- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья Познавательная деятельность как фактор эффективности обучения младших школьников
Статья Познавательная деятельность как фактор эффективности обучения младших школьников
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Сидорова И.Н. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сидорова Ирина Николаевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Познавательная деятельность как фактор эффективности обучения младших школьников
«Ребенок не сосуд, который надо заполнить,
а факел, который надо зажечь»
ф. Рабле
Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учетом основных направлений модернизации образования, ориентирован на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Наличие познавательной активности - психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения. Проблема способностей подрастающего поколения имеет не только психолого-педагогическую актуальность, но и социально - экономическую значимость, которая вытекает из реформирования производственных отношений и постоянной перестройки экономического уклада общества. Тем самым определяет социальный заказ на повышенный уровень развития познавательных способностей учащихся.
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.
Традиционная система обновляется: всодержание образования, помимо знаний, умений и навыков, включается опыт творческой деятельности и эмоционального отношения к действительности. К хорошо известным принципам обучения добавляется принцип проблемности, к методам - исследовательский. Успешность овладения учебной деятельностью младшего школьника зависит от его готовности к школе.
Для успешного овладения математическими операциями необходим достаточно высокий уровень развития объема внимания и кратковременной памяти. Для успешного овладения письмом важна точность распределения внимания, а вовладении навыками чтения главной познавательной способностью выступает устойчивость внимания.
Развитию способностей помогает деятельность, которая вызывает положительные эмоции.
Моя главная задача помочь каждому ученику осознать свою значимость, не потеряться,а утвердиться в окружающем его мире.
Обучать ребенка, значитпостоянно использовать приемы, затрагивающие его личность, опыт: анализ, синтез, доказательство, сопоставление, выявление причинно-следственных связей. Одним из приемов является дидактическая игра. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них не может быть полноценного умственного развития. Игра зажигает огонек пытливости и любознательности. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.»
Познавательный интерес - один из самых значимых мотивов учения, под влиянием которого активнее протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется логическая память,
«сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву - одна из важнейщих задач дидактики.
Познавательный интерес - один из самых значимых мотивов учения, под влиянием которого активнее протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется логическая память, интенсивнее работает воображение. Именно интерес движет поиском, догадкой.
У учащихся одного и того же класса познавательный интерес имеет разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом особыми путями индивидуального развития
Выделяют три уровня развития познавательного интереса:
-
Уровень фактов и репродуктивной деятельности(элементарный уровень).на этом уровне интерес находится на «поверхности отдельных фактов;
-
Уровень выделения существенных связей и стремления к поисковой деятельности. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями. На этой стадии учащиеся еще не имеют достаточного багажа, но уже становятся способны к самостоятельному дедуктивному подходу в учении.
-
Уровень выявления существенных закономерностей и глубоких причинно-следственных связей. Этот уровень связан с элементами исследовательской творческой деятельности, приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения.
Названные уровни сопровождаются параметрами устойчивости, локализованности и осознанности.
- устойчивость познавательного процесса различна. Интерес к учению может быть ситуативным(эффектный опыт, впечатляющий рассказ). Но может быть и достаточно устойчив. В этом случае внутренняя мотивация в учении преобладает, и ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным условиям.
-локализация познавательного интереса может быть также различна. Значительная часть учащихся имеет аморфную локализацию. Такие ученики рассеяны на уроках, часто отвлекаются. Интерес к учению у них требует побуждений извне. Другая часть учащихся имеет широкую локализацию интереса. Для них характерны внутренние побуждения, интерес ко многим областям знаний. Они извлекают знания из разных источников, в том числе за пределами урока. Не менее важным параметром интереса к познанию является сознание.
- осознанность мотива всегда связана с более сильным влиянием его на деятельность.
Успешная познавательная деятельность укрепляет познавательный интерес. Познавательный интерес может проявляться по - разному:
- в форме интеллектуальной активности;
- в форме эмоциональных проявлений: мимике, жестах, возгласах, обмене впечатлениями, во внимании, уверенности в своих силах;
- в форме волевых проявлений(поведении ученика при затруднениях);
- в форме свободного выбора деятельности - раскрывает свои возможности и интересы.
Как повысить и укрепить познавательный интерес в учебном процессе?
Во - первых, максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся: решение познавательных задач, активный поиск размышлений.
Во -вторых, учебный процесс вести на оптимальном уровне развития учащихся.
В - третьих, важна благополучная эмоциональная атмосфера обучения.
Для решения этих целей и задач, стержневую основу моей работы составляет курс «РПС» (автор О.А. Холодова). Курс «юным умникам и умницам».развитие познавательных способностей» представляет собой систему интеллектуально - развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Целью данного курса является: расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в зону активного развития, усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, развитие навыков контроля и самоконтроля познавательной активности детей.
Основные принципы:
- системность (задания располагаются в определенном порядке);
- принцип «спирали» (через каждые 7 занятий задания повторяются)
- принцип «от простого- к сложному»
- увеличение объема материала;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена разных видов деятельности;
- принцип разнообразия творческо-поисковых задач.
Упражнения, выполненные в определенной последовательности, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательностью воображение, способствуют развитию сенсорной и двигательной сфер ребенка, формируют нестандартное мышление.
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии. Дополнительные сведения из различных областей жизни расширяют знания детей о мире, способствуют их нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности.
Говоря о результатах реализации данного курса, важно, что думают о «РПС» ученики. Все говорят по - разному, но об одном: «бывает трудно, но интересно». К концу 4 класса ученики сами составляют и предлагают другим свои задания.
Чем выше познавательный интерес, чем лучше познавательные способности учащихся, тем выше их оценки, а значит и успешнее их учебная деятельность.