Рабочая программа кружка Патриот

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Данная образовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач школы - воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.

Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение - самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

Одно из важнейших положений- интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.

Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.

Воспитание патриотизма через краеведение - это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе

Теоретической базой данной образовательной программы явились:

психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.); основные положения философии, культурологии, этики, касающиеся описания процессов освоения человеком нравственной, поведенческой культур, культуры общения (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, И.А. Ильяева, Л.Н. Каган, М. Мид и др.); теории делового общения и культуры делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов, Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова, В.Н.Лавриненко, А.Ю. Панасюк и др.); закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).

Новизна и теоретическая значимость дополнительной образовательной программы «Патриот» заключается:

в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;

в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;

в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников

Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:

в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;

в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.

в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников.

В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте от 6 до 10 лет.

Формы и режим занятий

Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 30 минут. Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие)

Методы и приемы:

диалоги; элементы дискуссий, игры-практикумы; проблемные ситуации;

сюжетно-ролевые игры; конкурсы, викторины; беседы; коллективно-творческие дела.

Формы проведения

рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия; поездка, поход

практическое занятие, викторина, консультация, проблемная лекция, работа в музеях

встречи с участниками исторических событий.

Цель: создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка через формирование основ краеведческой культуры

Задачи программы:

Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края

Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.

Формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций - избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.



Ожидаемые результаты реализации программы:

Знать культуру, историю, природу родного края.

Понимать необходимость бережного отношения к природе, культурному и историческому наследию Малой Родины, активную гражданскую позицию.

Уметь систематизировать информацию о родном крае.

Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:

представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;

знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;

умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.

Список литературы для учителя:

  • Е. Сейненский. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г
    2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006г
    3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г



Тематическое планирование.

1 - 4 класс - 15 часа

п/п

Темы

Содержание

Количество часов

теория

практика

всего

Я и моя семья.

Состав семьи. Фамилии, имена, отчества моих родителей. Их профессии. Совместный труд и отдых.

0,5

0,5

1

    «Наша Россия»

    Беседа о символах России: герб, гимн.

    0,5

    0,5

    1

      Малая родина.

      Выставка рисунков.

      0,5

      0,5

      1

        Экскурсия к памятнику, павшим землякам в годы Великой Отечественной войны.

        Уход за памятником.

        0,5

        0,5

        1

          Чтение рассказов о подвигах людей в годы войны

          приглашение живых свидетелей войны.

          0,5

          0,5

          1

            Мы - патриоты.

            Оформление стенгазеты.

            0,5

            0,5

            1

              Что мы знаем о традициях. Семейные традиции.

              Какие традиции в моей семье.

              0,5

              0,5

              1

                Генеалогическое древо.

                Составление генеалогического древа.

                0,5

                0,5

                1

                  Викторина "Люблю и знаю, знаю и люблю!"

                  Бережное отношение к растениям и животным.

                  0,5

                  0,5

                  1

                    Вежливая улица.

                    По каким правилам мы живем.

                    0,5

                    0,5

                    1

                      Сильные и могучие богатыри Руси.

                      Чтение сказок.

                      0,5

                      0,5

                      1

                        Изготовление поделок из природного материала "Мир фантазии".

                        Изготовление поделок из природного материала

                        0,5

                        0,5

                        1

                          Отгадывание загадок о растениях и животных.

                          Отгадывание загадок о растениях и животных.

                          0,5

                          0,5

                          1

                            КВН "Хочу все знать".

                            КВН

                            0,5

                            0,5

                            1

                              Беседа о главной песне нашей Родины. Слушание гимна нашей страны.

                              Слушание гимна нашей страны.

                              0,5

                              0,5

                              1

                              Итого



                              15


                              © 2010-2022