Программа по внеурочной деятельности Этическая грамматика

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5



Утверждено

решение педсовета протокол №1

от «29» августа 2014 года

Директор МБОУ СОШ №5

________С.С. Григорьева







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Этическая грамматика» в 5 классе

Количество часов: 34 ч.

Учитель: Каменева Инна Анатольевна

Составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы «Этическая грамматика» доктора педагогических наук, профессора А.И. Шемшуриной, школьного проекта «Школа-центр нравственно-этического воспитания».





Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой программы «Этическая грамматика» яв­ляются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

  • Концепция духовно-нравственного развития и вос­питания личности гражданина России;

  • программа «Этическая грамматика» доктора педагогических наук, профессора

А.И. Шемшуриной;

  • школьный проект «Школа-центр нравственно-этического воспитания».

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить ребенка от мира жестокости и грубости, познакомить с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

Включение в педагогическую систему образования специализированного предмета этики как мощного педагогического инструмента нравственного влияния на развивающуюся личность школьника продиктовано сегодня самой жизнью.

Цель:

  • воспитание, со­циально-педагогическая поддержка становления и разви­тия

высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного

гражданина России;

  • формирование у учащихся адекватного коммуникативного поведения.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реа­лизации творческого потенциала в учебно-игровой, предмет­но-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, не­прерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней уста­новке личности школьника поступать согласно своей со­вести;

• формирование основ нравственного самосознания лич­ности (совести) - способности школьника форму­лировать собственные нравственные обязательства, осу­ществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование основ морали - осознанной обучающим­ся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, долж­ном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного опти­мизма;

• принятие обучающимся базовых национальных ценнос­тей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаи­вать свою нравственно оправданную позицию, проявлять кри­тичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступ­кам и действиям, совершаемым на основе морального выбо­ра, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению труд­ностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих воз­можностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

• формирование основ российской гражданской идентичности;

• чувства личной ответствен­ности за Отечество;

• воспитание ценностного отношения к своему языку и культуре;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков организации и осуществления сотруд­ничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

• укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзыв­чивости, понимания и сопереживания другим людям;

• становление гуманистических и демократических ценно­стных ориентации;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным орга­низациям, к вере и религиозным убеждениям;

• формирование толерантности и основ культуры межэт­нического общения, уважения к языку, культурным, религи­озным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

• формирование отношения к семье как основе россий­ского общества;

• формирование у обучающегося уважительного отноше­ния к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Особенности обучения по предмету

Занятия курса «Этическая грамматика» построены в форме этического диалога.

Диалог исходит из признания и безусловного ува­жения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.

Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусмат­ривает его организацию средствами равноправного межсубъ­ектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогичес­кого общения ребёнка со значимым другим. Содержанием диалогового педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

Этический диалог - средство пробуждения в обучающихся стремления с нравственных позиций рассмотреть взаимозависимость окружающей жизни с собствен­ной жизнедеятельностью, сферу человеческих взаимоотношений соотнести с опытом личных взаимоотношений с другими, область приложения индивидуальных возможностей и человеческих уст­ремлений сопоставить с нравственными потребностями своего «Я».

Многоаспектный диалог должен быть:

- равноправным взаимодействием учителя и детей по самым главным «вечным» вопросам человеческой жизни, в процессе ко­торого вырабатывается индивидуальный взгляд и личностная по­зиция подростка на эти вопросы;

- общением, где ребенок - субъект мышления и деятельнос­ти, мнение и позиция которого важны для всех как голос в «диало­ге голосов».

Сценарий этического диалога имеет следующие составляющие:

- завязка, выявляющая проблему.

Такой завязкой может быть диагностирующая методика, про­блемная ситуация, альтернативное суждение, нравственная колли­зия.

- процесс диалогического общения по выявленной проблеме, развертывающийся по логике развивающегося взаимодействия.

Здесь могут быть использованы индивидуальные и групповые обоснования альтернативных суждений, вычленение доказа­тельств, формулирование определившихся позиций, выбор выска­зываний, афоризмов.

- точка интеллектуального и эмоционального напряжения как кульминация сопряжения альтернативных позиций, суждений.

