Разработка занятия «Нет» вредным привычкам»

Представленное вашему вниманию занятие «Нет» вредным  привычкам» адресовано учащимся 5-6 классов. Первое знакомство с сигаретой у большинства школьников чаще всего происходит в возрасте 11-12 лет, а первый опыт общения с алкогольными напитками происходит в старших классах. Поэтому очень важно до того, как возникнет опасность первого опыта, сформировать у ребенка устойчивое негативное отношение к употреблению одурманивающих веществ. Этому способствует ранняя профилактика курения, употребления алкоголя и наркотиков. На предложенном занятии дети проигрывают реальные жизненные ситуации, а когда ... Методическая разработка занятия «Нет!» вредным привычкам!» может быть проведена в рамках недели профилактики вредных привычек и использоваться в общеобразовательных школах, коррекционных школах, детских домах, на базе учреждений дополнительного образования. Цель: -формирование сознательной установки на здоровый образ жизни; - закрепить понятие о здоровом образе жизни; -закрепить понятие о том, что жизнь и здоровье - главные ценности,          которыми обладает человек; -сформировать знания о вредном воздействии табачного дыма и алкоголя на организм человека; -обучить учащихся способам сопротивления негативному давлению со стороны окружающихся; -воспитывать человека, заботящегося о своём здоровье и укрепляющего его.   Задачи: -Воспитать ответственное отношение к своему здоровью. -Сформировать понимание, что здоровье – бесценный дар. -Вовлечь учащихся в деятельность по формированию и сохранению собственного здоровья; -Подвести учащихся к выработке нравственной позиции по отношению к  вредным привычкам. -Приобщить к здоровому образу жизни. Оборудование: мультимедийный проектор, плакаты, глобус, оборудование для проведения опыта «Курящая кукла»: резиновая кукла среднего размера, резиновая груша, стеклянная трубочка, кусок ваты, сигарета с фильтром, спички.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка занятия « Нет» вредным привычкам».

Пояснительная записка.

Представленное вашему вниманию занятие «Нет» вредным привычкам» адресовано учащимся 5-6 классов.

Первое знакомство с сигаретой у большинства школьников чаще всего происходит в возрасте 11-12 лет, а первый опыт общения с алкогольными напитками происходит в старших классах. Поэтому очень важно до того, как возникнет опасность первого опыта, сформировать у ребенка устойчивое негативное отношение к употреблению одурманивающих веществ. Этому способствует ранняя профилактика курения, употребления алкоголя и наркотиков. На предложенном занятии дети проигрывают реальные жизненные ситуации, а когда возникнет необходимость, это поможет им сделать правильный выбор.

Методическая разработка занятия «Нет!» вредным привычкам!» может быть проведена в рамках недели профилактики вредных привычек и использоваться в общеобразовательных школах, коррекционных школах, детских домах, на базе учреждений дополнительного образования.

Цель:

-формирование сознательной установки на здоровый образ жизни;

- закрепить понятие о здоровом образе жизни;

-закрепить понятие о том, что жизнь и здоровье - главные ценности, которыми обладает человек;

-сформировать знания о вредном воздействии табачного дыма и алкоголя на организм человека;

-обучить учащихся способам сопротивления негативному давлению со стороны окружающихся;

-воспитывать человека, заботящегося о своём здоровье и укрепляющего его.

Задачи:

-Воспитать ответственное отношение к своему здоровью.

-Сформировать понимание, что здоровье - бесценный дар.

-Вовлечь учащихся в деятельность по формированию и сохранению собственного здоровья;

-Подвести учащихся к выработке нравственной позиции по отношению к вредным привычкам.

-Приобщить к здоровому образу жизни.

Оборудование: мультимедийный проектор, плакаты, глобус, оборудование для проведения опыта «Курящая кукла»: резиновая кукла среднего размера, резиновая груша, стеклянная трубочка, кусок ваты, сигарета с фильтром, спички.

Ход занятия.

Подготовительный этап.

