Проект Моя инициатива в образовании

Тема проекта: «Развитие  речи через театрализованную деятельность». Вид проекта: творческий. Актуальность создания данного проекта по развитию речи учащихся  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки учащиеся знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения т...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кобяконская средняя общеобразовательная школа

МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия)»





Педагогический проект

«Моя инициатива в образовании»
















Разработала:

Учитель начальных классов Кобяконской СОШ

Ортоюкова Лира Мироновна



2015 г.

Тема проекта: «Развитие речи через театрализованную деятельность».

Вид проекта: творческий.

Актуальность создания данного проекта по развитию речи учащихся через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки учащиеся знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь учащихся, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения учащихся потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи учащихся, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, учащиеся внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в школе театр.

Гипотеза:

- Развитие речи учащихся будет эффективным, если:

- Разработать программу и ввести курс «Развитие речи через театральную деятельность» с 1 класса;

- Вести планомерную работу по данному проекту для совершенствования речи учащихся;

- Постоянно прослеживать динамику развития речи и учащихся;

Цель: формировать и совершенствовать речевые умения и навыки учащихся через вовлечение их в театральную деятельность.

Задачи:

Управленческие

(что должен делать учитель)

Личностные

(что должны знать и уметь учащиеся)

1

2

1. Последовательно знакомить учащихся с различными жанрами художественной литературы (сказка, рассказ, басня, стихотворение, загадка).

1. Учащиеся должны знать сказки, рассказы, стихотворения, басни, загадки в соответствии с возрастом, уметь отличать произведения разных жанров.

2. Обучать учащихся адекватному эмоциональному реагированию; формировать у детей умение передавать мимикой, позой, жестом, движением свои эмоции.

2. Понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь выразить свое в соответствии с нравственными общественными нормами.

3. Развивать и совершенствовать все стороны речи, добиваться чистого произношения всех звуков, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи; обучить способам моделирования сказок ,способствовать превращению высказывания учащихся в рассказ.

3. Использовать прямую и косвенную речь; уметь заменять одно слово другим, со сходным значением; самостоятельно составлять по образцу рассказы и сочинять небольшие сказки, использовать при пересказе или сочинении предметы «заместители», уметь сочинять концовки к сказкам; уметь общаться со взрослыми и сверстниками.

4. Развивать интерес к театру как искусству; воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через вовлечение в театральное творчество.

4. Понимать образный строй спектакля, определять внешние и внутренние признаки театрального помещения; знать театральные профессии, правила поведения в театре; знать различные виды театра (бибабо, пальчиковый, перчаточный, кукольный, теневой).

5. Совершенствовать предметно-развивающую среду для активизации словесного творчества и актерского мастерства; расширять материально-техническую базу, соответствующую требованиям программы.

5. Иметь навыки пользования предметами театрально-игрового оборудования, бережно относиться к ним.

Продолжительность реализации программы - 4 года. В соответствии с направлениями работы были обозначены виды деятельности, периоды и формы работы. Разработан учебно-тематический план по видам деятельности и по периодам обучения.

Участники проекта:

МБОУ «Кобяконская СОШ» учащиеся начальных классов и их родители.

Планируемый результат: Ученик активно и с интересом участвует в театрализованных постановках разного вида театра в качестве актера, с интересом следить за происходящим из зрительного зала в качестве зрителя. Активно принимает участие в подготовке театрального представления.



Содержание проекта

Реализация проекта начинается с организации театрально - игровой среды. Подобрать игрушки, атрибуты, литературные произведения, театральные куклы и костюмы. Для музыкального оформления спектакля- магнитофон, кассеты, диски. Оформление театрального уголка для самостоятельной деятельности учащихся, где будут иметься различные виды театров, дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по литературным произведениям. Стойка для элементов костюмов, простые декорации, ширмы для кукольного и настольного театра.

Работа по развитию речи учащихся в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений, всех видов театра, сказкотерапии. На занятиях создать условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей учащихся, иметь место постановки проблемной ситуации. Также при условии, если родители будут принимать активное участие в реализации проекта, оказывают помощь учителю. Работа имеет интегрированный характер. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение, на занятии учащиеся активно двигаются, танцуют и поют. В работу включены дидактические, развивающие игры и упражнения на развитие пространственных отношений, мелкой моторики рук, артикуляционного аппарата, подвижные игры и т.д. В гости приглашаются учителя и родители. Некоторые занятия, подвижные игры, повторение ролей и т.д. предусматриваются на улице.