При этом суждение, которое объективно выводит на нерешен­ные «вечные» проблемы человеческого бытия, не заканчивается в данном диалоге. Оно оставляется для индивидуального размышле­ния.

- нравственный выбор как внутренний диалог подростка с собой, как самоопределение, самооценка.

- «открытый» финал как возможность последующего индиви­дуального размышления над проблемой.

Такое построение этического диалога создает условия для уг­лубленного взаимодействующего размышления подростков по за­тронутой проблеме и заинтересованной сопричастности каждого, что имеет своим следствием рост этического сознания.

Выбор методической канвы диалога зависит и от сложности этических проблем, которые должны соответствовать возрастным возможностям учащихся.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися по следующим на­правлениям.

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, инсти­тутам государства и гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мо­раль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к уче­нию, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здорово­му образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружа­ющей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и цен­ностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и вос­питания важны, дополняют друг друга и обеспечивают разви­тие личности на основе отечественных духовных, нравствен­ных и культурных традиций.

Место учебного курсав Базисном учебном (образовательном) плане:

Программа является составной частью общешкольной программы «Школа - центр нравственно-этического воспитания», является преемственной по отношению к занятиям «Этика» внеурочной деятельности в школе, основана на технологии этического диалога и реализуется в 5-х классах в рамках внеурочной деятельности.

Для достижения поставленных целей на уроках будут использоваться следующие методы и формы:

  • этический диалог;

  • фронтальная беседа;

  • дискуссии по нравственной тематике;

  • игровые виды деятельности;

  • чтение рассказов;

  • просмотр кинофильмов;

  • обсуждение картин;

  • конкурсы;

  • игры по этикету;

  • анализ и обыгрывания ситуаций;

  • групповая деятельность;

  • работа в парах;

Содержание программы

Введение: пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет (С.Маршак).

1.Быть воспитанным - что это значит.

1.Вежливость как основа воспитанности.

2.Какого ты рода, племени?

3.Точность, обязательность, аккуратность.

4.Не сладок плод бездельного досуга.

5.Праздник школьного вальса.

6.Внешняя и внутренняя воспитанность человека.

2.Этика и этикет.

1.Этические нормы этикета.

2.Вот это стол - за ним едят.

3.Вот это стул - на нём сидят.

4.Дома и в гостях.

5.В школе ты хозяин и гость.

6.Правила на каждый день.

7.Правила на каждый день.

3.Об умении думать о других.

1.Ты живёшь среди людей.

2.Добротой себя измерь.

3.Чью старость утешил?

4.Раздели печаль и радость другого.

5.О матерях можно говорить бесконечно (М.Горький).

6.Умей быть благодарным.

7.Праздник благодарности.

8.Завтрашний характер - в сегодняшнем поступке.

9.Береги всё живое.

10.Расскажи мне обо мне (Разговор за круглым столом).

4.До дружбы надо вырасти.

1.Дружба начинается с улыбки.

2.Одноклассник, товарищ, друг.

3.Отчего бывает одиноко?

4.Чтобы быть понятым.

5.Дружили мальчик с девочкой.

6.Чувствовать состояние другого человека.

7."Без друзей меня чуть-чуть."

Заключение: В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души.

Планируемые результаты образования

Личностные результаты:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уваже­ния к правам, свободам и обязанностям человека:

• ценностное отношение к России, своему народу, свое­му краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданс­кой, патриотической позиции;

• опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2. Воспитание нравственных чувств и этического созна­ния:

• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нор­мах взаимоотношений в семье, между поколениями, этноса­ми, носителями разных убеждений, представителями различ­ных социальных групп;

• нравственно-этический опыт взаимодействия со свер­стниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

• уважительное отношение к традиционным религиям;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

• уважительное отношение к родителям (законным пред­ставителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

• знание традиций своей семьи и образовательного учреж­дения, бережное отношение к ним.

