Программа Дети и семьи группы риска

Программа «Дети группы «риска»» направлена на создание условий для развития личности, профилактики правонарушений среди молодежи, оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию.В сфере нормативно - правового обеспечения государственной молодежной политики действует Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Указ Президента РФ от 16 мая 1996 года № 727 «О мерах государственной поддерж...
Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №52 ст.Карамыш

Красноармейского района Саратовской области»



Утверждаю












ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

«ДЕТИ и СЕМЬИ ГРУППЫ РИСКА»







Разработчики:

зам.директора по ВР

Голобородова Т.А.,

социальный педагог:

Колотухина Г.В.,


ст.Карамыш 2014 - 2016г.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЕТИ и СЕМЬИ «ГРУППЫ РИСКА»


Цели программы:

формирование культуры здорового образа жизни, общей культуры подростков;

воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека;

создание основы для выбора и освоения профессиональных программ.

Основные направления:

совершенствование образовательной системы школы в интересах развития каждого ребенка (обеспечение многовариантности образовательных программ, возможности выбора образовательной программы в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка, своевременной диагностики проблем детей);

организация социальной и медико-психолого-педагогической помощи и поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

обеспечение реальных мер по защите прав и законных интересов детей.

Основные исполнители:

администрация МБОУ « СОШ № 52 ст. Карамыш»

педагогический коллектив;

социальный педагог;

методическое объединение классных руководителей

участковый инспектор; инспектор КДН ОВД Красноармейского района Саратовской области

совет по профилактике правонарушений МБОУ «СОШ № 52 ст. Карамыш»

администрация Карамышского МО


Ожидаемые результаты:

снижение уровня безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

совершенствование гражданско-патриотического воспитания;

укрепление физического, психологического и духовного здоровья молодого поколения;

повышение социальной активности и заинтересованности молодых людей;

Сроки реализации Программы: 2014-2016 годы

Пояснительная записка


Программа «Дети группы «риска»» направлена на создание условий для развития личности, профилактики правонарушений среди молодежи, оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию.

В сфере нормативно - правового обеспечения государственной молодежной политики действует Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Указ Президента РФ от 16 мая 1996 года № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей, происходит дистанцирование школы от детей с трудной судьбой. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях, их проблемам стали уделять меньше внимания не только в семье, но и в образовательных учреждениях.

Три категории детей (дети-инвалиды, дети-сироты, дети «группы риска») характеризуются тем, что их положение законодательно и нормативно регулируется государством, существуют специальные органы и ведомства, которые выявляют таких детей, устанавливают их статус, а также специальные учреждения для них. Однако есть еще одна категория детей «группы риска», к которой обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями дивиантного поведения и т.д. Эта категория детей является «неофициальной», но внимание к ней значительно возросло.

Педагогическая деятельность воспитателей ГПД и учителей-предметников отделения направлена на компенсацию недостатков воспитания и образования, коррекцию и педагогическую поддержку обучающихся, консультативно-методическую и просветительскую работу с родителями. Вся работа направлена на преодоление педагогической запущенности и социальной адаптации учащихся.

Неблагоприятный фактор социализации молодежи особенно проявляется в отношениях подростков из социально-неблагоприятных, маргинальных слоев населения. Родители 10% учащихся школы не работают, более 60% имеют низкий доход, часть родителей страдает отклонением в поведении. В последние годы в школе возросло число детей из неполных семей. Если в 2013 году их было 37 человек, то 2014-2015 уч. году их количество составило 44 человека. 16 учащихся школы являются опекаемыми, 2 человека инвалиды.

В результате ослабления института семьи, его воздействия на воспитание детей растет число безнадзорных и беспризорных детей.

Особенности работы с обучающимися и семьями «группы риска»

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.

Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального педагога и администрации нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".

Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

  • отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

  • незнание их интересов и потребностей;

  • политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;

  • усиление влияния псевдокультуры;

  • неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

  • отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

  • чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

  • сверхзанятость родителей;

  • "эпидемия" разводов;

  • потеря эмоциональных контактов с детьми.

Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.

Типы "трудных" семей:

  1. Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, отсутствием духовного единства.

  2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.

  3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и учителей.

  4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.

  5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

Проблемы родителей:

  1. Социально-медицинские:

    • физические недостатки, патологии самих родителей;

    • физические недостатки, патологии ребенка;

    • психические расстройства одного из родителей;

    • психические заболевания ребенка;

    • алкоголизм, наркомания и т.п. ;

    • нарушение санитарно-гигиенических норм питания.

  2. Социально-педагогические:

    • гиперопека ребенка;

    • ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей

    • расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями;

    • языковый барьер (двуязычие).

  3. Социально-психологические:

    • недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;

    • конфликты в семье.

  4. Социально-экономические:

    • низкий материальный уровень семьи;

    • плохие жилищные условия;

    • низкая предметная обеспеченность.