За неделю учащимся была объявлена тема занятия, они получили задания подобрать пословицы и поговорки о вредных привычках, о здоровом образе жизни, подготовить сообщения по теме.

1. Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте ребята! Я вам говорю «здравствуйте», а это значит, что я вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность.

Когда-то, давно я услышала притчу. Мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценными, важным в жизни: богатство или слава?» Вот что ответил мудрец: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

Здоровье - это действительно бесценный дар. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Здоровье помогает человеку учиться, трудиться, заниматься любимым делом, активно отдыхать.

Но беда наша в том, что мы начинаем понимать это только тогда, когда его теряем.

«Человек может жить до 100 лет, - говорил академик И.П.Павлов.- Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».

Проблема «болезней поведения», или вредных привычек, была, есть и остается актуальной для молодого поколения. Это: курение, пьянство, токсикомания, половая распущенность и даже пристрастие к некоторым пищевым продуктам, например, чаю, кофе, шоколаду.

Но вернемся к самому началу. Давайте уточним, что же такое здоровье?

Учащиеся предлагают ответы.

Предполагаемые ответы уч-ся:

Здоровье - отсутствие болезней.

Здоровье - это непросто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.

Теперь вашему вниманию предлагается викторина.

Отвечаем быстро: да, нет. За каждый правильный ответ уч-ся получает жетон.

Вопросы викторины:

Согласны ли вы, что зарядка- источник бодрости или здоровья? (Да).

Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (Нет).

Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10000 человек? (Да).

Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет).

Легко ли отказаться от курения? (Нет).

Правда ли, что наркотики разрушают организм? (Да).

Правда ли, что никотин наиболее известный яд сигаретного дыма? (Да).

Согласны ли вы, что правильное сексуальное поведение защитит от опасных венерических заболеваний? (Да).

Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да).

Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (Да).

2. Изучение новой темы.

Педагог: Мы все знаем, что алкоголь, курение- это вредные привычки. Однако мы забываем об этом и приобретаем их сами.

Сегодня медики утверждают : здоровье человека на 25 % зависит от наследственности и от работы медиков. Остальные 75 % в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению. К сожаленью огромный ущерб здоровью человека наносят алкоголизм, курение, наркомания.

Самой распространенной и чрезвычайно опасной привычкой каждого пятого жителя планеты является табакокурение. Многие курильщики рассматривают свое пристрастие к табаку как «маленькую слабость». Однако они глубоко ошибаются, поскольку курение подрывает здоровье человека, снижает его работоспособность, является причиной многих болезней, ускоряет увядание организма, приближает старость и смерть. Курильщики быстро утомляются, раздражаются, у них нарушен сон, они в два раза чаще попадают в автомобильные аварии, чем некурящие.

В Древнем мире люди проявляли большую заботу о своем физическом и психическом здоровье. Например, к употреблению вина они относились с большой осторожностью: в Древней Греции пили лишь разбавленное вино, а в Древнем Риме употребление вина разрешалось только с 30 лет.

В средние века во многих странах употреблять табак ( курить, нюхать, жевать) запрещалось законом. За употребление табака в Турции была введена смертная казнь. В Персии курильщикам вырывали ноздри. В Англии любителей Табака водили по улицам с веревкой на шее, а самым злостным отрубали голову и выставляли ее на показ с курительной трубкой во рту. В России борьбу с курением начал царь Михаил Федорович Романов. В 1649 году он издал указ о запрете курения. Нарушителей этого указа шестьюдесятью ударами палок по стопам ног, а если это не помогало, курильщику отрезали нос и уши. Несмотря на преследования и суровые наказания, вредная привычка использовать табак быстро и широко распространялась по всему миру. В конце XX столетия Европа отметила своеобразный «юбилей» - 500 лет с начала использования табака. За это время табакокурение стало самой опасной и вредной привычкой человека. Примерно 50% современных европейцев регулярно курят. Широкое распространение табакокурение получило в России. Наша страна считается самой «курящей» в мире. Заядлыми курильщиками являются 75% мужчин, 27% женщин, 42% школьников.

Еще одна не менее опасная вредная привычка это алкоголизм.

