Разработка классного часа Защитник Отечества - Какой он?

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час в 4 классе на тему:

«Защитник Отечества-какой он?»



Подготовила учитель начальных классов Орехова Л. Д,

Цели:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с именами художников Васнецова В. М., Корина П. Д., передавших в своих картинах образы Защитников Отечества

  • расширить знания о таких именах как Георгий Победоносец, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Александр Невский;

  • формировать у учащихся общую историческую культуру;

  • дать детям знания о жизни Защитников Отечества во время воин

Воспитательные:

  • пробудить в душе ребенка любовь к Родине и желание быть ее Защитником, воспитывать волю, мужество, справедливость, доброту, честность, выносливость, воспитывать у учащихся нравственно-эстетические чувства;

  • воспитывать дисциплинированность у детей во время проведения классного часа;

  • воспитывать толерантность.

Развивающие:

  • развивать любовь к Родине на исторических примерах беззаветного служения русских героев на благо своей Родины;

  • развивать воображение, кругозор и эрудицию младших школьников,

  • накапливать у детей исторические факты о подвигах русского народа по защите своего Отечества;

  • развивать ассоциативное мышление учащихся;

  • развивать у детей умение слушать предложенный материал, умение осмыслить его и выделить главную мысль.

Ход мероприятия.

I. Организационный момент.

- Ребята, какой праздник мы будем скоро праздновать? (23 февраля) Как правильно называется этот праздник? (День Защитника Отечества) Как вы думаете, на какую тему мы поговорим сегодня на классном часу? (О защитниках Отечества.)

-Да, сегодня мы попробуем ответить на вопрос: « Какой он, защитник Отечества?»

II. Беседа по теме кл. часа.

- "О светло светлая и украсно украшена земля Русская! Ты многими красотами удивлена еси: озерами, реками и кладязьями, горами крутыми, дубравами чистыми, городами великими. Всего исполнена земля Русская…" Это строки древнего русского летописца. Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. Ему посвящают свои творения скульпторы и художники, поэты и композиторы. Познакомимся сегодня и мы с некоторыми из них, а так же выясним, каков он - идеал Защитника Отечества.

(Показ слайда «Георгий Победоносец»)

-Посмотрите на репродукцию старинной русской иконы xv века, созданной новгородским художником. Кто здесь изображен?

(Всадник на коне, сражающий со змеем.)

- Встречались ли вы раньше с подобным изображением всадника? Вы знаете, что это за воин?

(Это Георгий Победоносец. Он изображен на старинном гербе Москвы, а еще на монетах.)

- В основе этой иконы лежит красивое предание: "В одной стране на дне глубокого озера поселился огромный змей, который выходил из озера и пожирал людей. Народ той страны не верил в Бога (Иисуса Христа), а поклонялся каменным богам - идолам. Царь решил договориться со змеем, пообещав ему ежегодно приносить в жертву по ребенку. Однажды пришел черед и его дочери. Девушка стояла на берегу озера и горько плакала, ожидая своей участи. Но вдруг появился всадник на прекрасном белом коне и совершил настоящее чудо. Он храбро сразился со змеем и, пронзив его копьем, сказал людям: "Не бойтесь ничего на свете и веруйте только в одного Господа - Иисуса Христа!" С тех пор народ той земли принял христианскую веру, а на месте битвы Георгия со змеем построили храм Господний". "Чудо Георгия о змие" - так называется это удивительное творение мастера, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным. Змей изображен на темном фоне- символ Дьявола, тьмы, зла. Золотой цвет нимба над головой всадника указывает на его святость. Белый же цвет в изображение коня символизирует силу Истины. Как Вы думаете, что означает красный цвет плаща Георгия на языке иконописи?

(Наверное, красный цвет - цвет справедливости.)

Как вы думаете, какие черты характера воина - защитника воплотил художник?

Художник хотел показать мужество, силу и уверенность в победе этого героя.

(Показ слайда «Александр Невский», худ. П. Корин)

- А теперь обратим наше внимание на репродукцию картины русского художника XX века Павла Корина. Вам, конечно, уже знакома эта картина. Ребята, кто этот воин?

(Александр Невский.)

- Правильно. Князь Александр Ярославович - один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев - защитников Земли Русской. Чем же они заслужили такую славу?Он со своей дружиной одержал победу над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя - Александр Невский.

- Каким вам кажется Александр Невский на картине Павла Корина?

( Мужественным, спокойным, сильным. Фигура князя собранная и подтянутая, грозная и величественная. На нем тяжелые доспехи. Он опирается на меч и готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.)

- Что в картине говорит о том, что перед нами русский воин?

( Пейзаж с русскими церквями.)

- А какая цветовая гамма использована в картине и почему?

(Краски суровые, мрачные. Потому что было суровое военное время.)

: - Незадолго до начала Великой Отечественной войны на экраны страны вышел кинофильм «Александр Невский». С кем можно сравнить Александра Невского?

- Кто такие богатыри?

(Богатыри - это сильные люди.)

- Только ли сильные? Вокруг нас много сильных людей, значит, все они богатыри? Давайте не будем торопиться с ответом, а посмотрим на репродукцию картины русского художника В. Васнецова «Богатыри»

(Показ слайда)

Кто на ней изображен?

(Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)

- Вам они хорошо знакомы? Скажите, все ли они физически сильны? Попытайтесь, глядя на картину, принять позу каждого, "примерить" их выражение лиц. Как вы думаете, каков Добрыня, а каков Алеша?

(Здесь не все сильные. Илья - самый сильный, а Алеша хитроват.)

- Вслушайтесь в слово "богатырь". Как вы думаете, от какого слово оно произошло?

("Богатый", "ходит под Богом", "Богом данный дар".)

-Каков же дар дан каждому из них?

(Одному - сила, другому - ум, третьему - доброта.)

- А что, по-вашему, важнее для человека из этих 3-х начал? Нужна ли человеку сила, если нет ума-разума? А ум без доброты, что принесет человечеству?

(Зло, несчастье.)

- Так что же делает человека поистине богатым?

(Все вместе: и сила, и ум, и доброта.)

- Вот, оказывается, кто таков настоящий Богатырь!

III. Подведение итогов,рефлексия.

-Сегодня мы говорили о разных героях. Кто это? Что же их объединяет?

(Это Защитники Отечества.)

- Так каким же должен быть настоящий Защитник Отечества? Перед вами листы, разделённые на 2 части. Давайте в первую колонку и запишем, каким должен быть настоящий Защитник Отечества.

(Сильным, справедливым, преданным Родине, мужественным, выносливым, добрым, честным.)

-Ребята, скажите, а человек рождается с этими качествами?

(Нет. Он воспитывает их в себе)

-С самого рождения родители объясняют вам, что такое хорошо и что такое плохо, учат вас быть добрыми, честными, мужественными, мечтают гордиться вами. И в школе мы, учителя, стараемся привить вам всё самое лучшее, чтобы в будущем вы смогли себя проявить, чтобы стали для нас, старшего поколения, защитниками. И мне хочется пожелать вам стать такими же доблестными, преданными Родине, настоящими Защитниками Отечества, о каких вы сегодня узнали. Но, как вы поняли, к этому нужно стремиться.

-Во вторую колонку запишите, какие из этих качеств вы уже смогли в себе воспитать. Вы видите, чтобы стать настоящими защитниками, нам нужно ещё много работать над собой. Наша цель- стать настоящими защитниками.

-На этом классный час окончен.




© 2010-2022