Статья Познавательная деятельность как фактор эффективности обучения младших школьников

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сидорова Ирина Николаевна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория


Познавательная деятельность как фактор эффективности обучения младших школьников

«Ребенок не сосуд, который надо заполнить,

а факел, который надо зажечь»

ф. Рабле

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учетом основных направлений модернизации образования, ориентирован на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Наличие познавательной активности - психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения. Проблема способностей подрастающего поколения имеет не только психолого-педагогическую актуальность, но и социально - экономическую значимость, которая вытекает из реформирования производственных отношений и постоянной перестройки экономического уклада общества. Тем самым определяет социальный заказ на повышенный уровень развития познавательных способностей учащихся.

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

Традиционная система обновляется: всодержание образования, помимо знаний, умений и навыков, включается опыт творческой деятельности и эмоционального отношения к действительности. К хорошо известным принципам обучения добавляется принцип проблемности, к методам - исследовательский. Успешность овладения учебной деятельностью младшего школьника зависит от его готовности к школе.

Для успешного овладения математическими операциями необходим достаточно высокий уровень развития объема внимания и кратковременной памяти. Для успешного овладения письмом важна точность распределения внимания, а вовладении навыками чтения главной познавательной способностью выступает устойчивость внимания.

Развитию способностей помогает деятельность, которая вызывает положительные эмоции.

Моя главная задача помочь каждому ученику осознать свою значимость, не потеряться,а утвердиться в окружающем его мире.

Обучать ребенка, значитпостоянно использовать приемы, затрагивающие его личность, опыт: анализ, синтез, доказательство, сопоставление, выявление причинно-следственных связей. Одним из приемов является дидактическая игра. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них не может быть полноценного умственного развития. Игра зажигает огонек пытливости и любознательности. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.»

Познавательный интерес - один из самых значимых мотивов учения, под влиянием которого активнее протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется логическая память,

«сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву - одна из важнейщих задач дидактики.

Познавательный интерес - один из самых значимых мотивов учения, под влиянием которого активнее протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется логическая память, интенсивнее работает воображение. Именно интерес движет поиском, догадкой.

У учащихся одного и того же класса познавательный интерес имеет разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом особыми путями индивидуального развития

Выделяют три уровня развития познавательного интереса:

  1. Уровень фактов и репродуктивной деятельности(элементарный уровень).на этом уровне интерес находится на «поверхности отдельных фактов;

  2. Уровень выделения существенных связей и стремления к поисковой деятельности. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями. На этой стадии учащиеся еще не имеют достаточного багажа, но уже становятся способны к самостоятельному дедуктивному подходу в учении.

  3. Уровень выявления существенных закономерностей и глубоких причинно-следственных связей. Этот уровень связан с элементами исследовательской творческой деятельности, приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения.

Названные уровни сопровождаются параметрами устойчивости, локализованности и осознанности.

- устойчивость познавательного процесса различна. Интерес к учению может быть ситуативным(эффектный опыт, впечатляющий рассказ). Но может быть и достаточно устойчив. В этом случае внутренняя мотивация в учении преобладает, и ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным условиям.

-локализация познавательного интереса может быть также различна. Значительная часть учащихся имеет аморфную локализацию. Такие ученики рассеяны на уроках, часто отвлекаются. Интерес к учению у них требует побуждений извне. Другая часть учащихся имеет широкую локализацию интереса. Для них характерны внутренние побуждения, интерес ко многим областям знаний. Они извлекают знания из разных источников, в том числе за пределами урока. Не менее важным параметром интереса к познанию является сознание.

- осознанность мотива всегда связана с более сильным влиянием его на деятельность.

Успешная познавательная деятельность укрепляет познавательный интерес. Познавательный интерес может проявляться по - разному:

- в форме интеллектуальной активности;

- в форме эмоциональных проявлений: мимике, жестах, возгласах, обмене впечатлениями, во внимании, уверенности в своих силах;

- в форме волевых проявлений(поведении ученика при затруднениях);

- в форме свободного выбора деятельности - раскрывает свои возможности и интересы.

Как повысить и укрепить познавательный интерес в учебном процессе?

Во - первых, максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся: решение познавательных задач, активный поиск размышлений.

Во -вторых, учебный процесс вести на оптимальном уровне развития учащихся.

В - третьих, важна благополучная эмоциональная атмосфера обучения.

Для решения этих целей и задач, стержневую основу моей работы составляет курс «РПС» (автор О.А. Холодова). Курс «юным умникам и умницам».развитие познавательных способностей» представляет собой систему интеллектуально - развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.

Целью данного курса является: расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в зону активного развития, усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, развитие навыков контроля и самоконтроля познавательной активности детей.

Основные принципы:

- системность (задания располагаются в определенном порядке);

- принцип «спирали» (через каждые 7 занятий задания повторяются)

- принцип «от простого- к сложному»

- увеличение объема материала;

- наращивание темпа выполнения заданий;

- смена разных видов деятельности;

- принцип разнообразия творческо-поисковых задач.

Упражнения, выполненные в определенной последовательности, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательностью воображение, способствуют развитию сенсорной и двигательной сфер ребенка, формируют нестандартное мышление.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии. Дополнительные сведения из различных областей жизни расширяют знания детей о мире, способствуют их нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности.

Говоря о результатах реализации данного курса, важно, что думают о «РПС» ученики. Все говорят по - разному, но об одном: «бывает трудно, но интересно». К концу 4 класса ученики сами составляют и предлагают другим свои задания.

Чем выше познавательный интерес, чем лучше познавательные способности учащихся, тем выше их оценки, а значит и успешнее их учебная деятельность.



© 2010-2022