Возможности развития мышления школьников в процессе обучения. Методическая разработка

Мышление детей от 6 до 18 лет существенно меняется. В тесной связи с мышлением развиваются все познавательные процессы. Именно с развитием мышления складываются такие важные новообразования школьного возраста, как внутренний план действия (действия «в уме») и рефлексия (умение рассматривать и оценивать свои собственные действия). Чем же отличается мышление детей разных возрастов. При организации процесса усвоения знаний необходимо, прежде всего, создать усвоения потребности в познании,  в овладе...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возможности развития мышления школьников в процессе обучения.

Мышление - это высший познавательный процесс. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени нет существует.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачу которую, нужно решить, и активным изменением условии в которых эта задача задана. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлении и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно в самом восприятии человеку не даны.

Динамика мышления.

Мышление детей от 6 до 18 лет существенно меняется. В тесной связи с мышлением развиваются все познавательные процессы. Именно с развитием мышления складываются такие важные новообразования школьного возраста, как внутренний план действия (действия «в уме») и рефлексия (умение рассматривать и оценивать свои собственные действия). Чем же отличается мышление детей разных возрастов.

Младший школьный возраст.

Мышление первоклассников еще конкретно, оно опирается на наглядные образы и представления. Отвлеченные словесные объяснения для них, как правило, недоступны, им необходим для понимания реальный предмет (или его изображение). Внутренний план действий и их мыслительное планирование выражено слабо. Содержание понятий определяется в основном реально воспринимаемыми признаками вещей. Понимание общих положений, как правило, достигается лишь тогда, когда эти положения конкретизируются примерами единичных, частных случаев. Основой развития мышления ребенка становятся знания, которые он получает в школе. Именно знания делают умственные операции менее связанными с непосредственной наглядной опорой или с прямой практической деятельностью. Круг понятий, которыми овладевает школьник, все больше расширяется, включает в себя новые области. Обогащаются содержание понятий: ребенок узнает множество свойств и признаков предмета, а не отдельные свойства и признаки, научается выделять существенные признаки и второстепенные. Отсюда умение видеть связи и отношения между ними, овладение их классификаций. Растут умственные способности ребенка. Анализируя текст, школьник выделяет в нем отдельные части, сопоставляет их, находит и обобщает главное.

Учащиеся 5-х и 6-х классов на уроках математики должны уметь быстро считать в уме, уметь работать с рациональными числами,решать уравнения и задачи. Ребята получают задания, требующие последовательного изложения, даю задания на составление планов и схем, даю задания на рассуждение, прошу выделить главное. Это тренирует школьников применение таких сложных форм умственной деятельности, как синтез и анализ, обобщение, внутренний план действий, рефлексия.

Успешность учебы школьников во многом зависит от того, насколько у него развит внутренний план действий, т.е. от того, насколько успешно умеет он действовать в уме, планировать свои действия, строить их программу.

Подростковый возраст.

В 7-х - 8-х классах учащимся предстоит овладеть большим объемом знаний. Материал, подлежащий усвоению, с одной стороны, требует более высокого, чем раньше, уровня учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а с другой - направлен на их развитие. На уроках алгебры и геометрии усвоение знаний направлены на развитие интеллекта высшего уровня - теоретического, формального, рефлексивного мышления. Такое мышление характерно для юношеского возраста, но начинает оно развиваться с 11 -12 лет. У подростка появляется способность рассуждать гипотетико - дедуктивно, т.е. на этом уровне все рассуждение, вплоть до заключения, идет в вербальном плане, поскольку непосредственным содержанием такого рассуждения являются высказывания.

В подростковом возрасте увеличивается абстрактное мышление, формируется творческое и критическое мышление. Ярко проявляются способности к творческим видам деятельности.

Подростки начинают применять специфические приемы запоминания (сравнения, классификация, систематизация - запоминание логическое и осмысленное) и припоминания. Происходит установление сложных ассоциаций, между новым и старым материалом. Формируется устойчивое произвольное внимание. Увеличивается объем и способность переключения с одного вида деятельности на другой. Нарастает умение организовывать и контролировать свои психические функции, управлять ими.

