Выступление на МО Роль игры в начальной школе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДОКЛАД


«РОЛЬ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ»

Школа Мудрости. Да, именно от мудрости педагога зависит, каким быть ученику, а стало быть, и нашей Земле - общему дому человечества. Коллектив наш работает над программой построения воспитательной системы школы. Мы переходим в инновационный режим своей жизнедеятельности.

Перед нами , педагогами встают вопросы: как скоординировать совместные действия, чтобы достичь более успешного результата в обучении и воспитании учащихся. В настоящее время процветают наркомания, проституция, детский алкоголизм, курение, безработица, когда у родителей только на 5 месте стоит воспитание детей, как никогда мы должны обратиться душой и мыслями к ребенку. Поэтому для самообразования была выбрана тема «Роль игры в формировании личности на первой ступени обучения на уроках и во внеклассной работе.», над которой я работаю второй год. И уже есть некоторые наработки, с которыми хочется мне политься с педагогами нашего города.

Сейчас у нас идет второй этап - этап моделирования воспитательной системы школы. Мы пробуем, думаем, может, иногда ошибаемся, но всегда идем вперед.

Основными моральными ценностями выделим истину, честность, справедливость, человечность, доброту, красоту, которые выступают в качестве основных показателей в отношениях человека с миром. Среди этих отношений выделим отношение к знаниям, обществу, труду, продуктам труда, природе, прекрасному, к себе, которые и станут содержанием целостного педагогического процесса.

Модель выпускника «Школы Мудрости» предусматривает:

  • развитие любознательности,

  • уважение к школе и семье,

  • трудолюбие,

  • бережное отношение к природе,

  • чувство прекрасного,

  • я - человек ( личная гигиена )

И отношения хорошо просматриваются в игровых этапах.

Большие возможности игры хорошо известны. Именно игра способствует формированию детского коллектива, созданию радостного настроения, полному проявлению детских эмоций.

Однажды, придя в класс, я предложила ребятам «А что, если нам отправиться в путешествие?» Вопросам не было конца. «Как? Зачем? Куда?». «Давайте все вместе и решим, как и куда.» Равнодушных не было . Дети фантазировали, думали, спорили. Особое внимание при этом уделялось взаимоотношениям. Составили вместе

УСТАВ класса:

  • Один за всех, и все за одного.

  • Где видишь, не спорится дело - иди и помогай смело.

  • С малого начинай - достигнешь большого.

  • Не говори: это сделаю завтра,

завтрашний день свое дело имеет.

  • Будь впереди и других за собой веди.

Мы все вместе обсуждали случаи, когда поведение ребят соответствовало правилам, и когда нет. Игра состояла из

5 этапов

1-й этап - был подготовительным.

2-й - Путешествие по морю Чистоты и Аккуратности.

3-й - Путешествие по морю Знаний.

4-й - Путешествие в страну музыкальных ключей

к острову Искусств.

5-й - Путешествие на остров ЯСАМ.

Помимо решения главной задачи, на каждом этапе были свои дополнительные цели.

Например :

  • на 2 этапе ставилась специальная задача - добиваться выполнения режима дня всеми детьми, содержание в порядке своего рабочего места, портфеля…

  • на 3 этапе - развивать любознательность, интерес, углубить знания, полученные детьми на уроках, и т.д.

Каждая группа ребят являлась командой подводной лодки. В составе экипажа: командир-капитан, врач-санитар, библиотекарь, цветовод, штурман, радист.

Н-р радисты получают шифрованные радиограммы, в которых содержатся какие-то задания. Вот текст одной из них:

«Внимание! На пути вашего следования появились животные. Выясните, как они называются, чем интересны, где живут, чем питаются.

Ответственными за выполнение этого задания назначается научный сотрудник..»

Радисты отнеслись к своим обязанностям по-разному: один приступил к расшифровке сразу же после ее получения, двое, сделали это дома и на следующий день сообщили ее содержание команде, двое забыли о них, и команды не смогли приступить к выполнению задания. Надо было срочно напомнить ребятам, что от их работы зависит судьба всей команды. В дальнейшем все шифровки читались своевременно и качественно. Лучшими радистами оказались Рома Сергушко и Владик Трухин.

На каждой подводной лодке был вахтенный журнал, где отмечалось получение заданий и их выполнение. Записи в журнале делались всеми членами экипажа, они дополнялись какими-то рисунками , _,+ * …,т.к. в начале года дети еще не умели писать.

Необходимо обращать внимание на ПРАВИЛО:

Мало знать самому, обязательно расскажи об этом другим.

Было отрадно наблюдать, как ребята приносили друг другу книги, вырезки, обменивались видео кассетами (динозавры).

Во время путешествия по морю Знаний дети побывали - на островах Математики (когда шла в школе декада математики - Состоялось соревнование в быстроте счета, решения веселых задач, задач головоломок, выпускались газеты-малютки, шли математические бои, определялся самый умный в команде …)

  • На островах Грамматики

  • На острове Знатоков Природы, где детей ждали загадки, ребусы, игры, встречи со сказочными героями. Интересна была поездка на турбазу «Металлург», где два дня дети и родители были заняты не только отдыхом, но и поисковой работой.

