Исследовательский проект Шкатулка для семейных реликвий

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 100 Кировского района Волгограда»



Областной конкурс

учебно-исследовательских работ и творческих проектов

«Где мысль работать не устала»

Исследовательский проект

«Шкатулка для семейных реликвий»

(70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается)


Авторы: Парьев Никита, учащийся

4 класса МОУ СШ № 100,

Кузнецова Анастасия, учащаяся

2 класса МОУ СШ № 100, Кириличева Дарья, учащаяся

4 класса МОУ СШ № 100,

Руководитель: Дементьева Л.А., учитель

МОУ СШ № 100










Волгоград 2015



Оглавление

Стр.


  1. Цели и задачи исследования………………………………………2

  2. План исследования…………………………………………………3

  3. Предполагаемые результаты исследования………………………4

  4. Актуальность исследования……………………………………….5

  5. Исследовательская работа

Старинная шкатулка………………………………………………..6

Три весточки с фронта……………………………………………...7

Народная летопись Победы………………………………………...8

Шкатулка для семейных реликвий…………………………………9

  1. Заключение…………………………………………………………10

Приложение 1 Письма с фронта.

Приложение 2 Весточки с фронта. 1943 год

Приложение 3 Письмо (6 мая 1945 года)

Приложение 4 Три тюльпана

Приложение 5 Указ Верховного Совета СССР

Приложение 6 Шкатулки

Приложение 7 Технологическая карта

«Изготовление подарочной шкатулки »

Приложение 8 Грузовик 1936 года выпуска

Приложение 9 Стихи из альбома «Трое»

Литература












Исследовательский проект «Шкатулка для семейных реликвий»

Предмет исследования: две шкатулки

Цель исследования: изучение предметов быта и исторических документов, связанных с историей жизни советского народа прошлого века.

Задачи исследования:

  • знакомство с семейными реликвиями из шкатулок, изготовленных в прошлом веке;

  • изучение исторических документов, связанных с Великой Отечественной войной;

  • расположение документов в хронологическом порядке;

  • знакомство с документами участника Великой Отечественной войны Протянова Николая Егоровича;

  • ознакомление с содержания писем с фронта сталинградца Родионова Сергея Геннадьевича в послевоенный Сталинград.

  • изучение письма из Ленинска в Сталинград с целью получения информации о том, как жилось людям в годы войны.

План исследования

  1. Знакомство со шкатулками, изготовленными в прошлом веке - хранителями семейных реликвий.

  2. Изучение исторических документов, связанных с Великой Отечественной войной.

  3. Расположение документов в хронологическом порядке на ленте времени.

  4. Знакомство с документами участника Великой Отечественной войны Протянова Николая Егоровича.

  5. Изучение содержания писем с фронта сталинградца Родионова Сергея Геннадьевича;

  6. Изучение письма из Ленинска в Сталинград с целью получения информации о том, как жилось людям в годы войны.

  7. Подведение итогов исследования.

  8. Изготовление сувенирной шкатулки.


Предполагаемые результаты исследования:

  • информация о неизвестных героях Великой Отечественной войны;

  • занесение имен героев в Народную летопись Победы;

  • систематизация источников информации в хронологическом порядке; сопоставление фактов и событий

  • выводы о том, что нужно делать нам всем, чтоб связь времен не прервалась.





























Актуальность проекта

«Шкатулка для семейных реликвий».

В одном из учебников по истории Отечества авторы утверждают, что война унесла 30 миллионов жизней. Выраставшие после войны дети не помнили своих отцов, погибших на фронте. Многие семьи лишились бабушек и дедушек. Из поколения в поколение старшие передавали младшим секреты своего мастерства, традиции, чем и силён был народ. То ли с радостью, то ли с грустью, авторы утверждают, что война нарушила и оборвала связи поколений. Мы не согласны с такой точкой зрения.