И не зря в переводе с арабского алкоголь означает «одурманивающий».

История изготовления хмельных напитков уходит в глубь тысячелетий. Алкогольные напитки получали из пальмового сока, ячменя, пшеницы, риса, проса, маиса. В древней Индии приготовляли напиток «сома», игравший большую роль в религии Ариев. Особый вариант сомы получали выжимкой из грибов (мухоморов и др). Сому пили жрецы во время ритуальных церемоний, жертвоприношений, она считалась напитком бессмертия. Но особо широкое распространение в древности нашло виноградное вино. В Греции виноград начали возделывать за 4000 лет до нашей эры. Вино считалось даром богов. Покровителем виноградарства и виноделия в Греции является Дионис, сын Зевса. С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира. Первые сведения об употреблении алкоголя на Руси датируются XI веком нашей эры. Указы этого времени запрещали «гнусное пьянство». Основными хмельными напитками русичей были медовуха, брага, пиво. Их крепость составляла 10 градусов. На Руси пили очень мало. Спиртные напитки подавали к столу только по большим праздникам в ограниченном количестве. В будние дни хмельное не употребляли , а пьянство считалось грехом и позором.

Вредные привычки серьезно подрывают здоровье человека.

- Когда человек курит, то в его организм попадает более 400 вредных веществ, а самое вредное из них - это яд никотин. Если к клюву птицы поднести палочку, всего лишь смоченную никотином, то она умрет. Собака может умереть от половины капли никотина. Для человека составляют опасность 2-3 капли никотина, столько содержится в 20 сигаретах. Если человек за раз выкурит столько, то может даже расплатиться жизнью.

Вы, наверное, уже знаете, что курение сокращает жизнь. Если человек курит в день 1-9 сигарет, то сокращает свою жизнь на 4-5 лет, если 10-19, то на 5-6 лет. Курение является причиной многих заболеваний. Одно из них - рак легких - это очень тяжелая болезнь.

Сейчас нередко курят не только взрослые, но и дети. Курение сильно сказывается на сердце, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости, невнимательности, плохому сну, неуспеваемости в школе.

Также курение сказывается на росте. Рост замедляется, ребенок растет хилым, слабым, вялым. Постоянное курение вызывает привычку, т.е. человеку уже трудно бросить курить.

К вредным привычкам, кроме курения, относится еще более губительная - употребление спиртных напитков.

Алкоголь относится к наркотическим веществам, поскольку его употребление приводит к привыканию организма, болезненному пристрастию, наркотической зависимости, развитию различных заболеваний, сокращает жизнь на 10-12 лет.. Алкоголь является ядом для всех органов нашего организма. Наибольший вред алкоголь оказывает центральной нервной системе, угнетая деятельность головного мозга. Человек может быть хорошо воспитанным, и скромным, даже застенчивым, а в состоянии опьянения он совершает «дикие» поступки. Он теряет бдительность, перестает быть осторожным может выболтать любую тайну. Существует даже такая пословица: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».

Вам было дано задание найти пословицы и поговорки о вредных привычках. Давайте их прочитаем (ребята читают пословицы и поговорки, объясняют их значение) Например:

1-ая пословица: «С хмелем познаться - с честью расстаться»

- Как вы понимаете эту пословицу? Ответы детей: (пьянство заглушает рассудок, совесть; пьяный легко может обмануть, не сдержать слово).

2-ая пословица: «Пить до дна - не видать добра»

- О чем эта пословица?(пьяница теряет здоровье, друзей, работу, уважение, окружающих, любовь близких).

А теперь давайте посмотрим, как ребята отобразили понравившееся пословицы в рисунках.

(учитель с помощью сканера выводит на экран рисунки учащихся, ребята комментируют их)

На экране появляется ряд фотографии сделанных в общественных местах, с информацией о запрете курения и распития спиртных напитков.

- Ребята, вам знакомы эти фотографии ? Где вы их могли видеть?

Правильно, эти фотографии сделаны в кинотеатре, в библиотеке, в магазине, в транспорте, в больнице…. Одним словом, в общественных местах.

