- Преподавателю
- Классному руководителю
- Обобщение опыта учителя начальных классов
Обобщение опыта учителя начальных классов
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Перепёлкина Н.В. |
Дата | 16.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Перепелкина Н.В.
МБОУ СОШ №13 г.Мурманск
Деятельностный подход в воспитании младших школьников.
Слайд № 1
Я, Перепелкина Наталья Владимировна, имею стаж педагогической работы 22 года.
Слайд № 2
Все эти годы, работая в начальной школе, я являюсь не только учителем, но и классным руководителем.
Слайд № 3
Быть классным руководителем - это очень важная миссия. Я считают ее не просто дополнительной к своей преподавательской деятельности, но, пожалуй, самой главной.
Слайд 4 Уверена, что как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям. Важно помнить, что основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.
Слайд 5 Именно в классе реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Именно классный руководитель непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе.
Слайд 6 Цель моей внеклассной работы:
-
Развитие личности ребенка, его творческого начала, повышения уровня общекультурной подготовки
Слайд 7- 8 Организуя внеклассную работу, я ставлю перед собой следующие задачи:
-
Формировать умение эмоционально-ценностно воспринимать мир.
-
Прививать навыки самоорганизации.
-
Воспитывать гражданина, патриота на основе общечеловеческих ценностей.
-
Воспитывать жизнеспособную личность физкультурно-оздоровительными средствами с использованием форм и методов здоровьесберегающих технологий.
Слайд 9 - 12 Основные ПРИНЦИПЫ моей работы таковы:
-
учет ведущих видов деятельности и законов их смены;
-
учет возрастных периодов развития;
-
обязательная результативность каждого вида деятельности;
-
высокая мотивированность любых видов деятельности;
-
обязательная рефлексия всякой деятельности;
-
нравственное обогащение используемых в качестве средства видов деятельности;
-
сотрудничество при организации и управлении различными видами деятельности.
Слайд 13 В процессе воспитательной работы опираюсь на ФГОС начального общего образования, где сказано, что на ступени начального общего образования осуществляется:
-
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
-
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
-
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Слайд 14
Известно, что отношения между детьми в начальной школе строятся преимущественно через учителя. Поэтому на первый план в моей работе выступают следующие методы: коллективные единые требования, коллективное самоуправление, самообслуживание, соревнование.
Слайд 15
Вся воспитательная работа, которую я веду, держится на двух столпах: деятельностный подход и социализация. Эти понятия очень актуальны в настоящее время!
Опыт моей работы убедил меня в том, что только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений маленький растущий человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия.
Слайд 16
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана с деятельностью, как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те ДЕЛА, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.
РАССКАЖУ О НЕСКОЛЬКИХ ЯРКИХ ДЕЛАХ, В КОТОРЫХ МОИ ВОСПИТАННИКИ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ.
Слайд 17
Экологическая направленность:
-
Ежегодно мы выезжаем на страусиную и лошадиную фермы, где дети не просто пассивно смотрят на животных. Ребята учатся их кормить, общаться с ними, узнают об особенностях ухода. Необычно в этих экскурсиях то, что мы заранее готовим небольшое ТЕМАТИЧЕСКОЕ представление для владельцев и посетителей ферм. Наши выступления вызывают бурю положительных эмоций у всех.
Слайд 18
-
В апреле 2013 года мы участвовали во всероссийском мероприятии «День экологического сознания», где дети поняли, почему нельзя загрязнять планете Земля. Они научились сортировать бросовый материал, использовать его вторично, смогли потрогать предметы и примерить вещи, которые из него сделаны.
-
Мы принимаем активное участие в ежегодных региональных и муниципальных экологических конкурсах: «Зерно жизни», «Не рубите Ёлочку».
Слайд 19
Познавательная направленность.
Третий год мы посещаем занятия в центральной детской библиотеке, где дети являются не просто читателями, а активными помощниками библиотекарей. Например:
-
В октябре 2013 побывали на презентации книги «Тролли - ангелы». В ходе творческой встречи с норвежской гостьей Ниной Александровной Соколовой, соавтором книги, мы устроили настоящий праздник. Рисунки, стихи, песни, посвященные троллям, сделали встречу просто незабываемой!
-
А цикл занятий под названием «Библиотечное дело» вызвал у ребят живой интерес. Ежемесячно мы встречаемся с ребятами из других учебных заведений и устраиваем дискуссии по прочитанным произведениям.
Слайд 20
-
Одним из актуальных направлений работы классного руководителя считаю воспитание в детях патриотизма.
В сотрудничестве с библиотекой мы праздновали День города. Дети выступили с литературно-музыкальной композицией «Мой город» перед ребятами с ограниченными возможностями здоровья из школы № 27. Песни и стихи, посвященные любимому городу, в исполнении учащихся моего класса, не оставили равнодушным никого. Администрация и педагоги коррекционной школы поблагодарили юных артистов и пригласили нас в свою школу на все мероприятия.
