Игровая программа по теме: Делу время, потехе час

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Делу время, потехе час

(сценарий игровой программы для 5-8-х классов)

Содержание предлагаемой игры связано с категорией времени, единицами его измерения, приборами отсчета.

«Утраченную минуту не может вернуть даже сама вечность» (Ф. Шиллер).

«Ничего не откладывать на завтра - вот преимущественно секрет того, кто знает цену времени» (А. Лабуне).

ВЕДУЩИЙ: Определить, что такое время, очень трудно. Над его загадкой еще с древних времен бьются самые светлые умы человечества. Великая Тайна Времени определяется его властной ролью в жизни человека и уникальными свойствами: вездесущностью, объективностью, протяженностью, необратимостью. Каждый миг нашей жизни, каждая прожитая секунда единственна, потому что она уже никогда-никогда не повторится, ведь время течет только в одну сторону от прошлого к будущему. Настоящее есть лишь краткий, едва уловимый миг, поэтому так важно ценить его, успеть наполнить добрыми делами и полезными занятиями.


Он будит нас своим звонком.

Трезвоном он своим знаком.

Оповещает всех людей,

Что им пора вставать скорей.

(будильник)

Будильник - это часы со звонком. Для каждого из нас это не только предмет повседневной бытовой жизни, с которого начинается отсчет времени каждого дня, но и символ ценности каждой проживаемой минуты.


ВРЕМЕННАЯ ВИКТОРИНА

Варианты вопросов:
1. Что означает выражение время собирать камни»? (Подводить итоги.)
2. Где на Земле самые длинные сутки? (Сутки везде одинаковые.)

3. Кто автор этой крылатой фразы: «Счастливые часов не наблюдают». (А. С. Грибоедов.)
4. Что означает выражение «звездный час? (Момент высшего подъема, напряжения.)
5. Как были устроены солнечные часы и чем они были неудобны? (Они имели привычный для нас внешний вид: циферблат с 12 делениями, но вместо стрелок - колышек, который отбрасывал тень. Такие часы могли показывать время, только если на небе светило солнце)

6. Кто автор сказки «Двенадцать месяцев? (С.Я. Маршак.)
7. Почему мы говорим «ждать битый час»? (У римлян еще до часов с боем был раб, который должен был зорко следить за показаниями солнечных и водяных часов и вовремя подавать звуковой сигнал.)
8. Что такое часовой пояс? (Один из двадцати четырех поясов, разделяющих поверхность Земли, занимающих каждый 15° по долготе и во времени последовательно отличающихся друг от друга на 1 ч.)
9. Какой пес имел обыкновение носить на лапе часы? (Артемон - персонаж сказки А. Толстого Золотой ключик, или Приключения Буратино)

10. Объясните смысл выражения «Час от часу не легче». (Так говорят о появлении все новых неприятностей, трудностей.)

ВРЕМЕНИ КРУГ


Проводится блицопрос команд. Если команда ошибается, то вопросы переходят соперникам.

Вопросы:

1. Часы - это прибор для измерения… (времени).
2. «Что идет, не двигаясь с места»? (часы)

3. Часы бывают песочные, … (водяные, механические и др.).
4. «Старинные часы» - эту песню пела… (А. Пугачева).
5. Будильник - это часы с чем? (со звонком).
6. Бывают часы с какой птицей? (с кукушкой).
7. Биологические часы - внутри кого? (человека).
8. За отличную армейскую службу офицеров награждают часами… («командирскими»).
9. В году сколько месяцев? (12)
10. Самый короткий месяц - это… (февраль).
11. Каждое время года представлено сколькими месяцами? (тремя)
12. «Март» - название картины … (Левитана).
13. Самый жаркий месяц… (июль).

14. «Месяц в деревне» - пьеса… (И.С. Тургенева).
15. Продолжи пословицу «Минута час ...» (бережет).


СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ

Варианты пословиц:

Время дороже ... (золота).
Не спеши языком, ... (торопись делом).
Поспешишь - ... (людей насмешишь).
День да ночь - ... (сутки прочь).
Воробей торопился, ... (да маленький уродился).
Век живи - ... (век учись).

Не откладывай на завтра то, ... (что можно сделать сегодня).
День долог, ... (а век короток).
Летний день год ... (кормит).
Тише едешь - ... (дальше будешь).
Век прожить - ... (не поле перейти).
Год легок, ... (да час тяжел).

УГАДАЙ МЕЛОДИЮ

(необходимо продолжить строки из песни)

1. «Бьют часы на Спасской башне...»

Провожая день вчерашний

И звонят колокола

2. «Жизнь невозможно повернуть назад…»
И время ни на миг не остановишь...

3. «Приходит время - люди головы теряют...»

И это время называется весна.

4. «А время, а время не убавляет ход…»

А время, а время идёт, себе идёт.

5. «А годы летят, наши годы, как птицы, летят...»

И некогда нам оглянуться назад.


6. «Пять минут, пять минут бой часов раздастся вскоре…»

Пять минут, пять минут помиритесь те, кто в соре.

7. «Ах, как жаль, что этот день кончается,
Лучше б он тянулся целый год…»

Скатертью, скатертью в дальний путь стелется


8. «Делу время, делу время, да, да, да, да, да…

Делу время, делу время, да, да, да, да, да…»

А потехе час.

9. «Тик так ходики пролетают годики…»

Жизнь не сахар и не мёд никто замуж не берёт.

10. «Дела есть у нас в самый трудный час…»

Мы волшебную косим трым траву.

ХОТИТЕ - ВЕРЬТЕ, ХОТИТЕ - НЕТ


1. Верите ли вы, что слово «неделя» восходит к глаголу «не делать»? (Да. Неделей в Древней Руси называли воскресенье, т.е. свободный от работы день, день отдыха.)