Послевоенные поколения помнили о войне. В нашей стране много памятников, посвященных солдатам, наша гордость - Мамаев курган. Мы проводим уроки мужества, приглашаем на них тех, кто своими глазами видел ужасы войны. Мы принимаем участие в акциях «Сталинградские окна», и в проекте «Народная летопись Победы». В неё заносим имена воинов и участников войны. Мы понимаем важность и значение этого проекта.

Сначала мы хотели назвать свой проект «Чтоб связь времён не прервалась», и это название в полной мере отражает задачи нашего исследования. Но в ходе проведенного исследования у нас возникла необходимость разработать свой проект изготовления подарочной шкатулки для хранения семейных реликвий.

Потом мы случайно обнаружили в куче строительного мусора старинную шкатулку. Её собирались выбросить как никому не нужную вещь. Мы попросили о том, чтобы эта шкатулка была отдана в наше распоряжение для исследования документов, которые в ней находились. В этой шкатулке было много разных семейных реликвий. Но больше всего нас заинтересовали документы Протянова Н.Е., имя которого мы занесли в «Народную летопись Победы».

О Родионове С.Г., который погиб на фронте в 18 лет, мы тоже узнали случайно, когда расспрашивали своих знакомых о том, что им известно о воевавших родственниках. Его фронтовые письма хранились в обыкновенной коробочке из-под пакетиков чая. Мы считаем, что так хранить семейные реликвии нельзя. Поэтому решили изготовить подарочную шкатулку для хранения семейных реликвий.

Мы хотели занести в «Народную летопись Победы» имя прадедушки нашего одноклассника, но оказалось, что все награды этого воина его жена пожелала положить в гроб и захоронить эти семейные реликвии, а удостоверения на получение этих наград затребовал сельсовет, да и выбросил их за ненадобностью. Теперь остались рассказы о подвигах прадеда только в детских воспоминаниях мамы. А до нас не дошли ни документы, ни сведения о подвигах этого воина. Мы считаем, что так не должно быть. Мы не должны забывать о том, что в прошлом веке народ испытал тяжесть двух мировых войн. И если мы будем помнить об этом, то трагедия войны не вернётся на нашу землю.

В нашем исследовательском проекте мы попытались изучить не только документы, связанные с войной. После проведенного исследования возникли вопросы, на которые нет ответа даже в интернете. Но мы считаем, что сберегая и изучая семейные реликвии, можно восстановить разрушенные связи поколений и сохранить их.








Исследовательская работа

  1. Старинная шкатулка

Первая шкатулка попала к нам случайно, когда хозяйки этих документов не стало, а шкатулку собирались выбросить. Мы передадим эту шкатулку после выполнения исследовательской работы в краеведческий музей.

Когда мы с интересом рассматривали вещи - реликвии семьи, которые сохранялись на протяжении прошлого века, считаем, что нам повезло.

На ленте времени мы расположили названия документов и вещей. Документы одной семьи. Но как много нам удалось узнать.

Лента времени

Время

События, документы

Факты

1903год

Фотографии

1905год

Свидетельство о рождении №147622

Протянова Николая Егоровича

Воевал с 1941г.

Инвалид войны

1913год

Выпись из метрической книги, родившихся за 1913 год

Год рождения жены Николая Егоровича

?

Электрическая фабрика шоколада и конфетъ. т/д. И.А. РОДIОНОВЫ,

Царицынъ н/В

Подарок к Пасхе вместо сладостей

1932 год

Альбом девушки Жени

Стихи «Трое» о подвиге разведчиков

Стихи о войне

1936 год

Свидетельство о рождении Протяновой Евгении Николаевны

Владелица старинной шкатулки

1936 год

Фотографии проекта Самара

Новые грузовики

Интересная модель

грузовика

1942 год

Пенсионное удостоверение Протянова Николая Георгиевича, инвалида Отечественной войны 2 группы

Участник Великой Отечественной войны

1945 год

6 мая

Письмо из Ленинска

Письмо из тыла

1971 -1975

Нагрудный знак «Ударник 10й пятилетки»

Медаль за ратный подвиг и за труд из одного металла льют

1975 год

1976 год

1977 год

Нагрудные знаки «Победитель социалистического соревнования» и удостоверение к ним

1982

Нагрудный знак «Ударник 11й пятилетки»

1983

Медаль «Ветеран труда» и удостоверение к ней.

