Планирование. Папка классного руководителя

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Планирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителяПланирование. Папка классного руководителя





Папка

классного руководителя

МБОУ «Гикаловская СОШ»



Классный руководитель: ________________________________

Класс: ________









201_/201_ учебный год





Содержание папки:

Введение:

  • Личные данные педагога

  • Общие положения о классном руководстве

Раздел I: Деятельность классного руководителя по организации учебного процесса

  • Организация учебного процесса

  • Список администрации школы

  • Список учителей предметников класса

  • Примерная циклограмма работы классного руководителя в течении года

  • Расписание уроков

  • Расписание звонков

  • Внеурочная занятость учащихся (в школе и вне школы)

  • План посадки учащихся

  • Анализ успеваемости учащихся по четвертям

  • Занятость учащихся на год (спец. курсы, факультативы)

  • Участие в общешкольных и городских мероприятиях

Раздел II: Информация по классу:

  • Список учащихся _ класса

  • Наш девиз

  • Дни Рождения

  • Бесплатное питание

  • Платное питание (по четвертям)

  • Листок здоровья

  • Личные карты учащихся

  • Характеристика класса

  • Социальный паспорт класса

  • Организация самоуправления в классе

  • График дежурства по классу

  • График проверки дневников

  • Диагностика, анкетирование учащихся

Раздел III: Управление воспитательным процессом:

  • План воспитательной работы

  • Посещение уроков

  • План на осенние каникулы

  • План на зимние каникулы

  • План на весенние каникулы

  • Анализ воспитательной работы за год

  • План ПДД

Раздел IV: Работа с родителями:

  • Состав родительского комитета

  • Протоколы родительских собраний

  • План родительских собраний

  • Анкетирование и анализ

  • Полезная информация

Раздел V: Работа с трудными детьми

  • Функциональные обязанности работников школы в работе с «трудными» детьми.

  • Цели, задачи в работе с «трудными детьми»

  • План работы

  • Характеристика «трудного ребенка»

  • Акт обследования жилищных условий

  • Внеурочная занятость «трудного ребенка»

  • "Трудные" дети в школе

  • Организация помощи «трудным» детям

  • Диагностика, анкетирование

Раздел VII: Разработки классных часов.

Раздел VIII: Замечания по ведению папки

Раздел IX: Наши награды



Личные данные педагога:



Фамилия:

Имя:

Отчество:

Стаж работы:

В данной школе:

Квалификационная категория:

Образование:

Педагогическое кредо:

Телефон:

Адрес:

e-mail:





ВВЕДЕНИЕ

Общие положения о классном руководстве

Должностная инструкция классного руководителя

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики по должностям работников учреждений образования, согласованными с постановлением Министерства труда РФ от 17.08.1995 г. № 46 с учетом изменений, внесенных постановлением Минтруда РФ от 22.11.1995 г. N 65. При составлении инструкции учтены примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Минобразования РФ, утвержденные приказом Минобразования РФ N 92 от 27.02.1995 г.; методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях (письмо Минобразования от 21.06.2001 №480/30-16); методические рекомендации «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений» (приказ Минобрнауки № 21 от 03.02.2006).

1.2. Классный руководитель назначается приказом директора по школе из числа учителей, работающих в школе с согласия педагогического работника.

1.3. Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

1.4. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией и законами РФ, решениями Правительства РФ и органами управления образованием всех уровней, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности противопожарной защиты, а также Уставом школы и другими локальными актами, соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции

Основными функциями классного руководителя являются:

1. Организационно-координирующая:

• установление связи общеобразовательного учреждения с семьей;

• взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения;

• учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

• индивидуальное, воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности;

• ведение документации (классный журнал, дневники, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя, журнал классного руководителя).

2. Коммуникативная:

• регулирование межличностных отношений между обучающимися;

• установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся;

• содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;

• оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностическая:

• изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

• определение состояния и перспектив развития классного коллектива.

3. Должностные обязанности

Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Планирует работу в классе на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

3.2. Обеспечивает безопасное проведение образовательно-воспитательного процесса, оперативно извещает администрацию школы каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

3.3. Организует изучение обучающимися правил охраны труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т. д., проводит инструктаж обучающихся с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;

3.4. Формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов;

3.5. Осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности; выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение;

3.6. Соблюдает права и свободы обучающихся;

3.7. Содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в школе, учреждений дополнительного образования детей и по месту жительства;

3.8. Создает условия для успешного существования ребенка в общеобразовательной школе, содействует разностороннему творческому развитию личности, духовному и нравственному становлению;

3.9. Совместно с органами самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду здорового образа жизни; проводит физкультурно-массовые, спортивные и другие мероприятия, способствующие укреплению здоровья обучающихся в классе;

3.10. Обеспечивает единство воспитательного воздействия на ученика семьи и школы, проводит работу с родителями; при необходимости подключает компетентные органы для защиты прав ребенка или оказания финансовой помощи, обеспечивает социальную защиту детей;

3.11. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося в классе;

3.12. Способствует развитию у обучающихся навыков общения, помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;

3.13. Осуществляет изучение личности каждого обучающегося в классе его склонностей, интересов, направляет самовоспитание и саморазвитие личности обучающегося, вносит необходимые коррективы в систему его воспитания;

3.14. Анализирует состояние и определяет перспективы развития классного коллектива;

3.15. Представляет заместителю директора школы по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности по окончании каждой учебной четверти;

3.16. Ведет в установленном порядке документацию класса, контролирует заполнение обучающимися дневников и проставление в них оценок;

3.17. Участвует в работе педагогического совета школы;

3.18. Систематически посещает совместно с классом общешкольные мероприятия;

3.19. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию; участвует в деятельности методических объединений;

3.20. Работает по графику, составленному утвержденному директором школы;

3.21. Организует дежурство класса по школе согласно графику, утвержденному директором школы;

3.22. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

4. Права

Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;

4.2. Контролировать успеваемость каждого ученика;

4.3. Контролировать посещаемость учебных занятий детьми;

4.5. Координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса;

4.6. Организовывать воспитательную работу с обучающимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

4.7. Выносить на рассмотрение администрации, совета общеобразовательного учреждения предложения, согласованные с коллективом класса;

4.8. Приглашать для беседы родителей (или лиц, заменяющих);

4.9. По согласованию с администрацией общеобразовательного учреждения обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье школе на предприятиях;

4.10. Определять индивидуальный режим работы, с детьми исходя из конкретной ситуации;

4.11. Вести опытно-экспериментальную работу по проблемам воспитания.

