Описание опыта организации воспитательного процесса. Тема - «Патриотическое воспитание детей в рамках реализации проекта «Юный патриот»

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Карповская средняя общеобразовательная школа»

Уренского муниципального района

Нижегородской области











Описание опыта организации воспитательного процесса

Тема: «Патриотическое воспитание детей в рамках реализации проекта «Юный патриот»




Выполнила:

Рыжова Вера Павловна

- классный руководитель 5 класса

МБОУ «Карповская СОШ»

Уренского муниципального района

Нижегородской области







2011

Аналитико-прогностическое обоснование

« Патриотизм - это твоё и моё, личное, родовое, историческое чувство, это наше достояние и ответственность. И оно способно, если о нём не забывать, благотворно действовать и в повседневной жизни, способно строить твоё сознание, твоё миропонимание, твои поступки и всю жизнь ».

Б.Шергин.

В Законе РФ «Об образовании» первым принципом государственной политики в области образования провозглашены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

В настоящее время педагогам и воспитателям предоставляется возможность творческого подхода к воспитательно-образовательному процессу. И, конечно, воспитывая юных граждан России, невозможно обойти огромный пласт истории русского народа, его культуру, искусство, традиции, обычаи, обряды, праздники. Всё это богатейший и живой материал для патриотического воспитания детей. Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности народа. Национальное достояние несёт в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости и народную педагогику.

Ещё недавно казалось, что народная культура совсем забыта, что всё иностранное гораздо лучше отечественного. Но на сегодняшний день ситуация коренным образом меняется. Современное общество с большим интересом и уважением занимается изучением и сохранением народных традиций, приобщается к промыслам, обрядам. Можно сказать, что культура русского народа постепенно начинает возрождаться.

В сельской местности более благоприятные условия для сохранения и возрождения народных истоков. Наше село Карпово имеет почти 300-летнюю историю. Местные жители всегда с любовью и уважением относились к родному краю, его культуре и природе. Современное население продолжает славные традиции предков. Традиционными мероприятиями в селе стали праздники «Русская Масленица», «Иван-Купала», «Троица», «Святочные гуляния». В Карповской средней школе разработана программа духовно-нравственного воспитания детей «Дорога добра», составной частью которой является воспитание любви к родному краю.

Коллектив школы убеждён, что патриотическое воспитание необходимо начинать как можно раньше и поэтому много внимания уделяет ознакомлению детей с истоками народной культуры.

Описание опыта организации воспитательного процесса. Тема - «Патриотическое воспитание детей в рамках реализации проекта «Юный патриот»В ходе беседы, проведённой мною с воспитанниками о семье, традициях русского народа, истории родного села, к сожалению, выяснилось, что дети могут ответить не на все вопросы.

Например, на просьбу назвать полностью ваших родителей, дедушку, бабушку, только 71% детей дали положительный ответ. Затруднение вызвал вопрос о народных праздниках и традициях. Назвать по одной пословице отозвались только 57% детей.

Результаты привели меня к выводу, что деятельность по патриотическому воспитанию в школе нужно систематизировать. Для этого мною был разработан педагогический проект «Юный патриот», представляющий собой систему мероприятий, помогающих прививать ребёнку любовь к родной природе, истории своей страны, красоте и мудрости русской речи, культуре русского народа и его обычаям.

П

Описание опыта организации воспитательного процесса. Тема - «Патриотическое воспитание детей в рамках реализации проекта «Юный патриот»режде чем начать реализацию проекта, я опросила родителей. Диагностика показала, что работа по приобщению к истокам русской народной культуры должна проводиться не только с детьми, но и с их родителями.

Для решения данной проблемы имеются все необходимые условия:

- накоплен богатый методический материал;

- изучена литература;

- возможность посещения школьного краеведческого музея, в котором оформлен уголок «Русская изба».

Заручившись поддержкой коллег и родителей, с сентября 2010 года я приступила к реализации проекта «Юный патриот» с детьми 5 класса.



Концепция проекта


Понятийно-категориальное пространство проектной деятельности

ПАТРИОТИЗМ - любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу.

КУЛЬТУРА - совокупность производственных, общественных, и духовных достижений людей.

