- Преподавателю
- Классному руководителю
- Час общения в 9 классе Жизненный путь счастливого человека
Час общения в 9 классе Жизненный путь счастливого человека
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Малкова М.В. |
Дата | 02.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования»
Сектор повышения профессиональной культуры педагогов
Областной банк педагогических данных
Час общения родителей и учеников 9 класса
«Жизненный путь счастливого человека».
Автор: Малкова Марина Владимировна,
учитель географии и биологии
МБОУ Огарковская средняя школа
Вологодского района
Домашний адрес: Вологодский район, п. Семенково, мкр-н Новостройка д. 40
Вологда
2010
Час общения родителей и учеников 9 класса
«Жизненный путь счастливого человека».
Данное мероприятие проводится с родителями и учениками 9 класса в форме часа общения, которая позволяет непринужденно говорить о том, что не в каждой семье становится предметом обсуждения в силу неумения родителей общаться со своими детьми, их занятости и загруженности бытовыми проблемами.
Тематика мероприятия выбрана в связи с тем, что поиск пути к счастью это вопрос, волнующий людей всех возрастов, и то, как эта проблема решается родителями, во многом будет зависеть и успешность ее решения учащимися.
Определены следующие цели мероприятия:
1. Способствовать формированию семейных ценностей, позволяющих воспитывать счастливых людей.
2. Раскрытие и развитие творческого потенциала детей и родителей.
3. Создание условий для рефлексии участниками мероприятия собственных установок, целей, стремлений, выражающих отношение к счастью.
4. Развитие коммуникативных умений родителей и учащихся.
Каждая из этих целей исключительно важна для успешного взаимодействия родителей и их взрослеющих детей.
В рамках мероприятия используются творческие, наглядные методы, метод беседы и, возможно, дискуссии. Данный набор методов наиболее способствует достижению целей мероприятия.
Этапы проведения мероприятия:
-
Подготовительный этап:
Каждая семья готовит представление своего «образа счастливого человека». Это может быть рисунок, песня, стихотворение, сборник «крылатых» фраз и т.п. Представление должно быть наглядным, эмоциональным, отражать обобщенную позицию членов семьи.
Классный руководитель готовит эпиграф к уроку, стихи и притчи о счастье, вопросы для участников мероприятия.
-
Ход мероприятия:
На доске эпиграф: «Не существует пути к счастью… Счастье это и есть путь!»
Древнеиндийская мудрость
Вступительное слово классного руководителя:
Я приветствую всех участников сегодняшней встречи. Мы поговорим о счастье и о том, как стать счастливым и прожить счастливую жизнь.
Как вы понимаете, что такое счастье?
Заслушиваются несколько ответов.
Классный руководитель: Существует и такое определение счастья:
«Счастье - это такое состояние человека, которое соответствует его наибольшей внутренней удовлетворенности, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения».
Что может вызвать у человека состояние счастья?
Учащиеся и родители называют:
Дети : покупка новой одежды, телефона, праздники (Новый год, День Рождения и др), встреча с друзьями и т.д.
Родители: рождение ребенка, ремонт в квартире, покупка новой мебели, признание в любви, исполнение мечты, общение с детьми, родными, друзьямии т.д.
Классный руководитель: А может ли человек быть счастлив оттого, что приносит счастье другим людям? Приведите примеры из своей жизни.
Заслушиваются ответы участников, примеры из жизни.
Классный руководитель:А что может сделать человека несчастным?
Учащиеся: низкая оценка, неразделенная любовь и др.
Родители: болезнь родственников, утеря документов и др.
Классный руководитель: Драматург Розов говорил: «Счастье есть отсутствие всяких несчастий». Вы с ним согласны?
Заслушиваются ответы.
Итак, оказывается, состояние счастья разные люди испытывают по-разному и при разных условиях. Эта мысль отражена и в стихотворении Эдуарда Асадова «Что такое счастье» (один из учеников зачитывает стихотворение):
Что же такое счастье?
Одни говорят: - Это страсти:
Карты, вино, увлеченья -
Все острые ощущенья.
Другие верят, что счастье -
В окладе большом и власти
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье -
Это большое участье:
Забота, тепло, вниманье
И общность переживания.
По мненью четвертых, это
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Еще есть такое мнение,
Что счастье - это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!
А сейчас, давайте посмотрим на результаты вашей работы.
Каждая семья представляет свой «образ счастливого человека» (домашнее задание). По итогам представления на доске создается наглядный обобщенный образ (в виде схемы, рисунка).