4.12. На надбавку к должностную окладу, премию и другие меры материального и морального стимулирования;

4.13. Участвовать в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях как лично сам, так и его воспитанники;

4.14. На материально-техническое и методическое обеспечение организуемого им воспитательного процесса;

4.15. На поддержку и помощь со стороны администрации;

4.16. На повышение квалификации и профессионального мастерства в стенах школы и системе дополнительного профессионального образования.

5. Ответственность

В соответствии с законодательством Российской Федерации классный руководитель несет ответственность:

5.1. За жизнь и здоровье обучающихся класса во время проводимых им мероприятий, а также за нарушение их прав и свобод.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжении директора школы, локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией;

5.3. Несет персональную ответственность за ненадлежащее исполнение требований антитеррористической безопасности в школе в соответствии с действующим законодательством.

5.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка;

5.5. За виновное причинение школе или участникам образовательной процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданские законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Взаимодействует с учителями-предметниками, представляет интересы своих воспитанников на педагогическом совете, включает их внеурочную работу по предметам, разнообразные предметные кружки, факультативы, участие в предметных неделях, олимпиадах, тематических вечерах и др. мероприятиях;

6.2. Совместно с педагогом-психологом изучает индивидуальные особенности обучающихся, процесс адаптации и интеграции в микро и макро-социуме; координирует связь психолога и родителей, помогает определиться в выборе профессии на основе психолого-педагогических исследований;

6.3. Сотрудничает с педагогами дополнительного образования, способствует включению школьников в различные творческие объединениям по интересам (кружки, секции, клубы) действующие как в школе, так и учреждениях дополнительного образования;

6.4. Способствует включению детей в деятельность детской общественной организации, сотрудничая со старшими вожатыми, организуя информирование о действующих детских и молодежных общественных организация и объединениях;

6.5. Сотрудничает с библиотекарями школы с целью расширения круг чтения обучающегося;

6.6. Организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность

6.7. Постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников.







Раздел I:

Деятельность классного руководителя

по организации учебного процесса









Содержание раздела I :

  1. Организация учебного процесса

  2. Список администрации школы

  3. Список учителей предметников класса

  4. Примерная циклограмма работы классного руководителя в течении года

  5. Расписание уроков

  6. Расписание звонков

  7. Внеурочная занятость учащихся

  8. План посадки учащихся

  9. Анализ успеваемости учащихся по четвертям

  10. Занятость учащихся на год (спец. курсы, факультативы)

  11. Участие в общешкольных и городских мероприятиях


  1. Организация учебного процесса


Учебный план

Сроки

Количество учебных недель

Каникулы

1 четверть




2 четверть




3 четверть




4 четверть




год





  1. Список администрации школы


№ п.п

Ф.И.О

Должность

График работы


















































  1. Список учителей-предметников класса

Предмет

Ф. И.О.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20







  1. Циклограмма деятельности классного руководителя

Ежедневно:

1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствующих учащихся

2. Организация питания учащихся

3. Организация дежурства класса

4. Индивидуальная работа с учащимися

Еженедельно:

1. Проверка дневников учащихся

2. Проведение мероприятий в классе

3. Работа с родителями (по плану)

4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации)

Ежемесячно:

1. Посещение уроков в своем классе

2. Встреча с родительским активом

3. Совещание по планированию работы

Один раз в четверть:

1. Оформление классного журнала по итогам четверти

2. Сдача отчетов по классу (успеваемость, питание и т. п..)

3. МО классных руководителей

4. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть

5. Проведение родительских собраний

Один раз в год:

1. Проведение открытого классного часа и мероприятия

2. Оформление личных дел учащихся

3. Анализ и составление плана работы класса

4. Статистические данные класса (1 сентября)






  1. Расписание уроков

№ п.п

понедельник

вторник

среда

1




2




3




4




5




6




7




8




№ п.п

четверг

пятница

суббота

1




2




3




4




5




6




7




8





  1. Расписание звонков

№ п.п

понедельник

вторник

среда

1




2




3




4




5




6




7




8




№ п.п

четверг

пятница

суббота

1




2




3




4




5




6




7




8








  1. Внеурочная занятость _ класса

№ п.п

Фамилия

Название кружка

Место проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31









8. План посадки учащихся на 1 полугодие

Классная доска



План посадки учащихся на 2 полугодие

Классная доска



9.Анализ успеваемости учащихся за 1 четверть:

Ф.И.О.

На«5»

Две «4»

На «4»и«5»

С одной «3»

С двумя «3»

На «3»

пропуски

1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13



14



15



16



17



18



19



20



21



22



23



24



25



26



27



28



29



30



Анализ успеваемости учащихся за 2 четверть:

Ф.И.О.

На«5»

Две «4»

На «4»и«5»

С одной «3»

С двумя «3»

На «3»

пропуски

1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13



14



15



16



17



18



19



20



21



22



23



24



25



26



27



28



29



30



Анализ успеваемости учащихся за 3 четверть:

Ф.И.О.

На«5»

Две «4»

На «4»и«5»

С одной «3»

С двумя «3»

На «3»

пропуски

1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13



14



15



16



17



18



19



20



21



22



23



24



25



26



27



28



29



30



Анализ успеваемости учащихся за 4 четверть:

Ф.И.О.

