Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему: Курск - город воинской славы

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка воспитательного мероприятия

  1. Введение

Освобождения города Курска от немецко-фашистских захватчиков. Тема: «Курск - город воинской славы».

  • Цели и задачи:

- восстановить хронологию военных событий, связанных с захватом и оккупацией Курской области;

- познакомить с героями-курянами, памятными местами в городе;

- воспитывать патриотические чувства, гражданскую позицию;

  • формы: литературная гостиная, сообщения учащихся, беседа;

  • план воспитательного дела:

- музыкально-поэтический монтаж;

- сведения по улицам Курска

а) здания, пережившие войну;

б) имена героев в названии улиц;

в) памятники павшим в годы Великой Отечественной войны:

- минута молчания.

2. Подготовка.

  • Предварительно каждый ученик подготовил сообщение на заданную тему, либо подготовил выразительное чтение наизусть стихотворений по теме воспитательного мероприятия.

  • Обучающиеся с интересом готовились к выступлениям, самостоятельно готовили сообщения.

3. Сценарий дела.

Ход занятия:

1.(звучит тихо музыка на военную тематику)

1уч.: Ах, война, что ж ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики, мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

(музыка усиливается, выходят 4 обучающихся)

2: Мы по дорогам пыльным с боем шли.

От бомб земля дрожала, как живая.

Мы каждый метр своей родной земли

Отстаивали, кровью поливая.

3: Когда от бомб, казалось, мир оглох,

И друг мой пал из нашей роты первым,

Я знал: нужны не слёзы и не вздох,

А мой свинец, мой шаг вперёд и нервы.

4: Мне смерть страшна, но в битвах не робел,

В атаку шёл - других не гнулся ниже.

Шёл смело в бой не потому, что смел,

А потому, что трусость ненавижу.

5: Свинцовая метелица мела,

Рвались снаряды, мины завывали.

И песня нашей спутницей была

В бою. В походе. На ночном привале.

(исполняется песня «Эх, дороги»…)

2. Учитель: Тема нашего классного часа записана на доске. О чём пойдёт речь? А где бывают страницы?

- К концу занятия мы составим книгу, книгу о войне и Курске.

- Среди разбросанных страниц найдите ту, которая соответствует началу Великой Отечественной войны

(22июня1941года)

- Кто развязал эту страшную войну?

- Какая следующая дата из предложенных идёт по хронологии?(29августа1941года)

- Это день, когда впервые произошла бомбардировка города Курска. В этот день уже были первые погибшие в нашем городе.

- Какая страница следует дальше? (август-сентябрь1941года)

- В течение этого времени на территории Курской области и Курска создаются истребительные батальоны и отряды народного ополчения. В них входят жители города, которые не попали на фронт: женщины, старики и даже дети. Подумайте, какую работу могли выполнять истребительные отряды? (они дежурили на крышах домов и оповещали о приближении вражеских самолётов, ликвидировали последствия бомбёжек, тушили пожары в то время, когда горожане находились в бомбоубежищах).

- Какой месяц будет в продолжении нашей «ленты времени»? (октябрь1941года)

- Немецко-фашистские захватчики вторглись на территорию Курской области. Им потребовался месяц, чтобы дойти до Курска.

- Рассмотрите оставшиеся листки и догадайтесь, в какие дни шла оборона нашего города.(1-2ноября1941года)

- Враги двигались с северной стороны (где сейчас п. Щетинка). Они перешли реку Тускарь и стали подниматься вверх на холм к зданию мединститута. Отряды народного ополчения в этом месте уже построили баррикады.Здесь были самые ожесточённые бои. Но враг был лучше вооружён и превосходил в силе, поэтому наши отряды отступали назад по улице К. Маркса. И к вечеру 2ноября город был полностью в руках захватчиков.

- Какой самый длинный временной отрезок представлен на доске? (с 3ноября 1941года по 7 февраля 1943 года)

- Это самая страшная и горькая страница в нашей книге - время оккупации, когда на территории города и области хозяйничали фашисты. Посчитайте, сколько месяцев длилась оккупация? (15месяцев)

- Немецко-фашистские захватчики установили кровавый террор. За это время было расстреляно 13 тысяч мирных жителей, угнано в Германию на принудительные работы, в рабство 44 тысячи женщин и подростков.

Были полностью уничтожены все сахарные заводы, хлебозаводы, взорваны пединститут, цирк,96% школ. Даже землю нашу - курский чернозём они вывозили вагонами в Германию. Карательные отряды сжигали заживо целые деревни. Расстреливали женщин и детей, помогавшим партизанам.

Это страшное время длилось 15 месяцев. Какая дата стала переломной в истории оккупации нашего города?

(8февраля1943года). Как вы думаете, что это за дата?

- Скоро 8 февраля. Посчитайте, сколько лет назад это было? (71год).

