь к диалогу, широкому социальному взаимодействию, способствует расширению границ межличностного общения.

Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей способствует не только совершенствованию семейного воспитания, влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, но и повышает уровень положительного отношения и доверия к представителям педагогической общественности. Сегодня нельзя заниматься детьми отдельно, не оказывая педагогического влияния на взрослых, не вовлекая семью в сам процесс педагогического творчества.

Рассмотрим более подробно особенности современной семьи.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводит к ухудшению их физического и психологического состояния, повышенной раздражительности, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставится как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Формирование сотрудничества отношений между педагогами и семьей длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей общеобразовательное учреждение, учреждение дополнительного образования опирается на следующие принципы:

- организация субъектной позиции всех участников педагогического процесса;

- организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей.

Взаимодействие школы и семьи - это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития.

Формы взаимодействия педагогов с родителями -это способы организации их совместной деятельности и общения.

Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

Формы взаимодействия педагогов и родителей

коллективные

групповые

индивидуальные

1. Родительское собрание

2. Родительский лекторий

3. Конференция по обмену опытом

4. Вечер вопросов и ответов

5. Диспут-размышление по проблемам воспитания

6. Встреча родителей с администрацией школы, учителями класса

7. «Дни открытых дверей»

8. Коллективные творческие дела

1. Взаимодействие с родительским комитетом

2. Взаимодействие с творческими группами

3. Групповые консультации

4. Практические занятия для родителей с привлечением специалистов

5. Клубы

1. Беседа

2. Задушевный разговор

3. Посещение на дому

4. Консультация-размышление

5. Выполнение индивидуальных поручений

6. Переписка

7. Телефонный разговор

Процесс взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников осуществляется через активные формы организации деятельности.

Они делятся на традиционные и инновационные:

Традиционные

Инновационные

Родительское собрание

Самоуправление

День открытых дверей

Семинары для родителей

Совместные дела семьи и учреждения

Групповые тренинги

Опосредованное взаимодействие

Семейный клуб

Родительские конференции, сходы, съезды

Родительский клуб

Консультации (тематические и индивидуальные)

Круглый стол,

педагогический треугольник, родительский ринг

Семейные праздники

Социально-психологические тренинги

Посещение на дому

Диспут-размышление

Анкетирования родителей

Творческие встречи педагогов и родителей

Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий учреждения и семьи в создании условий для развития личности ребенка. На собрании обсуждаются проблемы жизни группы, класса и родительского коллектива. Педагог направляет деятельность родителей в процессе подготовки и является рядовым участником собрания. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов: организационные, текущие, тематические и др. Очень полезны собрания, на которых дети показывают своим папам и мамам театральные, художественные, прикладные умения и достижения.

День открытых дверей. В этот день приглашаются родители всех воспитанников данного учреждения, родители будущих воспитанников, представители общественности. В рамках этого дня дается полная информация о деятельности учреждения. Родители могут получить ответы на интересующие вопросы.

Совместные дела семьи и учреждения - это огромное личное богатство всех детей, родителей и педагогов. Этот опыт неповторим, его необходимо копить ежедневно. Данная форма включает в себя совместное проведение мероприятий, поездки, походы, совместные акции, конкурсов детского творчества и т.д.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в самоуправление. Родители воспитанников юридически не входят в коллективы учреждения и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешности работы учреждения.

Посещение на дому. Особенно полезна эта встреча у ребенка дома, так как домашняя обстановка располагает к откровенному разговору, есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспитания ребенка. Но ни в коем случае педагог не должен настаивать на встрече в домашних условиях. Инициативу должны проявить родители. Случится ли это, зависит от умения педагога на первом родительском собрании расположить родителей к общению, убедить их в необходимости и полезности взаимодействия и первой встречи в домашних условиях.

Совершенно очевидно, что приход педагога в семью может быть только по приглашению. Известны классные руководители, которых все родители приглашают и с удовольствием ждут этой встречи. Почему? Потому что эти педагоги приносят радость в дом, находят добрые слова о ребенке, рассказывают о его успехах и достижениях, обращаются за советом к родителям, выясняют их мнение по той или иной проблеме, которая возникает в обучении и воспитании ребенка, в работе с коллективом класса.

Семинары для родителей включают в себя лекционную часть, которую проводит педагог-психолог; обсуждение семейных проблем с группой; нахождение определенных вариантов решения.

Групповые тренинги обучают конструктивному разрешению трудных жизненных ситуаций. Здесь участники получают возможность эмоционально отыграть и сознательно проработать свои проблемы.

Семейный клуб. Такая форма работы может помочь не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным кружком для детей и родителей. Организация и проведение выставок - необходимый элемент работы клуба.

Родительский клуб - это форма работы, которая помогает установить тесное сотрудничество педагогов и родителей в вопросах воспитания детей. Это является своеобразной школой обучения родителей, где они могут получить теоретические знания по вопросам обучения и воспитания.

