Классный час Я и мои права (5 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час для учащихся 5 классов

подготовила Жарова Татьяна Андреевна

Педагог МКОУ Кукаринской ООШ

Лежневского муниципального района

Ивановской области

Тема классного часа: «Права детей. Конвенция о правах ребенка»

Цели и задачи мероприятия:

  1. Познакомить учащихся с правом на

  • жизнь;

  • проживание со своими родителями;

  • неприкосновенность жилища;

  • личную жизнь, тайну;

  • уважение человеческого достоинства;

  • бесплатное и доступное образование;

  • получение медицинской помощи;

  • отдых и досуг согласно своего возраста,

предусмотренными Конвенцией о правах ребенка.

  1. Заложить основы правовой культуры школьников.

  2. Формировать ответственное отношение к окружающим и самому себе.

Форма: Классный час - диалог с элементами игры.

Ожидаемый результат:

  1. Владение школьниками знаниями о правах ребенка, предусмотренных Конвенцией.

  2. Осознание учащимися ответственного отношения к окружающим и самому себе.

  3. Сформированность основ правовой культуры.

Оборудование и дидактический материал: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, оформление для игры на доске (цветы и корзинка), конвенция ООН о правах ребенка.

Мотивация выбора данной темы:

В настоящее время в образовании уделяется большое внимание правовому воспитанию школьников, так как участились случаи правонарушений и преступлений со стороны несовершеннолетних подростков. Данное мероприятие предусмотрено для детей, обучающихся в пятом классе, которые еще недавно были младшими школьниками и находились под полной опекой классного руководителя сопровождающего их на протяжении всего дня. Теперь в их школьной жизни происходят изменения: смена классного руководителя, множество учителей предметников, изменения в распорядке дня, в связи с этим очень сложно протекает период адаптации. Поэтому сейчас очень важно познакомить ребят с правами, предусмотренными Уставом школы, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка. Это необходимо для того, чтобы пятиклассники чувствовали себя защищенными с юридической стороны и сами по неосторожности не стали правонарушителями своих прав и прав других участников образовательного процесса.

План классного часа:

  1. Приветствие учащихся, ознакомление с темой и целями классного часа.

  2. Актуализация знаний

  3. Раскрытие темы классного часа

  4. Закрепление полученных знаний

  5. Выводы


Ход классного часа


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Презентация

Здравствуйте! Садитесь. Сегодня на классном часе мы с вами поговорим о ваших правах и познакомимся с некоторыми их них.

Ребята, а вы знаете свои права?

Хорошо! Как вы думаете где же записаны эти права?

Действительно, существует множество нормативно-правовых документов, в которых указываются права и обязанности людей.

Основным документом Российской Федерации является …в которой записаны права и обязанности граждан РФ.

Для детей существуют свои нормативно-правовые документы:

- Конвенция о правах ребенка.

- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка».

- Устав школы.

Сегодня мы с вами остановимся и познакомимся с правами предусмотренными Конвенцией о правах ребенка.

Ответы детей.

Называют свои права.

Ответы детей.


Конституция

Слайд 1



Слайд 2

Слайд 3

Конве́нция ООН о права́х ребёнка - это международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет.

Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.

Текст Конвенции о правах ребенка был предложен представителями Польши в 1978 году. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет. И 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН. А день 20 ноября принято считать международным днем защиты прав детей.

Конвенцию от имени СССР подписал Министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе.

В настоящий момент 193 страны подписали этот документ.


Слайд 4




Чтобы познакомиться с правами, которые предусмотрены Конвенцией представьте что вы оказались на поляне с цветами. С одной стороны поляны цветы с отрывками сказок, а на другой цветы с названием и автором. Все вы очень любите сказки, и я уверена, что справитесь с моими заданиями. И соберете целую корзину цветов.

Вам необходимо прочитав отрывок из сказки, отгадать ее автора и название. Если вы отгадали верно, то на обратной стороне этих цветов (показываю каких) вы сможете прочитать свое право.

Я приглашаю сразу двоих человек. Один читает отрывок из сказки, а второй ищет ее название и автора, после чего читает свое право.

Вызываю первых двух желающих.

Обсуждение после прочтения статьи.

Самое главное право каждого человека - право на жизнь.

