Статья

В данной научно-исследовательской работе раскрыто понятие предметов роскоши, его статусная и функциональная составляющая в истории человечества. Представлена классификация покупателей предметов роскоши по признакам величины дохода и частоты покупок, а также их целевых групп. Охарактеризованы психологические подходы к потребителям предметов роскоши, а также опросы высокодоходных респондентов, которые являются наиболее достоверным источником информации для эффективного изучения рынка предметов ро...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К вопросу о введении методов взимания налога на роскошь в Республике Казахстан

Баймагамбетов А.А., магс-нт гр. Э-11

Научный рук: к.э.н. доцент Кожукалова О. Ю.

Кокшетауский университет (Казахстан, г. Кокшетау)

Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем ежегодном послании народу Казахстана от 6 Февраля 2008 года предложил рассмотреть возможность введения так называемого налога на роскошь. Он говорил «Если человек смог построить трехэтажный дом за 4,0 миллиона долларов, пусть платит соответствующий налог - пора уже поделиться с бедными… За роскошь пусть платят налог».[1]

Применительно к организации взимания налогов обычно употребляют такую категорию как «метод налогообложения».

Налог на роскошь может быть прогрессивным, т. е. с ростом налоговой базы растет и ставка налога. Здесь сумма налога будет зависеть не только от размера налогооблагаемого дохода но и от определяемой этим доходом ставки налогообложения. Такой подход традиционен для социально-демократических воззрений и является содержанием налоговой теории согласно которой налог есть средство уравнивания доходов. Теоретической основой прогрессивного налогообложения выступает категория дискреционного дохода, т. е. дохода, используемого по своему усмотрению. Дискреционный доход представляет собой разницу между общим (совокупным, валовым) доходом и тем доходом, который требуется субъекту для удовлетворения жизненно необходимых потребностей. Наличие этого дохода обусловлено необходимостью обеспечения самого существования человека, т. е. затраты субъекта объективно носят вынужденный характер (приобретение продуктов питания, содержание жилища, затраты на необходимую одежду и другие вещи первой необходимости). В принципе, такой доход вообще не должен быть объектом налогообложения, формируя категорию «необлагаемый минимум». С ростом общего дохода доля жизненно необходимых затрат в этом доходе уменьшается, доля же дискреционного дохода, используемого по собственному усмотрению, напротив, возрастает. Именно дискреционный, а не общий доход определяет истинную налоговую платежеспособность лица. И вполне логично, что чем выше доля дискреционного дохода в общем доходе, тем выше может быть размер налога. И хотя разные налогоплательщики будут платить разные по размерам (суммам) налоги, принципы равенства и справедливости налогообложения будут выдерживаться. Таким образом, богатые люди, как лица, обладающие большим дискреционным доходом и соответственно - большими платежными возможностями, должны нести налоговое бремя в большем размере, нежели люди с меньшим уровнем дохода, обладающие низким дискреционным доходом и соответственно - низкими платежными возможностями. Принцип равенства налогообложения будет в данном случае выражен равной соразмерностью налогов платежным возможностям разных налогоплательщиков.

Налоговым периодом для налога на Роскошь как правило выступает календарный год. Порядок уплаты налога - это установленные налоговым законодательством правила, в соответствии с которыми должен осуществляться переход предмета налогового платежа от налогоплательщика к государству.

Источник налога крайне редко выделяется налоговым законодательством в качестве самостоятельного элемента налога. Тем не менее налогообложение должно быть основано на принципе: «Налогами должны облагаться лишь те, кто имеет деньги для их уплаты». Поэтому налог на Роскошь будут платить только те лица которые подходят под предлагаемые рамки состоятельных людей. Можно вводить какие угодно налоги и в каких угодно размерах, но если они не дают реальных денег, то эти налоговые конструкции экономически неэффективны, и необоснованны. Если налог не приносит государству денег, то в первую очередь это означает, что данный налог сконструирован этим государством без учета источника своей выплаты.

Налог на Роскошь предлагается перечислять в Республиканский бюджет. В зависимости от характера использования - целевой т. е. используется для финансирования конкретных мероприятий, например может использоваться для строительства Социальных Больниц которые будут обслуживать социально уязвимые слои населения.

Плательщиками налога предлагается сделать не только физических, но и юридических лиц. Это объясняется тем, что если освободить юридические лица от уплаты данного налога, то это неминуемо приведет к "переписыванию" собственности (предметов роскоши) с физических на юридических лиц. Опыт показывает, что именно в сфере недвижимости тщательно продуманное налогообложение роскоши может быть наиболее эффективно.

Как правило, основная проблема введения подобных налогов лежит в сфере их администрирования. Несложно установить повышенную ставку в отношении тех или иных предметов роскоши. Сложность состоит в том, чтобы правильно рассчитать налоговую базу, исчислить налог и проконтролировать его уплату.

Объекты обложения налога на роскошь является движимое и не движимое имущество. Для движимого имущества предлагается ввести ставку налога применяемую к стоимости движимого имущества.

Перед внедрением налога на роскошь в Республике Казахстан необходимо исследовать отрицательные моменты введения данного налога в других странах так на пример, в США в 1990 году конгресс внедрил налог на предметы роскоши, а именно на ювелирные изделия, часы, яхты, самолеты, меховые изделия, дорогие автомобили. Законодатели отменили почти все эти налоги три года спустя, однако налог на автомобили действовал в течение 13 лет. К 1993 году стало ясно, что введенный налог не оправдал ожиданий и не собрал планируемых денег, а ко всему прочему и оказал крайне негативное влияние на некоторые секторы экономики, в том числе многочисленные увольнения и убытки, в связи с чем был отменен. Однако сегодня в США существуют: налог на недвижимость (1-2 процента от рыночной стоимости ежегодно) и налог на наследство с прогрессирующими ставками (от 18 процентов на имущество небольшой стоимости и до 55 процентов на имущество, стоимость которого превышает 3 миллиона долларов.

Так как в Республике Казахстан элитное жилье стоимостью свыше 1 млн. долларов перестаёт быть редкостью, следовательно, целесообразно введение налога на роскошь.

Литература:

1. Послание Президента страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 6 февраля 2008 года «Рост благосостояния граждан Казахстана главная цель государственной политики».

КОНТАКТЫ:


© 2010-2022