А почему нельзя курить в общественных местах? (Потому что люди, которые находятся в одном помещении с курящим, дышат дымом) . Да, в самом деле это приносит большой вред окружающим. При курении в организм человека попадает ¼ часть от всех ядовитых веществ. Половина же вместе с выдыхаемым дымом поступают в воздух. А им дышат окружающие. Получается, что некурящие «курят». Следовательно, они получают такой же вред от табачного дыма, как и курящие

Учитель: Всемирная организация здравоохранения в 1988 г. объявила 31 мая Всемирным днем без табака. Перед мировым сообществом была поставлена задача - добиться, чтобы в 21 веке проблема табакокурения исчезла. Обратимся к историческим корням табакокурения.

Вопрос: Кто знает, откуда к нам пришел табак?

Выступление уч-ся.

Табак родом из Америки.

Узнали о нем после открытия Америки Колумбом в 1492 г.. В числе подарков местные жители подарили Колумбу сушенные листья. Вскоре началось «победное шествие» табака по странам и континентам. В те времена табаку приписывались необыкновенные свойства. Считалось, что дым отпугивает болезни, злых духов, снимает зубную боль и ломоту в костях. Через некоторое время правительства и церкви разных стран начали борьбу с курением. В России при царе Михаиле Федоровиче уличенных в курении первый раз наказывали 66 ударами палки, во второй - отрезали носы и уши.

Торговля табаком в России была разрешена в 1697г. В царствование Петра Великого, который сам стал заядлым курильщиком, побывав в Голландии.

(Учащиеся показывает на глобусе шествие табака по земному шару).

Учитель задает вопрос: Чем же опасен табак? Почему про него говорят: «Табак - забава для дураков» (Гете), «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (Бальзак).

Уч-ся: В процессе курения табака образуются такие вредные вещества, как никотин, пиридин, этилен, изопрен, бензпирен, ядовитые газы (сероводород, угарный и углекислый газы), др. химические вещества. Вообще в дыме сигареты содержится более 20 сильнодействующих ядов. Наиболее ядовитыми компонентами табака являются никотин и синильная кислота.

У курящего человека изо рта идет специфический запах, на зубной эмали откладывается табачный деготь и зубы желтеют. Курящий человек часто кашляет и отхаркивает грязно-серую мокроту.

Проведение опыта:

Кусочек ваты помещается в стеклянную трубочку. С одной стороны трубочки укрепляется резиновая груша, с другой - тлеющая сигарета. С помощью груши продувается воздух (т.е. выкуривается сигарета). По окончании тления сигареты, обращается внимание детей, что вата изменила цвет, концы трубочки стали коричневыми. Вата извлекается из трубочки. На вате осевшие токсины и яды, которые оседают на легких человека и приводят к тяжелейшим последствиям.

Уч-ся делают выводы и приводят аргументы против курения.

Учитель: Одна из самых страшных бед нашего времени - употребление наркотических веществ. Наркомания, подобно раковой опухоли, развиваясь, задевает не только тело, но и душу. Во всем мире отмечается парадоксальный факт: несмотря на все усилия в борьбе с наркотиками, осведомленность молодежи об истинных последствиях их употребления снижается. Это отчасти связано с активным внедрением в сознание молодежи ряда мифов о наркотиках.

Уч-ся предлагается следующее задание: разоблачит следующие мифы о наркотиках.

Миф 1. «Попробуй - пробуют все».

Миф 2. «Попробуй - вредных последствий не будет».

Миф 3. «Попробуй - если понравится, прекратишь прием».

Миф 4 о существовании «безвредных наркотиков».

Сейчас я предлагаю вам игру, которая научит вас правильно вести себя сложных ситуациях, отстаивать свое мнение и не поддаваться на уговоры сверстников.

Игра «Диалог с товарищем»

(На подносе разложены карточки красного цвета с вариантами предложений. Учащийся берет одну и громко читает. На другом подносе лежат карточки зеленого цвета с вариантами ответов . Второй учащийся берет и дает товарищу заранее подготовленный ответ)

Варианты предложений

Варианты ответов

Хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение? Попробуй пиво!

