Выступление на родительском собрании: Ребёнок - зеркало семьи

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание по теме:

«Ребёнок - зеркало семьи»


Цель: Выявить роль семьи в формировании личности человека.

План собрания:

  1. Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций в семье.

  2. Способствовать развитию умению общаться и формированию культуры взаимодействия. (Обсуждение ситуаций)

  3. Анализ анкет родителей и советы родителям (памятка)

Ход собрания:

Классный руководитель: Начнем наше собрание словами поэта:

Покинут счастьем будет тот,

Кого ребёнком плохо воспитали,

Побег зелёный выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит.

Помните: «Хочешь узнать, какая жена будет в старости - посмотри на тёщу»

-Как вы думаете, уважаемые родители, насколько верна эта пословица? (высказывания родителей)

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями он подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

Наблюдая за отношением взрослых, их эмоциональными реакциями ребёнок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Важно, какие впечатления он получает в детстве - положительные или отрицательные; какие проявления взрослых наблюдает: заботу, доброту, сердечность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, хмурые лица. Всё это своеобразная азбука чувств, основа в будущем становлении личности человека. Семья - школа чувств.

Каждый из нас хочет, чтобы ребенок вырос трудолюбивым, честным, успешным, адекватно реагировал на свои недостатки и замечания взрослых.
Откуда у честных родителей дети приобретают злой нрав?


Среди учащихся была проведена анкета.

Анкета для школьников
1. Доволен ли ты своими родителями?
2. Есть ли у тебя взаимопонимание с родителями?
3. Бывают ли твои друзья у тебя дома?
4. Помогаешь ли ты родителям в домашних и хозяйственных делах?
5. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?
6. Обсуждаешь ли ты с родителями просмотренные телепередачи, кинофильмы?
7. Как часто ты ходишь на прогулки вместе с родителями?
8. Был ли ты с родителями вместе во время их отпуска?
9. Сколько времени ежедневно ты общаешься со своими родителями?
10. Какое семейное мероприятие тебе особенно запомнилось?

Обсудим некоторые вопросы и попробуем услышать советы по их разрешению.

Детям и взрослым были заданы одинаковые вопросы.
Вопрос 1. Сколько времени ежедневно ты общаешься со своими родителями?


По сведениям социологов дети общаются с родителями - 18 минут в день.
Испокон веков родителей интересует вопрос: что именно нужно делать, как себя вести, если ребёнок делает что-то не то, не слушается, раздражает?
Психологи предлагают следующие правила и способы общения.

Правило 1.
Совместная разделённая деятельность - включение родителя в занятия

ребёнка.
Одной из них является воспитание самостоятельности. Но всегда ли нужно для достижения этой цели отказывать ребёнку в помощи?
Русский психолог Лев Семёнович Выготский показал, что по мере развития ребёнка круг задач, решаемых им самостоятельно, увеличивается за счёт совместных со взрослыми дел.

Так как же правильно организовать совместную с ребёнком деятельность?

Вот два совета.
1.Играя с ребёнком или занимаясь с ним каким-то общим делом, берите на

себя только то, что он не может выполнять сам, остальное предоставьте

делать ему.
2.По мере освоения им новых действий увеличивайте его самостоятельность.
Как же уберечь естественную активность ребёнка, направленную на

познание и освоение нового? Как её не загубить, не заглушить?
Здесь есть две опасности.
1.Слишком рано переложить свои функции на ребёнка.
2.Слишком долгое и настойчивое участие родителей.

Вопрос 2: Помогают ли дети дома по хозяйству?

Правило 2: Упрёки в адрес детей, что они "ленивы", "эгоистичны", столь же запоздалые, сколь и бессмысленные. Всё это родители создали собственными руками, мешая детям быть активными.
Как построить правильные отношения с ребёнком? Можно ли их поправить, если они зашли в тупик?
Общение ребёнку так же необходимо, как пища. Малыш, который получает полноценное питание, медицинский уход, но лишён постоянных контактов

со взрослыми, недостаточно развивается не только психически, но и физически: плохо растёт, худеет, теряет интерес к жизни.
Учёные пришли к выводу, что причины - в неудовлетворённой потребности детей в недостатке положительных эмоций от контакта со взрослыми.
Общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм. "Пища общения", отравленная злобой, раздражением, агрессивностью, искривляет психику ребёнка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии - его судьбу.
Для будущей самооценки ребёнку очень важно дать возможность упражняться в ещё неосвоенном и неудавшемся деле, научиться преодолевать и справляться с собственными слабостями и промахами.
-Все трудности преодолимы.
-Нужно научиться мириться как со своими недостатками, так и с недостатками других людей;
-За свои поступки нужно уметь отвечать;
-Нужно служить людям, но не терять при этом чувства собственного достоинства и не унижаться;
-Ты можешь быть самым лучшим и необыкновенным для мамы и папы, но остальные люди вовсе не обязательно должны считать тебя таким.

Вопрос 3: Часто ли тебя ругают дома? За что?


Правило 3: А ведь всем известна закономерность: чем больше ребёнка ругают, тем хуже он становится. Исправить положение можно почти в любой ситуации. Но начинать следует с себя. Принять ребёнка - значит проявлять к нему терпимость и одновременно стремиться понять его и помочь ему.
1.Можно выражать своё неудовлетворение отдельными действиями ребёнка, но не самим ребёнком.
2.Можно осуждать его действия, но не его чувства.


Вопрос 4. Доволен ли ты своими родителями?


-всё мне покупают
-доброта папы - даёт деньги
-поездки
-добрые и хорошие, не строгие
-весёлые, красивые
-вкусно готовят
-счастливые
-красиво одеты
-горжусь ими

3. Обсуждение ситуаций

Ситуация 1.