  5. Социально-юридические:

    • незнание своих прав и обязанностей как родителей;

    • юридическая некомпетентность.

Этапы работы с семьей:

  1. Диагностика проблем семьи.

  2. Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.

  3. Содействие в получении социальной помощи.

  4. Диагностика результатов работы.

- скрининг - непрерывное наблюдение за психологическим развитием учащихся при помощи экспресс - диагностических методов;

- диагностика - углубленный анализ детей «группы риска» при помощи специальных расширенных психодиагностических методов;

- коррекция - применение психологических, терапевтических и тренинговых процедур, предназначенных для коррекции нарушения психологического здоровья, а также нежелательных отклонений от оптимального психического развития учащихся.

Основные цели и задачи Программы


Учитывая специфику состава учащихся школы основными целями Программы являются:

создание и развитие правовых, социально-организационных условий для самореализации личности, духовно-нравственного воспитания молодежи;

формирование мотивов положительной социализации личности, повышения самооценки, адаптация в социуме Центра образования и в обществе в целом.

Достижение основных целей требует решения следующих задач:

  • создание условий для формирования культуры здорового образа жизни;

  • способствовать созданию условий для эффективного взаимодействия субъектов профилактики детской безнадзорности;

  • содействие решению социальных проблем, развитие гражданской и социальной активности;

  • создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального и творческого развития обучающихся.

  • повышение психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений;

  • содействие преодолению конфликтных ситуаций в семье;

  • коррекция внутрисемейных отношений.

Принципы реализации Программы:

  • повышение престижа здоровой семьи;

  • повышение активной жизненной позиции;

  • коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная);

  • поддержка самореализации семьи (круглые столы и т.д.);

  • социальное партнерство всех служб;

  • изучение и распространение новых технологий;

  • профилактика проблем.

Методы реализации Программы:

  • патронаж

  • беседа

  • диагностика

  • консультирование

  • занятия

  • тренинг

  • информационность

  • просвещение

Таким образом, в работе с семьей мы стремимся максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • принимать активное участие в жизни семьи;

  • всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

  • интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

  • не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

  • иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

  • уважать право ребенка на собственное мнение;

  • уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

  • с уважением относится к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Педагогический коллектив школы в процессе систематической работы с проблемными детьми и семьями обычно выделяет пять типов семей, что позволяет классному руководителю более конкретно предупреждать и корректировать "изъяны" семейного воспитания.

Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями

Типы проблемных семей

Задачи классного руководителя

Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, - холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта

  • Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.

  • Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.

  • Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.

  • Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

  • Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.

  • Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.

  • Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.

  • Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

  • Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.

  • Пробудить интерес к самообразованию.

  • Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

  • Изменить жизненную ориентацию родителей.

  • Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.

  • При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

  • Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.

  • Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.

  • Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку - главное средство в воспитании

Циклограмма мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Ответственные

1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей

В течение года

Администрация, классные руководители, уполномоченный по защите прав детей, социальный педагог

2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка

По мере выявления

Классный руководитель, уполномоченный по защите прав детей, социальный педагог

3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей

В течение года

Администрация, классный руководитель, социальный педагог

4. Собеседование с классными руководителями 1-11-го классов по профилактике правонарушений

1 раз в полгода

Социальный педагог

5. Заседания Совета по профилактике правонарушений

1 раз в триместр и по мере необходимости

Администрация

6. Заседание малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей

По мере необходимости

Администрация, классные руководители, социальный педагог

7. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей

По мере необходимости

Классные руководители, соц. педагог, инспектор КДН

8. Изучение положения подростка в коллективе

По мере необходимости

Классные руководители, соц. педагог

9. Консультации для детей и родителей

Систематически

Администрация, фельдшер ФАП

10. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений

1 раз в месяц

Администрация, социальный педагог, участковый инспектор

13. Лекции для родителей и педагогически запущенных детей

Систематически

Администрация, социальный педагог, инспектор ПДН

14. Единый день отказа от курения

Ноябрь

Классные руководители, зам. директора по ВР

17. Всемирный день здоровья

Апрель

Администрация, классные руководители

Тематика родительского правового всеобуча.

  • Индивидуальные тематические консультации для родителей

    • «Как уберечь ребенка от наркомании, алкоголя, токсикомании»,

    • «Как возникает интерес к наркотикам, алкоголю, токсикомании».

  • Родительские университеты

    • «Правовое воспитание в семье. Роль родителей в становлении гражданственности подростка»

    • «Что значит быть гражданином?»

    • «Права и обязанности ребенка в семье»

    • «Правовые знания и их значение в жизни семьи»

    • «Конвенция о правах ребенка»

  • Общешкольное родительское собрание «Проблема наркомании»

  • Общешкольное родительское собрание «Причины преступности, безнадзорности и беспризорности учащихся»

Сроки и этапы реализации Программы

Программа будет выполняться в течение двух лет (2014-2016 г.) поэтапно:

I этап (2014-2015 учебный год):

совершенствование нормативно - правовой базы школы, направленной на защиту прав и поддержку несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

создание школьного банка данных о различных категориях учащихся школы;

укрепление материально - технической базы школы, направленной на социально - педагогическую поддержку учащихся;

организация работы родительского лектория;

дальнейшее развитие форм ученического самоуправления;

организация работы школьного инспектора, взаимодействие с КДН;

организация занятости и досуга несовершеннолетних подростков.