Мы отобрали лишь часть семейных реликвий для своего исследования. По ним можно догадаться, что в 30-е годы прошлого века Протянов Николай Егорович женился на Захаровой Вере Максимовне, в 1936 году у них родилась дочь, Протянова Евгения Николаевна, которую, видимо, назвали в честь бабушки Евгении. Альбом, судя по посвящениям в нём, принадлежит Евгении. На первой странице надпись «Новый 1932 год». Нас в этом альбоме заинтересовало стихотворение о подвиге разведчиков, записанное карандашом. (Приложение 9). Ни даты, ни указаний на автора под стихотворением нет. Было ли это стихотворение записано владелицей альбома, или её другом, подругой, теперь не спросишь. Главное, суть этого стихотворения. Трое разведчиков сумели добыть чемодан с важными планами фашистского командования и смогли вернуться с задания.

Интересным для исследования нам показалось письмо, написанное

6 мая 1945 года из города Ленинска в Сталинград. Из энциклопедии мы узнали, что до революции это был населённый пункт Пришиб, а потом его переименовали в Ленинск. В годы войны фашисты туда не дошли. Значит, мы по письму можем судить о том, как трудно приходилось не только тем, кто воевал, но и тем, кто жил в тылу, трудился, и выжил.

Письмо написано на страничке из детской книжки. Письмо трудно читать без слёз: «6 - 5 - 45г. Здравствуйте мои дочки и Миколя! Сегодня 6-й май. Пасха, поздравляю с праздником, как я соскучилась об вас. Мои родулички так бы и полетела к вам. Ещё праздник виноват, когда работаешь. некогда скучать, а сейчас сижу и тоскую, вся дума у вас. Хотела идти на кладбище, да не в чем, юбка с заплатами, а там сегодня весь Ленинск. Вот надумала писать вам, всё мол тоску разгоню, ан хвать ещё хуже, и не выложу всё на бумагу. И бумаги-то нет. Нашла вот зайца, на нём и черкну.

Праздник встретили хорошо. Пекли пирожки с картошкой, да с дулями, яиц десяток купили. Теперь слава богу стали немного хлебного есть, хотя и ячменный ну и то хорошо. Купили ещё кукурузы, проса 5кг. Заработали. А пирожки-то не подумай, что ячменные, размольные, доченька. От Петьки опять нет слуху, уж наплевать на посылку, хоть бы письмо-то слал… В этом письме шлю тебе три тюльпана…» , а на обороте приписка: «Боюсь, как бы заяц не поел тюльпаны» (Приложение 3)

Не было в войну сладостей, поэтому мама прислала дочке в подарок картинку от упаковки конфет. Когда изготовлена эта коробка, догадаться трудно. Но на ней отчетлива надпись: Электрическая фабрика шоколада и конфетъ. т/д. И.А. РОДIОНОВЫ, Царицынъ н/В (Приложение 4)

Может быть мы и не заинтересовались этой надписью, если бы не готовили материал для Народной летописи Победы к дню 70-летия Победы над фашистской Германией о Родионове Сергее Геннадьевиче, который 17 лет ушёл на фронт, выучился на шофёра, и погиб, когда в грузовик его попала бомба. Вот такая печальная история простого русского паренька, уроженца Сталинградской области. Он не успел получить никаких наград от родины, но это ничуть не умаляет его ратного подвига. Он погиб, защищая будущее своей Родины. (Приложение 1)

В шкатулке Протяновых есть 2 фотографии грузовиков 1936 года выпуска.

(Любителей-автомоделистов, наверное, заинтересует такая модель грузовика довоенного выпуска, хотелось бы сделать хотя бы макет такой машины) (Приложение 8)

Вполне возможно, что именно на таком грузовике возил на фронт снаряды юный боец Родионов С.Г.