На«5»

Две «4»

На «4»и«5»

С одной «3»

С двумя «3»

На «3»

пропуски

1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13



14



15



16



17



18



19



20



21



22



23



24



25



26



27



28



29



30



  1. Занятость учащихся на 1 полугодие

Ф.И.О.

Спец курсы

Факультативы

Место проведения

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23


24


25


26


27


28


29


30


Занятость учащихся на 2 полугодие

Ф.И.О.

Спец курсы

Факультативы

Место проведения

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23


24


25


26


27


28


29


30


  1. Участие в общешкольных и городских мероприятиях

Дата

Мероприятия

Результат

Фамилия (кол-во участников)

уровень





















































































































































































Планирование. Папка классного руководителя

План классного руководителя

____ класса

по улучшению

качества знаний учащихся.

Планирование. Папка классного руководителя

Введение.

В условиях модернизации образования перед современной школой стоит задача формирования и развития интеллектуальной, высокообразованной, творческой личности, способной реализовывать свои потребности и создавать благоприятные условия для жизнедеятельности в условиях усложнения социальных, экономических, экологических и других факторов. В настоящее время, несмотря на достижения в области образования, изменение целей и содержания в научно-методической литературе, отмечается систематическое снижение качества знаний, получаемых учащимися в школе. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года предусматривает новые социальные требования к системе образования и определяет новые подходы к качеству знаний: усиление деятельностной составляющей знаний; определение знаний как элемента образовательных компетенций; оперативное применение полученных знаний на практике.

Что такое качество знаний?
Качество знаний - это система свойств, характеризующих их соответствие государственным стандартам образования, то есть социальному закону, запросам учащихся и их родителей. Качество знаний - уровни усвоения учебного материала учащихся.

По И. Я. Лернеру

И.Я.Лернер, создавая систему качеств знаний, отмечает, что знание человека проявляется только в его деятельности. Отличительной чертой системы качеств знаний И.Я.Лернера является то, что качества сгруппированы попарно, что позволяет показать их взаимовлияние. Всего И.Я.Лернер перечисляет 6 пар качеств знаний:
1. Полнота и глубина знаний.
2. Систематичность и системность.
3. Оперативность и гибкость.
4. Конкретность и обобщенность знаний.
5. Свернутость и развернутость знаний.
6. Осознанность и прочность знаний.

Полнота и глубина знаний. Полнота знаний характеризуется и измеряется количеством единиц программных знаний об изучаемом объекте. Глубина знаний характеризуется совокупностью осознанных учащимися существенных связей между знаниями. Полнота знаний допускает их изолированность, но глубина предполагает их связь. Связь между знаниями проявляется при достаточно большом объеме знаний, поэтому глубина знаний зависит от полноты. Раскрытие связей требует времени, введение каждой новой связи требует восстановления в сознании учащихся предыдущей совокупности связей. Проверка знаний по качеству их глубины должна проводиться через некоторый промежуток времени после начала изучения некоторой темы. Систематичность и системность. Систематичность знаний характеризуется осознанием определенной последовательности в расположении элементов знания и их иерархии( вспомним логику науки: уровни организации вещества; последовательность( термодинамика - кинематика - строение). Систематичность знаний формируется при условии, что их усвоение проходит в определенной логической связи, когда последующее опирается на предыдущее.
Самое общее определение - это такая целостность знаний, в которой каждый элемент знания отражает систему изучаемого объекта. Без связей между элементами знаний нет и самих знаний. Системность - важнейшее качество знания, оно определяется тем числом связей, которое устанавливается учеником при рассмотрении определения.
Пример: ацетилен в бензол. Оперативность и гибкость знаний. Оперативность знаний - это готовность их использования. Оперативность - качество, характеризуемое числом ситуаций, в которых обучаемый это знание применяет( или числом способов, которыми он может его применить). Гибкость знаний проявляется в готовности человека находить новые способы применения знаний. Оперативность и гибкость знания как его качества создается средствами проблемного обучения. Оперативность и гибкость знания имеют непосредственное отношение к вопросу об актуализации знания. Конкретность и обобщенность знаний. Обобщенность знаний предполагает подвести конкретное под обобщенное от частного к общему синтез.
Конкретность показать конкретное как проявление обобщенного от общего к частному анализ. Свернутость и развернутость знаний. Свернутость знания состоит в том, что ученик способен выразить знание компактно и одновременно так, чтобы был виден ход уплотнения знаний. Неспособность учащегося развернуть свернутое знание свидетельствует о низком качестве этого знания. Свернутость знания связана с его обобщенностью, а развернутость с конкретностью, но эти качества не идентичны.
Осознанность и прочность знаний. Осознанность знаний выражается в понимании личностью их связей, умении доказывать наличие связей, механизм их возникновения и действия.
Дополнительные признаки: ученик понимает расположенность и соподчиненность связей между знаниями, различия существенных и несущественных связей. Осознанность знаний проявляется в речи обучаемого, учащийся излагает материал своими словами, показывает связи между элементами знаний, способен осуществлять классификацию и систематизацию.
Прочность знаний состоит в устойчивости хранения в памяти существенных элементов знания и в готовности их использования. Обучение должно быть ориентировано не на память, а на использование знаний. Прочность знаний достигается за счет всех выше обсужденных качеств, существенно зависит от интереса к изучению предмета.


Цель:


  • повысить качество знаний учащихся _____ класса

Задачи:

  1. Создавать условия для удовлетворения потребностей учащихся в образовательной подготовке и получении знаний.

  2. Систематизировать работу над творческим развитием личности, уровнем воспитанности учащихся.

  3. Модулировать учебно-воспитательный процесс как систему, помогающую саморазвитию, самоопределению личности учащихся.

Отличники

Ударники

Резерв

План улучшения качества знаний учащихся

Мероприятие

Сроки

1

Выявление группы учащихся с неблагоприятной оценочной ситуацией (предварительный итог)

За 2 недели до окончания четверти

2

Выявление «проблемных зон» (предметов), по которым ученику необходимо подтянуться

За 2 недели до окончания четверти

3.