НАРОДНАЯ - принадлежащая всему народу.

ТРАДИЦИИ - то, что переходит или перешло от одного поколения к другому путём предания, устной или литературной передачи.

ОБЫЧАЙ - общепринятый, установившийся, традиционный порядок, укоренившийся в быту с давних пор.

Ценностно-смысловая платформа проектных действий

Россия - наша Родина. И нам, её гражданам, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять его историю и культуру. Культурные достижения народа являются общими для всего человечества. В творчестве сосредотачивается и воплощается жизнь народного духа. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Мы, взрослые, должны пробудить в ребёнке чувство любви к Родине, а не навязать его, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Исходя из выше сказанного, ставлю цель проекта как, воспитание у детей чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за её прошлое через приобщение к русским культурным традициям.

Задачи определила следующие:

- прививать чувства любви и уважения к истории, культуре, природе родного края;

- знакомить школьников с традициями и обычаями русского народа;

- способствовать развитию речи детей за счёт изучения устного народного творчества;

- формировать у детей исследовательские навыки, творческое мышление.

Модельное описание проектного продукта как образа «потребного будущего»

Данный проект рассчитан на реализацию в течение одного учебного года. Ознакомление детей с народной культурой - это комплексная система обучения и воспитания на основе истории, культуры, традиций, обрядовых и календарных праздников. В ней прослеживается взаимосвязь: человека и природы, человека и общества, человека и его ближнего окружения, в частности, - семьи. Приобщением детей к культуре русского народа создаются благоприятные условия для гармоничного развития ребёнка в различных сферах деятельности: познавательной, культурной, досуговой, исследовательской.

Работа начинается с разработки плана проектных мероприятий. К мероприятиям составляются конспекты, сценарии, наглядный материал, оформляются декорации и т.д. Центром воспитательной работы по данному направлению становится уголок «Русская изба», с помощью которого у детей воспитывается уважение к прошлому, формируется чувство сопричастности ко всему происходящему вокруг. Ведётся работа в «избе» - ведение домашнего хозяйства. Рассказывая о жилище, можно поведать ребёнку об истории, заповедях, обрядах, традициях, народной мудрости. Большое внимание уделяется оформлению уголка. В нём собраны подлинные атрибуты быта русского народа.

Формы работы с детьми в рамках проекта:

- интегрированные занятия;

- заучивание песенок, потешек, пословиц, поговорок и т.д.;

- занятия в уголке «Русская изба» со Сказочницей и Бабушкой - Загадушкой,

доброй Хозяюшкой и Марьей-Искусницей и т.д.;

- календарные, народные праздники с элементами обрядовых действий;

- посиделки, гулянья, театрализованные представления;

- семейные проекты;

- экскурсии в школьный краеведческий музей;

- экскурсии к роднику «Серебряный ключик»;

- исследовательская работа.

Залогом успеха в реализации проекта «Юный патриот» является активное сотрудничество педагога с родителями детей.


















Стратегия и тактика проектных действий

Этапы проектирования

Проектные мероприятия

Срок исполнения

Промежуточный результат

I этап.

Организационный.

1. Изучение методической литературы на тему патриотического воспитания.

2. Работа с родителями:

- опрос родителей о необходимости реализации проекта.

- консультация на тему: «Родословная: история и образ семьи».


- индивидуальные и групповые беседы о привитии ребёнку интереса и любви к национальному достоянию.

3. Доклад для педагогов школы «Система работы школы по разделу «Русь избяная»

4. Публикации в газете «Уренские вести» на тему патриотического воспитания детей в школе.

В течение года.


Сентябрь - 2010

Сентябрь - 2010


В течение года.


Октябрь - 2010


В течение года.

Расширятся и углубятся знания по теме, повысится собственная компетентность.

Получено одобрение родителей на реализацию проекта.

Сформируется интерес у родителей по составлению родословной, желание сотрудничества с воспитателем.

Повысится заинтересованность родителей в работе школы по данной теме.

Повысится уровень образования педагогов по теме доклада.


Привлечётся внимание населения к данной проблеме.

II этап.

Практический.

Занятие

«Моя семья».