И Николай Протянов получил ранение, стал инвалидом, и слова из письма указывают на то, что мама тревожится за дочку. Знает, что трудно той ухаживать за инвалидом. Во всяком случае, до 1945 года, Николай дожил. Его имя мы тоже собираемся занести в Народную летопись Победы.

  1. В красивой инкрустированной шкатулке хранится ещё одна семейная реликвия: Указ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР от 22 декабря 1942г.

О награждении Дементьевой Раисы Михайловны медалью «ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА» (Приложение 5)

Этот документ интересен тем, что не в холодную блокадную зиму 1942 года вручали Дементьевой Р.М. медаль за самоотверженный труд на торфоразработках. Ей приходилось добывать торф для блокадного Ленинграда под бомбами и разрывами вражеских снарядов.

Медаль вручена через 27 лет после указа! Разве эта простая русская женщина не достойна того, чтобы её имя было занесено в «Народную летопись победы»?

По иронии судьбы, внук и правнуки Дементьевой Р.М. родились и растут в этом славном городе на Неве - Санкт-Петербурге. Хотелось бы, чтоб они не забывали, что благодаря такой терпеливой самоотверженной бабушке они живут и радуются дню Победы.

Почему для своего исследования мы взяли именно эти документы прошлого века? Нам повезло, что такие документы оказались у нас. Место им, в музее. Но самим нам тоже интересно прикоснуться к истории прошлого века. Жаль, что не все относятся к семейным реликвиям трепетно и бережно. У одного из наших одноклассников прадедушка прошел всю войну, у него было много орденов и медалей, но когда он умер, все его награды жена пожелала положить в могилу. А наградные документы к этим знакам боевой доблести попросили как-то принести в сельсовет, да и выкинули их потом за ненадобностью. Да, есть и такое отношение к нашей прошлой истории.

Мы обратили внимание, что письма с фронта Сергея Родионова родственники хранят в обыкновенной коробочке из-под пакетиков чая. Захотелось нам сделать этой семье подарок: шкатулку-сундучок, где эти семейные реликвии будут хранить вечно, а может быть, пра-пра-пра-внуки заинтересуются, были ли у них в роду предприниматели Родионовы, владельцы электрической фабрики шоколада и конфет города Царицына на Волге.

Выбор материала для изделия

Можно было бы сделать шкатулку из картона и бумаги. Но она будет не столь долговечна. Мы решили, что деревянная шкатулка, покрытая алюминиевой фольгой, будет более долговечна.

Инструменты и приспособления, необходимые для изготовления сувенирной шкатулки: тиски, ножовка, стамеска, угольник, карандаш, линейка, чеканы, молоток

Технология изготовления шкатулки. (Приложение № 7)

Рассмотрим достоинства нашего изделия.

1. Наше изделие достаточно прочное. При падении с небольшой высоты сохранит свою форму.

2. Шкатулка удобна в использовании: имеет небольшие размеры, вес и массу, оптимальна для рук человека.

3. Эта вещь красивая. Может быть украшением интерьера.

4.Шкатулка изготовлена из материалов, которые легко утилизируются.

5. Шкатулку можно использовать

  • для хранения документов

  • для хранения семейной кассы

  • для хранения бижутерии

  • для семейных реликвий.

Мы думаем, что нашему подарку будут рады.

Заключение

Работа над этим проектом помогла нам понять, что все события в истории как-то связаны друг с другом. Мы с интересом изучали и документы, и рассматривали фотографии, значки, нагрудные знаки, медали. Наше путешествие в прошлый век состоялось, благодаря тому, что есть неравнодушные к истории люди. Мы благодарны Безушко Екатерине Даниловне, которая подсказала нам, где видела старинную шкатулку. Мы благодарим Битюцкую Татьяну Геннадьевну, которая разрешила нам познакомиться с письмами с фронта Родионова Сергея Геннадьевича. Хороших людей, неравнодушных к истории своего Отечества, мы надеемся больше, чем тех, кто пренебрегает прошлым, уничтожает памятники, не чтит память павших, не заботится о людях, которые немало пережили на своём веку.

