- Преподавателю
- Классному руководителю
- Ролевая игра «Всюду на свете живы люди взаимным светом сердец» (Ко Дню толерантности)
Ролевая игра «Всюду на свете живы люди взаимным светом сердец» (Ко Дню толерантности)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Владыкина М.Л. |
Дата | 02.10.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Ролевая игра
«Всюду на свете живы люди взаимным светом сердец»
Подготовка к мероприятию.
Создаются группы ребят из 5 - 10 человек, представляющих культуру русского, удмуртского и татарского народов.
Каждая группа получает домашнее задание:
1) Подготовить выступление - представление культуры и традиций своего народа. Выступление должно быть рассчитано на 7 - 10 минут. В выступление могут быть включены национальная песня, танец, игра. Приветствуется использование мультимедийных материалов.
2) Приготовить национальное блюдо и рассказ - рецепт его приготовления.
Ход мероприятия:
На сцену по очереди, читая наизусть строчки из стихотворения Ф. Васильева, выходят девушки - ведущие - в русской, удмуртской и татарской национальных костюмах.
Ведущая 1 (русская)
Ставни в нашем селе раскрашены,
Крыши все в узорной резьбе.
Посмотри на них и не спрашивай,
Кто живет и в какой избе.
Ведущая 2 (удмуртка)
В этом доме солнцепоклонники,
А сосед у них лесовик -
На наличниках, на подоконнике
Целый лес зеленый возник.
Ведущая 3 (татарка)
Между крышами соревнование:
Кто повыше конек вознесет.
С этой крыши слышится ржание,
На соседней петух поет.
Ведущая 1
И по улице ярко-радужной
От двора к другому двору,
Как на праздник, идешь ты радостно,
И душа стремится к добру!
[Васильев 2003: 366]
Ведущая 2
«Доброе слово три года греет», -
Мы, удмурты, так говорим.
Если теплом от слов твоих веет,
В краю чужом не будешь чужим.
Ведущая 3
Другом, гостем желанным будешь.
Сам поймешь наконец:
Всюду на свете живы люди
Взаимным светом сердец.
Ведущая 3
Снова слова доброты и привета
Губы твои произнесут.
Они возвратятся - верю в это!
Зимой от стужи тебя спасут!
[Васильев 2003: 243]
Ведущая 1
От души приветствуем всех присутствующих в нашем зале: красивых и не очень, добрых и даже злых, умных и глупых, оптимистов и пессимистов, хороших и даже плохих, толстых и тонких, горластых и тихонь…
Ведущая 2
Не важно, кто ты, какой ты, и где ты живешь,
О чем думаешь и что ты ждешь,
Мы все равно приветствуем тебя!
Ведущая 3
С Днем толерантности вас всех, друзья!
Звучит песня Козина Вадима «Дружба»
Ведущая 1
Все мы, жители одной планеты, - земляне. Все мы, соотечественники, - россияне. В то же время мы живем на земле, являющейся исторической родиной удмуртского народа.
Ведущая 2
Не зря наш край называется родниковым, поскольку, словно из-под земли, бьют ключом и разливаются по всей Удмуртии потоки старинных этносов, берущих свое начало многие десятки веков назад. В нашей многонациональной Удмуртии проживает более 70 национальностей.
Ведущая 3
Самые многочисленные из них - русские, удмурты и татары. Каждая из этих национальностей имеет свою историю, свои традиции и обычаи, и тем они ценны, что неповторимы. Посмотрите вокруг себя, и вы услышите далеко разливающиеся русские песни, увидите раскрашенные яркими красками татарские дома, почувствуете приятный аромат удмуртских перепечей.
Ведущая 1
Такие разные культуры, отличающиеся даже религией, могут не только жить в мире друг с другом, но и всячески поддерживать дружеские отношения.
Ведущая 2
Запомните одну простую истину: все люди равны между собой, любая культура являет собой драгоценный самородок, неповторимый и единственный.
Ведущая 3
Каждый из нас может стать носителем знания о своем крае, об исторических и духовных корнях связях народов, населяющих территорию современной Удмуртии.
Ведущая 1
Каждый может стать хранителем культурного наследия, стать другом и защитником толерантных отношений между людьми разных национальностей.
Ведущая 2
Начнем строить толерантные отношения уже сегодня. У нас в гостях ребята - учащиеся нашей школы, - представляющие культуру удмуртского, русского и татарского народов.
Ведущая 3
Уважаемые зрители, прежде чем пригласить на сцену наших первых артистов, представляем вашему вниманию краткую историческую справку одного из народов. Вы должны угадать, о ком идет речь.
Ведущая 1
«Это народ, живущий в Прикамье, численностью более семисот тысяч человек. Но этот относительно небольшой народ имеет большую историю. По языку он принадлежит к уральской языковой семье, к ее финно-угорской группе, куда входят также коми, мордва, марийцы, эстонцы, финны, карелы, саами, ханты, манси, венгры. Самые дальние «родственники» по языку - это венгры на Дунае, ханты и манси на Оби… Это народ в основном лесной полосы. Лес оказал большое воздействие на формирование всего хозяйственного уклада… Даже гербом этой земли было изображение лука со стрелами…
В. Владыкин» [Отчий край 2000: 46]
О ком же идет речь?
