Эссэ на тему: «Одаренный ребёнок. Какой он?»

  «Одарённый ребёнок не просто абстрактный носитель талантов, а прежде всего человек со своими достоинствами и недостатками» В.М. Слуцкий   Одарённый ребенок, какой же он?– это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. А что же такое одарённость – это уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Пон...    
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе

«Одаренный ребёнок. Какой он?»

Кичигина Елена Алексеевна, учитель начальных классов. МБОУ СОШ № 18, г.Норильск

«Одарённый ребёнок не просто

абстрактный носитель талантов, а

прежде всего человек со своими

достоинствами и недостатками»

В.М. Слуцкий

«Тебе от Господа даны таланты,

Ты приумножь их, в землю не зарой.

Как это сделать, знаешь только сам ты,

Но честным должен быть тот способ твой.

И вот когда пред Господом явиться

Тебе придется, чтоб долги отдать,

Сторицею твой труд вознаградится,

С тобою вечно будет благодать!»

А. И. Савенков

Одарённый ребенок, какой же он?- это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

А что же такое одарённость - это уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном.

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.

Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребёнок, демонстрирующий выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех других отношениях. Большинству одаренных детей присущи особые черты, такие как высокая любознательность и исследовательская активность, большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренного ребёнка также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. Одаренного ребёнка в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем.

Я заметила, что одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением, свойственным одаренным детям, - коллекционированием. Много радости доставляет им приведение своих коллекций в порядок, систематизация и реорганизация предметов коллекции. Причем оформление аккуратной постоянной экспозиции не является их целью.

Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими

конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание

окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности,

подавляющие интерес к чтению. Один мальчик в 5-летнем возрасте в уме

перемножал трехзначные цифры быстрее, чем взрослый с помощью карандаша и бумаги. В то же время малыш не проявлял никакого интереса к чтению и упрямо сопротивлялся всем усилиям взрослых. Психологическое тестирование выявило, что IQ * у него необычайно высок (более 200 баллов). Разумеется, он умел читать, но это занятие не увлекало его.

Одаренные малыши постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны. В раннем детстве одаренные дети так же эмоционально зависимы, нетерпеливы и эмоционально несбалансированны, как и их сверстники. Порой они более красноречивы - поскольку их умение выражать себя более совершенно. Однако их замечательные речевые способности могут привести и к тому, что взрослые начинают неверно воспринимать уровень их эмоциональной зрелости - а это усугубляет проблему.

Исследования показывают, что страхи маленьких детей обычно лишены реализма. Родителям выросших в городе шестилеток трудно понять, отчего их дети больше всего боятся львов или тигров, а вовсе не автомобилей, которые для них представляют гораздо более реальную опасность. Для одаренных же детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них.

Существует несколько видов одаренности: художественная, интеллектуальная, академическая, творческая, социальная, лидерская.

Художественная одаренность - поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Она подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Общая интеллектуальная одаренность - дети быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Академическая одаренность - проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты в математике или иностранном языке, и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Социальная одаренность - это исключительная способность устанавливать зрелые взаимоотношения с другими людьми. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть в дальнейшем хорошим психологом, социальным педагогом.

Психолог В. С. Юркевич в своей книге «Одаренный ребенок - иллюзии и реальность» пишет: «В работе с детьми необходимо учитывать, что одарённость - многомерное по своему характеру явление, которое своеобразно проявляется в каждом конкретном ребёнке».

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии - деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовлетворение.

Творческая одаренность-порождается или способностью выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. Исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и вызывают отнюдь не положительные эмоции у окружающих их людей: отсутствие внимания к условностям и авторитетам, большая независимость в суждениях, тонкое чувство юмора, отсутствие внимания к порядку и организации работы, яркий темперамент.

Я убеждена в том, что творческая одаренность - особый вид одаренности, предполагающий создание чего-то нового, уникального в разных видах деятельности и областях жизни.

Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано. Если ребёнок старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие, факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, то я, несомненно, считаю, что такой ребёнок является одарённым.

Одарённый ребёнок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Трудно определить степень творческой одарённости, ведь искусство всё условно, и какая именно степень наивности в искусстве допустима, никто ещё не определил. Лидерская одаренность - (одно из проявлений социальной одаренности)- характеризуется легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений.

Одарённые дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» и что резко отличает их от обыкновенных детей - это высокая познавательная потребность. Одним из первых Н. С. Лейтес описал эту невероятную потребность одарённых детей в умственной работе: «Именно стремление к познанию - самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка».

В своей книге «Мудрость красоты» Б.М. Неменский пишет: «Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее - необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях».

Выявление одаренности у детей - это достаточно длительный процесс, связанный с анализом конкретного ребенка.

Я считаю, что одаренный ребёнок умеют пользоваться накопленными знаниями, имеет большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывает новые слова, предпочитает чтение словарей и интеллектуальные игры. Также, одаренный ребёнок обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна. У одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, эти дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им "не по зубам". Эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками.

Родители одарённых детей часто стремятся отдать ребёнка в школу раньше обычного. Но способность справляться со школьными заданиями не является показателем того, что ребёнок готов влиться в школьную среду. Возможно, в данном случае родителям следует посоветовать создать систему интересных дошкольных занятий и продолжить работу над социальным развитием ребёнка.

Не у всех детей одарённость выдерживает испытание временем. И задача учителя отнестись к таланту конструктивно и нестандартно, чтобы одарённый ребёнок не чувствовал себя «белой вороной» в классном коллективе, а учеником, которому всегда помогут и которого всегда поймут.

Психолого-педагогические исследования показывают, что наличие одарённости не ограждает одарённых детей от негативных эмоциональных переживаний (страхов, тревог, агрессии, скуки, неудовлетворённости, депрессивности и т.д.) в учебно-воспитательной деятельности и образовательном взаимодействии. Причём, одарённые лети могут внешне умело подавлять, маскировать, скрывать в ситуациях образовательного взаимодействия свою тревогу, раздражение, агрессию, перепады настроения, либо выражать их качественно отличным способом, то есть иначе, чем их сверстники с нормальным (стандартным) развитием. По свидетельству психологов особенно сильные различия обнаружены по факторам - «переживание социального стресса» и «проблемы и страхи в отношениях с окружающими».

Я считаю, что одарённые дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одарённых детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам.

Однако, учителям нужно помогать развивать личностные и профессиональные качества тремя путями: с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других, предоставляя знания о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности; тренируя умения, необходимые для того, чтобы обучать эффективно и создать индивидуальные программы.

© 2010-2022