Хотя нам не удалось выяснить, имеет ли Родионов Сергей отношение к тем Родионовым из двадцатых годов прошлого века, мы всё равно вправе считать, что нам удалось установить былых времен связующую нить. Нам хочется сказать, что до тех пор, пока мы будем интересоваться историей родного края, изучать судьбы отдельных людей, учиться сравнивать, сопоставлять факты, события, делать для себя выводы, мы будем взрослеть. Мы попробовали доказать, что

Связь поколений и времен не прервалась

Лавина времени не сможет

Всё уничтожить на своём пути,

И если все мы память павших будем чтить,

А документы бережно хранить

И изучать уроки прошлого,

Чтоб настоящим жить,

Россию никаким врагам не победить!

Благодаря нашему исследовательскому проекту, мы поняли, что историю России можно и нужно изучать не только по учебникам. Историческими документами могут быть и письма, и фотографии, и Указы правительства, и знаки воинской и трудовой доблести.


Приложение 1

Письма с фронта.

Парьев Никита, МОУ СШ № 100

Мне бабушка рассказывала, как в нашей семье хранят память о Великой Отечественной войне, берегут три письма с фронта и извещение о том, что Родионов Сергей Геннадьевич убит 5 октября 1943 года.

В войну бабушке было столько же лет, сколько мне сейчас. Она хорошо помнит, как её старший брат Сергей рвался на фронт, хотя ему еще не было 18 лет. Он учился прыгать с парашютом, учился в школе «ДОСААФ», а потом в 17 лет ушёл в армию. Знала его мама Пелагея, что каждое письмо тщательно проверяется цензурой, поэтому они договорились о том, что если написанная фраза заканчивается многоточием, то написанное надо понимать наоборот. Была до войны популярна в народе песня, где были такие строки:

В каждой строчке только точки,

Догадайся, мол, сама…

Вот поэтому им и пришла в голову такая идея: плохое зашифровывать точками. Первое письмо написано Сергеем на почтовой карточке, которую он, вероятно, взял из дома. На лицевой стороне карточки цветная открытка и агитационные стихи Демьяна Бедного:

Запомни, пионер,

что собранный тобой,

железный лом любой

вплоть до консервной

рваной банки

заводы превратят

в снаряды,

в пушки,

в танки!

На рисунке юноша в красном пионерском галстуке, стоит около большой груды металлолома и правой рукой указывает на летящие в небе краснозвездные самолеты, а по земле мчатся стреляющие на ходу танки Т-34.

На этой почтовой карточке совсем коротенькое письмо:

«Здравствуй, дорогая мама и сестрёнки. Мы находимся в дороге. У меня всё в порядке. Сейчас мы выехали из Серебрякова 12/ III Я жив, здоров, того и вам желаю. Харчей у меня хватит до места….» Да, да! В конце письма стоят четыре точки! Значит мама Пелагея должна была понять, что не хватило той еды, которую собрала она в дорогу любимому сыночку, уезжавшему на фронт. На почтовой карточке стоит штамп «Просмотрено военной цензурой Воронеж 65» и почтовые штампы: 19.3.43 Воронеж, 7.4.43 Сталинград. Хотя долго шло письмо в Сталинград, но всё же пропустила цензура весточку от сына.

Рассматриваем второе письмо. Видимо, оно написано трофейной ручкой, буквы яркие, чёткие. В верхнем правом углу на почтовой карточке треугольный штамп «Красноармейское письмо - бесплатно», по центру печать «Просмотрено военной цензурой» Почтовый штамп Сталинград 23.5.43

