Занятие по теме «Пищевые добавки, или о безопасном питании» для подростков 14-15 лет

Занятие по теме «Безопасное питание» рассчитано на детей 14-ти - 15ти лет, а это переходный период между подростковым и младшим юношеским возрастом. Психологические особенности данного возраста, отсутствие социального опыта влияют на образ жизни и формирование привычек, связанных с риском для здоровья. Ухудшая здоровье, в то же время такие привычки способствуют возникновению у молодого человека ощущение своей «взрослости». В современном обществе ребенку сделать выбор между «что такое хорошо» и «что такое плохо» сложнее. С одной стороны в семье и школе говорят о необходимости соблюдать определенные социальные, но одобряемые правила и нормы. С другой стороны, вездесущая реклама уверяет, что пить пиво – классно, курить – стильно, а правила придуманы для того, чтобы их нарушать. Поэтому наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному «плаванию» в реке-жизни. Научить отличать «хорошее» от «плохого».
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15


Занятие по теме «Пищевые добавки, или о безопасном питании» для подростков 14-15 лет






Разработала

Учитель биологии

МБОУ СОШ № 15

Е.С. Малышева




г. Сургут

2014 г.



Занятие по теме:

«Пищевые добавки».

Цель занятия: Формирование мотивации на положительное отношение обучающихся к здоровому образу жизни.

Задачи:

  • Мотивировать детей на правильный выбор и использование продуктов питания с различными пищевыми добавками, помочь увидеть и осмыслить влияние пищевых добавок на организм.

  • Способствовать формированию навыков правильного питания.

  • Активизировать субъектное представление детей о пищевых добавках как факторе безопасного питания и умение успешно действовать в ситуации выбора.

В ходе занятия у школьников формируются следующие компетенции:

-учебно-познавательные: получать и отбирать в соответствии с потребностями информацию, использовать её для собственного развития и сохранения здоровья;

социальные: осознанно относиться к деятельности по сохранению своего здоровья, в частности при выборе продуктов питания;

коммуникативные: строить коммуникацию с другими людьми - вести диалог в малой группе, взаимодействовать с партнёрами для получения общего продукта, результата; выступать перед аудиторией.

Оборудование: различные продукты питания - жевательная резинка, кириешки, чипсы, сок айрн-брю и др.; на столах у детей тезаурус; таблицы «Классификация пищевых добавок» (лист №1), «Список наиболее вредных пищевых добавок для организма человека» (лист№2), «Определение содержания пищевых добавок в продуктах питания» (лист №3); мультимедийной оборудование; презентация «Пищевые добавки»; памятки для детей «Пищевые добавки».

Ход занятия:

Дети сидят по группам в 4-5 человек.

Организационный момент:

Учитель: Добрый день, здравствуйте, ребята!

Сегодня наше занятие будет не совсем обычным и посвящено оно проблеме безопасного питания.

Работать мы будем под девизом:

«Здоровое тело -

Продукт здорового рассудка!»

Бернард Шоу

В данном случае слово «продукт» употребляется как результат деятельности нашего мозга.

Проведем с вами небольшой блиц-опрос. Я буду задавать вам вопросы, а ваша поднятая рука будет означать «ДА». Начнем: Кто из вас любит

  • чипсы,

  • кириешки,

  • шоколадку,

  • яблоко,

  • фанту.

Ребята подымают руки.

После проведения блиц-опроса учитель вводит детей в тему и ставит перед ними цель занятия.

Введение в тему

Учитель: Наша задача сегодня определить безопасность употребления данных продуктов. Выяснить всегда ли то, что вкусно и красиво упаковано, будет полезно?

В начале, я хочу предложить вам игровую ситуацию.

Представьте, что вы заходите в магазин для того, чтобы купить, что - нибудь перекусить, и покупаете… Что вы покупаете?

Ответы детей: Кириешки, чипсы, шоколадку и др.

Учитель: Почему вам захотелось купить именно это?

Дети: интерес и др.

Учитель: Чем эти продукты могут привлечь вас?

Дети: красивая упаковка и др.

Учитель: Скажите, когда вы покупаете продукты питания, вы читаете то, что написано на упаковке? Какую информацию можно получить о продукте, читая надписи на упаковке?

Дети: название, срок годности, состав.

Учитель: Таким образом, прочитав все надписи на упаковках, мы получили определенную информацию о продукте. Но судить о его безопасности мы пока еще не можем.

А теперь посмотрите на упаковку продукта и скажите, что может входить в состав продукта?

Дети: соль, вода, красители, консерванты, ароматизаторы и т. д.

Учитель: Я должна вам сказать, что в состав продукта наряду с основными компоненты (соль, вода, сахар, мука) входят и различные пищевые добавки.

Вывод: пищевые добавки входят в состав многих продуктов питания.

Наша с вами задача, постараться понять, что понимают под пищевыми добавками, на какие группы их делят, как они влияют на здоровье человека?

Так что же такое пищевые добавки?