  • На острове Музыкальных ключей дети не только отвечали на вопросы хозяина острова Скрипичного Ключа ( это была я за инструментом ), но все вместе весело пели и танцевали, про каждого ребенка бала составлена дружеская частушка, дети инсценировали музыкальную композицию «Художник» , продолжением праздника - путешествия было « Караоке» -это было к празднику 8 марта. ( видеозапись, фотоальбом )

  • Свои навыки, умение самостоятельно решить поставленную задачу демонстрировали дети на острове ЯСАМ . Это были в конце года тесты, проверочные работы, диктанты, проверка техники чтения…На классном часе дети предложили свои нормы поведения. «НЕ»

«НЕ»


... Пожалуйста, познакомься с этим «не» повнимательнее.

Это тебе пригодится.


  1. Не спеши первым сесть за стол.

  2. Не разговаривай во время еды.

  3. Не забывай закрывать рот, когда жуешь.

  4. Не чавкай.

  5. Не рвись первым выскакивать в двери.

  6. Не перебивай говорящего.

  7. Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.

  8. Не размахивай руками.

  9. Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

  10. Не передразнивай говорящего, даже если он заикается.

  11. Не садись раньше старшего без разрешения.

  12. Не забудь снять шапку, входя в дом.

  13. Не повторяй слишком часто «Я».

  14. Не делай вид в автобусе, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

  15. Не вмешивайся в чужой разговор, не произнося «простите».

  16. Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

  17. Не чихай в пространство, чихай в носовой платок.

  18. Не держи руки в карманах.

  19. Не причесывайся, где попало, для этого есть коридор, фойе, туалетная комната.

  20. Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

  21. Не произноси слов, точное значение которых тебе не известно.

  22. Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

Последних, не было в этой игре, потому что все дети очень старались, проявили выдумку и умения. Много узнали нового, многому научились: научились жить так, чтобы всем было весело и интересно. Чувства товарищества, коллективизма начали проявляться в других видах деятельности. Ребята во время экскурсий старались быть вместе. Те, которые стояли в стороне и старались отсидеться за спинами товарищей, все активнее включались в общие дела. Правило игры - участие, активность каждого члена команды - направляло ребят на то, чтобы каждый чувствовал себя ответственным не только за себя, но и за всех, чувствовал, что нельзя быть безразличным, так как от каждого зависит успех команды.

Игра способствовала активизации родителей класса. Группа родителей предложила свою помощь. Они помогали ребятам сблизиться, наладить более близкие контакты. Многие родители по-новому увидели своих детей, стали обращать больше внимание на их взаимоотношение в коллективе сверстников. Самые яркие моменты игры родители записали на видео кассету. То, что в игре рядом с детьми были учитель и родители, несомненно, оказало благотворное влияние на ее ход, так и на воспитательный эффект.

Мне игра помогла лучше узнать и понять своих учеников, т.к. именно в ней полнее и быстрее раскрываются характеры и способности детей. Например, Тимофей Березин, развитый, вежливый и способный мальчик, раскрылся с новой стороны. Только сам, Только для своей пользы. Пришлось мне поговорить с ним, заинтересовать общественной работой. Состоялся разговор с мамой ученика, которая настраивала сына на то, что он должен думать только об учебе, отдавать все силы и время только учебным делам.

Путешествие помогло мне узнать взаимоотношения учеников не только в условиях урока, но и в более свободном общении. Благодаря системе различных заданий каждый ребенок смог побывать в роли ответственного и подчиняемого, почувствовать, что такое отвечать не только за самого себя, но и за команду, попробовал командовать и подчиняться. Вначале первоклассники не умели общаться в группах, были индивидуалистами, поэтому пытались все делать в одиночку. К концу года каждая команда стала небольшим , но дружным коллективом. О том, что ребята сдружились, говорит и такой факт: после игры детям предложила назвать команду, в которую бы они хотели перейти. Никто, кроме 2-х мальчиков, не захотел этого сделать.

Коротко хочется остановиться на игровых моментах на уроке русского языка. ( путешествие по морю Знаний ). «Ребенок мыслит образами» - это слова К.Д. Ушинского. Для этого надо в игровой форме «оживить » букву, создать ее «образ» в конкретном слове. И тогда буква о в слове АВТОМОБИЛЬ превратится в колеса, в слове ШОССЕ - в дорожный знак. А в тетради появятся слова из привычных букв в сочетании с рисунком-буквой.

А писать и одновременно рисовать - запоминать трудную букву будет интересно, весело, легко: ты становишься волшебником - ведь обычная буква О превращается в циферблат часов, или в спасательный круг, или в планету.