Как вы думаете имел ли право царь Салтан поступить так со своим сыном и молодой царицей? (ответы учащихся)

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

«Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю -
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян -
Так велел-де царь Салтан.»

Статья 6. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Слайд 5




Слайд 6

Следующая (вторая) пара

Обсуждение после прочтения статьи

Как вы думаете кто из героев нарушил данное право? (ответы детей)

Правильно, Волк не имел права врываться в домики поросят.

Правильно подметил Наф-Наф, дом поросенка - это его крепость.

С. Михалков «Три поросенка»

«Но тут как раз постучали в дверь.

- Кто стучит? - спокойным голосом спросил Наф-Наф.

- Открывай без разговоров! - раздался грубый голос волка.

- Как бы не так! И не подумаю! - твердым голосом ответил Наф-Наф.

- Ах так! Ну, держитесь! Теперь я съем всех троих!

- Попробуй! - ответил из-за двери Наф-Наф, даже не привстав со своей табуреточки.

Он знал, что ему и братьям нечего бояться в прочном каменном доме.

- Сейчас же отвори дверь, - прорычал Волк, - а не то я ее выломаю!

- Дом поросенка - это его крепость, - сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.»

Статья 16.1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его прав на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Слайд 7






Слайд 8

Следующая (третья) пара

Обсуждение после прочтения статьи

Как вы думаете кто из героев нарушил данное право. (Ответы детей). Конечно, Кай жил со своей бабушкой, и снежная королева не имела права разлучать их.

Но существуют такие случаи, наверное вы о них слышали, когда родители не заботятся и не ухаживают за своим детьми, поэтому государство заботясь о таких детях лишает родителей родительских прав и отдает на воспитание таких ребят другим родственникам или в детские дома.

Г.-Х. Андерсон «Снежная Королева»

«Кай взглянул на нее, она была так хороша! Он и представить себе не мог более умного, более прелестного лица. Теперь она не казалась ему ледяной, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему. В его глазах она была совершенством. Кай уже не чувствовал страха и рассказал ей, что умеет считать в уме и даже знает дроби, а еще знает, сколько в каждой стране квадратных миль и жителей ... А Снежная королева только улыбалась. И Каю показалось, что он, и в самом деле, знает так мало, и он устремил взор в бесконечное воздушное пространство. Снежная королева подхватила мальчика и взвилась с ним на черную тучу. Так Снежная королева увезла маленького Кая из бедного скромного домика бабушки в свой огромный ледяной дворец. Она обещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу.»

Статья 9.1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

Слайд 9






Слайд 10

Следующая (четвертая пара)

Обсуждение после прочтения статьи

Кто же в этой сказке нарушил данное право? (ответы детей)

Совершенно верно.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой Царевне»

«На девичник собираясь.
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее.
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.»

Статья 37. Государство-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Слайд 11






Слайд 12

Следующая (пятая) пара

Обсуждение после прочтения статьи

Как вы думаете нарушила ли Лиса данное право? (Ответы детей)

Действительно, Лиса нарушила данное право, соблюдая данное право, она должна была наоборот помочь Серой Шейке.

Так во всех странах, в том числе и нашей существуют специальные для детей больницы, в которых трудятся детские врачи.

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

«- Какая ты глупая, уточка... Вылезай на лед! А впрочем, до свиданья! Я тороплюсь по своим делам...

Лиса начала приходить каждый день - проведать, не застыла ли полынья. Наступившие морозы делали свое дело. От большой полыньи оставалось всего одно окно, в сажень величиной. Лед был крепкий, и Лиса садилась на самом краю. Бедная Серая Шейка со страху ныряла в воду, а Лиса сидела и зло посмеивалась над ней:

- Ничего, ныряй, а я тебя всё равно съем... Выходи лучше сама.

Заяц видел с берега, что проделывала Лиса, и возмущался всем своим заячьим сердцем:

- Ах, какая бессовестная эта Лиса!.. Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест ее Лиса...»

Статья 24.1. Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.

Слайд 13






Слайд 14

Следующая (шестая) пара

Обсуждение после прочтения статьи

Нарушил ли Папа Карло данную статью, отправляя Буратино учиться в школу? (Ответы детей)

Конечно каждый из нас имеет право учиться и быть образованным.