Занятие по составлению рассказа по сюжетной картине «Семья»

худ. И.Хомутова.

Семейный проект

«Родословная - старинная русская традиция».


Развлечение

«В гостях у Хозяюшки».

Интегрированное занятие «Сердце матери лучше солнца греет».

Доклад для родителей «Очарование колыбельной».


Праздник «Спиридон - солнцеворот».


Сообщение для родителей «Волшебство Рождества».

Экскурсия в районный краеведческий музей.

Сообщение для родителей на тему «Милые ритуалы».

Конкурс рисунков

«Лучший в мире папа».

«Зимние забавы».

Беседа с родителями «Пряничный домик».

Создание панно «Игрушки наших предков». (Совместная работа детей и родителей)


Праздник «Коса - девичья краса».


Развлечение

«К бабушке Варварушке в гости на оладушки».

Праздник «Пасха».


Экскурсия на родник «Серебряный ключик».

Итоговое занятие «Прощание с избой и домовёнком Кузей».


Приглашение родителей на праздники, проводимые в школе.

Сентябрь - 2010


Сентябрь - 2010


Октябрь - 2010



Октябрь - 2010


Ноябрь - 2010


Ноябрь - 2010


Декабрь - 2010



Декабрь - 2010


Январь - 2011

Январь - 2011


Февраль - 2011


Февраль - 2011

Март - 2011


Март - 2011



Март - 2011


Апрель - 2011


Апрель - 2011


Май - 2011

Май - 2011


В течение года.

Появится доброжелательное отношение детей к окружающим его людям, к родителям.

Пополнится словарный запас детей, расширится уровень понимания слов.

Сформируется уважительное отношение к членам своей семьи, к предкам.

Выполнены творческие работы, отражающие образ семьи.

Возрастёт интерес к истории русского народа, к его традициям.

Закрепятся знания детей о жизни русской крестьянской семьи.

Разовьются творческие навыки.

Появится желание взрослых возрождать семейные традиции, уделять больше внимания детям.

Появится детский интерес к русским календарным праздникам. Сформируются дружеские отношения со сверстниками.

Привьётся интерес к проведению семейных праздников.

Возрастёт патриотическое чувство, гордость за своих земляков.

Сформируется интерес к применению русского фольклора в течение дня.

Возрастёт уважение к старшим членам семьи.

Проявится любовь к зимним народным играм.

Появится желание у родителей к совместному труду с ребёнком.

Сформируется у родителей представление о необходимости совместной деятельности с ребёнком и радости от полученного результата.

Сформируется гордость за русскую народную культуру, понимание красоты женственности, любовь и уважение к народным обычаям.

Возрастёт интерес к малым фольклорным формам, любовь к родному языку.

Проявится любовь к традициям русского народа, к православным праздникам.

Возрастёт любовь к природе, к Родине.

Закрепятся знания детей о русской избе, о её мифических обитателях, о русском народном творчестве.

Создастся положительный эмоциональный настрой у родителей от посещения школы.

III этап.

Обобщающий.

Доклад для педагогов школы «Ознакомление детей с истоками культуры русского народа».

Подведение итогов работы по теме «Реализация проекта «Юный патриот».


Изучение удовлетворённости родителей реализацией проекта.

Систематизация методических материалов по теме проекта.

Пополнение уголка «Русская изба» предметами старины.

Увеличение количества детей с любовью относящихся к Родине, семье, русским традициям.

Май - 2011


Июнь - 2011



В течение года.


В течение года.

В течение года.


В течение года.

Углубятся знания коллег, распространится педагогический опыт по данной теме.

Выявятся нерешённые задачи при осуществлении данного проекта, спроецируются новые цели и задачи для дальнейшей работы по этой теме.

Будет получена оценка деятельности воспитателя.

Создастся банк методических материалов.

Пополнится предметами русского быта уголок «Русская изба».

Увеличится количество детей, воспитанных в патриотическом духе.





Ожидаемые результаты:


для детей

  1. Повысился интерес и уважение к истории, культуре, природе родного края.

  2. Дети знают традиции и обычаи русского народа.

  3. Речь воспитанников стала более выразительной и осознанной. Увеличился словарный

запас детей.