Работа над постановкой проходит в несколько этапов:

1.Подготовительный этап длиться на протяжении длительного времени до, в процессе и после постановки. Включает всю работу по развитию речи в театрализованной деятельности:

-Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т.д.

-Игры - драматизации

-Разыгрывание разнообразных песенок и стихов

-Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т.д.

-Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации

-Упражнения в целях социально - эмоционального развития учащихся

-Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности с родителями

-Подвижные речевые игры с персонажами сказок

-Элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация), введение или замена героя произведения, смена характера или действия.

-Интеграция с художественно-эстетической областью развития: рисование, лепка, аппликация, мозаика, и т.д. Музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку

-Интеграция с областями - физическое развитие, здоровье: подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на свежем воздухе

Первый этап включает знакомство учащихся с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на несколько недель. В это время идет работа над формированием заинтересованности учащихся к содержанию произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведения, грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста учащимися (пересказ). На данном этапе проводятся игры с настольным или кукольным театром по сказкам. Далее предлагается разыграть произведение или отрывок в театрализованной деятельности.

2.Основной этап целиком посвящен непосредственной подготовки к проведению самого спектакля, выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью:

-Выразительное чтение литературного произведения

-Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в ней главные)

-Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т.п.).

-Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.)

-Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у учащихся интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль

-Распределение ролей

-Подготовка атрибутов и костюмов для инсценировки

-Работа над ролью

− составление словесного портрета героя

− фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр

− сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой, анализ придуманных поступков героя

− работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача - помощь ребенку в смысле слов и текста

- работа над речью

− работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпоритма исполнения, мимики, интонации

- работа над характером роли

- работа над согласованием движений, речью, интонацией, мимикой и характером роли

3.Заключительный этап посвящен организации самого представления. Подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши, проведение консультаций для родителей и т.д. Оформление сцены к представлению, последние репетиции и примерка костюмов. Проведение самого мероприятия.

4.Аналитический этап подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде газеты или фотовыставки для родителей, презентация опыта коллегам.

Прежде чем начать работу над проектом, в начале учебного года надо провести диагностику учащихся.

Каждый критерий оценивание:

- высокий уровень - творческая активность ученика, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;

- средний уровень - эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ученик затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;

- низкий уровень - мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.

Результаты диагностики выводится в прцентах.

- интерес к театрализованной деятельности со средним уровнем

- умение давать оценку поступкам со средним уровнем

- владение выразительностью речи со средним уровнем

- понимать эмоциональное состояние со средним уровнем

- сопереживание героям сказок со средним уровнем

- вживание в образ со средним уровнем

Проанализировав результаты констатирующей диагностики, делается вывод.














Реализация проекта

( первый год)


Задачи:

1.Работа над звукопроизношением, слуховой памятью и фонематическим слухом

2.Воспитание слухового внимания (учить различать гласные звуки по принципу контраста, учить различать на слух длинные и короткие слова)

3.Формирование фонематического слуха

4.Развитие артикуляционного аппарата (развивать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикуляцию гласных звуков и согласных)

5.Формирование правильного темпа речи и интонационно выразительности речи

6.Формирование грамматического строя речи

7.Формировать умение составлять предложения из нескольких форм по вопросам, по картинке, по демонстрации действия

8.Освоение морфологии в правильном использование глаголов повелительного наклонения, правильное согласование существительных и прилагательных, числительных и существительных

9.Расширение словарного запаса, формирование понятия слова и умения оперировать им

10.Формирование связной речи (развитие проявление речевой инициативы и самостоятельности, как в процессе разговорного процесса, так и в монологической речи, развивать интонацию и мимику)

Игровая и театрализованная деятельность: развивать двигательную активность, быстроту, ловкость, способность ориентироваться в пространстве, активизировать мышечный тонус, совершенствовать координацию движений; работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов - выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении, формировать умение озвучивать игровую ситуацию, формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого и со зрительной опорой, умение передавать характер героя сюжета, умение выполнять различные взаимосвязанные действия и объединять их в единую сюжетную линию; развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать разыгрыванию несложных представлений по знакомой сказке, проведению театрализованных игр во всех видах театра. Формировать достаточный запас эмоций. Проведение театрализованных игр по сказкам «Три поросенка», «Три медведя», «Петушок и бобовое зернышко», «Репка».



(Приблизительный план 3 класса)

Тема занятия

Краткое содержание занятия

Основы театральной культуры.

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».

Здравствуй, театр!

Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики.

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи»

Работа над новым театрализованным представлением

Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи.

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи»

Вспомнить и обсудить сценарий представления, распределить роли.

Работать над дикцией. Чистоговорки, скороговорки.

