Классный час Я сам

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия.

Тема: «Я сам». ( Строение человека).

Цель:

Дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении.

Задачи:

Ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека.
Дать первоначальное представление о работе внутренних органов.
Дать представление о влиянии воздуха и воды на внутренние органы человека.
Исследовать внешние части и внутренние органы человека.

Расширять знания школьников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

Помочь осознать важность здорового образа жизни.
Работать детям в группах, в парах.
Выполнять практические работы для достижения.

Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

Побуждать детей к высказыванию. Закреплять навык правильного построения и употребления сложноподчиненных предложений.

Словарная работа.

Уточнять и закреплять.

Существительные: плечи, стопа, легкие, почки, кишечник, желудок, пищевод, организм, объем легких, грудная клетка.

Прилагательные: внутренние органы, важный орган.

Глаголы: очищают кровь, перегоняет кровь.

Методические приемы:

беседа, вопросы к детям, использование наглядного материала, игры, заучивание, чтение, побуждение к ответам, поощрение.

Материалы: схема тела человека, схема строения тела человека с внутренними органами (на каждого ребенка), предметные картинки - продукты, игра «Часть - целое».

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстративного материала об организме человека, плакатов, схем; чтение энциклопедической литературы, загадывание загадок; беседы о строении тела, об организме, о пользе здорового питания; проведение упражнений, дидактических игр.

Ход занятия:

Организационный момент:
Ребята, на этом уроке будем проводить исследования Мы с вами будем врачами - хирургами.
1. Актуализация знаний.
(Слайд картинка с изображением автомобиля)

  • Что вы видите на этом рисунке?
    Как выглядит машина снаружи??
    Кузов, колёса, фары, дверцы
    Это относится к внешнему строению.
    А что находится внутри?
    Руль, сиденья, рычаг переключения скорости, панель управления
    Это относится к внутреннему строению.

(Слайд изображения игрушечной мягкой игрушки - собака)

- Это игрушечная собачка. Что мы отнесем к внешнему строению?
- Голова, уши, туловище, лапы
- Что может быть внутри?
- .Вата
- Машина и мягкая игрушка. Это одинаковые картинки или разные?

Мягкая игрушка и автомобиль такие разные предметы. Но у них есть кое-что общее. Что это?
- Это внешнее и внутреннее строение.

( На доске появляются записи Внешнее и внутреннее строение )

2. Самоопределение к деятельности.
Мы рассмотрели внешнее и внутреннее строение мягкой игрушки и машины. Посмотрите на экран, что мы будем исследовать сегодня?
Сегодня мы с вами будем исследовать внешнее и внутреннее строение человека
Как вы, думаете, зачем нам это нужно знать, ведь мы с вами врачи хирурги?
Значит проблема нашего урока и нашего исследования Строение внешнее и внутреннее тела человека и узнать как работают внутренние органы человека
3. Работа по теме занятия.

- Ребята, посмотрите друг на друга и скажите, как устроено тело человека снаружи?
(У человека есть голова, туловище, руки, ноги….)

Воспитатель.

Высокие, низкие, далекие, близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши и крепыши,

Блондины, брюнеты, шатены,

И всякие аборигены,

И папы, и мамы, и дети -

Роднее их нет на свете.

Все вроде разные на вид,

Но есть у каждого - руки, и ноги, и рот,

Два уха, два глаза и нос.

Но какими бы мы небыли разными, все равно похожи своим телосложением. Ребята давайте вспомним еще раз, из каких частей состоит тело человека.

Ребенок говорит слова и показывает названную часть туловища на схеме «Тело человека».

Быть у каждого должна

Очень "умной" голова.

Я верчу ей как умею

Голова сидит на шее.

Животик, спинка, грудь,

Их вместе всех зовут - туловище.

Съел еду я всю, и вот

Мой наполнился живот.

На прогулке не забудь

Закрывать от ветра грудь.