- В ночь на 7февраля1943года командующий 60 армии генерал-майор И.Д.Черняховский отдал приказ о проведении Курской операции. Три дивизии двигались с севера, две с юга, одна бригада с востока. Первыми в ночь на 8февраля в Курск прорвались бойцы 322 дивизии под командованием С.Н. Перекальского. Завязались тяжёлые уличные бои. И вновь ожесточённая схватка возле мединститута. Именно здесь вёл в атаку своих солдат полковник, командир 322 дивизии С.Н.Перекальский, который уже был дважды ранен. Но он продолжал командование. Его последние слова: «Я погибаю, но вы, друзья, вперёд, за город Курск!»

С. Н. Перекальский похоронен на Никитском кладбище, где ему установлен памятник.

К вечеру 8февраля город Курск был полностью очищен от фашистов.

(Ученик): Стоял мой Курск в огне, разрушен,

И облака были черны.

Но он не сломлен, не задушен

Рукой безжалостной войны.

Дома смотрели на расстрелы,

Дрожали, плача от беды.

Кричали вихри и метели,

И тихо пели соловьи.

Но жизнь вернулась в город славный,

Измученный, но не пустой…

Теперь я знаю - самый главный

Был подвиг стойкости людской.

А.Волщукова

3. А). Учитель: - Действительно, «дома смотрели на расстрелы». Так, в самый первый день захвата города у стен мединститута было расстреляно 25 человек, у хлебозавода 5. Здания, которые пережили это ужасное время, могли бы многое нам рассказать.

Здание Филармонии в 1941году было штабом истребительных батальонов, а 10 февраля 1943года на его балконе выступал командир 60 армии, освобождавшей Курск. Назовите его имя. (Черняховский)

Краеведческий музей внешне не пострадал, но был разграблен. Его экспонаты вывезены в Германию.

Кинотеатр им. Щепкина, Сергиево-Казанский собор, библиотека им. Асеева, Дом Офицеров - были очевидцами тех событий. Но они молчат.

- Рядом с Сергиево - Казанским собором на улице Горького есть неприметный двухэтажный дом №23, который пережил войну и не пострадал. Но его стены помнят весёлый, озорной голос девочки Катюши Зеленко, которая родилась и жила в нём до начала войны, но больше сюда так и не вернулась. Что вы знаете о Екатерине Зеленко?

Б) (сообщение ученика)

Екатерина Зеленко была лётчицей. Она единственная женщина-лётчица, которая совершила воздушный таран.

Погибла 21 сентября 1941года, через 3 месяца после начала войны. Посмертно получила звание Героя

Советского Союза.

- Ребята, посмотрите на этот список. Все они - Герои Советского Союза. Видите ли знакомые фамилии?

Где вы их встречали? (в названии улиц).

- В этом списке только двое никогда не жили в Курске. Кто это? (Перекальский и Черняховский)

Почему же их имена живут в нашем городе?

- Остальные герои родились и жили в Курске. Чем они заслужили высшую награду страны?

(сообщения учеников об А.Е.Боровых, Н.Ф.Ватутине , И.Е.Сонине, Н.Г.Пигореве)

В) - Не только названия улиц напоминают нам о подвигах Великой Отечественной войны. Это ещё и памятники.

Подумайте над значением слова и скажите, а почему они так называются?..

- В нашем городе много разных памятников. Какие вы знаете, посвященные Великой Отечественной войне?

- Самый большой - Мемориальный комплекс памяти павших в 1941-1943гг.

Он включает в себя и кладбище, где захоронены военные, и несколько памятных знаков, и центральную стрелу

с вечным огнём.

- На Красной площади находится стела «Героям-курянам», где записаны имена всех наших земляков,

награждённых самой высшей наградой страны - звездой Героя.

- Небольшой памятный знак находится недалеко от нашей школы. Он посвящён Кате Зеленко, которую

скульптор запечатлел в обломках разбитого самолёта.(фото)

4. - Предлагаю всех тех, кто не вернулся с полей войны, кто погиб, защищая нашу страну, наш город, почтить

минутой молчания…

(Ученик): Грудной свой возраст помним мы едва ли,

У Сейма мы живём на берегу.

Мы здесь росли, отцы здесь воевали

И разогнули Курскую дугу.

Друзья! Давайте утверждать заранее:

В любое время и в любом году -

У всей планеты славные куряне

Всегда и всюду будут на виду.

М. Светлов

Учитель: - На этом наш классный час подошёл к концу. Проходя по улицам нашего города, иногда вспоминайте, какой ценой достался нам мир. Берегите его.

Презентация и листы с хронологией дат прилагаются.

5. Список использованной литературы

1.Левченко В.В., Грива В.А.Встреча с Курском. Курск: 2004г.

2.Липкинг Ю.А. и др. Курская область. Учебное пособие. Центрально-Чернозёмное изд.: Воронеж.1975г.

3.Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия (нач. шк.). - М.:ВАКО.2004г.

4.История и современность Курского края./Под ред. Б.Н.Королёва. Курск.1998г.

5.Курск. Фотоальбом./Сост. Гуданова В.А.-М.:1992г.

6.Курская область. Экономико-географический очерк. Центрально-Чернозёмное изд.: Воронеж.1965г.

7. Имена героев на карте Курской области./Под ред. А.В Корнеева.- СПб: 2011г.


© 2010-2022