Индивидуальные приемы работы с подростками в различных ситуациях

Метафора позволяет работать с большим диапазоном подростковых проблем и позволяет достаточно быстро донести до подростка смысл тех сложностей, которые он испытывает. Она позволяет подростку самому найти способы выхода из сложившейся ситуации.   Самое главное преимущество метода метафоры – это ее безопасность. Подростку бывает непросто напрямую изложить свои проблемы, а психолог, который наблюдает за ним в школе, совместно с родителями может достаточно четко сформулировать, с какими трудностями он столкнулся.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СОШ № 556 г.Москвы

Социальный педагог Орехова Екатерина Владимировна



Методический материал для классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога


Индивидуальные приемы работы с подростками в различных ситуациях






Индивидуальные приемы работы с подростками в различных ситуациях

(использование метафор как способ индивидуальной коррекционной работы с подростками).

Метафора позволяет работать с большим диапазоном подростковых проблем и позволяет достаточно быстро донести до подростка смысл тех сложностей, которые он испытывает. Метафора позволяет подростку самому найти способы выхода из сложившейся ситуации. Это объясняется тем, что в 13-15 лет уже сформировано образное мышление и подростки хорошо умеют ассоциировать, анализировать, сопоставлять и прогнозировать.

Но самое главное преимущество метода метафоры - это ее безопасность. Подростку бывает непросто напрямую изложить свои проблемы, а специалист, который наблюдает за ним в школе, совместно с родителями может достаточно четко сформулировать, с какими трудностями он столкнулся. Важно также отметить, что метафора позволяет воодушевить подростка и сообща найти способы разрешения проблем.

Метафоры могут быть разнообразны:

  • словесная, написанная на бумаге;

  • нарисованная ребенком;

  • заранее приготовленная психологом (тематические картинки, аватары, маски.

Ситуация 1.

Подросток испытывает трудности общения со сверстниками, его называют «ботаном», он учится хорошо, но его социальный статус в классе невысок. Для работы с таким подростком используется метафора «ботан-хулиган» - как образ, знакомый ребенку по его жизненному опыту и интересам.

Суть работы заключается в том, что подросток, совместно со специалистом описывает способы поведения «ботана» и «хулигана», например:

- «ботан» - хорошо учится, не списывает, живет по правилам, общается с «ботанами», с девочками почти не общается; при этом в классе либо изгой, либо его не замечают;

- « хулиган» - плохо учится, не переживает по этому поводу, списывает и не испытывает угрызений совести; любимчик девочек, среди сверстников чаще - лидер, часто ругается, находится в состоянии «шалтай-болтай».

Затем, рисует линию - на одном конце «ботан», на другом - «хулиган»:

«ботан» ----------------------------------------------------------------------------------------------- «хулиган»

Инструкция: «Честно отметь, где ты находишься на этой линии».

После того, как он отметил себя на линии, его просят придумать название тому человеку, которого он отметил на линии. Затем, нужно придумать образ этого подростка, его поведение, отношение к учебе и т.д. Итогом данной работы должно быть заключение устного договора с подростком о том, что необходимо научиться вести себя как «….» (то определение, которое сам подросток придумал).

Следующим этапом работы будет - выделение основных приемов «хулигана», которые обеспечивают ему популярность у девушек и сверстников: кокетничает, «юморит», рассказывает анекдоты и т.д. Затем, подросток выбирает то, что он мог бы использовать в своем поведении и специалист занимается с ним, обучая его новым приемам поведения (даются домашние задания, на следующих встречах обсуждаются результаты, планируются следующие шаги).

После освоения данного поведения психолог (соц.педагог) предлагает подростку ситуации из жизни и просит его ответить, как бы поступили «ботан», «хулиган» и тот, кого он сам выбрал.

Обсуждать такие ситуации можно в течение нескольких занятий, но при этом усложняя задачу подростку и давая мало времени на размышления. Можно также просить придумать несколько вариантов ответа.

Последний этап работы, который может быть использован и как проверка сформированности нового образа поведения, - закрепление опыта через расширение границ общения: лагерь, поход, общение со сверстниками вне стен школы (курсы, тренинги и пр.).

Как работает метафора?

В данной ситуации метафора наполняется содержанием внутреннего мира подростка. Психолог использовал метафору для структурирования внутреннего мира подростка. Метафора «ботан-хулиган» позволяет побудить подростка к рефлексии собственного поведения, проявлению активности и появлению внутренней уверенности в себе.

Ситуация 2.

Подросток мало интересуется общением со сверстниками, не думает о будущем, но любит делать что-то одно, есть увлечение компьютером. Поскольку подростка интересуют только компьютеры и все, что с ними связано, можно использовать метафору «компьютерщик - хакер» как способ привлечения подростка к внутреннему миру, который побуждает к осознанию собственных чувств.

Вот как описывают подростки стиль поведения компьютерщика и хакера:

  • «компьютерщик» живет по правилам, все делает по инструкции, он живет скучно, но много знает и много работает;

  • «хакер» любит хулиганить, развлекаться, мешает окружающим, он любит творить и получает от этого удовольствие.

Психолог предлагает подростку примерить на себя роль «хакера» и пожить в этом образе в школе, придумать разные приколы, вирусы, шутки. Несколько занятий посвящается выдумыванию интересных приколов. Когда фантазия иссякнет, психолог (педагог) задает вопрос - «Что эта работа тебе дала?».

Как работает метафора?

В данном случае метафора помогает наполнить внутренний мир подростка другим содержанием; помогает осознать, актуализировать и дать выход чувствам и переживаниям. Главное, что у подростка появляется желание изучать свой внутренний мир и дальше.

Ситуация 3.