Мать и отец приходят с работы. В раковине - гора невымытой посуды. Мать кричит, отец ругает ребенка. Он затыкает уши. Мать идет на кухню мыть посуду.

Ситуация 2.

Школьника дразнят, обзывают в классе разными обидными словами. Он отказывается ходить в школу. Что делать?

Ситуация 3.

Ваш сын гораздо позже времени вернулся домой. Как вы его встретите?

Ситуация 4.

Ваша дочь хорошо учится. А в домашней жизни ничего не умеет и не хочет делать. Как заинтересовать ее домашними делами?

Анкета: «Какие мы родители»


1. Довольны ли вы своими детьми?
2. Есть ли между вами и детьми взаимопонимание?
3. Бывают ли друзья вашего ребенка у вас дома?
4. Помогают ли вам дети в домашних и хозяйственных делах?
5. Обсуждаете ли вы вместе с детьми прочитанные книги?
6. Обсуждаете ли вы вместе с детьми просмотренные телепередачи, кинофильмы?
7. Участвуете ли вы вместе с детьми в прогулках, походах?
8. Проводите ли вы вместе с детьми отпуск?
9. Сколько времени ежедневно вы уделяете своему ребенку?
10. Какое семейное мероприятие больше всего запомнилось вашему ребенку?

За каждый положительный ответ припишите себе 2 балла, за ответ «иногда» 1 балл и за отрицательный - 0 баллов.

От 7 до 14 баллов.
Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься.
А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы.
И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 баллов.
Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли ещё кое-что немного улучшить?

Учить ребёнка видеть и понимать людей - это, пожалуй, самое трудное в воспитании человека. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребёнка пробуждалось чуткость сердца к окружающему миру. Дети - наши постоянные свидетели, где-то

краем глаза они видят наше падение, срывы, провалы, как бы мы не старались это

скрыть. Краем уха слышат, как мы разговариваем с друзьями, просто случайными людьми. Резкий тон, недобрые слова по отношению к другим, непременно оставят

след в поведении ребёнка, послужат примером для невольного подражания, хотим мы этого или нет.


Рефлексия
- Узнали ли вы себя в некоторых ситуациях?
- Изменится ли ваше отношение в семье?

Хочу закончить словами: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому,

родители пример тому!»

В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!

Помните:

Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.

Верная указка не кулак, а ласка.

Хорошему надо учиться года, а плохому и часа хватит.









Анкета для родителей
1. Довольны ли вы своими детьми?
2. Есть ли между вами и детьми взаимопонимание?
3. Бывают ли друзья вашего ребенка у вас дома?
4. Помогают ли вам дети в домашних и хозяйственных делах?
5. Обсуждаете ли вы вместе с детьми прочитанные книги?
6. Обсуждаете ли вы вместе с детьми просмотренные телепередачи, кинофильмы?
7. Участвуете ли вы вместе с детьми в прогулках, походах?
8. Проводите ли вы вместе с детьми отпуск?
9. Сколько времени ежедневно вы уделяете своему ребенку?
10. Какое семейное мероприятие больше всего запомнилось вашему ребенку?

Анкета для школьников
1. Доволен ли ты своими родителями?
2. Есть ли у тебя взаимопонимание с родителями?
3. Бывают ли твои друзья у тебя дома?
4. Помогаешь ли ты родителям в домашних и хозяйственных делах?
5. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?
6. Обсуждаешь ли ты с родителями просмотренные телепередачи, кинофильмы?
7. Как часто ты ходишь на прогулки вместе с родителями?
8. Был ли ты с родителями вместе во время их отпуска?
9. Сколько времени ежедневно ты общаешься со своими родителями?
10. Какое семейное мероприятие тебе особенно запомнилось?

Анкета для родителей
1. Довольны ли вы своими детьми?
2. Есть ли между вами и детьми взаимопонимание?
3. Бывают ли друзья вашего ребенка у вас дома?
4. Помогают ли вам дети в домашних и хозяйственных делах?
5. Обсуждаете ли вы вместе с детьми прочитанные книги?
6. Обсуждаете ли вы вместе с детьми просмотренные телепередачи, кинофильмы?
7. Участвуете ли вы вместе с детьми в прогулках, походах?
8. Проводите ли вы вместе с детьми отпуск?
9. Сколько времени ежедневно вы уделяете своему ребенку?
10. Какое семейное мероприятие больше всего запомнилось вашему ребенку?

Анкета для школьников
1. Доволен ли ты своими родителями?
2. Есть ли у тебя взаимопонимание с родителями?
3. Бывают ли твои друзья у тебя дома?
4. Помогаешь ли ты родителям в домашних и хозяйственных делах?
5. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?
6. Обсуждаешь ли ты с родителями просмотренные телепередачи, кинофильмы?
7. Как часто ты ходишь на прогулки вместе с родителями?
8. Был ли ты с родителями вместе во время их отпуска?
9. Сколько времени ежедневно ты общаешься со своими родителями?
10. Какое семейное мероприятие тебе особенно запомнилось

Ситуация 1.

Мать и отец приходят с работы. В раковине - гора невымытой посуды. Мать кричит, отец ругает ребенка. Он затыкает уши. Мать идет на кухню мыть посуду.

Ситуация 2.

Школьника дразнят, обзывают в классе разными обидными словами. Он отказывается ходить в школу. Что делать?

Ситуация 3.

Ваш сын гораздо позже времени вернулся домой. Как вы его встретите?

Ситуация 4.

Ваша дочь хорошо учится. А в домашней жизни ничего не умеет и не хочет делать. Как заинтересовать ее домашними делами?


© 2010-2022