Классный руководитель: У нас появился образ счастливого человека, теперь мы знаем, какой он (жизнерадостный, веселый, оптимистичный, готов помочь другим и т.д.), нам осталось выяснить, как стать таким человеком.
Классный руководитель: Итак, счастье, это вершина, которой мы стремимся достичь. Я предлагаю каждой семье создать схему «Ступени к счастью». Количество ступенек не ограничено. Это может быть всего одна ступенька или множество. Но, для начала, давайте сформулируем, какими могут быть ступени к счастью.
Называют:
-
Это действия, поступки, не ущемляющие интересов других людей
-
Качества, которые позволяют достичь целей жизни
-
Жизненные вехи и др.
В течение 10-12 минут каждая семья создает свою схему «Ступени к счастью».
Классный руководитель: Вы завершили свою работу по созданию ступеней к счастью. У каждой семьи эта лестница получилась своей. Давайте, подумаем, что мы уже достигли на пути к счастью и что еще предстоит сделать?
Каждая семья называет свои варианты.
Классный руководитель: А теперь, давайте подумаем, может ли быть человек счастлив на каждой из ступеней, будучи по его представлению только на пути к счастью?
Заслушиваются ответы.
Послушайте, пожалуйста, притчу:
«Старый мудрый кот лежал на травке и грелся на солнышке. Тут мимо него пронёсся маленький шустрый котёнок. Он кувырком прокатился мимо кота, потом резво подскочил и снова начал бегать кругами.
- Что ты делаешь? - лениво поинтересовался кот.
- Я пытаюсь поймать свой хвост! - запыхавшись, ответил котёнок.
- Но зачем? - засмеялся кот.
- Мне сказали, что хвост - моё счастье. Если я поймаю свой хвост, то поймаю и свой счастье. Вот я и бегаю уже третий день за своим хвостом. Но он всё время ускользает от меня.
- Да, - улыбнулся старый мудрый кот, - когда-то я, также как и ты, бегал за своим счастьем, но оно всё время ускользало от меня. Я оставил эту затею. Спустя время я понял, что нет смысла гоняться за счастьем. Оно всегда следует за мной по пятам. Где бы я ни был моё счастье всегда со мной, нужно всего лишь помнить об этом!»
М.Тотьмянина. Золотые страницы моей жизни.
Классный руководитель:
Как вы думаете, почему старый кот в этой притче назван еще и мудрым?
Что кот хотел сказать котенку?
Как вы думаете, понял ли котенок, о чем говорил кот?
Согласны ли вы с котом? Или все-таки с котенком?
Не чувствуете ли вы себя таким же котенком, который гоняется за счастьем, не понимая, что оно уже с ним?
Заслушиваются ответы участников.
РЕФЛЕКСИЯ:
Что нового, полезного вы узнали в ходе мероприятия?
Применимо ли услышанное и увиденное вами к вашей повседневной жизни?
Заслушивается несколько ответов.
Итак, мы выяснили, что такое счастье, узнали о том, каким должен быть счастливый человек, построили собственные ступени к счастью, осталось только не забывать, что наше счастье всегда с нами.
Не исключено, что кто-то из вас в ходе дальнейших размышлений придет к другим выводам о сущности счастья, но я от души желаю вам быть счастливыми всегда и делать счастливыми других людей!
Анализ достигнутого результата:
Главным результатом мероприятия стало осознание его участниками необходимости быть счастливым всегда (формирование ценности счастья своего и других людей), ощущать счастье в каждом мгновении жизни, делать счастливыми людей вокруг. Показателем достижения данного результата стали активная заинтересованная позиция участников и данные, полученные в ходе рефлексии.
В ходе мероприятия были созданы условия для рефлексии участниками собственных установок, целей, стремлений что обеспечивается высоким уровнем наглядности, воздействием на эмоционально-чувственную составляющую восприятия.
Также мероприятие достигло цели развития творческих способностей участников (создание «образа счастливого человека, «Ступени к счастью»), коммуникативных способностей (диалогическое общение, уважение к мнению другого, отстаивание своей позиции и т.д.).
Список литературы и интернет-источников:
-
Каверина Л.Б. Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями // Классный руководитель. - 2005. - №3. - 43-46.
-
Курносова Л.А. Родительское собрание. Каково на дому, таково и самому // Классный руководитель. - 1999. - №1. - 69-73.
-
Маленкова Л.И. Человековедение (программа и методические материалы). - М.: ТОО «Интел Тех», О-во «Знание» России, 1993г. - 208 с.
-
aphorizm.net/
-
zolotze.blogspot.com/2009/02/blog-post_3696.html