Презентация «Пищевые добавки». На слайдах представлены группы пищевых добавок с их характеристиками.

1 слайд. Пищевыми добавками называют природные соединения и химические вещества, которые в ограниченных количествах вводятся в продовольственные товары с целью:

  • придания им заданных свойств,

  • увеличения стойкости к различным видам порчи,

  • сохранения структуры, внешнего вида и т.д.

Работа по тексту слайда:

Учитель:

  • Какие вещества называют пищевыми добавками? (Наименее безопасными являются натуральные или природные соединения?)

  • в каких количествах они вводятся в продукты питания?

  • с какой целью их вводят?

Учитель: Пищевые добавки на упаковках обозначают в виде кода.

А что обозначает слово код?

КОД - система условных обозначений, передающих информацию (по Ожегову).

Код пищевой добавки записывается в виде буквы Е - «европейский» и цифр.

Какая же информация зашифрована в коде пищевой добавке?

Для того чтобы разобраться в этом попробуем разделить пищевые добавки по группам.

2 слайд.

Учитель: Первая группа - это красители.

Как вы думаете, какие свойства они придают продукту?

Да, это специальные добавки, которые придают продукту красивый товарный вид.

Обозначаются они кодами от Е 100- до Е 199.

Но у людей предрасположенных к аллергии они могут вызывать крапивницу (покраснение кожи), слезотечение, отеки, приступы астмы.

3слайд.

Учитель: Следующая группа - консерванты.

Как выдумаете, для чего применяют консерванты?

Что такое консервант?

Они способствуют длительному хранению продукта. Причем, чем больше срок хранения, тем больше в продукте консервантов.

Обозначают их кодами Е 200 - Е 299.

Но при употреблении в больших количествах могут вызывать аллергическую реакцию (покраснение кожи).

4 слайд.

Учитель: Следующая группа - стабилизаторы.

Что такое стабилизаторы?

Стабилизировать - приводить в устойчивое положение (по Ожегову)

А для чего нужны эти добавки?

Да, они сохраняют заданную консистенцию.

Обозначают кодом Е 400-Е 499

При употреблении в больших количествах могут вызывать заболевания желудочно-кишечного тракта.

5 слайд.

Учитель: Следующая группа - усилители вкуса и ароматизаторы.

Для чего их добавляют в продукты?

Они придают вкус продукту питания, притом способствуют его развариванию.

Обозначаются кодами Е 600- Е 699.

В организме человека могут вызывать аллергические реакции, приступы мигрени, учащения сердцебиения.

Ну что ж, мы с вами познакомились с четырьмя группами основных пищевых добавок. Существуют и другие группы пищевых добавок, но в продуктах питания они встречаются гораздо реже.

Можно сделать вывод: что пищевые добавки делят на группы в зависимости от тех свойств, которые они придают продуктам питания, все пищевые добавки обозначаются кодами, при перенасыщении могут вызывать в организме человека различные заболевания.

Сейчас мы с вами опять возвращаемся в наш магазин и попробуем сами оценить состав продуктов по их экологической безопасности для человека.

Для выполнения этой работы необходимо взять листы под №1, 2, где имеется классификация пищевых добавок и их влияние на организм человека. А также лист №3, на котором предложен алгоритм выполнения работы и таблица, в которую вы оформите результат своей работы. А затем представите его всем. Посмотрите внимательно на лист №3, (учитель проговаривает таблицу).

Выполняя работу, придерживайтесь алгоритма выполнения. Определитесь в группах, кто будет читать состав продукта, кто записывать результаты работы, кто будет следить за временем и кто представит вашу работу аудитории.

На работу вам дается 6 минут.

Алгоритм работы:

  1. Внимательно рассмотрите упаковку.

  2. Найдите строку состав.

  3. Внимательно прочтите.

  4. Выпишите и разнесите по группам пищевые добавки с кодами.

  5. Сделайте вывод.

После завершения работы группы выступают. Подводится итог по работе групп:

Практически во всех продуктах питания содержаться какие-либо пищевые добавки и что употреблять их в больших количествах не стоит. Пищевые добавки добавляют в продукты питания в ограниченных количествах.

Учитель: Спасибо за выступление. Молодцы!

Вывод:

Учитель: Подводя итог, сегодняшнему нашему занятию я хочу вернуться к началу нашей встречи, когда я вам говорила, что работать мы будем под девизом:

Здоровое тело -

Продукт здорового рассудка!

Так ли это?

Ответы детей.

Учитель: А какой вывод каждый из вас сделал для себя?

Ответы детей.

Учитель: Действительно, мы будем здоровы только тогда, когда начнем относиться к своему здоровью разумно! Не будем бездумно верить красивым упаковкам и почаще обращать внимание на состав продукта.

На что вы будете теперь обращать внимание, прежде чем купить продукт питания?

Ответы детей.

Закончить наше занятие я хочу словами:

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути - главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть будет добрым ум у вас и сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья всего хорошего.

А все хорошее друзья,

Дается нам недешево!