Руки - чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

На руке сидят мальчики

Очень дружные пальчики

Бегут по дорожке

Резвые ножки.

- Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела: голова (погладьте себя по голове)
(Ведется работа с макетом человека).
Погладьте себя по шее.
Физкультминутка.
- Встаньте и покажите на себе туловище. Его верхнюю часть грудь. Нижнюю часть живот, погладьте по часовой стрелке животик. Повернитесь к соседу спиной пусть он вас погладит по спинке, а затем вы погладите спинку соседа.
- Садитесь. Покажите на силуэте в тетради туловище, его части грудь, живот и спину.
. Давайте ручками похлопаем в ладошки, ручки вверх и покрутите ими, это верхние конечности.
- Тихонечко потопайте ножками, это нижние конечности. Покажите на силуэте верхние конечности (руки) , нижние конечности (ноги).

Спотыкнулся через Генку

И ушиб себе коленку .

Восп. Какие части туловища вы не назвали?

Дети. Плечи, таз, бедро, стопа.

Восп. Молодцы хорошо вы знаете строение тела человека. А можете ли вы на ощупь найти названную часть тела?

Игра «Найди на ощупь названную часть тела».

Дети становятся парами, одному ребенку из пары закрывают глаза, и он должен найти названную педагогом часть тела. Потом дети меняются местами. Хорошо и с этим заданием вы справились.

- Мы рассмотрели внешнее строение человека. А что же находится внутри?
Вот это и должен обязательно знать хирург, чтобы правильно выполнять операции. Также врач должен знать какую функцию выполняет каждый орган и где он расположен. Вот это мы с вами сейчас и будем исследовать

- Дети, вы разговариваете, играете, ходите, поёте песни, рисуете, ездите на велосипеде, улыбаетесь или плачете, вспоминаете что с вами происходило хорошего вчера, думаете что вы получите за оценку завтра на уроке.. Все это происходит как бы само собой. Но это не так. .Какой орган управляет вашими мыслями, движениями, чувствами?
- головной мозг - важнейший орган тела.

- Догадайтесь по названию, в какой части тела он располагается.

Воспит.

Есть четыре помощника на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик - запах различать.

Игра «Часть и целое»

Целое - лицо человека (в кругу). Части - лепестки (ухо, рот, нос, глаз), выкладывают в виде цветка.

А сейчас мы отдохнем и опять играть начнем.

Физминутка.

Живут мальчики - веселые пальчики.

Озорные ножки ходят по дорожке.

Шея крутит головою,

Повторяйте все за мною.

Вправо, влево оборотик,

Покажите мне животик.

Наше тело подтянулось

И вперед слегка нагнулось.

Как березонька стройна

Стала ровною спина.

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Повторить 2 раза.

А теперь замрем и прислушаемся к своему организму. Что еще вы чувствуете и слышите.

Дети. Мы слышим свое дыхание.

У человека есть еще один важный орган, который, как и сердце работает без перерыва.

- Без воздуха человек может прожить совсем недолго. Человеку нужно все время вдыхать и выдыхать воздух.

Что это за орган?

При помощи чего человек дышит?
- легких. Это легкие у человека их два. (Показывают на схеме)


- На что похожи лёгкие ?
- На две розовые губки
- А где располагаются лёгкие?
- В грудной клетке

- У каждого из вас два легких - левое и правое. расположены .Легкие похожи на две розовые губки Возьмите у себя на столе губки в руки. Когда мы выдыхаем - легкие сжимаются, когда вдыхаем - легкие наполняются воздухом и расправляются. Ребята во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых он больше, а у детей меньше.

(Практическая работа с губкой)

. Может ли человек прожить без дыхания?

Давайте попробуем, на несколько секунд задержать дыхание. Не получается. Значит, человек не может жить без дыхания.

Хотите посмотреть какой объем легких у вас.

В этом нам поможет воздушный шарик. Наберите побольше воздуха в легкие, а затем выдохните его в воздушный шарик и сразу зажмите.

