- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методическая разработка «Создание портфолио дошкольника»
Методическая разработка «Создание портфолио дошкольника»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рыжкова Е.Н. |
Дата | 18.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка «Создание портфолио дошкольника»
Ребенок растет, развивается, умножает свои знания и умения уже с первых недель жизни! Родители снимают его на видеокамеру, фотографируют, т.е. всячески стараются сохранить для истории драгоценные мгновения.
Но как-то так получается, в основном, фиксируются физический рост и внешние изменения детей. А их внутренний мир, интересы, удивительные открытия, творческие работы детей и смешные высказывания и остаются "за кадром"
Решением этой проблемы может стать детское портфолио.
Что такое Портфолио дошкольника?
Портфолио дошкольника - это: способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в определенный период его развития, которые демонстрируют его усилия, прогресс или достижения в определенной области;
Портфолио дошкольника - это прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, это своеобразный маршрут развития ребенка.
В отличие от домашнего альбома, который делается для того, чтобы было что вспомнить, когда ребенок подрастет, портфолио дошкольника преследует совсем иные цели.
Итак, цель портфолио дошкольника - систематизирование и фиксирование результатов развития ребёнка, его достижений в различных областях, демонстрирование его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Задачи портфолио дошкольников
-
создать для ребенка ситуацию переживания успеха;
-
поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
-
поощрять его активность и самостоятельность;
-
формировать навыки учебной деятельности;
-
содействовать индивидуализации образования дошкольника;
-
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
-
укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка.
Собирая специальную папку - портфолио, можно не только зафиксировать успехи ребенка, но и проследить динамику, оценить сильные стороны его развития.
Основной смысл портфолио - показать все, на что способен ребенок.
При составлении портфолио нужно исходить из того, что это - своего рода визитная карточка ребенка, ознакомившись с которой, совершенно посторонний человек должен будет составить мнение о вашем ребенке, его уровне развития и способностях.
Соответственно, главная задача родителя - постараться сделать так, чтобы это мнение оказалось правильным.
Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:
-
Одно из главных условий - это добровольность. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
-
Необходимо чётко понимать цель создания портфолио. Она может быть различной:
для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительной деятельности, спортивные достижения и т.д.);
накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;
тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Мои увлечения», «Моё домашнее животное» и т. д
-
Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
-
структуру и содержание портфолио определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
-
Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов.
Жестких требований не существует. И это радует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, придумать что то своё, оригинальное.
Единственное чего стоит опасаться, так это того, что бы в портфолио дошкольника не выводился на передний план раздел «Мои достижения», документально подтверждающий их.
В создании портфолио участвуют: ребенок, родитель и педагог.
Каким же будет предполагаемый результат?
Для ребенка:
Развитие познавательной активности и творческих способностей.
Расширение кругозора.
Формирование самооценки.
Развитие связной речи, умение составлять связный рассказ.
формирование информационной, учебно-познавательной и социо - культурной компетенции.
Для родителей:
Участие родителей в жизни ДОУ
Установление положительного взаимодействия с детьми и педагогами группы на основе совместной деятельности.
Специалисты группы:
Создание продукта инновационной деятельности
Развитие у воспитанника связной речи, умения составлять связный рассказ.
Развитие познавательного интереса, расширение кругозора и творческих способностей.
формирование у воспитанника информационной, учебно-познавательной и социо - культурной компетенции.
Выделяют два этапа в создании портфолио.
1 этап создания подготовительный (отбор детских фотографий и рисунков. коллекций. Придумывание рассказов о питомцах и любимом растении, членах семьи. Составление генеалогического древа и герба семьи).
2 этап - непосредственно создание портфолио (отбор понравившихся картинок из интернета, послуживших фоном для презентации, сканирование рисунков и фотографий. А затем вставление их в работу).
Структура нашего портфолио.
Работа начинается с титульного листа в котором содержится основная информация: ФИО ребенка и его фотография, дата рождение и ДОУ).
Содержание (на этом листе перечисляются разделы портфолио).
В портфолио дошкольника могут быть включены следующие разделы:
- «Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, толкование имени.
- «Я расту». Эту рубрику можно включить: мои первые шаги и рисунки, любимые игрушки, мои эмоции и успехи.
- «Мои друзья».
- «Мои хобби» или «Что я люблю…».
- «Мои мечты»
- «Моя коллекция»
- «Моё любимое растение»
- «Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, генеалогическое древо и герб семьи. Каждое изображение дополняется рассказом.
- «Мои домашние питомцы».
- «Мир вокруг нас» или «Наши путешествия»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
- «Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд, воспитателя детского сада, друга и т. д.
- «Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.
- «Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.
Приводимые разделы портфолио примерны. Главное наиболее полное отражение особенностей роста и развития детей. Можно придерживаться предлагаемой компоновки, а можно её изменить, полагаясь на собственное видение конечного результата.
Таким образом, портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители-педагоги".
Заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.
Портфолио это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И я уверена, что работа над его созданием- это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.