Зрители отвечают
Приглашаем на сцену носителей удмуртской культуры!
Выступление
Ведущая 2
Спасибо за выступление! А нашим зрителям предлагаем прослушать следующую историческую справку.
«Они веками живут в Поволжье и Приуралье. Но, к сожалению, про них знают очень мало, отождествляют их с людьми, выходцами их Центральной Азии. По языку они принадлежат к алтайской языковой семье, куда входят также башкиры, киргизы, узбеки и т. д… Название этого народа распространяется лишь во второй половине 19 - начала двадцатого века… Успешно развивается хозяйство - земледелие, торговля, ремесло. Впервые начали производить чугун, чеканить монету…
Нургали Мухаметшин» [Отчий край 2000: 119]
Что же это за народ?
Зрители отвечают
На сцену приглашаются ребята, знакомящие нас с татарской культурой!
Выступление
Ведущая 3
Большое спасибо! Я думаю, что вы уже догадались, о какой национальности будет рассказано в последней исторической справке, но я бы вас попросила ее все же послушать.
«Основное население Российской Федерации… Как и украинцы и белорусы, произошли от древнерусской народности (9-13 вв.), сложившейся из восточнославянских племен в процессе распада родоплеменных отношений и создания Древнерусского государства вокруг Киева… Расселившись по лесным дебрям, занимались хлебопашеством, скотоводством, охотой на пушного зверя, рыбной ловлей, торговлей с соседями… »
[Большая энциклопедия 2007]
О ком шла речь?
Зрители отвечают
Приглашаем на сцену ребят, носителей русской культуры!
Выступление
Ведущая 1
Есть слово «мы».
Нам любо это слово -
Понятье дружбы в нем заключено.
Ведущая 2
Мы говорим: «Увидимся мы снова»,
«Мы - на работу» или «Мы в кино».
Ведущая 3
Когда дела в порядке, говорим мы:
«Мы славно потрудились, земляки!»
Ведущая 1
Мы правы, - мы и впрямь неразделимы,
Как неразлучны берега реки.
Ведущая 2
И если окрыляет нас удача,
Мы знаем, что она на всех одна,
Ведущая 3
А коль беда - пугливо глаз не пряча,
Перед бедой встаем мы, как стена.
Ведущая 1
Пусть дружба наша
Крепнет с каждым годом, -
Ведущая 2
Но, кроме «мы», еще есть слово «я»
Ведущая 3
И тот, кто держит слово
Пред народом,
Ведущая 1
За слово «мы» не прячется, друзья!
[Васильев 2003: 172]
Ведущая 2
Каждая культура своеобразна, самобытна. В этом мы сегодня убедились. Мы должны уважать, принимать, правильно понимать многообразие культур нашего мира. В этом заключается толерантное отношение друг к другу!
Ведущая 3
…Да не заслонят небо стаи взращенных нами железных воронов!
Да не оскверним воду, не сожжем хлеб и не погасим солнце!
Ведущая 1
Да не покинут нас благоразумье и согласие,
Радость и счастье, мир и дружба!
И тогда будет жизнь на земле.
Вечно и бесконечно!
В. Владыкин [Отчий край 2000: 39]
Ведущая 2
Вспоминается давний удмуртский обычай. На околице между двух высоких сосен на туго натянутых веревках, свитых из конского волоса, подвешивали звонкие еловые бруски и били по ним билом. Этот своеобразный музыкальный инструмент назывался «тангыра». Так одна деревня перекликалась с другою, общалась с миром. Посередине нескончаемо долгой зимы затерявшиеся в непроходимо дремучих лесах, засыпанные по крыши глубокими снегами маленькие удмуртские деревушки сообщали друг другу: «Мы еще живы!», «У нас сегодня свадьба!», «Приходите в гости!».
Ведущая 3
И мы вас всех приглашаем в гости: к нашему удмуртско - русско - татарскому столу. Позвольте угостить вас, чем бог послал!
Зрители и участники мероприятия угощаются
представленными на столе блюдами
Список использованной литературы
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007 год
2. Васильев Ф. И. Стихотворения. Переводы с удмуртского. Ижевск, 2003. - 664 с.
3. Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. Этнография удмуртов: Учебное пособие по краеведению. Ижевск: Удмуртия, 1997. - 248 с.
4. Декларация принципов толерантности от 16 ноября 1995 года.
5. Отчий край. Книга для чтения по удмуртскому краеведению: Учебное пособие для 10 - 11 классов / Составитель Д. И. Черашняя. - Ижевск: Удмуртия, 2000. - 248 с.
6. Сборник печатных работ победителей и участников Республиканского конкурса юных журналистов на лучшее освещение участия детей в культурной жизни Удмуртии - Ижевск, 2006. - 56 с.
7. Хакимов Э. Р. Методические рекомендации по проведению уроков толерантности - Ижевск, 2006. - 18 с.