Ролевая игра «Всюду на свете живы люди взаимным светом сердец» (Ко Дню толерантности)

Важнейшая задача современной школы укрепление духа толерантности и формирование отношения открытости, внимания друг к другу, уважительного отношения к культуре, традициям других наций, солидарность. Предлагаю методическую разработку ролевой игры «Всюду на свете живы люди взаимным светом сердец», позволяющую ставить и решать в качестве воспитательной задачу воспитания толерантности как уважения к культурной самобытности родного и других народов. Ролевая игра также ставит своей целью познакомить...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Ролевая игра

«Всюду на свете живы люди взаимным светом сердец»


Подготовка к мероприятию.

Создаются группы ребят из 5 - 10 человек, представляющих культуру русского, удмуртского и татарского народов.

Каждая группа получает домашнее задание:

1) Подготовить выступление - представление культуры и традиций своего народа. Выступление должно быть рассчитано на 7 - 10 минут. В выступление могут быть включены национальная песня, танец, игра. Приветствуется использование мультимедийных материалов.

2) Приготовить национальное блюдо и рассказ - рецепт его приготовления.

Ход мероприятия:

На сцену по очереди, читая наизусть строчки из стихотворения Ф. Васильева, выходят девушки - ведущие - в русской, удмуртской и татарской национальных костюмах.

Ведущая 1 (русская)

Ставни в нашем селе раскрашены,

Крыши все в узорной резьбе.

Посмотри на них и не спрашивай,

Кто живет и в какой избе.

Ведущая 2 (удмуртка)

В этом доме солнцепоклонники,

А сосед у них лесовик -

На наличниках, на подоконнике

Целый лес зеленый возник.

Ведущая 3 (татарка)

Между крышами соревнование:

Кто повыше конек вознесет.

С этой крыши слышится ржание,

На соседней петух поет.

Ведущая 1

И по улице ярко-радужной

От двора к другому двору,

Как на праздник, идешь ты радостно,

И душа стремится к добру!

[Васильев 2003: 366]

Ведущая 2

«Доброе слово три года греет», -

Мы, удмурты, так говорим.

Если теплом от слов твоих веет,

В краю чужом не будешь чужим.


Ведущая 3

Другом, гостем желанным будешь.

Сам поймешь наконец:

Всюду на свете живы люди

Взаимным светом сердец.

Ведущая 3

Снова слова доброты и привета

Губы твои произнесут.

Они возвратятся - верю в это!

Зимой от стужи тебя спасут!

[Васильев 2003: 243]

Ведущая 1

От души приветствуем всех присутствующих в нашем зале: красивых и не очень, добрых и даже злых, умных и глупых, оптимистов и пессимистов, хороших и даже плохих, толстых и тонких, горластых и тихонь…


Ведущая 2

Не важно, кто ты, какой ты, и где ты живешь,

О чем думаешь и что ты ждешь,

Мы все равно приветствуем тебя!


Ведущая 3

С Днем толерантности вас всех, друзья!


Звучит песня Козина Вадима «Дружба»


Ведущая 1

Все мы, жители одной планеты, - земляне. Все мы, соотечественники, - россияне. В то же время мы живем на земле, являющейся исторической родиной удмуртского народа.


Ведущая 2

Не зря наш край называется родниковым, поскольку, словно из-под земли, бьют ключом и разливаются по всей Удмуртии потоки старинных этносов, берущих свое начало многие десятки веков назад. В нашей многонациональной Удмуртии проживает более 70 национальностей.


Ведущая 3

Самые многочисленные из них - русские, удмурты и татары. Каждая из этих национальностей имеет свою историю, свои традиции и обычаи, и тем они ценны, что неповторимы. Посмотрите вокруг себя, и вы услышите далеко разливающиеся русские песни, увидите раскрашенные яркими красками татарские дома, почувствуете приятный аромат удмуртских перепечей.


Ведущая 1

Такие разные культуры, отличающиеся даже религией, могут не только жить в мире друг с другом, но и всячески поддерживать дружеские отношения.


Ведущая 2

Запомните одну простую истину: все люди равны между собой, любая культура являет собой драгоценный самородок, неповторимый и единственный.


Ведущая 3

Каждый из нас может стать носителем знания о своем крае, об исторических и духовных корнях связях народов, населяющих территорию современной Удмуртии.

Ведущая 1

Каждый может стать хранителем культурного наследия, стать другом и защитником толерантных отношений между людьми разных национальностей.

Ведущая 2

Начнем строить толерантные отношения уже сегодня. У нас в гостях ребята - учащиеся нашей школы, - представляющие культуру удмуртского, русского и татарского народов.


Ведущая 3

Уважаемые зрители, прежде чем пригласить на сцену наших первых артистов, представляем вашему вниманию краткую историческую справку одного из народов. Вы должны угадать, о ком идет речь.


Ведущая 1

«Это народ, живущий в Прикамье, численностью более семисот тысяч человек. Но этот относительно небольшой народ имеет большую историю. По языку он принадлежит к уральской языковой семье, к ее финно-угорской группе, куда входят также коми, мордва, марийцы, эстонцы, финны, карелы, саами, ханты, манси, венгры. Самые дальние «родственники» по языку - это венгры на Дунае, ханты и манси на Оби… Это народ в основном лесной полосы. Лес оказал большое воздействие на формирование всего хозяйственного уклада… Даже гербом этой земли было изображение лука со стрелами…

В. Владыкин» [Отчий край 2000: 46]

О ком же идет речь?

