Урок –проект по правовому воспитанию младших школьников «Права ребенка»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»













Урок -проект по правовому воспитанию младших школьников

«Права ребенка»















Выполнила: учитель начальных классов

Богомягкова Анастасия Петровна



















Тулун -2015



Урок-проект «Права ребенка»


Цели:

1.Познакомить учащихся с основными правами и свободами.

2.Научить их применять их в жизни.Составить плакат -проект «Основные права ребенка»

3.Воспитывать к законопослушности.

Оборудование: слайды по теме, таблицы, карточки, ИКТ, фонограммы песен.

Ход занятия

1.Введение.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди и одновременно с ними возникли главные вопросы:

Что люди могут делать и что не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что люди имеют право и на что не имеют?

Ответы на эти вопросы люди искали и в обычных беседах между собой, и путем международных переговоров, и даже, к сожалению, в битвах и войнах.

И все-таки людям удалось сообща найти правильные ответы, которые и были записаны в самом главном международном документе - Всеобщей декларации прав человека.

- А есть ли какие-нибудь права у детей?

Права у детей конечно же есть. И записаны они в двух главных документах, о которых я вам сейчас расскажу.

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой призвала все страны мира проявить особую заботу о детях, признать и защищать их права.

Со времен принятия этой Декларации прошло ровно 30 лет, когда 20 ноября была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция как международный документ отличается от Декларации. Декларации являются призывам к народам и государствам соблюдать записанные в них положения, а конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.

- А как вы поняли, в чем различие документов - Конвенции о правах ребенка и Декларации прав ребенка?

- Таким образом, Декларация - образец-призыв, а Конвенция - договор, обязательный для выполнения.

- Как вы думаете, какие права ребенка должны быть записаны в Конвенции?

- На что ребенок имеет право?

( Дети пишут на листочках права ребенка, которые знают)

-Давайте посмотрим, сколько совпадений прав ребенка, записанных вами, с правами, принятыми в Конвенции, у вас получилось.

Права человека есть у всех людей. Права человеку никто не дает, он получает их от рождения. Все мы люди и все мы равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.

Сегодня наш урок-проект мы посвятим теме «Права ребенка».

-Кто такой ребенок?

«Не строй церковь, пристрой сироту» -призывает русская пословица. Увы, не многие следуют этому призыву. Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире. Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра.

-Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (ответы детей)

В США, в г. Нью-Йорке высится 39 этажное здание, в нем помещается штаб-квартира ООН, международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущее поколение от бедствий войны.

Ежегодно созывается Генеральная Ассамблея ООН-собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их более 180.

Конвенция о правах ребенка была принята в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН.

- Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?

Вот несколько фактов из брошюры ООН «Права человека»

-покинутые своими семьями, около 100млн детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;

-120 млн детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

-ежегодно около 3,5 млн детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

По-прежнему где-то происходят военные конфликты, совершаются преступления, случаются аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства учтены.

В Конвенции говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

Наше государство подписало этот документ.

Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Право на жизнь.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право на имущество.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на свободное перемещение.

Право на воспитание и заботу родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Ни один ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.

Конвенция о правах ребенка содержит не только права. Она четко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.)

2.Практическая часть.

1) Викторина «Права литературных героев»

1.В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? ( « Серая шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2.Какие герои могли бы жаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (« Три поросенка», зайка из сказки «Ледяная избушка»).

3.Какие сказочные героини страдают от вмешательства в личную жизнь?

( Людмила из «Руслан и Людмила», «Марья Моревна )

4.В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?

( «Золотой ключик»).

5.В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? (« Мороз Иванович», «Сказка о попе и его работнике Балде»).

6.У какой сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня?( Золушка)

2) Конкурс «Песня о правах».

Для каждой команды исполняется песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.

«Песня бременских музыкантов» ( право на свободное перемещение)

«Чему учат в школе» (право на образование)

« На крутом бережку» ( право на отдых)

3) Обязанности ребенка

- Ребята, у меня для вас есть конверт. А здесь вопрос «У каждого человека есть определённые права, а что у него ещё есть?» (Обязанности).

- Правильно, ведь права и обязанности живут рядом.

Игра «Собери солнышко»

- Возьмите по лучику, вспомните, какие у вас есть обязанности, например, по дому или в детском саду. Называем обязанность и прикрепляем лучик к солнышку.

- Посмотрите, что случилась с солнышком? Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права, но и обязанности.

4) Игра «Да-нет»

Я предлагаю вам игру «Да-нет». На карточках написаны права, которые есть и которых нет. Вам нужно разложить их в конверты с ответами «да» или «нет».

-Давайте посмотрим, что у нас получилось.

3.Закрепление.

-А сейчас мы с вами создадим плакат -проект «Основные права ребенка», чтобы познакомить с правами ребенка учащихся нашей школы.

- На большой плакат мы будем наклеивать вырезки из газет, которые касаются прав ребенка, используя также рисунки и аппликации из цветной бумаги.

- Вот такой плакат у нас получился. Молодцы!

4.Итог.

- Наш классный час подошел к концу. Подытожим, что мы узнали.

- Каким важным документом мы познакомились? (НОКЕВЦИЯН)

- Какой организацией он был принят? (ОНО)

- Кто является ответственным за обеспечение прав детей? (РДОТИЕЛИ)

- Каким правом вы сейчас пользуетесь ,сидя за партами в школе? (РБОАЗОВИНЕ)

Обобщение: именно это право-право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права!

Список использованной литературы

  1. Этика и право в начальной школе: Как преподавать курс «Я и мой мир»: Книга для учителя. Ч.2. - СПб.: Перспектива, 2010. - 167 с. [«Петербургская модель гражданско-правового образования в школе»]

  2. Ваши права: Кн. Для учащихся нач.классов / Концепция книги и иллюстрации Е.С. Шабельника. Адаптация текста Е.Г. Каширцевой. - 6-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 64с.

  3. Элиасберг Н.И., Михеева М.М. Мы - граждане России. Основы законодательства Российской Федерации: Учебное пособие для учащихся 8-9 классов учреждений VIII вида. - СПБ.: Издательство «Союз», 2004. - 351 с.

  4. Шабельник Е.С. Права ребенка: - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001. - 56с.

  5. Классные часы: 3 класс. - 3-е изд.,перераб. И доп. /Авт.-сост. Т.Н.Максимова, Н.Н. Дробинина. - М.:ВАКО, 2011. - 256 с. - (Учебный год).

  6. files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3c03da0a-7938-2f23-a2fe-7eeb027ec50c/1010331A.htm - цифровой образовательный ресурс ПРАВА РЕБЕНКА (N 48816)



© 2010-2022