Я - Учитель. Эссе

Я - учитель! Вылепить прекрасную статую и вдохнуть в нее жизнь,— хорошо; но развить юный ум, вылепить по-своему юную душу и вдохнуть в нее чувство правды,— еще лучше. Гюго В. Выбор профессии был не случайным. Примером для меня были мои родители – мои первые учителя, и учителя маленькой сельской школы. Нравилось мне больше всего их душевное отношение к детям, ум и талант преподавания, мне хотелось быть похожими на них. Я всегда смотрела на них как на маяк, светящийся, и указывающий верный путь. П...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Я - Учитель

Эссе

«День из моей жизни - день длиною в жизнь…»

Жизнь-эссе

Загляните в мои мысли…

Меня часто спрашивают, почему я стала учителем. Попробую объяснить. Одного известного артиста спросили, как он пришел к своей профессии. Он ответил: «Моя профессия была предопределена - ведь я родился за кулисами театра». Так вот, я почти родилась в школе: ведь моя мама-учительница.

…Как я любила оставаться с мамой после уроков: школа пустела, мама проверяла тетради, я бегала по пустому коридору и играла в учительницу и учеников.

Иногда мама говорила мне, трехлетней девочке: «Выбирай: педсовет или соседка тетя Катя». Я конечно же выбирала это сладкое слово педсовет! Меня сажали за первую парту, учителя, проходя мимо, гладили меня сочувственно по голове и угощали конфетами.

Я - Учитель… Каждый день моей учительской работы, застывая как смола, превращается в янтарь, солнечный и тёплый. Эти янтарики, нанизанные на суровую житейскую нить, складываются в чудесное ожерелье. День учителя проходит независимо от нашего настроения, нашего здоровья, капризов природы, кризиса в стране. Ибо быть учителем - это навсегда. «Работа - это лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал известный немец Кант. Моё наслаждение начинается с утра.

Сквозь тьму проглядывают первые лучи раннего солнца. Вместе с природой пробуждается город, старинный и современный, со своим прошлым и со своим светлым будущим. Весело звенит будильник. «Здравствуй, Утро надежд! Здравствуй, День приятных встреч!» Для меня понятие «утро» и «экстрим» - однозначны. Лучшие иллюстрации этому - утренние сборы в школу. И хотя всё приготовлено с вечера, всё-таки уложиться со сборами, с макияжем - непростая задача. Какого творчества стоит пробудить себя, да ещё в настроении! Приходится изощряться: искать, где спрятался сон, находить его за ушком, под подушкой… Вот так просыпаюсь, одеваюсь, заплетаюсь, развиваюсь. Вспоминаются стихи:

О, эти утренние женщины -

Не то, что женщины вечерние.

Они скромней, они застенчивей,

Глаза их резко не очерчены.

Они досматривают сны на бегу…

И вот она - дорога на работу. Спешат взрослые и дети. Приветствуют: «Здравствуйте! Доброе утро!» большинство из них - мои ученики, бывшие и настоящие, а может, и будущие. По дороге ещё раз прокручиваю в голове, всё ли готово к урокам, а может быть что-то изменить.

И вот она, школа. Я люблю школу в утренние часы. Отдохнувшая от суеты и забот она поблёскивает умытыми полами, приветливо распахивает двери. Чуть задержусь на ступеньках… Каким он будет - мой новый учительский день?

В школе ещё царит тишина. Особенная, вот-вот готовая разразиться сотнями детских голосов.

Выудив из недр учительской нужный мне журнал, я спешу в свой класс. Сердце наполнено радостным ожиданием работы.

«Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!» - застучали мои каблучки по школьному коридору. Несусь мысленно по этапам урока. «Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!» - стучат мои каблучки. И опять мысли, обгоняя друг друга, проносятся в голове:

- Зря надела туфли на высоком каблуке. Не та скорость, а надо проверить, все ли мои восьмиклашки в школе. Нет, пусть каблуки! Хочу быть привлекательной! Я - Учитель, я - женщина! И должна быть всегда красивой! И счастливой!

Моё маленькое счастье умещается на детской ладошке. И в нём всё вперемежку - и смех, и заботы, и улыбка, и тут же болезни, и просто капризы, и бессонные ночи.

Скоро первый урок. Мысленно пролистываю конспект урока. Каким ему быть и каким он может быть? Как его начать и как закончить? Эти вопросы волнуют меня, ведь мой день состоит из уроков. Мои мысли бегут и бегут, как многочисленные ручейки, обгоняя друг друга, местами переплетаясь, разбегаясь в споре, и в итоге соединяются в одну большую полноводную реку.

Сейчас первый урок.

Как сейчас, отчетливо помню свой первый урок в своем классе. В руках дрожит конспект, и двадцать пять пар пытливых детских глаз с интересом и участием рассматривают новенькую. Первые слова давались с трудом, голос звучал напряженно и неестественно, и вдруг волнение улеглось, пришла уверенность, я почувствовала себя актрисой, правда, пока еще никому не известной, но к которой обязательно придут признание и любовь зрителей. Это они, мои маленькие «зрители», помогли мне в тот день почувствовать себя уверенной и сильной. Не добросовестно написанный конспект, а эти детские пытливые, требовательные, но одновременно все понимающие, добрые глаза стали для меня на том первом уроке спасительной «соломкой для утопающего».

