- Преподавателю
- Классному руководителю
- Занятие факультатива Поговорим о дружбе
Занятие факультатива Поговорим о дружбе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Штепа Т.С. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Факультативное занятие на тему:
«Поговорим о дружбе»
Форма проведения занятия- деловая игра.
Цель - воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу; определить основные ценности жизнедеятельности классного коллектива; способствовать формированию дружного классного коллектива; развивать у учащихся умения и навыки саморефлексивной и самооценочной деятельности.
В результате занятия участники смогут:
• - сформулировать понятие «дружба»,
• - практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,
• - приобретут навыки работы в сотрудничестве,
• - поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.
Необходимые материалы:
• - скотч и ножницы в каждую группу,
• - цветные карандаши или фломастеры,
• - белые листы бумаги А-4,
• - шесть маленьких рисунков солнышка, шесть маленьких рисунков облака, шесть маленьких рисунков цветов, шесть маленьких рисунков сердец и один рисунок грозовой тучи.
Ход занятия.
І. Оргмомент . Звучит музыка о дружбе (3 мин)
1.Разминка.
Гимнастика мимики и жестов.
Наше занятие начнем с гимнастики мимики и жестов.
Каждое доброе дело начинается с улыбки, теплого рукопожатия.
- Улыбнитесь друг другу.
- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
- Пожмите дружески руки друг другу.
2. «Предвидение». Чтение стихотворения.
Монолог о дружбе
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоем в кино?
Может быть, хороший пас в футболе?
Может быть, подсказку у доски?
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил все видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок дает ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «Вы не в школе?» -
Оба дружно начинают врать.
Ну, а может, дружба, - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба - это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему свое вниманье
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он все не сможет,
Может быть, обидится он вдруг -
Все равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает.
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей - и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба - это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
(Л. Измайлов)
2. Объявление темы и ожидаемых результатов занятия. (2 мин.).
Оглянитесь внимательно вокруг себя. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вас окружают друзья?
Представьте, что вы идете по дороге и на пути стоит камень, на котором написано:« Налево пойдешь, дружбу найдешь. Направо пойдешь, друга потеряешь».
В жизни мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих. Что и почему выбереете вы?
( ответы учащихся)
3. «Рюкзак». У каждой группы на столе лежит рюкзак, вложите в него свои ожидания от сегодняшнего занятия.
4. Ассоциативный куст «Дружба - это …». (5 мин).
Учитель. Ребята! С чем у вас ассоциируется дружба?
а) Работа над понятием «дружба». «Дружба - это …». Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям? После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на доске.
Подводится итог и дается определение понятию «дружба».
(верность, постоянство, честность, преданность, бескорыстие, доброта, взаимопонимание, чуткость)
ІІ. Аргументация обучения (5мин)
1.Учитель: Дружба, товарищество, друг и товарищ казались бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека зависит многое, зависит, какой будет наша жизнь.
У всех у вас есть друзья, товарищи. Так давайте разберемся, чем отличаются понятия "друг", "товарищ". Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Как?
Возможные ответы: Товарищ - тот, кто мне симпатичен.
Товарищ - человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов.
Товарищество - надежный фундамент дружбы. Это благородное чувство. Чувство товарищества зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолеть голод, холод, болезни, была необходима взаимопомощь.
Понятие «товарищество» не всегда имело нынешнее значение. Например, в 17 веке слово «товарищ» означало боевой соратник. Во все времена особенно высоко ценилось боевое товарищество. В годы Великой Отечественной войны оно во многом предопределило победу нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.
Друг - тот, кому я могу доверить свою тайну.
Друг - тот с кем могут быть близкие отношения, основанные на взаимном доверии.
Учитель: А почему мы стремимся иметь друзей?
Вывод:
Иметь друга и самому быть другом очень большое счастье для каждого из нас.
Учитель: Что можно считать настоящей дружбой?
Дружба - это единство в чувствах, отношениях к окружающему, оценках людей и поступков.
В «Толковом словаре» В.И. Даля дано такое определение дружбы: «Бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.
Учитель: Аристотель считал: «Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага». А как считаете вы?
2.Метод «Прес» ( 3мин)
1. Я считаю, что дружба …вообще?
2.Потому что …?
3. Например, если у человека есть друзья …?
4. Таким образом дружба зависит …?
3. Актуализация.
1. Метод «Займи позицию».(5 мин).
Учитель. Ребята, я предлагаю вам занять позицию и высказать свою точку зрения.
С помощью этого метода учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Для этого в противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката. На одном написано - «Дружба в классе не нужна», на другом - «Дружба в классе нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос.
2. Игра «Найди подобного».
2. «Сюрприз»( 10мин)
Учитель. Очень многие люди умеют замечать в окружающих положительные качества, а другие видят только отрицательные. Об этом хорошо сказал Расул Гамзатов в одном из своих стихотворений:
«Вот человек, что скажешь ты о нем?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?».
«Вот человек, что скажешь ты о нем?» -
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нем плохого?».
Попробуйте проанализировать ситуации, о которых вам расскажут ребята. Они заранее получили задания придумать или вспомнить из своей жизни, жизни друзей, когда пришлось усомниться в истинной дружбе или укрепить мысль о ней.
1-Я СИТУАЦИЯ
1-й ученик. В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонит Олег и просит помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег - мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне, Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не ему, а мне была нужна его помощь, то он, тоже не задумываясь помог бы мне. А как бы вы поступили на моем месте?