Указана полевая почта №10875 «У». Сергей указал дату, когда писал письмо

«28/ IV - 43г. Добрый день, мама. Шлю вам пламенный горячий привет. Мама, я живу пока ничего. Не знаю, как вы живёте. Мама, не обижайтесь, что редко пишу письма. Мама, деньги у меня кончаются. Нам выдали обмундирование, мыло, одеяло, куртку. У нас горел лес, мы ходили тушить. Мама, пришлите чистой бумаги, писать не на чем. Мама, мы уже половину учёбы прошли. На кого хотелось, на того и учусь. Мы с Шуркой вместе. Мама, если можно, пришлите денег. Мама, к некоторым товарищам, которые живут ближе, приезжают матери. Затем до свидания. Живу хорошо……Родионов»

И это письмо пропущено цензурой! Хотя в конце письма не четыре, а шесть точек! Поняла мама Пелагея, что совсем нехорошо сыночку живётся, в каждой строчке есть слово «мама», а в конце письма - условный знак! «Живу хорошо ……», понимай - плохо без мамы!

Третье письмо написано карандашом на почтовой карточке, где в левом углу Государственный Герб Советского Союза, в верхнем правом углу почтовая марка (почта 20 копеек), а рядом с маркой штамп «просмотрено военной цензурой 19720» Адрес: г. Сталинград ст. Бекетовка пос. Ермана ул. Белинского 18. Обратный адрес прочитать почти невозможно.

«Добрый день, мама, Надя, Валя. Я жив, здоров, того и вам желаю. Живу я хорошо, нахожусь в регулярной части. Мама, я уже давно не получал от вас письма и не знаю как вы там живёте. Мама, напиши как у тебя


(три слова вымарано цензурой черной краской) Мама, мы перегоняли машины ( снова зачеркнуто какое - то слово цензурой) я сделал маленькую аварию, ну ничего, на том учатся. Затем, до свидания. 29/ IX - 43г. Родион»

25 сентября 1943 года Сергею Родионову исполнилось 18 лет, а 5 октября 1943 года он был убит в бою за Социалистическую Родину. Так было написано в похоронке, которая пришла в дом в отсутствие мамы. Но похоронку сестры порвали и выбросили, чтобы мама не узнала и не расстраивалась.

Но материнское сердце не обманешь! Она поняла, что Сергей не шлёт больше писем с фронта. Ходила она в военкомат, посылала запросы в часть, где воевал сын. И лишь в августе 1944 года почти через год после гибели сына получила она извещение о том, что Родионов Сергей Геннадьевич, уроженец Сталинградской области в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, убит 5 октября 1943 г.

Мама Пелагея надеялась отыскать то место, где захоронено тело любимого сыночка. Но приехал с фронта тот самый Шурка, с которым они были вместе в учебной части, и рассказал, что на его глазах в машину, которую вел Сергей, попала бомба. Сильный взрыв уничтожил и грузовик, и юного паренька Родионова Сергея. И память о нем осталась лишь в семейных реликвиях: весточках с фронта. Вот такая печальная история! И пусть у Родионова Сергея нет никаких наград, он все равно заслуживает того, чтобы мы помнили, что он погиб, защищая Родину. Мы занесём его имя в книгу памяти: «Народная летопись Победы». Об этом надо помнить всегда, чтобы вновь на нашу землю не пришла война, которая несёт страдания, разрушения, смерть.







Приложение 2

Весточки с фронта. 1943 год

3 открытки, которые успел прислать с фронта

Родионов Сергей Геннадьевич

в послевоенный Сталинград









Приложение 3

Ксерокопия письма из Ленинска от 6 мая 1945 года










Приложение 4

Три тюльпана










Приложение 5

За нашу Советскую Родину

Указ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР от 22 декабря 1942г.

О награждении Дементьевой Раисы Михайловны медалью «ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА»









Приложение 6



















Приложение 7

Технология изготовления подарочной шкатулки

Этапы работы

Схема, чертеж

Инструменты

1

Разметка деталей

угольник, карандаш, линейка.