2. Верите ли вы, что первыми часами, которыми пользовались люди, были песочные? (Нет, водяные.)


З. Верите ли вы, что раньше по главной площади древнегреческого города Афины бегали люди-часы и сообщали желающим, который час? (Да. Они узнавали время по единственным в городе солнечным часам и за мелкую монету сообщали, который час.)


4. Верите ли вы, что раньше люди носили часы на ноге? (Да. Человек носил песочные часы, пристегнув их к ноге ниже колена. Лучший песок для таких часов был из толченого мрамора.)


5. Верите ли вы, что китайцы первыми в Древности научились определять время по расположению звезд? (Нет, звездными часами пользовались египтяне. Они наблюдали за прохождением звезд на ночном небе через меридиан. И далее звездной карте и таблицам, в которых указывалось месторасположения конкретной звезды по часам, определяли время.)


6. Верите ли вы, что для определения времени его можно взвешивать? (Условно говоря, да. Таким быв принцип устройства часов в Древнем Китае. Вода вытекала из чаши и накапливалась в сосуде, установленном на весах. Стрелка весов передвигалась на очередную «ке» - древнекитайскую меру времени - 100 мин в переводе на наше исчисление. Получалось, что на этих часах-весах сто минут весят примерно 400 г.)


7. Верите ли вы, что китайцы пользовались не только водяными, но и огневыми часами и даже изобрели огневые часы-будильник? (Да, это так. Палочку, сделанную из растертого в порошок дерева и смолы, поджигали с одного конца и помещали в чашу часов, где она медленно горела. Будильник мог разбудить человека, если предварительно подвешивали две гирьки над тем местом, куда огонь должен был подойти в назначенный час. Тогда нитка перегорала и гирьки со звоном падали в медный таз.)


8. Верите ли вы, что кто-нибудь не мог продлить год? (нет.
Во времена Ю. Цезаря священник мог за хорошую плату самовольно продлить год. Строгого контроля в Риме тогда не было, что было выгодно, например, чиновникам, чтобы подольше оставаться в должности.)

9. Верите ли вы, что время можно определять с помощью свечи? (Да. Так узнавал время испанский король Карл V. По всей длине свечи наносили 24 деления - столько, сколько часов в сутках. Свеча, сгорая, уменьшалась на одно деление в час, и слуга, следивший за свечами-часами, докладывал королю: Ваше Величество! Час прошел!)


10. Верите ли вы, что есть чудесные часы, у которых нет ни стрелок, ни пружин, ни маятника, ни цифр на циферблате? И самое удивительное - их никто не видел. (Да. Это - биологические часы. Все живое носит в себе эти часы: рыбы, птицы, деревья, животные, человек.)


11. Верите ли вы, что в календаре одного из народов мира есть месяцы с названиями «месяц дружбы», «месяц смены одежды», «месяц окончания дел»? (Да. Месяцы с такими названиями есть в японском календаре.)


12. Верите ли вы, что выражения «много воды утекло» имеют непосредственное отношение к часам? (Да. Свыше 2,5 тысячи лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы. Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, т.е. время текло. Отсюда и пошли эти выражения.)

ЦЕНА ОДНОЙ МИНУТЫ

ВЕДУЩИЙ. О ценности времени в нашей жизни очень точно написал С.Я. Маршак:
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.

Вдумайтесь в эти факты:
Сергей Рахманинов в 18 лет написал оперу «Алеко».

В 22-летнем возрасте Н.В.Гоголь написал «Вечера на хуторе близ Диканьки»,

В 23 года М.Шолохов написал 1-ю часть «Тихого дона».

Математик Эварист Галуа в ночь перед дуэлью в возрасте 21 года сформулировал важнейшие математические принципы.

В 24 года А.Блок написал «Стихи о прекрасной даме».

Академик В.А.Амбарцумян, один из основположников теоретической астрофизики, в 14 лет окончил университет.

Математик Н. Лобачевский в 24 года стал профёссором. В 27 лет А.С. Грибоедов написал «Горе от ума».

В 27-летнем возрасте Сергей Эйзенштейн снял фильм «Броненосец «Потемкин».

Чтобы ценить время, полезно научиться «чувствовать его, представлять, что можно успеть сделать в конкретный временной промежуток.

Предлагаем несколько конкурсных заданий, позволяющих определить цену и емкость одной минуты нашей жизни.


1. В течение одной минуты съесть пирожное.

2. В течение одной минуты нарисовать животное (всей командой по одному элементу)
3. . В течение одной минуты составить слова из букв предложенного слова. Например, времяпрепровождение

Фоном для выполнения заданий является музыка Свиридова «Время, вперед». По истечении одной минуты ведущий делает обобщение, сколько много разных полезных дел может сделать за столь краткий миг. Каждый и все вместе.

БУДЕМ ТОЧНЫ, КАК ЧАСЫ


Этот игровой конкурс позволит выявить самых внимательных. В нем принимают участие все команды одновременно. Каждая команда образует свой круг. Между игроками распределяются номера - от 1 до 12. Ведущий Называет время, а участники хлопками обозначают сначала маленькую, часовую стрелку, а затем - минутную, большую. Например, ведущий говорит: «десять часов пятнадцать минут». Тот игрок, который в каждом круге-циферблате стоит на месте, где должна быть цифра десять, делает хлопок в ладоши, отмечая таким образом положение на часах часовой стрелки, а другой участник, соответствующий по своёму месторасположению третьему делению (15 мин) на живом циферблате, топает Ногами. Очко-минутка достается той команде, которая первой правильно покажет время. Очко выигрывают самые внимательные и точные участники, так как ведущий может по-разному указывать время (двадцать минут шестого, пять часов сорок минут, без пяти три), а процедура ее показа сохраняется.












© 2010-2022