Проработать «проблемные зоны» учащихся с учителем предметником, определить время и вид деятельности учителя предметника с каждым учащимся.

в течении всего учебного года

4.

Постоянный контроль за устранением «проблемных зон»

В течение всего учебного года

5.

Постоянные беседы с учащимися, мотивация на плодотворную учебную работу.

В течение всего учебного года

6.

Проверка готовности к урокам

В течение всего учебного года

7.

Контроль выполнения домашнего задания

В течение всего учебного года

8.

Тесная работа с родителями

В течение всего учебного года

Анализ проведенной работы за год:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Замечания:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________













Раздел II:





Информация по классу









Содержание раздела II :

  1. Список учащихся ___ класса

  2. Наш девиз

  3. Дни Рождения

  4. Бесплатное питание (по четвертям)

  5. Платное питание (по четвертям)

  6. Листок здоровья

  7. Личные карты учащихся

  8. Характеристика класса

  9. Социальный паспорт класса

  10. Организация самоуправления в классе

  11. График дежурства по классу

  12. График проверки дневников

  13. Диагностика, анкетирование учащихся









  1. Список учащихся ___ класса





















































  1. Наш девиз.







  1. Дни Рождения

    месяц

    Фамилия Имя



    Сентябрь







    Октябрь





    Ноябрь





    Декабрь





    Январь





    Февраль





    Март





    Апрель





    Май





    Июнь





    Июль





    Август



  2. Бесплатное питание

№ п.п

Ф.И.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1






2






3






4






5






6






7






8






9






10






11






12






13






14






15






16






17






18






19






20






21






22






23






24






25










  1. Листок здоровья

    Ф.И.О.

    Группа здоровья

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30


  2. Личные карты учащихся

Фамилия


Имя


Отчество




Свидетельство о рождении

Номер


Дата выдачи


Кем выдано


Серия




Место проживание (где живет в настоящее время)

Город


Улица


Переулок


№ дома


№ квартиры


Страховой медицинский полис

Номер


Серия


Кем выдан














Сведения о родителях





Мать

Фамилия


Имя


Отчество

Моб. телефон

Образование

Место работы, должность

Отец

Фамилия

Имя

Отчество

Моб.телефон

Образование

Место работы, должность

Материальный доход

Уровень дохода



Количество детей в семье (указать Ф.И и занятость ребенка, если учится в школе, то обозначить, в каком классе, если нет, то сад или находится дома под присмотром родителей)










  1. Характеристика класса





















  1. Социальный паспорт класса

№ п.п

Показатели

Количество

Примечания



1

Количество учащихся:



-мальчиков



-девочек







2

Воспитываются:



-в полной семье



-в неполной семье



-одинокой матерью



-отцом-вдовцом



-опекуном



3

Состав семей:




-с одним ребенком




-с двумя детьми




-с тремя детьми




-более трех



4

Семьи «группы риска»



5

Общее количество родителей



-из них неработающих







6

Образование родителей



-неполное среднее



-среднее



-среднее профессиональное



-высшее профессиональное







8

Материальное состояние семей



-высокий уровень



-средний, соответствующий прожиточному минимуму



-ниже среднего(ниже прожиточного минимума)







9

Место жительства:



-свой дом



-благоустроенная квартира



-коммунальная квартира



-не имеют жилья









  1. Организация самоуправления в классе

Классное самоуправление является первым уровнем ученического школьного самоуправления. На этом уровне закладываются основы системной деятельности учащихся, обеспечивающей их активное участие в принятии решений по наиболее важным вопросам учебно-воспитательного процесса, контроля над ним и исполнения принятых решений.

Педагогические цели:

  • Обеспечение открытости, желания активно участвовать в жизни общества;

  • Формирование чувства психологической защищенности, творческих начал, радости существования;

  • Формирование организаторских навыков, чувства ответственности за порученное дело, умения работать в коллективе

Основные принципы самоуправления:

  • Каждый член коллектива класса имеет равные права на участие в общественной жизни класса, творческих делах, право решающего голоса при принятии решений;

  • Работа органов самоуправления планируется и обсуждается всем коллективом;

  • Все полномочия являются результатом выборов; сменность полномочий обеспечивает соблюдение правовых и нравственных норм;

  • Самоуправление должно базироваться на самостоятельности, творчестве и инициативности учащихся;

  • В основе самоуправления лежат ответственность за порученное дело, регулярная отчетность о проделанной работе, анализ ее результатов;

  • Основу деятельности органов самоуправления должны составлять нравственные принципы.

1. Командир класса - ______________________________

2. Заместитель командира - ________________________

3. Главный дежурный - _____________________________

4. Отв. за питание - ________________________________

5. Отв. за спорт.работу -_____________________________

6. Редколлегия -______________________________________

7. Отв. за труд -_____________________________________

8. Цветоводы-_______________________________________

9. Культмассовый сектор- ____________________________

10. Отв. за посещаемость - ___________________________

11.График дежурства по классу

№ п.п

Ф.И учащегося

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23


24


25


26


27


28


29


30


31




  1. График проверки дневников

Ф.И.О.

сентябрь

октябрь

ноябрь

Примечание



1




2




3




4




5




6




7




8




9




10




11




12




13




14




15




16




17




18




19




20




21




22




23




24




25




26




27




28




29




30




31




График проверки дневников

Ф.И.О.

ноябрь

декабрь

январь

примечание



1




2




3




4




5




6




7




8




9




10




11




12




13




14




15




16




17




18




19




20




21




22




23




24




25




26




27




28




29




30




31




Ф.И.О.

февраль

март

апрель

примечание



1




2




3




4




5




6




7




8




9




10




11




12




13




14




15




16




17




18




19




20




21




22




23




24




25




26




27




28




29




30




31






Ф.И.О.

апрель

май

примечание


1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13



14



15



16



17



18



19



20



21



22



23



24



25



26



27



28



29



30



31





  1. Диагностика (анкетирование)

№ п/п

Название мероприятия

Сроки

Ответственный исполнитель

1.