  1. У детей развито творческое мышление, начали формироваться простейшие

исследовательские навыки.

для педагогов

  1. Создан банк методических материалов по теме проекта.

  2. Распространяется опыт работы по теме «Реализация проекта «Юный

патриот».

  1. Пополнен предметами быта уголок «Русская изба».

для социального окружения

1. Активное сотрудничество педагогов и родителей.

2. Проведено исследование «Семейная родословная».

В целях отслеживания результативности проекта предлагаю опрос детей и отзывы родителей.





Ресурсная база проекта:


- Педагоги, работающие над данной темой. Родители - единомышленники.

Старшие представители семей, имеющие большой жизненный опыт. Воспитатели

местного детского сада, заинтересованные темой.

- Литература по теме.

- Интернет.

- Музыкальный центр, записи русских народных песен, сказок, потешек.

- ПК, компьютерные презентации.

- Школьный краеведческий музей.

- Уголок «Русская изба», предметы старины.















Возможные риски проекта:


Риск

Способ преодоления

Отсутствие интереса родителей в совместном воспитании детей в патриотическом направлении.

Недостаточность атрибутов русского быта, различной утвари для проведения мероприятий.

Работа с неблагополучными семьями. Беседы, консультации, доклады для родителей.

Привлечение родителей к пополнению предметами старины уголка «Русская изба».






Необходимая поддержка проекта:


1. Администрация школы:

- финансовая поддержка проекта (приобретение литературы, дисков с

необходимыми записями);

- методическая помощь.

2. Люди, занимающиеся благотворительностью.

3. Родители:

- информационная помощь;

- помощь в создании предметно - развивающей среды;

- участие в детских праздниках.




















Полученные результаты и выводы:

В результате реализации проекта дети с интересом, уважением стали относиться к истории, культуре, природе родного края. Познакомились с традициями и обычаями русского народа. Воспитанники осознанно стали использовать в речи пословицы и поговорки. Пополнили свой словарный запас новыми словами. Дети провели исследовательскую работу по изучению своей родословной, что не могло не сказаться положительно на их воспитании.

Р

Описание опыта организации воспитательного процесса. Тема - «Патриотическое воспитание детей в рамках реализации проекта «Юный патриот»абота по проекту внесла свой вклад и в методическую копилку школы: создан банк методических материалов по патриотическому воспитанию детей. Среди педагогов школы распространяется опыт работы по теме «Реализация проекта «Юный патриот». Пополнен предметами быта уголок «Русская изба» в школьном музее.

Описание опыта организации воспитательного процесса. Тема - «Патриотическое воспитание детей в рамках реализации проекта «Юный патриот»Активное сотрудничество педагогов и родителей также положительно повлияло на отношение последних к воспитательному процессу в школе. Родители с благодарностью отзывались о проделанной работе по проекту, о происшедших переменах с детьми. И выступили с просьбой о продолжении работы в данном направлении.

Результаты итогового анкетирования детей также порадовали. Воспитанники смогли дать хорошие ответы на все вопросы.

Успех в реализации проекта достигнут активным сотрудничеством детей, педагога и родителей.













Список используемой литературы:


1. Закон Российской Федерации «Об образовании» /в последней редакции/. - М.:ТЦ Сфера, 2010. - 96с.

2. Дорозова М.А., Кошлева Н.В., Кроник А.А. «СемьЯ»: я+мама+папа+2 бабушки+2 дедушки: программа и материалы по социально-личностному развитию детей. - М.: АРКТИ, 2008. - 160с.

3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., перераб., дополн. - СПб: Детство-Пресс, 2010. - 304с.

4. Зацепина М.Б., АнтоноваТ.В. Народные праздники. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 160с.

5. Пугачёва Н.В., ЕсауловаН.В. Конспекты занятий по этнографии и народоведению. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 160с.

6. Занятия по патриотическому воспитанию. / Под ред. Л.А.Кондрыкинской. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 160с.

7. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. - М.: ООО «Дом Славянской книги», 2008. - 960с.

8. Шаламова Е.И. Организационно методическая работа по ознакомлению детей с русской народной культурой. // Дошкольная педагогика. - 2009. - №7. - с.50 - 53.



© 2010-2022