Подросток очень плохо учится, ходит в школу без желания, не может справиться с трудностями сам, пасует, не верит в себя, переживает по поводу своих неудач. В этой ситуации хорошо использовать метафору «гора-путешественник» как способ переноса акцентов с остроты переживания в реальности на способы действия, которые осуществляются в метафоре (движения в реальном мире символизируют движения во внутреннем мире).

Техника работы: психолог предлагает подростку представить себе путешественника, который идет в горы один, затем просит перечислить, с какими трудностями столкнется путешественник в горах, и записать их на листе бумаги в столбик. На следующем занятии подростку предлагается помочь путешественнику и собрать в дорогу рюкзак качеств, которые обязательно помогут ему в горах. Можно предложить нарисовать рюкзак и написать и записать много положительных качеств. Следующий шаг - попросить описать, с какими трудностями в горах ассоциируются у него трудности в школе:

- напротив трудности путешественника в горах - написать трудности школьника:

Трудности путешественника в горах

Трудности школьника


Все последующие занятия психолог (соц.педагог, педагог) вместе с подростком разбирают ситуации, ищут способы решения проблемы в горах и затем сравнивается и переносится на учебную проблему. Используется «рюкзак качеств», то есть достается оттуда то качество, которое может пригодиться для преодоления данной трудности.

Как работает метафора?

В данной ситуации метафора -«гора-путешественник» позволяет подростку представить себя в образе путешественника, испытывающего трудности, и описать собственные трудности с использованием метафорических названий.

Ситуация 4.

Подросток агрессивный, грубый, демонстративен в поведении, в одежде, одноклассники с ним мало общаются, чаще бояться. С учителями ведет себя вызывающе, хамит. В семье также трудности взаимоотношений, все «мешают ему жить». В этой ситуации уместно использовать метафору «маски, которые люди надевают на себя», как способ расширения границ поведения и приобретения новых социальных ролей.

Техника работы:

  • сначала похвалить подростка за отличную демонстрацию одной из жизненных ролей и добавить, что в жизни существует еще очень много ролей и тот, кто умеет использовать все роли, может достичь гораздо большего; добиться согласия;

  • обсудить, почему это именно так; прийти к выводу, что человек, который всегда поступает одинаково, скучен, неинтересен, не может понять других людей;

  • предложить подростку перечислить, какие еще существуют маски, например:

- искатель правды;

- «плевать я хотел»;

- «я не такой, как все»;

- «все меня достали»;

- «взрывоопасная смесь»;

- «излучатель тепла»;

- «мне никто не нужен»;

- «розовый романтик».

* после перечисления всех масок попросить подростка записать их названия в столбик, подобрать и приклеить рядом с каждым названием картинку;

* затем выбрать какую-то новую маску, которая в настоящее время наиболее интересна, и обсудить ее по следующему плану:

1. Если бы ты встретил человека в этой маске, то как он был бы одет?

2. Где он может жить?

3. Кто его друзья?

4. Как бы он учился?

5. Какая у него любимая поза?

6. Какие чувства чаще всего он испытывает?

7. Какие слова чаще всего использует в своей речи?

8. Если бы на него «наехали», то как бы он повел себя?

9. Если бы его похвалили, то что бы он сделал?

10. Если бы его обидели, то чтобы он сделал?

11. В кого он может влюбиться или кто в него может влюбиться?

12. Если бы ты надел на себя эту маску, то что она бы тебе дала, что бы ты хотел взять у этой маски? Когда это маска может помочь? Когда ( в какой ситуации) она может навредить?

Как работает метафора? В данной ситуации метафора «маска, которую надевают люди» помогает подростку открыть в себе новые качества, выбрать новые способы действия в разных ситуациях, отреагировать чувства. При обсуждении разных способов поведения людей в различных ситуациях психологу (педагогу) совместно с подростком удается рассмотреть большой спектр жизненных ситуаций и способов решения конкретных проблем, в процессе такой психологической работы у подростка появляется больше доверия к людям, эмоциональная открытость, доступность адекватного, неагрессивного реагирования.

Ситуация 5.

Подросток робкий, в себе неуверен; считает, что его никто не замечает; из-за малейших трудностей расстраивается, плачет; испытывает трудности общения со сверстниками. В такой ситуации можно предложить метафору «Кокос: снаружи и внутри», который снаружи невзрачный, но имеет вкусное молоко и очень нежную мякоть. А чтобы узнать вкус кокоса, его необходимо попробовать.

Техника работы:

  • изучение внутренних ресурсов подростка с помощью арт-средств: коллаж, «карта моих ресурсов», «сокровища моей дущи» и др.;

  • демонстрация своих хобби сверстникам;

  • организация мастер-класса по тому, что хорошо получается (хобби, способности в какой-либо области искусства, увлечения);

  • обратная позитивная связь от группы (поддержка, комплимент).

Как работает метафора? В данной ситуации метафора помогает побудить подростка к самоисследованию, к желанию самовыражаться подростка, который имеет сильные запреты на проявление чувств, и прибавляет ему уверенности в собственных возможностях и собственной значимости.

Метафора позволяет работать с большим диапазоном подростковых проблем и позволяет достаточно быстро донести до подростка смысл тех сложностей, которые он испытывает. Она позволяет подростку самому найти способы выхода из сложившейся ситуации.

Самое главное преимущество метода метафоры - это ее безопасность. Подростку бывает непросто напрямую изложить свои проблемы, а психолог, который наблюдает за ним в школе, совместно с родителями может достаточно четко сформулировать, с какими трудностями он столкнулся.

Формы метафоры могут быть разнообразны:

- словесная, написанная на бумаге;

- нарисованная ребенком;

- заранее приготовленная психологом (тематические картинки, маски и т.д.)






© 2010-2022