Личностный рост (Степанов В.В)

(5-11 класс)

сентябрь

Классные руководители. Зам. директора по ВР

2.

Методика определения общественной активности учащихся (Степанов В.В)

октябрь

Классные руководители. Зам. директора по ВР

3.

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся(Степанов В.В)

ноябрь

Классные руководители. Зам. директора по ВР

4.

Методика «Мы коллектив» (Степанов В.В)

декабрь

Классные руководители. Зам. директора по ВР

5.

Методика для изучения социализированности личности учащегося(Степанов В.В)

январь

Классные руководители. Зам. директора по ВР

6.

Анкета «Ваше мнение» (Степанов В.В)

февраль

Классные руководители. Зам. директора по ВР

7.

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (Степанов В.В)

март

Классные руководители. Зам. директора по ВР

8.

Тест «Размышляем о жизненном опыте» (Степанов В.В)

апрель

Классные руководители. Зам. директора по ВР

9.

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью(Степанов В.В)

май

Классные руководители. Зам. директора по ВР





Раздел III:







Управление воспитательным процессом



Планирование. Папка классного руководителя

Содержание раздела III:

  1. План воспитательной работы на год

  2. Посещение уроков

  3. План на осенние каникулы

  4. План на зимние каникулы

  5. План на весенние каникулы

  6. Анализ воспитательной работы за год

  7. План ПДД и ОСВОД









  1. План воспитательной работы на 201_/201_ учебный год.

Цель:

Задачи:

Направление деятельности

сентябрь

октябрь

  1. «Здоровый образ жизни и спорт»


  1. Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное


  1. Художественно-эстетическое и культурно-досуговое


  1. трудовое

Направление деятельности

ноябрь

декабрь

  1. «Здоровый образ жизни и спорт»


  1. Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное


  1. Художественно-эстетическое и культурно-досуговое


  1. трудовое

Направление деятельности

январь

февраль

  1. «Здоровый образ жизни и спорт»


  1. Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное


  1. Художественно-эстетическое и культурно-досуговое


  1. трудовое

Направление деятельности

март

апрель

  1. «Здоровый образ жизни и спорт»


  1. Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное


  1. Художественно-эстетическое и культурно-досуговое


  1. трудовое

Направление деятельности

май

июнь

  1. «Здоровый образ жизни и спорт»


  1. Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное


  1. Художественно-эстетическое и культурно-досуговое


  1. трудовое



  1. Посещение уроков

«Цель обучения ребёнка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться

дальше без помощи учителя»

Э. Хаббард

Дата

ФИО учителя, тема урока

Анализ деятельности учащихся на уроке



















                                    1. План работы на осенние каникулы


                                    дата

                                    время

                                    место

                                    мероприятие

                                    ответственные

                                    примечание


























                                    1. План работы на зимние каникулы

                                    дата

                                    время

                                    место

                                    мероприятие

                                    ответственные

                                    примечание










































                                    1. План работы на весенние каникулы

                                    дата

                                    время

                                    место

                                    мероприятие

                                    ответственные

                                    примечание





































                                    1. Анализ воспитательной работы за год







                                    1. План внеклассных мероприятий по ПДД

                                    Месяц

                                    Тема



                                    Сентябрь





                                    Октябрь





                                    Ноябрь





                                    Декабрь





                                    Январь





                                    Февраль





                                    Март





                                    Апрель





                                    Май









                                    Раздел IV:











                                    Работа с родителями



                                    Планирование. Папка классного руководителя

                                    Содержание раздела IV:

                                    1. Сведения о родителях

                                    2. Состав родительского комитета

                                    3. План родительских собраний

                                    4. Протоколы родительских собраний

                                    5. Сценарии родительских собраний

                                    6. Анкетирование и анализ

















                                    1. Сведения о родителях

                                    № личного дела

                                    Фамилия, имя, отчество

                                    Год рождения

                                    ФИО матери, место работы,тел.

                                    ФИО отца, место работы,тел.

                                    Домашний адрес

                                    1







                                    2







                                    3







                                    4







                                    5







                                    6







                                    7







                                    8







                                    9







                                    10







                                    11







                                    12







                                    13







                                    14







                                    15







                                    16







                                    17







                                    18







                                    19







                                    20







                                    21







                                    22







                                    23







                                    24







                                    25







                                    26







                                    27







                                    28







                                    29







                                    30









                                    1. Состав родительского комитета

                                    Поручение

                                    Ф.И.О

                                    Контактный телефон

                                    Председатель





                                    Всеобуч





                                    Культмассовый сектор





                                    1. План родительских собраний

                                    Цель:

                                    Задачи:

                                    Месяц

                                    Тема



                                    Сентябрь





                                    Октябрь





                                    Ноябрь





                                    Декабрь





                                    Январь





                                    Февраль





                                    Март





                                    Апрель





                                    Май













                                    1. Протоколы родительских собраний

                                    Протокол родительского собрания

                                    От «_____» _________________20_____г

                                    Тема:

                                    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                    Присутствовали:______________________________________________________________________

                                    Повестка:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                    Слушали:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                    Решили:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                    _____________________________________________________________________________________Председатель родительского комитета:___________________________________________________

                                    Секретарь:__________________________________________________________________________



                                    1. Анкетирование и анализ

                                    № п/п

                                    Название мероприятия

                                    Сроки

                                    Ответственный исполнитель

                                    1.

                                    сентябрь

                                    2.

                                    октябрь

                                    3.

                                    ноябрь

                                    4.

                                    декабрь

                                    5.

                                    январь

                                    6.

                                    февраль

                                    7.

                                    март

                                    8.

                                    апрель

                                    9.

                                    Удовлетворенность родителей качеством обучения

                                    май

                                    Классные руководители

                                    Зам. дир по ВР







                                    Раздел V:



                                    Работа с «трудными детьми»





                                    Содержание раздела V:

                                    1. Функциональные обязанности работников школы в работе с «трудными» детьми.