(Дети выполняют задание)

Теперь мы знаем у кого какой объем легких.

Дыхательная гимнастика.
Выдохните воздух, вдохните через нос и выдохните через рот. Сделаем это несколько раз и понаблюдаем за тем, что происходит в организме.

Где по вашему мнению располагаются легкие?
В легких происходит газообмен. Вдыхаем воздух, а выдыхаем углекислый газ, т.е. легкие очищают организм и питают клетки головного мозга кислородом.
(Прикрепляются муляжи легких на макет.)

- Здоровые легкие имеют розовый цвет, а у курильщиков они черные, больные. Предупреждаю, курение опасно для вашего здоровья!

- Мы с вами исследовали лёгкие и сказали. Что человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ
- А кто возвращает в воздух кислород?
- Растения
- Чем больше вокруг зелени, тем больше живительного кислорода. Поэтому вокруг домов люди высаживают различные растения, разбивают скверы и парки. .
Для здоровья человека важно, чтобы он дышал свежим воздухом. В помещении, в котором собирается много людей, вскоре становится душно. Помещение надо периодически проветривать. На это время надо уйти из помещения. В этом случае проветривание будет более полное, а человек защищает себя от простуды.
- Объясните, почему на перемене надо проветривать класс?
- В проветренном помещении человеку легко дышится и работается.

- Скажите, как можно узнать, жив человек или нет. Вы, наверное, видели, как люди прикладывают ухо к груди и прослушивают сердце. Если сердце остановится, то человек погибнет. Вот какой это важный орган.

Восп. Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы узнаете о себе, тем лучше. Внутри тела находятся органы, которые помогают человеку, расти и развиваться.

Ребята положите руку на грудную клетку, как я. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит?

Дети. Да.

Восп. Что же это такое?

Дети. Это сердце. Сердце очень важный орган.

Дети. Правильно. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложим руку к грудной клетке, как только что сделали.

Восп. Как выглядит сердце?

(ребенок показывает на схеме орган - сердце)

Восп. Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок, и мы увидим, у кого какое сердце. Это размер вашего сердца.
Приложите его к груди слева. Здесь бьется ваше сердце. Сжимайте и разжимайте кулачек. Сердце неутомимый мотор, оно непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет ее обегать все тело. За 1 минуту сердце перегоняет 4-5 литров крови.
Ребята расскажите, как работает сердце?

Дети. Сердце работает и днем, и ночью без отдыха. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму.

Тук, тук, тук

Стучит сердечко,

Точно также,

Как мотор.

Если так стучит сердечко,

Значит, человек здоров.

Восп. Да сердце важный орган.


- Где находится сердце?
- Сердце тоже находится в грудной клетке
(Прикрепляются муляжи сердца на макете и приклеивают в тетрадях к силуэту)

- Представьте себе, что вы пришли домой. Время обеда.
И мама подает вам на тарелке кусок сырого мяса. Вы будете это есть?
-Нет.
Потому что это надо сварить или поджарить.
Точно также и нашему организму нужна по особому обработанная пища.

Восп. Чтобы организм человека хорошо работал, все должны питаться. Каждый день человек употребляет пищу. Из тарелки пища попадает в ложку и отправляется в рот. Отсюда и начинается удивительное путешествие пищи.

Кто мне расскажет об этом путешествии.

Все, что попало в рот должно впитаться в кровь. Этим занимаются органы «внутренней кухни». Главное отделение - желудок. Он находится в в верхней части живота под ребрами с левой стоны.

Восп. А как выглядит желудок?

(дети показывают на схеме орган - желудок)

- Желудок напоминает мешок. Без еды он как спущенный шарик. Съедим кашу - он немного надуется. Чем больше пищи съедим, тем больше растягивается желудок.
(Практическая работа. Надуть и спустить шарик)

(прикрепляются муляжи желудка)

Дети. Во рту есть зубы. Они измельчают и перетирают пищу на мелкие кусочки. Слюна смачивает пищу, чтобы она легче прошла свой дальнейший путь, по пищеводу в желудок.

