Семья и семейные ценности

Тема: « Семья  и семейные ценности».                              Цель:  Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья». Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья»,  выявить     ее особенности.               2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.                  3.Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения,  эстетический вкус. Способств...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4бкласс Тема: « Семья и семейные ценности». Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».

Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.

2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

3.Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива. Используемые методы, технологии обучения - словесный, наглядный методы, проблемное обучение, технология «обучение в сотрудничестве», ИКТ. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Оборудование - электронная презентация, раздаточный материал, проектор. Прогнозируемый результат - познавательные учебные действия: устанавливать аналогии, использовать модели, алгоритмы, осуществлять поиск информации в учебнике, строить речевые высказывания в устной форме. - коммуникативные учебные действия: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций, формулировать собственное мнение. - регулятивные учебные действия: принимать, планировать и реализовывать учебную задачу.

Список литературы: толковый словарь С.И.Ожегова, интернет ресурсы

I. Организационный момент. Психологический настрой. Игра -приветствие «Здравствуйте!» Учащиеся поочередно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с большого пальцев. И говорит: - желаю (соприкасаются большими пальцами) ; - успеха (указательными) ; - большого (средними) ; - во - всём (безымянными);- везде (мизинцами); - Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью руки). Действия повторяются учащимися второй раз ,но после «встречи» мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза « Удачи тебе на уроке!»

II. Мотивация. Целеполагание. Ребята, сегодняшний классный час я начну с загадок. Отгадайте их и скажите о чём сегодня мы буем говорить на классном часе ?

Кто в семье со всеми дружен?

Кто всегда нам очень нужен?

Кто готовит, шьет, стирает

И почти не отдыхает?

Кто заботится о нас

Каждый день и каждый час? (Мама)

Детям он решит задачу,

Отвезет семью на дачу

Починить готов утюг,

Если тот сломался вдруг

Сильный, ловкий и отважный,

После мамы - самый важный (Папа)

Он стар, но это ничего,

Его добрее нет

Он папа папы моего

А для меня он… (дед)

Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне… (сестренка)

Она совсем не старая,

Хотя совсем седая,

Я сяду с нею рядышком:

Расскажи мне сказку… (бабушка)

Она все на свете помнит и знает,

И бабушка мамой ее называет

И часто приходят к ней в дом доктора,

Она же мне пра…, она же мне пра… (прабабушка)

Дети отвечают учителю, что речь на уроке пойдет о семье. Можно предложить отгадать ребус 7я. III. Актуализация - Правильно, семья и род - это тема нашего урока

Построение проблемы

Тайны слова "семья". - Что означает слово семья? (ответы детей) и дополнение учителя.

В слове "семья" много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на "семь" и "я", т.е. семеро таких же как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, мимикой, жестами. Само по себе число "7" особенное - оно неделимое. Потому оно говорит нам, что семья - единое целое. ( карточки со словами "семь" и "я").

Есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова "семя". Как вы думаете, почему? Действительно, вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Зерно выращивают с любовью и заботой, и в семье необходимы согласие и забота друг о друге. (карточка со словом "семя") - А теперь поиграем игру "Устами младенца" для нас ребята будут изображать младенцев, которые пытаются нам с вами объяснить слова. А мы должны будем угадать, какое слово имел в виду малыш ( костюмы младенцев: чепчики, нагрудники)

-Это когда все вместе - мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья)

-В семье это самое дорогое, её берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия)

-Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (мама)

-Место, где мы бываем все вместе. (дом)

-Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его всё равно любят . ( ребёнок)

-В них играют все дети. (игрушки)

-Это не человек, но его любят все члены семьи .(домашнее животное)

-Она вяжет всем носки и печёт самые замечательные пирожки и булочки. (бабушка)

- Самое дорогое у человека - это его семья. Членов семьи связывает любовь и нежность, забота друг о друге. Задача мамы и папы вырастить здоровых, добрых, умных детей. Так как самое главное чудо в семье - это дети.

Несколько дней назад нашим детям был задан вопрос : «Что такое счастливая семья?» . Вот несколько мнений по этому поводу. (Ответы детей)

-Счастливая семья - это когда все вместе собираются по вечерам и рассказывают о том, как провели день.

-Когда в доме тепло и уютно.

-Когда никто не кричит и не включает телевизор на полную громкость.

-Когда все друг о друге заботятся. - Моя семья - моё богатство. - Каким старинным словом можно заменить слово «СЕМЬЯ» (подвести детей к понятию «род» и «династия») Род состоит из поколений. Как называются старшие поколения? А младшие? - Рассказ детей о своём родословие.