                                    2. Цели, задачи в работе с «трудными детьми»

                                    3. План работы

                                    4. Характеристика «трудного ребенка»

                                    5. Акт обследования жилищных условий

                                    6. Характеристика семьи «трудного ребенка»

                                    7. Внеурочная занятость «трудного ребенка»

                                    8. "Трудные" дети в школе

                                    9. Организация помощи «трудным» детям

                                    10. Диагностика, анкетирование

                                    11. Анализ работы с трудными детьми





                                    1. Функциональные обязанности работников школы в работе с «трудными» детьми.

                                    Директор школы.

                                    Совместно с администрацией, педагогами школы продумывает систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий. Заботится о создании четко организованного, управляемого ученического коллектива. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положением « трудных» детей , работает с их родителями. Создает в школе атмосферу взаимопонимания и добропорядочности.

                                    Заместитель директора по учебной части.

                                    Заботится о получении школьниками базового образования. Организует ГПД, дополнительные занятия по предметам, корректирует обучение и воспитание на уроке. Посредством малых педсоветов, педагогических консилиумов влияет на выработку понимания проблемы ребенка, определения подходов в работе с ним, создает атмосферу доброжелательности в школе, детской среде.

                                    Заместитель директора по воспитательной работе.

                                    Знает проблемы детей и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты детей и семей. Организует работу с «трудными» подростками и их наставниками. Заботится о микроклимате в школе и классах.

                                    Социальный педагог.

                                    Знает детские проблемы, неблагополучные семьи, тревожные точки микрорайона. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья учащихся, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в трудную жизненную ситуацию. Изучает личность «трудного» ребенка и воспитательную ситуацию выявления нравственных ориентаций ребенка и воспитательных возможностей семьи и коллектива; делает выбор методов, приемов, форм перестройки воспитательной ситуации и нравственной переориентации личности; реализует воспитание «трудного» на основе координации воспитательных усилий школы, семьи, среды; анализирует полученный результат. Ведет карточки на «трудных».

                                    Классный руководитель.

                                    Решает задачи разрушения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями-предметниками планирует работу с «трудными» и их семьями, педагогами, коллективом сверстников; создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.

                                    Школьный психолог.

                                    Развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Выбирает избирательные отношения ребенка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал, собранный в ходе наблюдения и т.д.

                                    Психолог предполагает результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов и родителей; ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.

                                    Шефы-наставники.

                                    Назначаются исходя из мнения детей. Положительно влияют на «трудных» детей, помогая преодолевать трудности.

                                    У наставника и подшефного формируются общие духовные интересы, совместные переживания. Наставник хорошо осведомлен о жизни ребенка, чутко и внимательно относится к его проблемам, принимает активное участие в судьбе ребенка.

                                    Учителя-предметники.

                                    Создают «ситуацию успеха», формируют отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке.

                                    Родители.

                                    Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг ребенком, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов, не допускают бесконтрольного пребывания его на улице.

                                    Инспектор по делам несовершеннолетних.

                                    С каждым «трудным» школьником, уклоняющимся от учебы и труда, проводит следующую работу:

                                    • лично беседует с ребенком по вопросу его поведения, предупреждает о последствиях с позиций закона, помогает подростку трудоустроиться, контролирует его учебу;

                                    • информирует школу, семью о принятых мерах к «трудным» подросткам;

                                    • выявляет факты антиобщественного поведения родителей, лиц, негативно влияющих на подростка, готовят материал по этому вопросу для комиссии по делам несовершеннолетних;

                                    • совместно с учителями, социальными педагогами, администрацией школы определяет меры индивидуального воздействия на «трудных», принимает меры по ограничению воздействия родителей и лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими веществами;

                                    • ведет картотеку лиц, взятых на учет; непрерывно осуществляет наблюдение за ними лично; предупреждает родителей и учителей о негативных тенденциях в поведении того или иного ребенка, о последствиях, которые его ожидают;

                                    входит в состав школьной комиссии по профилактике правонарушений


                                    1. Цели, задачи в работе с «трудными детьми»

                                    Цели:

                                    1. Формирование критериев оценки положительных и отрицательных качеств, побуждение подростков к самопознанию.

                                    Задачи:

                                    1. Изучение условий индивидуального подхода к учащимся, их особенностей умственного, физического и нравственного развития и сбор сведений о системе его моральных ценностей и правил поведения.

                                    2. Анализ поступков, суждений, взглядов и причин,

                                    мотивов поступков, изучение ведущей линии поведения.

                                    3. Знакомство с условиями жизни учащихся, особенностей их волевой сферы, знакомство с правилами и взаимоотношениями в семье.

                                    4. Создание условий для проявления у учащихся чувства собственного достоинства, адекватной самооценки.


                                    1. План работы с «трудными» подростками

                                    Задачи:

                                    - создание благоприятного микроклимата для воспитанников школы

                                    - развитие способностей творческой и социальной активности обучающихся

                                    - воспитание духовно-нравственных ценностей

                                    - психолого-педагогическая работа по предупреждению правонарушений

                                    - коррекционная работа с детьми отклоняющегося поведения


                                    Мероприятия

                                    1.Выявление «трудных» подростков

                                    2.Родительское собрание с рассмотрением вопроса о «трудных» подростках: «Ты в ответе за ребенка.»

                                    3.Изучение проблематики трудности на педсовете-«Приём игнорирования, вызывающего поведение учащегося.

                                    4.Посещение «Трудных» подростков на дому.

                                    5.Привлечение «Трудных» к участию в общешкольных мероприятиях и кружках.

                                    7.Тематические классные часы с проблемой «трудности».