3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку тру­да, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• первоначальные навыки трудового творческого сотруд­ничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и умения выражать себя в раз­личных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

•элементарные представления о взаимной обусловленнос­ти физического, нравственного, и психическо­го здоровья человека, о важнос­ти морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей де­ятельности;

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

• ценностное отношение к природе;

• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

• элементарные знания о нор­мах экологической этики;

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;

• первоначальный опыт эстетических переживаний, на­блюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• первоначальный опыт самореализации в различных ви­дах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

Материально техническое обеспечение:

Портативный компьютер учителя

Интерактивная доска

Мультимедийный проектор

Нетбуки для учащихся

Документ-камерa

Телевизор

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Книга для учителя:Учеб.-метод. Пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  2. Шемшурина А.И.Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми. М.:Лика, 2006.

  3. А.И. Шемшуриной «Нравственно-этическое воспитание. Технология этического диалога»

  4. Шемшурина А.И., Клепиков В.Н. Хрестоматия по этике (5-6 классы) - М.: Школа - Пресс, 2004г.

  5. Шемшурина А.И., Шемшурин А.А., Величко О.Ю. Диагностика нравственно-этической воспитанности детей и подростков в системе непрерывного этического воспитания; - М.: Школа - Пресс, 2004г.

  6. Шемшурина А.И., Клепиков В.Н., Шемшурин А.А.Субъектный подход к ребёнку в нравственно-этическом воспитании школьников; - М.: Школа - Пресс, 2004г.

  7. Шемшурина А.И. Нравственное воспитание старшеклассников на уроке этики; - М.: Школа - Пресс, 2004г.

  8. Журналы: «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Коррекционная педагогика»

  9. Кряжева Н.Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2003 г.

  10. Оганесян С.С.Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5 - 2005г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5



Утверждено

решение педсовета протокол №1

от «29» августа 2014 года

Директор МБОУ СОШ №5

________С.С. Григорьева







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

курса внеурочной деятельности

«Этическая грамматика» в 5 классе

Количество часов: 34 ч.

Учитель: Каменева Инна Анатольевна

Составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы «Этическая грамматика» доктора педагогических наук, профессора А.И. Шемшуриной, школьного проекта «Школа-центр нравственно-этического воспитания».



Календарное планирование занятий на 2014-2015 уч.год

Тема занятия

Время проведения

Количество часов

1.Быть воспитанным - что это значит?

1.Вежливость как основа воспитанности.

01.09.

1

2.Какого ты рода, племени?

08.09.

1

3.Точность, обязательность, аккуратность.

15.09.

1

4.Не сладок плод бездельного досуга.

22.09.

1

5-6.Праздник школьного вальса.

29.09;06. 10.

2

7.Внешняя и внутренняя воспитанность человека.

13. 10.

1

2.Этика и этикет.

8. Этические нормы этикета.

20. 10.

1

9. Вот это стол - за ним едят. Вот это стул - на нём сидят.

27. 10.

1

10. В общественном месте.

10.11.

1

11. Дома и в гостях.

17.11

1

12-13. В школе ты хозяин и гость. Праздник.

24.11.; 01.12.

2

14. Правила на каждый день.

08.12.

1

15. Правила на каждый день.

15.12.

1

3.Об умении думать о других.

16. Ты живёшь среди людей.

22.12

1

17. Добротой себя измерь.

12.01.

1

18. Чью старость утешил?

19.01.

1

19. Раздели печаль и радость другого.

26.01.

1

20. Завтрашний характер - в сегодняшнем поступке.

02.02.

1

21. Умей быть благодарным.

09.02

1

22-23. Праздник благодарности.

16.02; 23.02

2

24. О матерях можно говорить бесконечно (М.Горький).

02.03.

1

25. Береги всё живое.

09.03.

1

26. Расскажи мне обо мне (Разговор за круглым столом).

16.03.

1

4.До дружбы надо вырасти.

27. Дружба начинается с улыбки.

30.03.

1

28. Одноклассник, товарищ, друг.

06.04.

1

29. Отчего бывает одиноко?

13.04.

1

30. Чтобы быть понятым.

20.04.

1

31. Дружили мальчик с девочкой.

27.04.

1

32. Чувствовать состояние другого человека.

04.05

33."Без друзей меня чуть-чуть."

11.05.

1

3Программа по внеурочной деятельности Этическая грамматика4. В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души. 18.05

1


























© 2010-2022