Всем большое спасибо!











Приложение 1

Пищевые добавки - это природное соединения и химические вещества, которые в ограниченных количествах вводятся в продовольственные товары с целью придания им заданных свойств, увеличения стойкости к различным видам порчи, сохранение структуры, внешнего вида и т.д.

Классификация пищевых добавок.


Группы пищевых добавок

Коды пищевых добавок

Для чего применяют

Действие на организм

Красители

Е100 - Е199

Окраска продуктов

У людей предрасположенных к аллергии могут быть причиной крапивницы, слезотечения, отеков, приступов астмы.

Консерванты

Е200 - Е299

Способствуют длительному хранению

Могут вызывать аллергические приступы

Антиокислители

Е300 - Е399

Замедляют окисление. Предохраняют от порчи

Могут стать причиной головной боли, кожных реакций

Стабили-

заторы

Е400 - Е499

Сохраняют заданную консистенцию

Вызывают расстройство желудочно-кишечного тракта

Усилители вкуса и аромата

Е600 - Е699

Модифицируют вкус, способствуют развариванию

Может стать причиной аллергической реакции, а также приступов мигрени и сердцебиения












Приложение 2

Список наиболее вредных пищевых добавок,

которые могут привести к таким последствиям:

РК

влияет на артериальное давление;

Х

холестерин;

РД

вызывает кишечные расстройства;

О

опасный;

С

вызывает сыпь;

ОО

очень опасный;

Р

Канцероген (может вызывать раковые заболевания);

ВК

вреден для кожи;

РЖ

вызывает расстройство желудка;

З

запрещенный к применению.

Международный шифр добавки

Воздействие на организм

Международный шифр добавки

Воздействие на организм

Международный шифр добавки

Воздействие на организм

Е 102

О

Е 212

Р

Е 330

Р

Е 103

З

Е 213

Р

Е 338

РЖ

Е 104

З

Е 214

Р

Е 339

РЖ

Е 105

З

Е 215

Р

Е 340

РЖ

Е 110

О

Е 216

Р

Е 341

РЖ

Е 111

З

Е 219

Р

Е 343

РК

Е 120

О

Е 220

О

Е 400

О

Е 121

З

Е 222

О

Е 401

О

Е 122

О

Е 223

О

Е 402

О

Е 123

ОО, З

Е 224

О

Е 403

О

Е 124

О

Е 228

О

Е 404

О

Е 125

З

Е 230

Р

Е 405

О

Е 126

З

Е 231

ВК

Е 450

РЖ

Е 127

О

Е 232

ВК

Е 451

РЖ

Е 129

О

Е 233

О

Е 452

РЖ

Е 130

З

Е 239

ВК

Е 453

РЖ

Е 131

Р

Е 240

Р

Е 454

РЖ

Е 141

О

Е 241

О

Е 461

РЖ

Е 142

Р

Е 242

Р

Е 462

РЖ

Е 150

ВК

Е 249

РД

Е 463

РЖ

Е 151

ВК

Е 250

РД

Е 465

РЖ

Е 152

З

Е 251

Р

Е 466

РЖ

Е 153

Р

Е 252

Р

Е 477

РЖ

Е 154

РК, РД

Е 270

О

Е 501

О

Е 155

О

Е 280

Р

Е 502

О

Е 160

ВК

Е 281

Р

Е 503

О

Е 171

ВК

Е 282

Р

Е 510

ОО

Е 173

ВК

Е 283

Р

Е 513 Е

ОО

Е 180

О

Е 310

С

Е 527

ОО

Е 201

О

Е 311

С

Е 620

О

Е 210

Р

Е 312

С

Е 626

РК

Е 211

Р

Е 320

Х

Е 628

РК

Е 629

РК

Е 634

РК

Е 951

ВК

Е 630

РК

Е 635

РК

Е 952

З

Е 631

РК

Е 636

О

Е 954

Р

Е 632

РК

Е 637

О

Е 1105

ВК

Е 633

РК

Е 907

С


Приложение 3

Мини-практикум

«Определение содержания пищевых добавок в продуктах питания»

Алгоритм выполнения работы.


  1. Рассмотрите упаковку.

  2. Найдите строку состав.

  3. Внимательно прочтите.

  4. Выпишите и разнесите по группам пищевые добавки с кодами.

  5. Напишите, какое влияние они оказывают на организм человека.

  6. Сделайте вывод.

Продукт

Группы пищевых добавок

В состав входят пищевые добавки с кодом

Действие на организм

Вывод




















Приложение 3

СЛОВАРЬ




Упаковка

материал, которым пакуют (связывают или складывают)

Код

система условных обозначений, передающих информацию

Стабилизировать

приводить в устойчивое положение

Консистенция

степень плотности, твердости чего-либо

Консерванты

антисептическое вещество со стерилизующим действием, применяемое в пищевой промышленности

Занятие по теме «Пищевые добавки, или о безопасном питании» для подростков 14-15 лет

10

© 2010-2022