2

Выпиливание деталей из древесины

пила,

струбцины,

3

Обработка деревянных деталей

Наждачная бумага №1,0

4

Сборка нижней части

угольник,

молоток,

столярный клей

5

Сборка крышки

угольник, карандаш, линейка,

столярный клей

6

Чеканка «Тюльпаны»

Чеканы, карандаш, деревянный молоток

7

Изготовление выкройки покрытия шкатулки

карандаш

линейка

ножницы

по металлу

8

Ленты для крепления покрытия

карандаш

линейка

ножницы

по металлу

9

Прибить ленты к основанию и крышке шкатулки

карандаш

линейка

гвоздики 5 мм

10

Соединение крышки с основанием шкатулки

Гвоздики,

Шарниры

молоток















Приложение 8

Грузовик 1936 года выпуска.

Исследовательский проект Шкатулка для семейных реликвий



























Приложение 9

Стихи из альбома Жени

Трое

Третий день идёт сраженье.

Лес гудит от боя.

Прорвались из окруженья

Красных три героя.

Говорит один:

-Ребята, умирать не дело,

С нами пули и гранаты,

Будем биться смело

Говорит один другому:

-Тут у них застава,

Коли пасть, так ближе к дому,

Поползём направо…

И ползут герои лесом,

Вдруг - глядят: опушка

И палатки под навесом

Стережет избушка.

Долетает речь чужая

И у перелеска,

Чей-то голос отличая,

Оборвался резко.

Притаились тут герои,

Залегли в бурьяне.

Планы вражьи и заданья,

И наган, бумаги

У героев в чемодане.

После передачи

Их встречали наши

Вы, друзья, родные!

Говорят герои: «Здравствуйте,

Мы как есть живые!»


Литература

1.Большая Советская энциклопедия. Издание 3. М.: «Советская энциклопедия» 1978

2. Волгоград. Путеводитель по историческим местам города. Издательство «Советская Россия», М.: 1977

3.Иллюстрированная история СССР. Москва «Мысль» 19870

4. Лебедева И.М., Л.К. Ермолаева, Разбегаева Л.П. История Отечества

Учебное пособие по истории. Ч. III Волгоград Кооператив «Книга» Международный центр просвещения «Вайланд-Волгоград» 1995 70 с.

5. Интернет. Картинки.








Рецензия

на исследовательскую работу «Шкатулка для семейных реликвий»,

выполненную Кириличевой Дарьей, Парьевым Никитой, Кузнецовой Анастасией, учащимися муниципального общеобразовательного учреждения «Средней школы № 100 Кировского района Волгограда»

В ходе выполнения данной исследовательской работы учащиеся познакомились с разными источниками информации о Великой Отечественной войне. Они рассматривали и фотодокументы, и письма, и открытки, и другие материалы из семейных шкатулок. Поскольку исследование предполагает своим конечным результатом не просто разрешение заявленной ситуации, а качественное преобразование исследовательской деятельности: систематизацию, расположение фактов и событий в хронологическом порядке, использование справочной литературы и интернет- источников, то можно сказать, что работа над данным проектом помогала учащимся развивать и эмоционально-волевую сферу, расширяла их кругозор.

При построении ленты времени у учащихся уточнялись пространственно-временные представления.

В результате выполненной работы произошло и преобразование деятельности самих учащихся. Им захотелось сделать в подарок шкатулку для хранения семейных реликвий.

Они с интересом рассматривали и письмо, написанное 6 мая 1945 года, удивлялись, что письмо написано на страничке из книги, и странный подарок к дню Пасхи «Три тюльпана», и письма - открытки с фронта, поэтому можно с уверенностью сказать, что представления детей о страданиях, которые приносит война всему народу стали более конкретными. Дети поняли, что речь идёт о трагической странице в истории своего народа.

Работа над проектом заинтересовала учащихся всего класса. Они внимательно слушали выступления детей, которые работали над проектом.

Дети учились делать выводы, используя разные источники информации.

С отчетом о выполненной исследовательской работе учащиеся выступали не только в своих классах. Исследование помогло учащимся стать взрослее, серьезнее, научиться ценить те блага, которые так естественны в мирной жизни.

Руководитель проекта: Дементьева Лидия Алексеевна,

учитель МОУ СШ № 100

26


© 2010-2022