II этап (2015-2016 учебный год):

создание в школе условий и системы дифференцированной помощи семьям и детям, нуждающимся в социальной поддержке;

подключение родительской общественности для решения проблем по защите прав детей;

подготовка классных руководителей и воспитателей для работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

создание методических рекомендаций для педагогов - предметников, классных руководителей и воспитателей ГПД по работе с детьми различных категорий «группы риска»;

контрольная диагностика детей «группы риска». Анализ и оценка работы с точки зрения эффективности, внесение необходимых корректировок;

создание в школе эффективной системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних обучающихся.

Мероприятия по реализации Программы «Дети «группы риска»


п/п

Мероприятия

Ответственный

I ЭПАП - 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

1.

Создать школьный банк данных обо всех обучающихся школы в том числе:

банк «Сироты и опекаемые»

банк «Дети - инвалиды»

банк «Дети - правонарушители»

банк «Дети «группы риска»:

1. дети, оставшиеся без попечения родителей;

2. дети из неблагополучных, асоциальных семей;

3. дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

4. дети с проявлениями социальной и психологической дезадаптации

Г.В. Колотухина

Т.А. Голобородова

2.

Разработать социальный паспорт школы

Колотухина Г.В

Голобородова Т.А.

3.

Обследовать жилищные условия учащихся, из неблагополучных, малообеспеченных семей и учащихся «группы риска»

Соц. педагог

Классные руков.

4.

Провести первичную диагностику среди учащихся с целью определения детей, относящихся к различным категориям риска: дезадаптированные, высокий уровень одиночества, конфликтность, суицидное поведение, употребление наркотиков и спиртного.

Колотухина Г.В

Голобородова Т.А

5.

Провести общешкольные родительские собрания

Администрация

6.

Родительский университет (лекции + консультации специалистов).

администрация

7.

Организация работы по вовлечению детей «группы риска» во внеклассную работу, работу кружков и секций дополнительного образования школы

Голобородова Т.А

8.

Индивидуальная коррекционная работа с детьми «группы риска» по запросу ребенка, классного руководителя, администрации школы

Администрация школы с привлечением специалистов

9.

Организовать обучение подростков культуре общения.

Заместитель директора по ВР, кл. руководители

10.

Формирование нравственной позиции по отношению к наркотикам, алкоголю, курению.

Администрация, кл. руководители

11.

Организовать обучение подростков тактике поведения на «темной улице».

кл.руководители, преподаватель-организатор ОБЖ

12.

Подбор материалов для методических рекомендаций классным руководителям и воспитателям ГПД по работе с детьми различных категорий «группы риска»

Социальный педагог; заместитель директора по ВР

13.

Сотрудничество со службами опеки и попечительства

Администрация

II ЭПАП - 2015 - 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

1.

Диагностика учащихся (второго года обучения) с целью отслеживания динамики в отношениях к учебе и жизни, выявления проблем в классных коллективах. На основе полученных результатов разработка стратегии работы (психолого-социальные, педагогические, воспитательные мероприятия)

Н.Е. Кочнева

Г.В. Колотухина

Т.А. Голобородова

2.

Ведение соц. паспортов классных коллективов

классные руководители.

3.

Организовать и провести практические занятия для классных руководителей и учителей-предметников с целью формирования и развития практических навыков, необходимых для работы с детьми различных категорий «группы риска»

Соц. педагог

Зам. директора по ВР

4.

Привлечение детей «группы риска» к активному участию в общественной жизни школы с целью создания условий для возможного построения конструктивных межличностных взаимоотношений и самореализации

Зам. директора по ВР

5.

Сотрудничество с родителями и привлечение их по возможности к процессу обучения и воспитания ребенка

администрация

6.

Осуществлять мониторинг за особенностями личностной динамики детей «группы риска» и особенностями протекания групповых процессов в классном коллективе

Социальный педагог;

кл. руководители

7.

Проведение общешкольных родительских собраний.

администрация

8.

Продолжить работу по исключению школьной дезадаптации

Соц. педагог

Зам.директора по ВР

9.

Осуществление социального патронажа (социальный + медицинский + психологический + педагогический + правовой) детей «группы риска» и их семей.

Администрация, инспектор ПДН, участковый инспектор ОВД

10.

Сотрудничество со службами опеки и попечительства

Администрация

11.

Провести цикл лекций на правовые темы с привлечением профессионалов

Администрация

Зам. директора по ВР _______Т.А. Голобородова

Социальный педагог________Г.В. Колотухина


© 2010-2022