Урок идет за уроком, а коленки все дрожат, сердце бьется учащенно. И сама себя успокаиваю: «Это пройдет со временем», но не тут-то было. Опытные учителя говорят, что страх пройдет, а волнение - никогда, оно в учителе вечно.

…Захожу в класс. Первый урок во 2а. Они весёлые и шумные. Я прикрикиваю иногда на них так, только для вида. Лопоухие, подвижные. Как я люблю с ними заниматься! Вижу, как светятся их глаза! Как мы рады видеть друг друга.

- Ребята, посмотрите на доску. Какая буква пришла к нам на урок сегодня? Буква «Әә». Эта буква - художник, который рисует портрет мамы. «Әсәй - Мама - Mutter».

Этот урок я посвящаю маме. И когда мои мальчишки и девчонки, высунув кончики языков, будут старательно выводить в прописях букву «ә», я вспомню твои глаза, от которых разбегаются лучики морщинок - следы улыбок и слёз, твои руки - всегда тёплые и ласковые, твой голос, звучащий во мне музыкой вечной любви. Детские улыбки засияли в конце урока, удалось, написали. Мамины улыбки озарят этот мир вечером после просмотра тетради. И теплее станет в нашем мире…

Первый урок пролетел быстро. Снова звонок. В таком темпе пролетает второй, третий. Большая перемена. День продолжается. Гонка дня. Не помогают никакие записи, записки, напоминалки… нужное, требуемое и, увы - как правило, бесполезное. Я делаю это на переменах. Всё успеть, всё успеть. Мой романтизм разбивается о трезвость размышлений. Успеть всё, что должен сделать учитель, - нереально. А нужно успеть всё: сделать, прожить и не разочароваться.

Снова урок. Урок - дело серьёзное. Один не похож на другой. Урок требует мук, вызывает сомнения, усталость и разочарование, преображает и окрыляет. Учитель, как дождевая капля, открывает на уроке уникальный потенциал каждого ученика, находит «жемчужину» в каждой «раковине».

Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда вижу живой блеск в глазах своих учеников. Глаза, глазёнки, глазищи…Смотрят, изучают, оценивают, просят о помощи… Глаза моих учеников. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье открытий и общения, ведь я - учитель.

Мне бы им придумать что-то такое,

Такое, чтоб было приятно для всех.

Быть может, наверное, счастье построю большое,

Либо сваею для всех грандиозный успех.

Или ещё нарисую удачу в вычурном свете,

Или мелодию радости всем напишу,

В поэзии я расскажу о солнечном лете,

А в прозе совета у них попрошу.

Следующий урок в девятом классе прошёл со скрипом. Ох, уж эти тинэйджеры! Сдерживают своё сияние. Неужели работа была бессмысленной? Становится грустно.

Когда порою просто грустно и хочется устать,

Нам очень нужен дождь безусый, его сырая стать,

И есть одно всего лишь средство борьбы с тоской.

Смешно:

рвануть туда к дождю из детства, отбросив капюшон.

Урок окончен. Ребята облегчённо стали расходиться, оставив меня размышлять о причинах неудавшегося урока. «До свидания! До завтра!»

Не надо воевать с ребятами

Смешливыми и плутоватыми,

Самолюбивыми, лохматыми,

Застенчивыми, угловатыми,

Надменными акселератами,

Прямыми, вспыльчивыми, дерзкими,

Со всеми их словами детскими,

Которые запоминать

И после им припоминать

Не надо…

Как же их простить?!

Да так вот…

Их надо просто любить.

Я постоянно ловлю себя на мысли, что всегда называю своих учеников «мои дети». За эти годы они стали моими, родными. Я очень хорошо помню в детстве свои обиды и ревность на родителей... А теперь, я сама - учитель. И каково будет моим будущим детям? Нет, не буду любить я их больше, чем своих, но люблю… Интересно, кем станут мои дети? Учителем? Имею ли я право навязывать им свою судьбу? С утра до вечера в школе, тетради, планы…Одна работа и вечный вопрос, как 27 дней в месяц дожить до зарплаты…Не знаю… Мысленно заклинаю: пусть в будущем всё будет хорошо, а мама всегда будет рядом.

Класс опустел. Можно идти домой. Выйдя из класса, понимаю, что я - счастливый человек. Ведь счастье - это, когда утром хочется идти на работу, а вечером - домой. И снова поражаюсь, как я смогла сегодня всё преодолеть. Я научилась успевать всё, ценить время, видеть прекрасное рядом. Иду домой.

Усталость преодолевая,

Бреду домой, едва дыша,

Но тлеет точка болевая -

Её ещё зовут душа.

О! великий и могучий! Спасибо за то, что помог мне родить мысли изречённые и потаённые, лукаво-застенчивые и трезво-настойчивые, смело-игривые и наивно-доверчивые. И да будет так! Ведь

Учителя сродни поэтам,

Но только возятся с детьми

И светят отражённым светом…

Но всё же светят, чёрт возьми!


© 2010-2022