Программа деятельности родительского клуба носит системный характер работы с семьей и включает разнообразные формы взаимодействия:

- тренинги (например, «Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений»);

- семинары (например, «Ребенок и его психологическое здоровье», «Развитие личности ребенка-дошкольника», «Поощрение и наказание»);

- практикумы (например, «Агрессивное поведение детей»);

- проекты «Профессии в семье», «Школа здоровья» и др.;

- познавательные экскурсии в музей, цирк и зоопарк;

- традиционные праздники: «Папа, мама, я - дружная семья», «Бал осени», «Здравствуй, лето!», «Выпускной бал»;

- организация и посещение выставок (районная, городская, областная декоративно-прикладная выставка, выставки художников);

- благотворительные акции («Рождественский подарок - каждому ребенку» и др).

- мастер - класс («Как организовать праздник в семье»).

Диспут-размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт. Участники диспута сами могут сформулировать, разбившись по группам, наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них те, с которых нужно начать обсуждение. Отобранные вопросы также сначала целесообразно обсудить в группах, а затем их мнения вынести на коллективное размышление. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее убедительного мнения, помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов диспута возможно подготовить педагогу или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные источники.

Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.

Опосредованное взаимодействие - форма, которая включает в себя разработку памяток для родителей, приглашений, поздравлений, благодарностей.

Родительские конференции, сходы, съезды. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Наиболее содержательными и продуктивными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, конференции, посвященные теоретическим темам, где одна и та же проблема рассматривается с разных точек зрения. Конференции проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. Успех конференции зависит от самостоятельной работы родителей по анализу литературы, осмыслению и обобщению своего опыта, умения на основе критических знаний оценить воспитательный процесс. К ним готовятся выставки работ воспитанников, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье», «Хорошие родители. Кто они?» и т. п.

Круглый стол, педагогический треугольник, родительский ринг. Подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в семье, школе, учреждение дополнительного образования. На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги. Данные формы играют огромную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.

Консультации (тематические и индивидуальные) проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер и требуют безотлагательного решения. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход педагога должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Творческие встречи педагогов и родителей позволяют создать условия для дальнейшего взаимодействия между семьями и учреждениями ДО, вовлечь родителей в образовательно-воспитательный процесс образовательного учреждения, выявить и творческие способности родителей и педагогов.

Социально-психологические тренинги - активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым.

Анкетирования родителей проводится с целью сбора социологических данных о семье, на основании которых составляется социальный портрет обучающихся

Семейные праздники, чаепития, конкурсы. Это свободное неформальное общение - наиболее распространенная и эффективная форма взаимодействия и сотрудничества с семьей, соответствующая стилю и духу дополнительного образования, способствующая созданию атмосферы взаимного доверия, понимания и теплоты в отношениях всех участников образовательного процесса.

Индивидуальная консультация - распространенная форма взаимодействия с родителями. Она может проводиться по инициативе учителя или по просьбе родителей и успешна при доверии педагогу. Родители же доверяют педагогу, если он участвует в решении проблем ребенка, вместе с ними выясняет их причины, ищет пути решения проблем, помогает найти специалистов, которые проведут консультацию. Приглашение родителей в школу для индивидуальной беседы или консультации должно быть письменным или устным, в тактичной форме, т. к. вызов в школу родители воспринимают настороженно. Начинать разговор с родителями целесообразно с рассказа об успехах ребенка, выслушивания

родителей и лишь потом обратиться за советом по вопросу, который волнует педагога, ни в коем случае не допуская упреков, назиданий в адрес родителей, не унижая достоинства ребенка. В каждом реальном случае педагог выбираем разные формы взаимодействия

с родителями, учитывая их потребности и предложения. Главное - сделать родителей своими союзниками.

На сегодняшний день решения вопроса взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников должен решаться комплексно и системно, необходимо искать новые пути сотрудничества. К этой работе необходимо привлекать педагогов-психологов, специалистов разного профиля. Используемые активные формы организации деятельности с родителями, такие как праздники, практикумы, семинары, мастер-классы для родителей, конкурс «Семейный проект» объединяют и позволяют реально влиять на качество семейного воспитания.

Таким образом, необходимо отметить, что сотрудничество и деловые взаимоотношения с родителями есть результат сознательной, целенаправленной, творческой работы учителя, его постоянного стремления включаться в процесс общения с родителями как с равными участниками, заинтересованными в успехе воспитания детей.

Система взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников как элемент целостной системы, обеспечивает организацию целенаправленного технологического процесса овладения социальными нормами жизнедеятельности человека в социокультурном пространстве. Неоценима роль родителей в развитии социальных и коммуникативных качеств, в раскрытии индивидуальных способностей. Кроме того, процесс взаимодействия позволяет не только усилить адаптационное воздействие процесса подготовки ребят к будущей социальной, профессиональной и семейной жизни и влиять на их дальнейшую самореализацию, но также снять напряжение в общении с родителями при решении проблем, формировать объективную потребность социального партнерства.

Рекомендуемая литература

Бутылина Е.В. Взаимодействие семьи и гимназии // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе, №5,2004г.

Методика воспитательной работы (под редакцией В.А. Сластенина). М.,2002.

Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М., 1987г.

Щуркова Н.Е. Рогозина Л.Д. Формирование жизненного опыта у учащихся. М., 2002г.

Щуркова Н.Е. Школа и семья: педагогический альянс. М., 2004.

Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. М..2006 г.

Козлова А.В. Работа с семьей. М 2007г.


© 2010-2022