Мышление старшего школьника становится близким мышлению взрослого. Он уже выделяет в предмете существенное, приходит к пониманию причин того или иного явления, связывает отдельные частные случаи в цепь закономерных фактов. Выводы, которые делает старшеклассник, как правило, вполне обоснованы.

Мышление юношей и девушек сравнительно связано с мышлением подростка отличает большая системность. Разные разделы предмета они могут самостоятельно свести в общую систему знаний; они могут точно классифицировать более частные и более общие понятия. Нередки случаи, когда у школьников отсутствуют стремления глубже понять те или иные факты. Такой своего рода «умственный инфантилизм» - следствие неправильного интеллектуального развития.

Иногда у ребят с развитым умом заметно некоторые черты свойственные более ранним возрастным этапам.

1.2. Возможности развития мышления школьников в процессе обучения.

При организации процесса усвоения знаний необходимо, прежде всего, создать усвоения потребности в познании, в овладении способами человеческого поведения и мышления.

Особенности условий, вызывающих интеллектуальные затруднения, заключается в том, что ребенок не может выполнить известным ему способами поставленного перед ним задания. Что бы выполнить его он должен найти новые способы выполнения задания. Такие ситуации, вызывающие необходимость процессов мышления, называется в психологии проблемными ситуациями, а соответствующие задания - проблемными заданиями.

Проблемное обучение - одно из действенных условий активизации мышления учащихся. «Мыслить человек начинает только тогда, когда у него появляется потребность что-то понять». Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. Наиболее активные формы мышления учащихся проявляются при решении задач, проблем, требующих специальных усилий мысли. В исследованиях по проблемному обучению выдвигаются примерно следующие этапы проблемного урока:

1) создание проблемной ситуации, ее анализ;

2) формулировка (постановка) проблемы;

3) процесс поиска проблемы (актуализация старых знаний и выдвижение гипотезы, выбор наиболее правильной гипотезы и ее доказательства;

4) решение проблемы;

5) проверка правильности решения.

Умственная деятельность особенно успешно развивается в том случае, когда человек овладевает общими научными принципами и закономерностями на основе не чрезмерно обширного и не слишком громоздкого познавательного материала (теоретического, экспериментального, прикладного). Подобные обобщения - лучшее средство формирования мышления. Научившись под руководством педагога самостоятельно мыслить, изучать новую научную литературу, пользоваться справочниками, каждый молодой человек в дальнейшем всегда сможет пополнить и расширить в порядке самообразования запас своих знаний.

Для формирования мышления сейчас используется проблемный, «исследовательский» метод обучения.

Этот метод обучения направлен на то, чтобы поставить ученика в положение «первооткрывателя», «исследователя», наталкивающегося на посильные для него проблемы и вопросы. Роль учителя здесь заключается в планомерной, целенаправленной организации проблемных ситуаций, постановки задач перед учащимися и оказании посильной помощи в необходимых случаях. Это наиболее благоприятные условия для усвоения знаний и развития мышления, потому что в таком случае учащиеся до некоторой степени сам открывает нечто новое, поэтому творчески и с интересом относиться к учению.

Обучение - не механическая передача знаний от учителя к учащемуся. Это именно развитие мышления ученика под руководством учителя на основе тех знаний, которыми надо овладеть, чтобы принять участие в общественно полезном труде.

Важный признак мышления

- умение выделить существенное,

- самостоятельно переходить ко всем новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного.

Лишь те знания развивают мышление и превращаются в убеждения, которые оплодотворены живой мыслью усваивающего их человека.

Для развития мышления учащихся на своих уроках я использую:

-Метод «оценки»: так на уроке алгебры в 10-ом классе в теме «Решение иррациональных уравнений» учащиеся должны самостоятельно оценить уравнения и применить метод «пристального взгляда»;

- задачи на выделение элементов из заданного комплекса и включение их в новые связи и отношения;

-задачи, требующие восприятия исходных данных, выраженных в наглядной форме, их мыслительной реорганизации, и четких представлений о том, что произойдет с этими данными, если условия будут изменены.

Использование этих задач способствует лучшему усвоению содержания знаний и формирования таких важных качеств, как наблюдательность, гибкость восприятия.


© 2010-2022