Обобщение опыта учителя начальных классов

Обобщение опыта - это научный метод изучения и анализа состояния практики, выявления новых тенденций, рождающихся в творческом поиске педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки. Каждый учитель рано или позно сталкивается с необходимостью обобщения своего опыта при подготовке к конкурсной программе, мастер-классам или выступлениями перед коллегами. Я тоже, как и любой учитель - практик испытываю трудности при подготовке рассказа о проделанной работе. Предлагаю Вашему вниманию то, ч...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Перепелкина Н.В.

МБОУ СОШ №13 г.Мурманск



Деятельностный подход в воспитании младших школьников.

Слайд № 1

Я, Перепелкина Наталья Владимировна, имею стаж педагогической работы 22 года.

Слайд № 2

Все эти годы, работая в начальной школе, я являюсь не только учителем, но и классным руководителем.

Слайд № 3
Быть классным руководителем - это очень важная миссия. Я считают ее не просто дополнительной к своей преподавательской деятельности, но, пожалуй, самой главной.

Слайд 4 Уверена, что как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям. Важно помнить, что основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.

Слайд 5 Именно в классе реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Именно классный руководитель непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе.

Слайд 6 Цель моей внеклассной работы:

  • Развитие личности ребенка, его творческого начала, повышения уровня общекультурной подготовки

Слайд 7- 8 Организуя внеклассную работу, я ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Формировать умение эмоционально-ценностно воспринимать мир.

  2. Прививать навыки самоорганизации.

  3. Воспитывать гражданина, патриота на основе общечеловеческих ценностей.

  4. Воспитывать жизнеспособную личность физкультурно-оздоровительными средствами с использованием форм и методов здоровьесберегающих технологий.

Слайд 9 - 12 Основные ПРИНЦИПЫ моей работы таковы:

  • учет ведущих видов деятельности и законов их смены;

  • учет возрастных периодов развития;

  • обязательная результативность каждого вида деятельности;

  • высокая мотивированность любых видов деятельности;

  • обязательная рефлексия всякой деятельности;

  • нравственное обогащение используемых в качестве средства видов деятельности;

  • сотрудничество при организации и управлении различными видами деятельности.

Слайд 13 В процессе воспитательной работы опираюсь на ФГОС начального общего образования, где сказано, что на ступени начального общего образования осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Слайд 14

Известно, что отношения между детьми в начальной школе строятся преимущественно через учителя. Поэтому на первый план в моей работе выступают следующие методы: коллективные единые требования, коллективное самоуправление, самообслуживание, соревнование.

Слайд 15

Вся воспитательная работа, которую я веду, держится на двух столпах: деятельностный подход и социализация. Эти понятия очень актуальны в настоящее время!

Опыт моей работы убедил меня в том, что только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений маленький растущий человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия.

Слайд 16

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана с деятельностью, как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те ДЕЛА, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.

РАССКАЖУ О НЕСКОЛЬКИХ ЯРКИХ ДЕЛАХ, В КОТОРЫХ МОИ ВОСПИТАННИКИ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ.

Слайд 17

Экологическая направленность:

  1. Ежегодно мы выезжаем на страусиную и лошадиную фермы, где дети не просто пассивно смотрят на животных. Ребята учатся их кормить, общаться с ними, узнают об особенностях ухода. Необычно в этих экскурсиях то, что мы заранее готовим небольшое ТЕМАТИЧЕСКОЕ представление для владельцев и посетителей ферм. Наши выступления вызывают бурю положительных эмоций у всех.

Слайд 18

  1. В апреле 2013 года мы участвовали во всероссийском мероприятии «День экологического сознания», где дети поняли, почему нельзя загрязнять планете Земля. Они научились сортировать бросовый материал, использовать его вторично, смогли потрогать предметы и примерить вещи, которые из него сделаны.

  2. Мы принимаем активное участие в ежегодных региональных и муниципальных экологических конкурсах: «Зерно жизни», «Не рубите Ёлочку».

Слайд 19

Познавательная направленность.

Третий год мы посещаем занятия в центральной детской библиотеке, где дети являются не просто читателями, а активными помощниками библиотекарей. Например:

  1. В октябре 2013 побывали на презентации книги «Тролли - ангелы». В ходе творческой встречи с норвежской гостьей Ниной Александровной Соколовой, соавтором книги, мы устроили настоящий праздник. Рисунки, стихи, песни, посвященные троллям, сделали встречу просто незабываемой!

  2. А цикл занятий под названием «Библиотечное дело» вызвал у ребят живой интерес. Ежемесячно мы встречаемся с ребятами из других учебных заведений и устраиваем дискуссии по прочитанным произведениям.

Слайд 20

  1. Одним из актуальных направлений работы классного руководителя считаю воспитание в детях патриотизма.