А те дети которые пытаются прогуливать школу, нарушаю собственное право и становятся правонарушителями.

А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

«- Папа Карло, - сказал Буратино, - а как же я пойду в школу без азбуки?

- Эге, ты прав, малыш...

Папа Карло почесал в затылке. Накинул на плечи свою единственную старую куртку и пошел на улицу.

Он скоро вернулся, но без куртки. В руке он держал книжку с большими буквами и занимательными картинками.

- Вот тебе азбука. Учись на здоровье.

Рано поутру Буратино положил азбуку в сумочку и вприпрыжку побежал в школу.»

Статья 28.1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности вводят бесплатное и обязательное начальное образование, доступное среднее и профессиональное образование, принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

Слайд 15




Слайд 16

Следующая (седьмая) пара

Обсуждение после прочтения статьи

Давайте вспомним этот мультик. Как обращалась Фрекен Бок с Малышом, имела ли она на это право? (ответы детей)

Действительно, фрекен Бок нарушала право Малыша, обращаясь с ним жестоко.

А. Лингрен «Малыш и Карлсон»

«Впрочем, у мамы тоже был несколько обескураженный вид. Она погладила Малыша по голове и сказала:

- Что касается мальчика, то с ним легче всего справиться лаской.

- Опыт подсказывает мне, что ласка не всегда помогает, - решительно возразила фрекен Бок. - Дети должны чувствовать твердую руку.

Затем фрекен Бок сказала, сколько она хочет получать в месяц, и оговорила, что ее надо называть не домработницей, а домоправительницей. На этом переговоры закончились.

Как раз в это время папа вернулся с работы, и мама их познакомила.

- Наша домоправительница, фрекен Бок.

- Наша...домомучительница, - прошипел Малыш и со всех ног бросился из комнаты.»

Статья 28.2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

Слайд 17






Слайд 18

Следующая пара

Обсуждение после прочтения статьи

Кто из героев нарушил право Золушки на отдых и участие в развлекательных мероприятиях? (Ответы детей)

Каждый из нас имеет право проводить свободное время кто как хочет. Вы можете играть в игры, гулять, читать. В каникулы кто-то отправляется к бабушке и дедушке, кто-то в лагерь, кто-то остается с родителями. Но чтобы не нарушить сами свое право и не стать правонарушителем, мы должны помнить, что все развлечения и развлекательные мероприятия должны соответствовать нашему возрасту.

Ш.Перро «Золушка»

«И вот наконец долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали.
Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала.
Ее крестная, которая как раз в это время зашла навестить бедную девушку, застала ее в слезах.
- Что с тобой, дитя мое? - спросила она. Но Золушка так горько плакала, что даже не могла ответить.
- Тебе хотелось бы поехать на бал, не правда ли? - спросила крестная.
Она была фея - волшебница - и слышала не только то, что говорят, но и то, что думают.
- Правда, - сказала Золушка, всхлипывая.
- Что ж, будь только умницей, - сказала фея, - а уж я позабочусь о том, чтобы ты могла побывать сегодня во дворце.»

Статья 31. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Слайд 19






Слайд 20


Мы сорвали последний цветочек. Вы молодцы! Отгадали все сказки! Были строгими, но справедливыми судьями, обсуждая поступки героев.

И наша корзинка наполнилась цветами, но это не все права, которые записаны в конвенции о правах ребенка.

Ребята, а как вы думаете, ограничены ли наши права? И почему?

А что такое свобода?

Давайте попробуем ответить на эти вопросы.

Существует такое выражение: «Моя свобода размахивать руками заканчивается на кончике твоего носа».

Как вы понимаете эту фразу?

Все права создаются во благо каждого человека. Все люди имеет равные права. Поэтому человек свободен и его права ограничены в том случае, если необходимо обеспечить другого человека такими же правами. И если не соблюдать эту границу мы можем стать правонарушителями.



Ответы детей


Ответы детей

Слайд 21



Слайд 22

Чтобы не стать правонарушителем давайте еще раз вспомним, какие же основные права вы имеете, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка?

Ребята вспоминают и повторяют права.

Слайд 23

Хорошо! Сегодня вы активно работали, молодцы! Урок окончен.


© 2010-2022