(Обсуждение 1-и ситуации.)
2-Я СИТУАЦИЯ
2-й ученик. Когда мы готовили спектакль для Новогоднего праздника, то всем хотелось получить главные роли. Я предложил дать главные роли тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал, Илья сказал, что лучше дать главные роли тем, кто уже проявил свои способности. Наш руководитель театральной студии предложила тянуть жребий. Но я точно знал, что Игорь очень хотел играть роль Бармалея, хотя и никогда в наших постановках не принимал участия. Мы стали тянуть жребий, и роль досталась Илье. Я его долго уговаривал уступить Игорю эту роль, но хоть Илья всегда играл в школьном театре и в этот раз мог отказаться, он не согласился со мной. Я видел, что Игорь был очень расстроен, но помочь ему мог только морально. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Ильи?
(Обсуждение 2-й ситуации.)
3-Я СИТУАЦИЯ
3-й ученик. Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках - упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет коробком с порошком и порвал его. Все содержимое пакета рассыпалось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать все с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной
моего несчастья. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Николая?
(Обсуждение 3-й ситуации.)
Учитель. Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается самым важным то, какое решение вы принимаете в том или ином случае, когда вы осмысливаете, что считать наиболее значимым для ваших друзей. Необходимо истинное, настоящее проявление чувств, исполнение просьб своего друга, умение их предугадать. Еще Сократ говорил: «Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей».
IV. Осознание содержания.
1. Дискуссия. Послушайте следующую ситуацию и скажите. Как вы оцениваете поступок Наташи?
Наташа сказала: "Костя, я не выучила басню Крылова "Стрекоза и муравей" Скажи учительнице, что и ты не выучил". Я опешил и не успел сказать свое мнение, потому что прозвенел звонок и меня первым вызвали к доске. Пришлось мне с выражением прочитать басню и получить пятерку. Наташа сказала: "Как тебе не стыдно! - и отвернулась к окну".
Итак, ваше мнение. Можно ли обижаться в данном случае на Костю? Можно ли в дружбе диктовать свои требования?
Итог учителя: этот случай следует рассматривать как проявление лжетоварищества. Ведь по отношению друг другу недопустимо потребительство. Прежде всего человек должен быть требовательным к себе, а не диктовать свои требования.
Учитель: А можно ли критиковать другу друга?
Есть ребята, которые закрывают глаза на самые неблаговидные поступки только потому, что их совершает друг. Такую дружбу нельзя назвать верной, а друга, который не готов сказать в глаза горькую правду, - преданным. Есть хорошее высказывание В.Г.Белинского по этому вопросу. "Кто мне скажет правду обо мне, если не друг, а слышать о себе правду от другого - необходимо".
Древнегреческий философ Аристотель не раз резко критиковал своего учителя и друга Платона. Он много спорил с ним и доказывал свою правоту. Когда же ему напоминали, что Платон его друг и может обидеться на столь резкое замечания, он отвечал: «Платон мне друг! Но истина дороже.»
Если мы говорим о классе, как о дружном коллективе: что здесь вы - друзья или товарищи?
Ответы ребят.
Итог : Значит есть дружба личная и коллективная. Личная основана на чувствах друг друга, а коллективная на общем деле.
Учитель: Как же добиться, чтобы в классе были товарищи и друзья? Что для этого необходимо?
Ответы ребят:
«Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым. Стремись больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Тогда потянутся к тебе люди, найдется и тот, с кем завяжется у тебя самая тесная дружба».
«Настоящими друзьями могут быть люди, которое имеют много общего в мыслях, помогают друг другу и дорожат дружбой».
«Дружбу надо заслужить. Надо, чтобы люди поняли, что ты тот человек, на которого можно положиться и в трудную минуту, и в радостную. Тогда у тебя обязательно будут друзья. Друзья на всю жизнь».
Вывод : Помогать друг другу, знать друг друга хорошо, быть искренним , честным по отношению другому.
Послушайте следующую ситуацию и скажите:
Как бы вы вышли из этой ситуации?
Твоя подруга получила приз на конкурсе читателей. Ты отлично знаешь, что надо подойти к ней и сердечно поздравить. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сама рассчитывала получить награду и не можешь пережить успех подруги.
Итог : Если ты настоящая подруга, в твоем сердце не должно быть зависти. Хотите иметь друга, подругу - будьте и сами другом на равных, без оглядки. Воспринимайте радости и горести подруги, друга как собственные и помогите ему стать счастливее.
Ответы учащихся.
VI. Рефлексия.
Учитель. Чтобы быть настоящим другом, необходимо соблюдать определенные правила, которые должны в жизни стать законом.
«Есе» о дружбе.
«Ассоциативный куст» «цветок радуги»
Законы дружбы:
• Не обзывай и не унижай своего друга.
• Помогай другу в беде
• Умей с другом разделить радость
• Не смейся над недостатками друга
• Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде
• Умей признать свои ошибки и помирись с другом
• Не предавай своего друга
Учитель. Пока у человека бьется сердце, он живет. Надеюсь, что сегодня наши сердца бились в унисон, а что же уносит ваше сердце с собой, можете отметить на большом сердце.
Учитель.
Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым. Стремись больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Тогда потянутся к тебе люди, найдется и тот, с кем завяжется у тебя самая тесная дружба.
И без друзей прожить нельзя,
И без друзей не стоит жить,
Но чтоб тебе нашлись друзья,
Ты должен сам уметь дружить.