Выучить с детьми вступление к представлению. Совершенствовать внимание, память.

Техника речи

Учить пользоваться интонациями произнося фразы грустно, радостно, сердито и.т.д. Учить строить диалоги. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие.

Техника речи

Учить пользоваться интонациями произнося фразы грустно, радостно, сердито и.т.д. Учить строить диалоги. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие.

Ритмопластика

Напомнить сказку детям. Учить детей имитировать движения, характерные для различных животных под музыку и без нее.

Диалог

Учить детей обыгрыванию диалогов, используя выразительные средства (жесты, мимику, голос).

Театральная игра

Знакомство с русскими народными играми со словами.

Песня

Отрабатывать интонационную выразительность речи и пения, создавать цельные, полные образы персонажей сказки.

Мы актёры. Работа над спектаклем «Золушка»

Прослушивание и прочтение сказки «Золушка», работа над дикцией.

Мы актёры. Работа над спектаклем «Золушка»

Распределение и разучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов.

Мы актёры. Работа над спектаклем «Золушка»

Проигрывание всего спектакля. Умение пользоваться интонацией.

Мы актёры

Создание декораций и костюмов. Генеральная репетиция спектакля.

Мы актёры. Работа над спектаклем «Золушка»

Премьера спектакля «Золушка» для учащихся начальных классов.

Основы театральной культуры

Правила поведения в театре. Места в театре.

Культура и техника речи

Общение. Говорить и слушать.

Театральная игра

Игры-импровизации

Театр пантомимы «Что это за герой сказки»

Упражнять детей без слов средствами мимики и жестов показывать героев сказок, их характерные черты.

Мы - кукловоды. Пальчиковый театр.

Знакомство с пальчиковыми куклами. Изготовление пальчиковых кукол к сказке «»

Кукольный театр.

Создание атрибутов и декораций для спектакля «»

Кукольный театр

Проигрывание пальчиковых кукол

Культура и техника речи

Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание мини-сценок.

Мы актёры. Работа над спектаклем «Таал таал эмээхсин»

Просмотр сказки. Обсуждение содержания и игры героев.

Мы актёры. Работа над спектаклем «Таал таал эмээхсин»

Распределение ролей и первое прочтение спектакля по ролям.

Мы актёры. Работа над спектаклем «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин»

Проигрывание отдельных эпизодов.

Мы актёры. Работа над спектаклем «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин»

Заучивание ролей. Отработка движений, жестов и мимики.

Мы актёры. Работа над спектаклем «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин»

Создание декораций и костюмов.

Мы актёры. Работа над спектаклем «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин»

Проигрывание всего спектакля.

Мы актёры. Работа над спектаклем «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин»

Генеральная репетиция с декорациями, с музыкальным сопровождением.

Мы актёры. Работа над спектаклем«Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин»

Премьера спектакля «» для учащихся начальных классов.

Мы актёры. Чтение стихотворений о Родине.

Просмотр сказки, обсуждение.

Мы актёры.

Итоговое занятие.

Что узнали из кружка.



Ожидаемые результаты:

1 класс

Учиться воспринимать русскую речь на слух и говорить, вести несложный разговор (диалог);

- Пользоваться в общении простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;

- Выслушать собеседника, проявить к нему внимание и уважение;

- Поддержать разговор репликами и вопросами;

- Дать развернутый ответ на вопрос;

- Составлять небольшое описание сюжетной (ситуативной) картинки, предмета;

- Устно составлять текст из 3-5 предложений в пределах доступной их возрасту тематики (рассказывать о школе, о своих товарищах, о себе, о семье и т.д.)

2 класс

- Осознанно воспринимать содержание определенного текста;

- Охарактеризовать образ отдельных персонажей;

- Выразительно читать по ролям;

- Инсценировать эпизод с предварительной подготовкой;

- Умело использовать интонационную и пластическую выразительность чтения (мимики, жесты, движения);

- Рассуждать о поступке своего сыгравшего героя инсценированной сказки.

3 класс

- Выразительно читать стихотворения;

- Использовать в речи средства интонационной выразительности (логические ударения, паузы внутри стихотворения);

- Соблюдать при чтении норм литературного произношения;

- Высказывать свое отношение к прочитанному;

- Сочинять свой рассказ на определенную тему.

4 класс

- Составить небольшой рассказ на заданную тему;

- Свободно рассказывать о простых случаях из собственной жизни;

- Вступать в диалог и поддерживать его;

- Различать и воспринимать основные особенности литературного жанра;

- Высказывать свою основную мысль в любых ситуациях.




© 2010-2022