Реализация этнокультурного компонента образования в МАОУ Тукузская СОШ

В выступлении уделяется внимание этнокультурному воспитанию на базе общеобразовательного учреждения.В нашей школе вот уже 5 лет ведется работа над проблемой«Формирование национального самосознания учащихся  в условиях реализации этнокултурного компонента образования».Отчет о работе проведен на Всероссийском форуме «Большая прермена» на базе Вагайской школы 29.03.2014 года.Направления деятельности школы:1.Изучение истории и традиций, культуры татарского народа;2.Изучение государственной символики...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект школы по этнокультурному воспитанию


Одним из направлений национальных школ является воспитание нравственной личности на высоких достижениях, ценностях и традициях татарского народа. В нашей школе создан проект «Формирование национального самосознания учащихся в условиях этнокультурного компонента образования».

Цель: содействовать формированию и развитию национального самосознания и этнической толерантности детей и подростков условиях образования и воспитания.

ЗАДАЧИ:1) научно-исследовательские задачи:
выявить и использовать воспитательный потенциал народной педагогики, национальной литературы, национальной музыки, народных обычаев, традиций, праздников, обрядов и национальной культуры как средства формирования и развития национального самосознания и этнической толерантности личности детей и подростков ,разработать и внедрить инновационные проекты, инновационные разработки, дидактические средства, нацеленные на обеспечение образовательно-воспитательного процесса такими субъективно-личностными образованиями , как общая культура личности, национальное самосознание и гармоничное существование человека в обществе и окружающей природной среде.

2) образовательно-воспитательные задачи:
помочь детям и подросткам освоить культурные традиции своего народа , глубинные связи поколений;
способствовать обогащению детей и подростков национальным опытом ненасильственного сосуществования с природой и социумом;
ориентироваться на понимание детьми и подростками механизмов развития культуры и возникновения этнокультурного многообразия, связи их с организацией жизни общества,
воспитывать психологическую готовность правильно (без страха, а значит, без агрессии) воспринимать этническое и культурное многообразие человеческого сообщества, используя механизм формирования культурной толерантности.
Направления воспитательной деятельности

- изучение истории, традиций, культуры своего народа;

- изучение государственной символики своего региона;

-изобразительное искусство (живопись, декоративно- прикладное искусство);

- национальные праздники татар;

- хореография;

- народные песни, игры;

-музыка (национальные музыкальные инструменты);

- дни национальных культур;

- фестивали народных искусств;

- конкурсы;

- выставки.

Реализация этнокультурного образования проводится через преподавание уроков родного языка с 1 класса (в виде внеурочной деятельности) по 11 класс 1 час в неделю татарский язык и 1 час литературы. Уроки родного языка несут в себе огромный потенциал воспитательных задач. На уроках дети общаются на родном языке, знакомятся с известными людьми, национальными праздниками песнями и произведениями татарских поэтов и писателей. Не однозначна роль внеклассных мероприятий классных часов, школьных праздников, которые мы проводим на татарском языке. Дети активно участвуют в конкурсах, викторинах, КВНах на татарском языке. Участвуя на культурологических и культуроведческих мероприятиях, дети получают призовые места.

В 2012 году в нашей школе создан хор учителей, который выходит на сцену сельского дома культуры, для участия на концертах, спектаклях, вечерах. В эту деятельность включаются и дети.

Над развитием культурно-эстетических качеств учащихся вот уже несколько лет подряд занимается учитель дополнительного образования Сулейманова А.Б. руководитель вокально-хореографической группы учеников «Сомбеля». Любое мероприятие украшают эти дети своим выступлением на татарском языке. Старшие учатся в 8-11 классах, младшие в 2-4.Песни, танцы, вокально-хореографические композиции в исполнении учащихся Сулеймановой А.Б. призеры и победители районных, областных даже межрегиональных конкурсов молодых певцов и танцоров.