Зрители отвечают


Приглашаем на сцену носителей удмуртской культуры!


Выступление


Ведущая 2

Спасибо за выступление! А нашим зрителям предлагаем прослушать следующую историческую справку.

«Они веками живут в Поволжье и Приуралье. Но, к сожалению, про них знают очень мало, отождествляют их с людьми, выходцами их Центральной Азии. По языку они принадлежат к алтайской языковой семье, куда входят также башкиры, киргизы, узбеки и т. д… Название этого народа распространяется лишь во второй половине 19 - начала двадцатого века… Успешно развивается хозяйство - земледелие, торговля, ремесло. Впервые начали производить чугун, чеканить монету…

Нургали Мухаметшин» [Отчий край 2000: 119]

Что же это за народ?

Зрители отвечают

На сцену приглашаются ребята, знакомящие нас с татарской культурой!


Выступление


Ведущая 3

Большое спасибо! Я думаю, что вы уже догадались, о какой национальности будет рассказано в последней исторической справке, но я бы вас попросила ее все же послушать.

«Основное население Российской Федерации… Как и украинцы и белорусы, произошли от древнерусской народности (9-13 вв.), сложившейся из восточнославянских племен в процессе распада родоплеменных отношений и создания Древнерусского государства вокруг Киева… Расселившись по лесным дебрям, занимались хлебопашеством, скотоводством, охотой на пушного зверя, рыбной ловлей, торговлей с соседями… »

[Большая энциклопедия 2007]

О ком шла речь?

Зрители отвечают

Приглашаем на сцену ребят, носителей русской культуры!

Выступление


Ведущая 1

Есть слово «мы».

Нам любо это слово -

Понятье дружбы в нем заключено.


Ведущая 2

Мы говорим: «Увидимся мы снова»,

«Мы - на работу» или «Мы в кино».


Ведущая 3

Когда дела в порядке, говорим мы:

«Мы славно потрудились, земляки!»


Ведущая 1

Мы правы, - мы и впрямь неразделимы,

Как неразлучны берега реки.


Ведущая 2

И если окрыляет нас удача,

Мы знаем, что она на всех одна,


Ведущая 3

А коль беда - пугливо глаз не пряча,

Перед бедой встаем мы, как стена.


Ведущая 1

Пусть дружба наша

Крепнет с каждым годом, -


Ведущая 2

Но, кроме «мы», еще есть слово «я»


Ведущая 3

И тот, кто держит слово

Пред народом,


Ведущая 1

За слово «мы» не прячется, друзья!

[Васильев 2003: 172]


Ведущая 2

Каждая культура своеобразна, самобытна. В этом мы сегодня убедились. Мы должны уважать, принимать, правильно понимать многообразие культур нашего мира. В этом заключается толерантное отношение друг к другу!


Ведущая 3

…Да не заслонят небо стаи взращенных нами железных воронов!

Да не оскверним воду, не сожжем хлеб и не погасим солнце!


Ведущая 1

Да не покинут нас благоразумье и согласие,

Радость и счастье, мир и дружба!

И тогда будет жизнь на земле.

Вечно и бесконечно!

В. Владыкин [Отчий край 2000: 39]


Ведущая 2

Вспоминается давний удмуртский обычай. На околице между двух высоких сосен на туго натянутых веревках, свитых из конского волоса, подвешивали звонкие еловые бруски и били по ним билом. Этот своеобразный музыкальный инструмент назывался «тангыра». Так одна деревня перекликалась с другою, общалась с миром. Посередине нескончаемо долгой зимы затерявшиеся в непроходимо дремучих лесах, засыпанные по крыши глубокими снегами маленькие удмуртские деревушки сообщали друг другу: «Мы еще живы!», «У нас сегодня свадьба!», «Приходите в гости!».

Ведущая 3

И мы вас всех приглашаем в гости: к нашему удмуртско - русско - татарскому столу. Позвольте угостить вас, чем бог послал!

Зрители и участники мероприятия угощаются

представленными на столе блюдами




















Список использованной литературы


1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007 год

2. Васильев Ф. И. Стихотворения. Переводы с удмуртского. Ижевск, 2003. - 664 с.

3. Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. Этнография удмуртов: Учебное пособие по краеведению. Ижевск: Удмуртия, 1997. - 248 с.

4. Декларация принципов толерантности от 16 ноября 1995 года.

5. Отчий край. Книга для чтения по удмуртскому краеведению: Учебное пособие для 10 - 11 классов / Составитель Д. И. Черашняя. - Ижевск: Удмуртия, 2000. - 248 с.

6. Сборник печатных работ победителей и участников Республиканского конкурса юных журналистов на лучшее освещение участия детей в культурной жизни Удмуртии - Ижевск, 2006. - 56 с.

7. Хакимов Э. Р. Методические рекомендации по проведению уроков толерантности - Ижевск, 2006. - 18 с.


© 2010-2022