Глядя на родословные, понимаешь, что в родственниках разобраться нелегко, но необходимо, чтобы сохранять основу крепости каждого дома. И вот наша следующая игра.
«Семейные связи: кто есть кто». (работа в группах и проверка)
Представьте себе, что к вам в гости пришли родственники. Как их назвать одним словом
Жена сына - сноха.
Брат жены - шурин.
Брат мужа - деверь.
Сестра жены - свояченица.
Сестра мужа - золовка.
Отец жены - тесть.
Мать жены - теща.
Отец мужа - свекор.
Мать мужа - свекровь.
Муж дочери - зять

- Молодцы, ребята, справились и с этим заданием. Каждый род что-то объединяет. Посмотрите на слова. Что, по-вашему, из этого списка должно объединять каждый род? (дети выбирают с доски таблички со словами ,объединяющими род.)

Верность традициям , забота, любовь, сквернословие, фамилия, общие увлечение, добрые дела, драка, общие предки, подарки, праздники, ссора, обида, сходство , взаимопонимание. - В каждой семье этим дорожат и все ценят. Как можно назвать одним словом? (ценность) - Что ещё может обозначать слово ценность? (богатство) - Чем эти ценности отличаются друг от друга? (духовные, материальные) - Какие из них являются главными, наиболее важными? Почему, аргументируйте. - В одной из русских пословиц говориться: «Мир лад - доброй семьи уклад». Как вы понимаете эту пословицу? (объяснение детей)

"НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ"
О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас небольшая разминка. Вам надо поправить то, что будет неверно.
- Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).
- Любовь - кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).
- У семи нянек дитя в доглядке (без глаза).
- Милые бранятся только по пятницам (тешатся).
- А теперь продолжите пословицу.
- Гость на пороге - счастье в … (доме).
- Дом без хозяйки … (сиротка).
- Дом вести … (не бородой трясти).
- Яблоко от яблони … (не далеко падает).
- Чем богаты, … (тем и рады).
- В гостях хорошо, … (а дома лучше)

- Ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас?(семья)

-Семья кто это?(родственники близкие и далёкие)

-Главные ценности счастливой семьи? (любовь, прощение, терпение, понимание)

-Где можно узнать о истории семьи? (генеалогическое древо)

-Какие записи вносят на такое древо? (Ф.И.О., даты жизни, фото и др.)

-Наш класс можем назвать семьей? (мнения детей).

- Вы верно считаете, что и наш класс можно назвать семьей. Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Не зря учителей называют классными мамами. Хочется, чтобы наш класс остался такой семьей до окончания школы и стал еще дружнее.

- В современной песне поётся:

Родительский дом - начало начал,

Ты в жизни моей, надёжный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

- Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Как же построить такой дом «счастья»? С чего начать?


- Я предлагаю вам поиграть в «Строителей». Для этого нужно распределиться на 4 бригады (учащиеся распределяются).

- При строительстве дома необходимо соблюдать ряд требований:

· Начало и конец работы по команде.

· Согласие и несогласие движением руки.

- Правила понятны?

(Учитель распределяет между «бригадами» задания; «бригады» выбирают своего прораба).

Задание для 1 бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом».

- «Дом» - это… .

Задание для 2 бригады: написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья». «Семья - это… .

Задание для 3 бригады: записать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете предложить для крепости семейных отношений.

Задание для 4 бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

(на подготовку 5 - 10 минут)

- Все бригады готовы, осталось только построить дом. (12 слайд)

- Строительство дома начинается с фундамента.

I бригада

«Прораб» зачитывает ответы: Дом - это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).

- Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома.

II бригада

«Прораб» зачитывает ответы: Семья - это… (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).

- Молодцы, строительство стен в доме завершено. Осталось покрыть дом крышей.

- Что нужно для крепости семейных отношений? Об этом нам расскажет «прораб» III бригады.

III бригада.

«Прораб» зачитывает ответы: понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.

- IV бригада расскажет нам «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью.

Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.

- Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.

- Много серьёзных слов было сказано о семье. И в заключении я предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку и в серьёз».


1. Какое выражение стало символом большой семьи:

а) Трое в лодке;

б) Четверо за компьютером;

в) Пятеро в ванной;

г) Семеро по лавкам.

2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам,

«33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)

3. Цветок - символ семьи (ромашка).

4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника? (мать-и-мачеха)

5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»?

(о матрёшке)

6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает»).

7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (в доме)

8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться).

4. Итог урока

- Наш классный час подходит к концу и мне бы хотелось узнать ваше мнение:

- Интересно вам было строить дом?

- Работать в строительной бригаде?

- Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?

- Что на свете всего дороже? (16 слайд) (Семья).

- А что значит семья? (Это - семь я).

- Без чего не может быть она? (Без папы, мамы и меня).

- А чем же скреплена она? (Любовью, заботой и теплом).

Ведь все мы связаны семьёй.

Пусть всё это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо семья!

Нет в жизни важнее цели!

Храните её! Берегите!

Раздаются детям памятки.

- Свято храни честь своей семьи.

- Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

- Подари родителям радость.

- Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

7


© 2010-2022