Восп. Правильно. В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества, полезные нашему телу.

- В желудке пища перерабатывается наполовину. А потом отправляется в длительное путешествие по извилистому лабиринту кишечника.
Из желудка пища попадает в кишечник, откуда в виде остатков естественным образом выходит наружу.

Кишечник тянется почти на 8 метров
(Практическая работа. Растягиваем шнур длиной 8 метров)
- Как же такой длинный кишечник помещается в таком маленьком животе?
Он свернут так плотно, что целиком помещается в животе.
- (Прикрепляются муляжи кишечника на макете)

А теперь расскажите информацию о необыкновенной соседке желудка - печени.

(Прикрепляются муляжи печени)
- Где располагается печень?
Расскажите, что узнали о печени?

Есть в нашем организме еще много органов и один из них это почки.

(ребенок на схеме показывает орган - почки)

Дети. У человека две почки.

Восп. Для чего человеку нужны почки?

Дети. Почки очищают кровь.

Восп. Правильно.

Сейчас я вам предлагаю сесть за стол и найти каждому органу свое место.

(Дети выкладывают органы внутри контура человека: сердце, легкие, желудок, кишечник, почки).

Восп. Теперь вы видите, что человеческий организм очень сложный и все в нем взаимосвязано.

Восп. Кто знает, что нужно организму, чтобы человек был здоров, рос и развивался.

Дети. Человек должен употреблять полезные продукты, в которых содержатся разные витамины.

Восп. Витамины очень важны для здоровья. Их очень много, но самые главные - это витамины А, В, С, Д.

(Детям дается рисунок тела человека. Вокруг расположены буквы - обозначающие витамины, содержащиеся в продуктах. От каждого витамина к определенному органу проходит линия лабиринта).

Восп. Проведите дорожки лабиринта, и вы узнаете какой витамин, больше влияет на тот или иной орган.

(Дети проводят линии)

Витамин А - зрение.

Витамин В - сердце.

Витамин С - органы дыхания.

Витамин D - скелет.

Восп. Давайте сделаем витаминную таблицу. Отберем картинки с продуктами, в которых содержатся основные витамины необходимые организму человека.

В каких продуктах содержится витамин А?

(Дети выбирают нужные картинки)

В каких продуктах содержится витамин В?

(Дети выбирают нужные картинки)

В каких продуктах содержится витамин С?

(Дети выбирают нужные картинки)

В каких продуктах содержится витамин D?

(Дети выбирают нужные картинки)

Расскажите еще раз, какие продукты необходимо употреблять

Дети.

Помни истину простую -

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок черничный пьет.

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

Рыбий жир всего полезней

Хоть противный - надо пить

Он спасает от болезней,

Без болезней - лучше жить!

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

Никогда не унываю

И улыбка на лице

Потому что принимаю

Витамины А, В, С, Д.

Теперь вы всегда будете знать, какие продукты лучше всего употреблять. И сегодня я вам принесла вкусную морковь.

4. Рефлексия.
Итак, мы исследовали внешнее и внутреннее строение тела человека.
Подведем итог нашему исследованию:
Сможет ли теперь когда врач точно знает внешнее и внутреннее строение человека узнать, что у него болит и что надо лечить?
Ещё раз давайте вспомним, что относится к внешнему строению человека?
Покажите внутренние органы человека на плакате и назовите их.
Пусть каждый из вас возьмёт по муляжу внутренних органов, кому какие нравятся и кратко расскажут о их работе
Сегодня вы были врачами исследовали внешние и внутренние органы человека, если вы думаете, что сегодня хорошо справился со своими исследованиями, то поднимите зелёный цвет светофора, если ещё что-то надо доработать, то поднимите красный цвет светофора.











© 2010-2022