Нет! Мне этого не нужно, я хочу быть здоровым!

Нет! Пойдем лучше погуляем с моей собакой!

Хочешь пиво?

Никто не заметит!

Нет! Я не буду и тебе не советую!

Давай закурим! От одной сигареты ничего не будет.

Нет! Вредные привычки не приводят к добру!

Давай покурим! Или ты трусишь?

Нет! У меня есть новые пазлы. Пойдем собирать!

Пошли покурим. Или тебе слабо?

Нет! У меня есть более интересные занятия!

Давай покурим! После одной сигареты к курению не привыкнешь.

Нет! Я не хочу подражать тем, кто не бережет свое здоровье!

Нет! Я спешу в шахматный кружок. Хочешь, пойдем со мной.

Почему ты не куришь? Боишься, что мама наругает?

Нет, я не буду! Пойдем лучше со мной на каток.

Нет! Мама меня просила сходить в магазин, пошли со мной.

Может, твоей маме тоже нужно что-нибудь купить.

У нас во дворе многие курят, ничего с ними не случилось. Попробуй и ты!

Нет! Лучше пойдем ко мне смотреть футбол. Сегодня финал!

Нет! Лучше пойдем ко мне. Вчера мой старший брат принес

новые интересные компьютерные игры, поиграем.

Ребята, скажите, пожалуйста, а чьей роли вам понравилось быть больше?

- Молодцы! Вы справились с заданием, и теперь я уверенна, что в подобных ситуациях вы не растеряетесь и примите правильное решение!

3. Закрепление.

В завершении нашего занятия мы соберем с вами «Дерево здоровья».

У меня на столе лежат разноцветные листочки, на которых написано много интересных и полезных занятий, но среди них есть и вредные привычки. (Заниматься спортом, есть много сладкого, делать утреннюю гимнастику, много смотреть телевизор, следить за одеждой, закаляться, долго играть в компьютерные игры, много времени проводить на воздухе, курить, умываться, чистить зубы, употреблять спиртные напитки, правильно питаться, соблюдать режим дня, вовремя учить уроки, заниматься музыкой, рисовать, читать книги, помогать маме)

Каждый из вас выбирает на моем столе понравившийся листочек и, прочитав, решает, прикреплять ли его к «Дереву здоровья» или же выбросить в корзину.

Дети под музыку по очереди выходят к столу и, сделав выбор, прикрепляют листочки на изображение дерева. Можно предложить детям прокомментировать свои действия.

Молодцы! Вы все сделали правильный выбор, поэтому у нас получилось такое яркое, крепкое, здоровое дерево. Пусть оно остается у вас в классе и радует вас каждый день!

Делают выводы: Здоровый образ жизни полностью отвергает вредные привычки. Только осознанное отношение к возможным последствиям пагубных пристрастий дает положительные результаты в искоренении вредных привычек.

4. Подведение итогов.

Учитель: Оценка за урок, несомненно, важна для каждого из вас, но главные оценки вам поставит жизнь - за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодняшнем занятии. Здоровье на 25 % зависит от наследства и медицины, а на 75 % - от образа жизни, который вы будете вести. И завершить сегодняшнюю встречу хотелось бы словами немецкого поэта Гете: «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать».

Будьте здоровы!


Литература.

1.Учебная литература. Всемирная мировая история:

«История табака». Вдовин, Барсенков, изд. Аспект.2005г.

2.Учебная литература. Всемирная мировая история:

« История алкоголя».Вдовин, Барсенков. изд. Аспект. 2005г.

3.Учебно- методический материал по окружающему миру « Школа России», Плешаков., изд. Просвещение.









Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Марфинская средняя общеобразовательная школа»



Методическая работа

« Нет!» вредным привычкам»




Выполнила: учитель русского языка и

литературы

Калиева Маргарита Зайруллаевна

с. Марфино 2014г

© 2010-2022