В сотрудничестве с библиотекой мы праздновали День города. Дети выступили с литературно-музыкальной композицией «Мой город» перед ребятами с ограниченными возможностями здоровья из школы № 27. Песни и стихи, посвященные любимому городу, в исполнении учащихся моего класса, не оставили равнодушным никого. Администрация и педагоги коррекционной школы поблагодарили юных артистов и пригласили нас в свою школу на все мероприятия.

Слайд 21

  1. В прошлом году, накануне Дня победы, на базе библиотеки прошла встреча с Алексеевой Татьяной Алексеевой, детство которой пришлось на период Великой Отечественной войны. К этой встрече мы подготовили музыкальный подарок "Земля - наш общий дом во Вселенной!" Центральная детская библиотека в лице Натальи Дубровской, выразила нам искреннюю благодарность за выступление, за активное участие во встрече. Ребята были рады.

Нравственная составляющая.

Слайд 22

  1. Считаю важным и словом, и делом довести до сознания детей понятия «благотворительность, добросердечие». Мы сотрудничаем с областным детским Домом малютки. А в этом году наладили связь и с Мурманским домом престарелых. К Новому году мы изготавливали поделки, рисовали поздравительные открытки и готовили с помощью родителей маленькие сувенирчики для жителей этих заведений. Дети и старики с радостью принимали поздравления и благодарили не только детей, но и весь педагогический коллектив школы № 13 за сердечность и отзывчивость. Ведь мы готовим около 300 (трёхсот!) рукодельных подарков.

Слайд 23

2. Уверена, что каждому пригодится в жизни умение проявить внимание к своим родным и близким в будни и праздники. Традиционными в классе стали коллективные творческие дела: День матери, Новый год, 23 февраля, 8 Марта и Масленица.

Особой теплотой отличается праздник День Матери. Мы не только готовим концертную программу, мы пишем письма-признания, готовим самодельные подарки, придумываем конкурсы для мам и бабушек… Важно, что дети сами ведут этот праздник, я являюсь только помощником.

Слайд 24 В моей работе на одном из первых мест - проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела. Это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни. Это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

Слайд 25 Только в этом учебном году мы получили более 12 благодарственных писем от Центральной детской библиотеки, Первомайского дома творчества, творческой группы «Большая перемена», Мурманского областного дома малютки и дома престарелых.

Слайд 26 Дети являются победителями всероссийских конкурсов «Зерно жизни», « Кириллица», «Это знают все», региональных - «В защиту жизни и духовно-нравственных ценностей», «Символы года», «В защиту жизни», муниципальных - «Вот я здесь стою, ёлку стерегу», «Радуга талантов», «Родной город», «Волшебные фантазии».

Слайд 27 В условиях введения ФГОС особенно актуальной является проблема социализации младших школьников. В возрасте 7- 10 лет происходит ряд психофизических изменений в развитии ребенка; меняются ведущий вид деятельности, социальная группа, в которую входит ребенок, сущность позиции, которую занимает ребенок в глазах окружающих и самого себя. А сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Социализация в данном случае рассматривается и как процесс и как результат.

Считаю необходимым для успешного ПРОЦЕССА социализации выход воспитанников за стены школы, введение их в социум.

Поэтому мною установлены взаимосвязи с творческой группой «Большая перемена», с Первомайским ДДТ, турбазой «Норд СТАР», ведущими предприятиями города Мурманска: «Огни Мурманска, телекомпания ТВ-21, туристическим агенством «Радуга Севера».

Слайд 28

Многие родители моего класса являются для детей ПРИМЕРОМ активной жизненной позиции, поскольку принимают участие в мероприятиях города и области. Например: городской турнир по Домбайскому футболу, сбор подарков для Дома малютки и Дома престарелых, съемка и монтирование видео и фото репортажей с мероприятий, изготовление поделок к конкурсам всей семьёй, совместные поездки в Финляндию, в Ловозера, в Кировск и турбазы Мурманска.

Слайд 29

В современном мире нельзя обойтись без информационно коммуникативных технологий. В социальной сети «Контакт» существует и активно (ГРАФИК АКТИВНОСТИ - взять в группе) функционирует группа класса, что даёт возможность мне, как классному руководителю ежедневно контактировать со ВСЕМИ родителями.

РЕЗУЛЬТАТ Слайд 30

Сейчас у меня 3 класс. По сравнению с первым дети стали более дружными, с удовольствием приходят и приглашают друг друга в гости. Вместе празднуют дни рождения и проводят выходные дни.

Вырос уровень воспитанности в классе.

Слайд 31 - 32

А анкетирование детей и родителей показывает высокий уровень удовлетворённости организацией воспитательного процесса в классе.

Меня радует, что к концу третьего класса мне удалось создать дружный коллектив единомышленников из детей, родителей и учителей. Работая над воспитанием вместе, мы добьёмся успеха.

Слайд 33

А закончить своё выступления я хочу словами поэта Саади, с которым я полностью согласна:

Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.

© 2010-2022