- Преподавателю
- Классному руководителю
- Формы и методы работы с детьми
Формы и методы работы с детьми
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Боргерт А.С. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Формы и методы работы с детьми, находящимися в социально опасном положении
Статус «социально опасное положение» имеют дети и подростки, находящиеся в обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья или не отвечающей требованиям к их содержанию и воспитанию. А также несовершеннолетние, склонные к девиантному поведению или находящиеся в конфликте с законом.
Я являюсь классным руководителем в 6 «А» классе , в классе обучается 10 учащихся , 5 из которых воспитываются в неполных семьях (Белоглазов В., Ковалева Т., Кляйн М., Колесник А., Костина Т.), 1 ребенок из многодетной семьи (Кляйн М.), 2 - обучающихся состоят на ВШК (Колесник А., Есимов Е.).
Свою работу планирую в трёх направлениях:
-
работа с ребенком (индивидуальная);
-
работа с классом;
-
работа с родителями;
-
работа с учителями - предметниками, социальным педагогом, педагогом - психологом и т.д.
Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, детей, педагогов можно эффективно решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития ребёнка.
Я стараюсь создавать благоприятные условия социализации личности, влиять на отношения между детьми, побуждать их к самовоспитанию, способствовать установлению в классе благоприятного психологического климата. Поэтому всоей работе я часто использую технологии активизации общения, развития
Моя непосредственная деятельность состоит из следующих компонентов:
1.Занятость учащихся в общественных организациях, кружках, секциях, клубах в учебных заведениях и по месту жительства
Посещение уроков. Составление программы наблюдения урока ученика.
2.Определение места подростка в труппе сверстников.
3.Анализ семейных взаимоотношений и условий воспитания учащейся в семье, применение которой, позволило получить данные по следующим аспектам:
-
состав семьи;
-
образование членов семьи;
-
специальность отца и матери;
-
кто из работающих членов семьи занят воспитанием ребенка;
-
где и как ребенок отдыхает летом;
-
участие родителей в воспитании детей;
-
соотношение запретов и разрешающих действий;
-
как в семье организован досуг.
Затем с родителями проводятся индивидуальные консультации с целью изменения установок и позиций родителей, негативно влияющих на поведение детей, а также устранить те условия в семейном воспитании, которые способствуют формированию девиантного поведения.
В ходе консультирования вырабатывались стратегии поведения родителей при взаимодействии с детьми с учетом индивидуальных особенностей, условий семейного воспитания по отношению к детям, давались рекомендации по применению конструктивных способов взаимодействия в семье.
Работа с родителями включает:
1. Посещение семьи для:
-
беседы по проблеме,
-
осмотра жилищно-бытовых условий,
-
наличия у ребенка места для отдыха и занятий.
2. Родительские собрания.
3. Взаимодействие с учреждениями, способными помочь семье, (совместно с социальным педагогом, если в семье материальные проблемы, проблемы со здоровьем детей или родителей, жилищные, психологические проблемы).
4. Рекомендации, консультации педагогов, психолога, социального педагога по воспитанию детей (психологические проблемы);
5. Бесплатное обеспечение обучающихся комплектами учебников
Всесторонний анализ положения учащегося и семьи является базой для принятия решения о том, какого вида помощь по реабилитации семьи необходимо обеспечить. Этот анализ проводится на этапе работы с учащимся и семьей, находящейся в социально опасном положении. Он позволяет вносить коррективы в план помощи несовершеннолетнему, признанному находящимся в социально опасном положении.
Неудовлетворение основных жизненных потребностей учащихся обычно являются симптомами личных, семейных, средовых или общественных проблем. Одни и те же «симптомы» могут потребовать различных способов разрешения. Если мы не поймем, как взаимодействуют факторы, способствующие возникновению социально опасного положения для семьи и учащегося, вся наша работа по составлению планов обеспечения безопасности и проведения вмешательств может не принести желаемого результата. Соответственно, точная всесторонняя оценка положения дел в семье является краеугольным камнем этой работы.
Построенная таким образом работа, позволяет достаточно успешно справляться с проблемой ребенка, находящегося в социально опасном положении. Именно чуткое, внимательное, гуманное отношение к детям, а особенно к тем, кому его не хватает такого отношения в семье должно идти от каждого педагога. Знание особенностей, возможностей и недостатков каждого ребёнка, стремление включить их в активную разнообразную деятельность в классе. Только изучив и обобщив всю информацию о ребенке (его состоянии, трудностях в учебе, в отношениях со сверстниками, семейные проблемы) можно ему чем-то помочь.
Особенно важна своевременная помощь. При правильном подходе, при снятии внешних причин, при правильной медико-психолого-педагогической помощи ребёнку личностные недостатки, особенно в детском возрасте, сглаживается, дети нормально адаптируются в коллективе и не вызывают особых трудностей в воспитательном отношении.
Памятка классного руководителя
-
Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.
-
Помните, что психологическая атмосфера в детском коллективе, прежде всего, зависит от отношения к человеку, как высшей ценности.
-
Умейте слушать детей.
-
Не забывайте, что у детей могут быть конфликты, и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.
-
Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, ранимы.
-
Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам.
-
При общении с детьми педагог на должен забывать об эмпатии (сочувствие, сопереживание ребенку) и педагогической рефлексии (объективной оценки себя, самоконтроль).
-
При работе с «трудными» подростками следует так организовывать деятельность, при которой «трудному» ребёнку был бы гарантирован успех, как следствие, уважение сверстников, то есть обеспечить «ситуацию успеха».
-
Помните, что преподаватель должен быть творческой личностью, «исследователем», а не простым «урокодателем», обезличенным носителем информации.
-
Чаще улыбайтесь детям. Школа, лишённая оптимизма, деградирует и умирает, преподаватель, не видящий перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не может научить их даже таблице умножения.