Классные руководители ведут поисковые работы в области истории, литературоведения, культуры татарского народа. Так, в 2012-13 году отчитывается по своей поисковой работе Мухаматуллина Н.Х., которая работала над поиском и изучением, также разучиванием с детьми татарских национальных игр, игр других народов мира. Учителя таких предметов как технология, изобразительное искусство, музыка, русская литература, немецкий язык, история, биология создают и внедряют предметные модули в тематические планы и на своих уроках интегрировано обращаются к истории Сибири, музыкальным произведениям, прикладному искусству, природным ценностям края, села.

В этнокультурном направлении работает наша школьная библиотека, заведующей которого является Абусахитова Н.С.. Она регулярно собирает выставки к юбилею писателей и поэтов татарского народа, готовит материал к проведению тематических вечеров в память о наших односельчанах. В 2011 году мы провели тематическую линейку в честь Абусахитовой З.С, посвященный 10-летию смерти, и в 2012 году юбилейный вечер-встречу с сестрой местной поэтессы-фольклористки Альминур Патршиной Кинчиной Зульхипчамал апа, которая рассказала о детских годах фольклористки.

Результатом можно посчитать участие наших учеников не только в школьных, но и в сельских мероприятиях, таких как День села, районный и областной Сабантуй, областных конкурсах «Красавица Сибири», «Джигит Сибири».

Районный слет участников «Трудовое лето» проводится ежегодно в районном центре с.Вагай. Если в 2012 году 8 человек приняли в нём участие, то в 2013 стали победителями трех номинаций: фотоальбом, творческое представление команды, конкурсный костюм и награждены памятными подарками и грамотами. Дети с интересом готовятся к этому празднику труда и трудового воспитания, что в селе имеет особое значение. Все лето учащиеся занимаются социально-значимой деятельностью на пришкольном участке: сажают овощи, цветы, ухаживают за ними, а осенью хвалятся своими успехами. В летний период школа в содружестве с Центром занятости населения Вагайского района организовывает трудоустройство несовершеннолетних на базе МАОУ Тукузской СОШ.

Выявлению и развитию молодых талантов способствует тесное сотрудничество с Домом культуры села Тукуз, Первичной ветеранской организацией села Тукуз, Комитетом молодежной политики и спорта Вагайского района, дополнительного образования, организованного на базе Тукузской школы детей по двум направлениям: художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного направления. Воспитанники кружков дополнительного образования показывают себя только с хорошей стороны: они - участники всех конкурсов и соревнований, турниров, состязаний, организованных в селе, районе и области.

В школе вот уже несколько лет успешно работает кадетский класс «Сокол» под руководством Зарипова Ю.А. Кадеты - активные участники различных слетов, военно-полевых сборов, соревнований, привозят грамоты и благодарственные письма, защищают честь школы и района. Наиболее отличившиеся награждаются знаками «Отличника военной подготовки», воинскими знаками. Многие из них совершили первые прыжки с парашютом и получили разряд парашютиста.

В школе учатся дети с ограниченными возможностями. Мы стараемся вовлекать их в различные мероприятия. Шамратов Тимур ученик 11 класса нашел свое призвание в спорте. Он участник школьных, муниципальных и областных соревнований по бегу на различные дистанции. Без призового места он никогда еще не приезжал!

Развитие молодых талантов невозможно без формирования духовно-нравственной и экологической культуры. В школе разработаны программы по этим направлениям. Работа с детьми по Программам помогает выявлять все больше одаренных детей. Говоря о развитии одаренности, нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения. Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. История науки и особенно искусства дает массу примеров того, как отсутствие или потеря духовности оборачивались потерей таланта. Как этнокультурная школа, мы огромное внимание уделяем формированию национального самосознания учащихся, стараемся как можно больше традиционных праздников проводить на родном татарском языке. Участие в общешкольных мероприятиях помогает выявлять творчески способных детей: красиво поющих, рассказывающих стихотворения, танцующих и ведущих праздничные концерты и вечера.

© 2010-2022