Слайд 21
-
В прошлом году, накануне Дня победы, на базе библиотеки прошла встреча с Алексеевой Татьяной Алексеевой, детство которой пришлось на период Великой Отечественной войны. К этой встрече мы подготовили музыкальный подарок "Земля - наш общий дом во Вселенной!" Центральная детская библиотека в лице Натальи Дубровской, выразила нам искреннюю благодарность за выступление, за активное участие во встрече. Ребята были рады.
Нравственная составляющая.
Слайд 22
-
Считаю важным и словом, и делом довести до сознания детей понятия «благотворительность, добросердечие». Мы сотрудничаем с областным детским Домом малютки. А в этом году наладили связь и с Мурманским домом престарелых. К Новому году мы изготавливали поделки, рисовали поздравительные открытки и готовили с помощью родителей маленькие сувенирчики для жителей этих заведений. Дети и старики с радостью принимали поздравления и благодарили не только детей, но и весь педагогический коллектив школы № 13 за сердечность и отзывчивость. Ведь мы готовим около 300 (трёхсот!) рукодельных подарков.
Слайд 23
2. Уверена, что каждому пригодится в жизни умение проявить внимание к своим родным и близким в будни и праздники. Традиционными в классе стали коллективные творческие дела: День матери, Новый год, 23 февраля, 8 Марта и Масленица.
Особой теплотой отличается праздник День Матери. Мы не только готовим концертную программу, мы пишем письма-признания, готовим самодельные подарки, придумываем конкурсы для мам и бабушек… Важно, что дети сами ведут этот праздник, я являюсь только помощником.
Слайд 24 В моей работе на одном из первых мест - проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела. Это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни. Это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.
Слайд 25 Только в этом учебном году мы получили более 12 благодарственных писем от Центральной детской библиотеки, Первомайского дома творчества, творческой группы «Большая перемена», Мурманского областного дома малютки и дома престарелых.
Слайд 26 Дети являются победителями всероссийских конкурсов «Зерно жизни», « Кириллица», «Это знают все», региональных - «В защиту жизни и духовно-нравственных ценностей», «Символы года», «В защиту жизни», муниципальных - «Вот я здесь стою, ёлку стерегу», «Радуга талантов», «Родной город», «Волшебные фантазии».
Слайд 27 В условиях введения ФГОС особенно актуальной является проблема социализации младших школьников. В возрасте 7- 10 лет происходит ряд психофизических изменений в развитии ребенка; меняются ведущий вид деятельности, социальная группа, в которую входит ребенок, сущность позиции, которую занимает ребенок в глазах окружающих и самого себя. А сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Социализация в данном случае рассматривается и как процесс и как результат.
Считаю необходимым для успешного ПРОЦЕССА социализации выход воспитанников за стены школы, введение их в социум.
Поэтому мною установлены взаимосвязи с творческой группой «Большая перемена», с Первомайским ДДТ, турбазой «Норд СТАР», ведущими предприятиями города Мурманска: «Огни Мурманска, телекомпания ТВ-21, туристическим агенством «Радуга Севера».
Слайд 28
Многие родители моего класса являются для детей ПРИМЕРОМ активной жизненной позиции, поскольку принимают участие в мероприятиях города и области. Например: городской турнир по Домбайскому футболу, сбор подарков для Дома малютки и Дома престарелых, съемка и монтирование видео и фото репортажей с мероприятий, изготовление поделок к конкурсам всей семьёй, совместные поездки в Финляндию, в Ловозера, в Кировск и турбазы Мурманска.
Слайд 29
В современном мире нельзя обойтись без информационно коммуникативных технологий. В социальной сети «Контакт» существует и активно (ГРАФИК АКТИВНОСТИ - взять в группе) функционирует группа класса, что даёт возможность мне, как классному руководителю ежедневно контактировать со ВСЕМИ родителями.
РЕЗУЛЬТАТ Слайд 30
Сейчас у меня 3 класс. По сравнению с первым дети стали более дружными, с удовольствием приходят и приглашают друг друга в гости. Вместе празднуют дни рождения и проводят выходные дни.
Вырос уровень воспитанности в классе.
Слайд 31 - 32
А анкетирование детей и родителей показывает высокий уровень удовлетворённости организацией воспитательного процесса в классе.
Меня радует, что к концу третьего класса мне удалось создать дружный коллектив единомышленников из детей, родителей и учителей. Работая над воспитанием вместе, мы добьёмся успеха.
Слайд 33
А закончить своё выступления я хочу словами поэта Саади, с которым я полностью согласна:
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.