ВОКЗАЛ КОРАБЛЬ КОСМОС

Такой приём запоминания психологи называют мнемотехническим и считают самым интересным и наиболее тренируемым и лучшим для запоминания.

РАКЕТА САЛЮТ

? - как легче запомнить в слове букву?

Здесь наблюдается повышенная активность детей, каждый стремился рассказать свой способ запоминания. А яркие готовые таблицы размером с альбомный лист служили опорами, помогая даже слабому ученику чувствовать себя уверенно и правильно отвечать. Работа ведётся слаженно, в хорошем темпе. На дом в этот день предлагается такое задание: «Рассказать кому-нибудь из взрослых (научить их) как правильно и легко запомнить букву».

Рисунок запоминаемой буквы выполнялся один раз в день знакомства со словом. Работа со словарными словами велась затем на каждом уроке, но по объёму она была невелика. Если учащийся затруднялся вспомнить букву, то с помощью таблицы или устного объяснения, как запомнить эту букву, одноклассники помогали ему.

Иногда для обоснования рисунка можно использовать лексическое значение слова: «Аллея» - дорожка, с двух сторон обсаженная деревьями». Превратим буквы Л в стволы деревьев, а между ними нарисуем дорожку: аЛЛея

К сожалению, не к каждой букве можно придумать рисунок, отражающий смысловое значение слова или ассоциацию с этим словом. Поэтому в некоторых случаях для запоминания можно применять приём «слово в слове». Например, слово путешествие запоминали так: учащиеся находят в нём по заданию учителя слово шест, объясняют значение этого слова (палка, посох, помогающие при ходьбе, особенно по неровной местности). Затем учащиеся читают заранее написанное на доске стихотворение:

Шест в путешествие возьмём,

С шестом мы легче путь пройдём.

В тетрадях появилась такая запись слова:

Дети комментировали: « В «путешествие» обязательно возьмём шест».

Рифмованные строки использовались и для запоминания слова хорошо :

Хорошо, что хорошо

Пишется через три О!

Можно использовать приём «сквозная буква»:

п

кастрюля

р

В кастрюле часто готовят горячие блюда, и поэтому из неё идёт пар:

«Пар поднялся из кастрюли:

это суп готовит Юля»

Запоминание некоторых слов не обходится без шуток

«В слове суббота 7 букв, столько же, сколько дней в неделе, и две буквы Б , столько же, сколько выходных».

Если кто-нибудь ошибался и писал одну Б , то дети шутили: «Теперь у Вити будет ОДИН выходной!»

Можно такие приёмы применять и для запоминания правописания слов с непроизносимыми согласными:

«Чтобы солнышко светило, радость и тепло дарило, надо нам не забывать в слове «лучик» написать» («лучик» - это буква Л):

солнце

В слове сердце, обязательно должно быть «сердце» - буква Д»,

сердце

Аналогичная работа ведётся со словами на тему огород:

Горох - закрашен зелёным цветом (как горошинки).

Овощи - О - капуста.

Огурец -

Морковь - нарезать морковку.

Корзина -

Помидор - буква О превратилась в помидор и слово от радости запело: «Я -по-ми- ми-дор». Букву и нам поможет запомнить нота МИ из песенки.

Такой прием запоминания слов имеет много преимуществ по сравнению с другими.

  1. Прием учит детей нестандартно мыслить, изобретать, высказывать свое мнение, видеть в каждом слове необычное, эмоционально воспринимать слово.

  2. У учащихся активизируется познавательная деятельность, что ведет к усилению положительной мотивации учения и развития познавательных процессов.

  3. Ребенок сам себя обучает, ставя перед собой учебную задачу: «Как эту букву интересно, быстро. легко?» и сам находит оригинальное творческое решение. Ему позволяется выдвигать собственную мысль. Исчезает авторитарность процесса обучения.

  4. Учащиеся испытывают удовлетворение от работы, на уроках не возникает стрессовых ситуаций. Дети уверены в том, что они способны запомнить материал любой степени сложности.

  5. Рисунки-образы букв развивают детское воображение и укрепляют память.

Этот прием запоминания обеспечивает ребятам успех в учебе.

Буква становится ребенку другом, из-за нее нет разочарований, неудач, слез.

Иногда новизна в педагогике и методике состоит в умении применить действительно давно забытые и разумные вещи. Например, о развивающим обучением говорили еще в 50- 60-ые годы 20 века, а применяем только сейчас. Коллективное творческое дело ( КТД ) - советовал Макаренко со своими ребятами - и сейчас мы это успешно используем. Поэтому, как бы нам за новизной методик и программ не потерять душу ребенка, привить ему интерес к познанию, а не выучить правильно.

Безусловно , не все получилось так, как я задумала, некоторые вопросы организации и содержания игры требуют дальнейшего продумывания и совершенствования, но очевидно, что влияние разумной, содержательной игры на развитие ребенка большое, что учитель в своей работе с детьми младшего школьного возраста МОЖЕТ И ДОЛЖЕН ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИГРУ.


© 2010-2022