- Преподавателю
- Классному руководителю
- Час интересного общения. Тема: Общение в семье
Час интересного общения. Тема: Общение в семье
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Белякова Л.С. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Семейное воспитание.
Час интересного общения « Общение в семье».
Учитель английского языка, руководитель ШМО классных руководителей МОАУ «СОШ № 16 г. Новотроицка»: Белякова Людмила Семеновна
Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по-научному - воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.
Понятие «воспитательный (иногда говорят - педагогический) потенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка.
Воспитательный потенциал семьи - это совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемых ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.) (Г. М. Коджаспирова).
Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера.
Для чего проводим час интересного общения: концентрируем внимание подростков на отношениях с родителями, учим пониманию требований родителей, учим находить контакт с родителями, развиваем положительную рефлексию взаимоотношений.
Занятия проводится вместе с родителями.
Педагог приветствует детей и родителей.
-
Упражнение «Шаг навстречу». Ребята встают в одну шеренгу. Каждый ученик делает шаг вперед, говоря комплимент своим родителям. Затем родители встают в одну шеренгу, делая комплимент своим детям.
-
Упражнение «Взгляд». Психологическая игра, которая развивает эмпатию ребенка, его способность общаться и рефлексию. Расставляются стулья попарно, спинкой друг к другу, чтобы играющие могли оказаться лицом друг к другу, чтобы играющие могли оказаться лицом друг к другу. Звучит музыка, на стулья садятся дети и их родители. Дети с левой стороны, а родители с правой. По сигналу ведущего (например, хлопок),родители передвигаются на один стул вперед, т.е. кто был первый встает и переходит на место последнего, а остальные передвигаются на один стул вперед. Смена партнеров проходит ритмично, так, чтобы можно посидеть рядом и посмотреть в глаза друг другу. Общение происходит молча. Только взглядом. Когда все партнеры поменяются местами друг с другом местами, игра заканчивается. Педагог после игры просит родителей и учащихся должны рассказать, что они почувствовали при таком общении, насколько им были понятны одни и насколько непонятны другие.
-
Игра «Детство».
Стихотворение С. Я. Маршака «Котятки».
«Потеряли котятки на дороге перчатки.
И в слезах прибежали домой:
-Мама, мама, прости,
Мы не можем найти,
Не можем найти перчатки.
- Потеряли перчатки?
Вот дурные котятки,
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу, мяу, не дам, мяу, мяу, не лам
Я вам нынче не дам пирога.
Побежали котятки, отыскали перчатки.
И, смеясь, прибежали домой:
-Мама, мама, не злись.
Потому что нашлись.
Потому что нашлись перчатки.
- Отыскали перчатки? Вот спасибо, котятки,
Я за это вам дам пирога!
Мур, мур, мур-пирога,
Мур-мур-мур, пирога
Я за это вам дам пирога.
А теперь я попрошу группу ребят, желающих быть в роли котят, и, одного из вас в роли мамы. Давайте разыграем это стихотворение. Дети разыгрывают это стихотворение, но до тех пор, где котята говорят, что они потеряли перчатки. А дальше «мама» принимает решение: наказывать или нет котят. Педагог, объясняя задание, не делает упор на то, что должна сделать «мама», он говорит о том, что «мама» поступает так, как считает нужным.
Далее игра повторяется несколько раз, но с другими участниками, и каждый раз выбранная «мама» принимает свое решение.
После того как игра закончена, Вы просите «котят» всех игравших групп решить, какая мама им больше понравилась, и почему.
(Определяются нравственные нормы семьи).
-
Притча об отце и сыне.
« У доброго, всеми уважаемого отца-горца был непутевый сын: людей обижал, старых не почитал, всякие неправедные поступки совершал. Совсем опечалился отец, подумал и сделал вот что. Взял он большую, гладкую доску и стал в нее гвозди заколачивать. Как совершит сын плохой поступок - вобьет один гвоздь, совершит другой - еще гвоздь, третий, четвертый,….. - каждый раз по гвоздю. Не успел оглянуться - как вся доска утыкана гвоздями стала. Призвал тогда отец сына и сказал: «Вот видишь, сынок, всю меру несчастья отцовского. Мне уж скоро в мир иной уходить. Как я могу такого недоброго сына людям оставить?» Стыдно стало тогда сыну, и он отвечает: «Клянусь тебе, отец, отныне я буду добрые дела творить.» Так и повелось. Совершит сын доброе дело - отец один гвоздь вынимает, совершит другое - второй гвоздь долой, за ним третий, четвертый, пятый, …… Быстро пролетело время. И на доске не осталось не одного гвоздя. Гордый пришел сын к отцу и говорит: « Ну вот, видишь, отец, я свое слово сдержал: люди видят от меня только хорошие дела, доска осталась без единого гвоздя».
На что отец ответил: ( учащиеся высказывают свои предположения, что же ответил отец) «Это так, сынок, гвоздей в доске ни одного не осталось, но посмотри на нее, - она вся зарубками от гвоздей испещрена. Так и раны на сердце отцовском оставляют рубцы навсегда. Ничто в нашей жизни не проходит бесследно. Помни об этом сынок!»
-
Упражнение «Поговорим». Картина «Семья Л.Н. Толстого»
Перед вами семейный портрет. Посмотрите на него внимательно. Какие здесь лица у людей? Какая это, по - вашему, семья? Есть ли в этой семье правила? Почему эта семья изображена на портрете? Как вы думаете, о чем можно поговорить с этими людьми, что у них можно спросить? Попробуем пообщаться с этой семьей.