                                    1. Характеристика «трудного ребенка»




                                    1. Акт обследования жилищных условий





                                    1. Внеурочная занятость «трудного ребенка»

                                      Ф.И

                                      Название кружка, секции

                                      Место проведения







                                    2. Трудные дети в школе

                                    Работа с трудными детьми в школе стала актуальной проблемой практически в каждом прожитом дне учителя. Педагог, является тем человеком, который дарит знания и несет социальное воспитание нашим деткам. Каждый ребенок, внимая информацию об окружающем его мире и науках, становится любознательнее, грамотнее и расширяет свой кругозор. Зачастую, особая категория в работе специалиста - трудные дети. Основной причиной в их поведении, являются как отклонения в развитии, так и отклонения от общепринятых социальных возрастных ожиданий. Детки, не способные вести хорошую успеваемость по общеустановленным нормам, в связи с пониженным стремлением, а также в силу педагогической запущенности, являются проблемными в обучении и воспитании. Полезные советы и рекомендации способны облегчить работу с трудными детьми в школе начинающим педагогам, и сделать жизнь вне учебного учреждения с родителями, более спокойной. Правила работы с проблемными детьми основываются на трех основных пунктах: 1.Изучение проблемного ребенка. На данном этапе проводится педагогическая диагностика учащегося, которая позволяет определить основные причины его плохого поведения. Для начала устанавливается взаимный контакт, за которым наступает расположение ребенка к беседе. В ходе нее, возникает возможность изучить и исключить негативно влияющие факторы на развитие ученика, реализовать заложенный в нем потенциал и избавить его от внутренних страхов, которые могут мешать социальной адаптации.

                                    2.План работы. Работа с трудными детьми в школе должна осуществляться по заранее намеченным целям. Первыми составляются основные методы, которые способны помочь в последующем перевоспитании трудного ребенка. Для начала происходит подбор убеждений, способных изменить его восприятие мира и окружающих. Далее происходит работа, направленная на возникновение желания учиться и слушаться, понимание своих внутренних переживаний и примерный взгляд в будущее ученика. В этот момент главное правильно спроектировать развитие личности и избавить ребенка от страха коллективных отношений. 3.Помощь педагогически запущенным детям. В неблагополучных семьях, все внимание педагога должно быть направлено на усиление чувств семейности. Им предпринимаются действия по сближению матери с ребенком и изучении основных проблем в их взаимопонимании. Побуждение заинтересованности матери судьбой своего отпрыска, дает большие шансы на его благополучное будущее и физическое здоровье. Активно осуществляется моральная поддержка ребенка, увеличение его круга общения, интересов и направленностей.

                                    "Трудные" дети в школе

                                    Термин «трудновоспитуемость» означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого к педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости - чаще всего отставание личности в положительном развитии. Отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т.д.

                                    В последнее время «трудных» учащихся становится все больше и больше. Это результат политической, экономической и социальной нестабильности общества, изменения ценностных ориентаций, неблагоприятные семейно-бытовые отношения. Чрезмерная занятость родителей устройством своей личной жизни и в сфере частного предпринимательства, приводит к отсутствию надлежащего контроля обучения и поведения детей.

                                    Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка: авторитарным, командно-административным стилем отношений, чрезмерной педагогической опекой, пассивным и принудительным характером методов обучения и воспитания, недостаточным уровнем техники педагогического общения.

                                    Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Формируется чувство незащищенности и одиночества.

                                    Многообразие предпосылок трудновоспитуемости, объединенных часто в комплекс причин, позволяет классифицировать это социально-педагогическое явление следующим образом:

                                    I. По типу запущенности:

                                    • педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):
                                      а) с пассивной жизненной позицией (-Я - безволие, равнодушие, недоверие);
                                      б) с неадекватной реакцией (Я эго - эгоисты, упрямцы);
                                      в) с антиобщественным поведением (Я агр - жестокие, аморальные);

                                    • социально запущенные (дезорганизаторы - пассивные и активные);

                                    • правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);

                                    • отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).

                                    II. По области психических нарушений:

                                    • с нарушением в сфере общения;

                                    • с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;

                                    • с односторонним умственным развитием;

                                    • с неправильным развитием волевой сферы.

                                    III. По позиции:

                                    • неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;

                                    • неудовлетворенные своим положением в семье;

                                    • с преобладанием связей с дезорганизаторами;

                                    • с надломленной психикой;

                                    • с избытком энергии, не нашедшей применения.

                                    Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости - целостный процесс,

                                    осуществляемый в рамках системного подхода со стороны администрации школы, социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, учителей предметников, родителей, инспектора по делам несовершеннолетних и т.д. (Приложение 1).

                                    9. Организация помощи «трудным» детям

                                    I. Организация педагогической помощи.

                                    1. Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка.

                                    2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие «синдрома неудачника».

                                    3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений.

                                    4. Формирование положительной Я - концепции. Создание для личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Анализ результатов деятельности, достижений. Поощрение положительных изменений. Переход от авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

                                    II. Организация медицинской помощи.

                                    1. Проведение систематического диспансерного осмотра «трудных» школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения.

                                    2. Проведение профилактических мероприятий по предупреждению вредных привычек

                                    3. Половое просвещение «трудных» подростков.

                                    III. Организация психологической помощи.

                                    1. Изучение психологического своеобразия «трудных» детей, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

                                    2. Выявление проблем семейного воспитания: неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие и.т.д.

                                    3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах, найти способ их решения.

                                    4. Индивидуальные беседы с «трудными» детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

                                    5. Коррекция средств воспитания для положительного воспитательного воздействия.

                                    «Трудные» дети бывают разного возраста, поэтому воспитателю необходимы знания возрастной педагогики, чтобы правильно спланировать свою работу.

                                    «Трудный»: младший школьный возраст.

                                    В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

                                    Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе (Приложение 2). Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

                                    На данном этапе ребенка следует научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая «ситуацию успеха», вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу), обучать правильно относиться к неудачам, уметь исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника».

                                    «Трудный»: средний школьный возраст.

                                    В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают грубость, невыдержанность, агрессивность, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими. Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивляемость, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.

                                    Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм, предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.

                                    Следует помнить, что общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. Можно выделить следующие особенности его применения к «трудным детям»:

                                    1. любить и уважать «трудных» детей сложнее, чем хороших, но любовь и забота нужна им больше, так как они, как правило, обделены этим;

                                    2. говорить с «трудными» как с взрослыми; не ломать резко их нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно;

                                    3. взять в основу работы с «трудными» оптимистическую гипотезу, верить в их исправление;

                                    4. предоставлять «трудному» проявить себя с положительной стороны;

                                    5. организовать переубеждение на их собственном опыте;

                                    6. предъявляя требования к «трудному», нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;

                                    7. быть с «трудным» искренним, не лицемерить, не унижать его;

                                    8. не скупиться на поощрения и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков «трудного»;

                                    9. всячески поддерживать усилия «трудного» по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;

                                    10. влиять, прежде всего, примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к людям, к детям.

                                    Пусть слова С. Давыдовича станут для каждого призывом не опускать руки в работе с «трудными» детьми, а попытать понять их и помочь:

                                    Вот он сидит перед нами, взгляните.
                                    Сжался пружиной, отчаялся он.
                                    С миром оборваны тонкие нити.
                                    Словно стена, без дверей и окон.
                                    Вот они главные истины эти:
                                    Поздно заметили… Поздно учли…
                                    Нет! Не рождаются трудными дети!
                                    Просто им вовремя не помогли.

                                    10.Диагностика, анкетирование

                                    Критерии оценки агрессивности ребенка


                                    1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
                                    2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
                                    3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
                                    4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
                                    5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
                                    6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
                                    7. Он не прочь подразнить животных.
                                    8. Переспорить его трудно.
                                    9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
                                    10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
                                    11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
                                    12. Часто не по возрасту ворчлив.
                                    13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
                                    14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
                                    15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
                                    16. Легко ссорится, вступает в драку.
                                    17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
                                    18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
                                    19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
                                    20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

                                    Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

                                    Высокая агрессивность - 15-20 баллов.
                                    Средняя агрессивность - 7-14 баллов.
                                    Низкая агрессивность - 1-6 баллов.


                                    Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

                                    1. Часто теряет контроль над собой.
                                    2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
                                    3. Часто отказывается выполнять правила.
                                    4. Часто специально раздражает людей.
                                    5. Часто винит других в своих ошибках.
                                    6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
                                    7. Часто завистлив, мстителен.
                                    8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
                                    Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
                                    Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

                                    Выявление особенностей темперамента и уверенности в себе


                                    Тест по выявлению особенностей темперамента
                                    Цель: выявить особенности темперамента учащихся:
                                    1. За новое дело я принимаюсь:
                                    а. С нетерпением, быстро.
                                    б. С творческой энергией.
                                    в. Спокойно обдумав весь процесс работы.
                                    г. С чувством неуверенности в своих возможностях.

                                    2. В незнакомом, новом для меня месте я чувствую себя:
                                    а. Как хозяин, стремлюсь сразу показать всем, кто я есть.
                                    б. Свободно, на равноправных началах, общаюсь с людьми.
                                    в. Довольно спокойно, стараюсь поменьше обращать на себя внимание.
                                    г. Очень неуютно, стараюсь быстрее уйти.

                                    3. Из-за неудач в работе или учебе я:
                                    а. Сильно сержусь на себя, школу, родителей, товарищей.
                                    б. Огорчаюсь, но стараюсь быстро найти и устранить причину неудачи.
                                    в. Сильно не переживаю, спокойно ищу причину неудачи.
                                    г. Могу расплакаться и долго не могу забыть о неудаче.

                                    4. Моя речь:
                                    а. Быстрая, сбивчивая, ход мысли опережает речь.
                                    б. Быстрая, уверенная, помогаю себе мимикой и жестами.
                                    в. Медленная, разборчивая, уверенная.
                                    г. Медленная, неуверенная, говорю довольно тихим голосом, кажется, что мысли путаются у меня в голове.

                                    5. Начиная новое дело я:
                                    а. Берусь за него с большим желанием, но редко довожу до конца.
                                    б. Берусь за него с большим желанием и если оно мне очень нравится, довожу его до конца.
                                    в. Берусь за него тщательно все обдумав и постепенно довожу его до конца.
                                    г. Берусь за него с чувством неуверенности в том, что смогу это сделать.

                                    6. Я предпочитаю читать сказки, в которых:
                                    а. Герои подвергаются испытаниям на верность дружбе, любви.
                                    б.Подробно описано великолепие нарядов, дворцов, героев, их жизнь.
                                    в. Герои трудятся и за свой упорный труд получают награду.
                                    г. Подробна описана природа, чувства и переживания героев.

                                    Если в ответах преобладает: а - холерик, , в - флегматик, б - сангвиник, г - меланхолик.

                                    Психологическая характеристика темпераментов

                                    По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом:

                                    · сангвинический,

                                    · флегматичный,

                                    · холерический,

                                    · меланхолический.

                                    Сангвинический темперамент.

                                    Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.

                                    У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

                                    Флегматический темперамент.

                                    Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

                                    Холерический темперамент.

                                    Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

                                    Меланхолический темперамент.

                                    У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

                                    Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. "Чистые" темпераменты встречаются относительно редко.

                                    1. Анализ работы с трудными детьми

                                    Месяц

                                    Проблемные учащиеся

                                    Содержание работы

                                    Результаты индивидуальной работы

                                    Сентябрь









                                    Октябрь









                                    Ноябрь









                                    Декабрь









                                    Январь









                                    Февраль









                                    Март









                                    Апрель









                                    Май













                                    Раздел VI:





                                    Работы детей







                                    Раздел VII:





                                    Разработки классных часов











                                    Раздел VIII:













                                    Замечания по ведению папки

























                                    Дата проверки

                                    Замечания проверяющего

                                    Отметка об устранении замечаний



























                                    Раздел V:

                                    Наши награды

                                    Награда

                                    За что

                                    Результат





































                                    © 2010-2022