- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему: Курск - город воинской славы
Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему: Курск - город воинской славы
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Несмачная Ю.Ю. |
Дата | 04.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка воспитательного мероприятия
-
Введение
Освобождения города Курска от немецко-фашистских захватчиков. Тема: «Курск - город воинской славы».
-
Цели и задачи:
- восстановить хронологию военных событий, связанных с захватом и оккупацией Курской области;
- познакомить с героями-курянами, памятными местами в городе;
- воспитывать патриотические чувства, гражданскую позицию;
-
формы: литературная гостиная, сообщения учащихся, беседа;
-
план воспитательного дела:
- музыкально-поэтический монтаж;
- сведения по улицам Курска
а) здания, пережившие войну;
б) имена героев в названии улиц;
в) памятники павшим в годы Великой Отечественной войны:
- минута молчания.
2. Подготовка.
-
Предварительно каждый ученик подготовил сообщение на заданную тему, либо подготовил выразительное чтение наизусть стихотворений по теме воспитательного мероприятия.
-
Обучающиеся с интересом готовились к выступлениям, самостоятельно готовили сообщения.
3. Сценарий дела.
Ход занятия:
1.(звучит тихо музыка на военную тематику)
1уч.: Ах, война, что ж ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
(музыка усиливается, выходят 4 обучающихся)
2: Мы по дорогам пыльным с боем шли.
От бомб земля дрожала, как живая.
Мы каждый метр своей родной земли
Отстаивали, кровью поливая.
3: Когда от бомб, казалось, мир оглох,
И друг мой пал из нашей роты первым,
Я знал: нужны не слёзы и не вздох,
А мой свинец, мой шаг вперёд и нервы.
4: Мне смерть страшна, но в битвах не робел,
В атаку шёл - других не гнулся ниже.
Шёл смело в бой не потому, что смел,
А потому, что трусость ненавижу.
5: Свинцовая метелица мела,
Рвались снаряды, мины завывали.
И песня нашей спутницей была
В бою. В походе. На ночном привале.
(исполняется песня «Эх, дороги»…)
2. Учитель: Тема нашего классного часа записана на доске. О чём пойдёт речь? А где бывают страницы?
- К концу занятия мы составим книгу, книгу о войне и Курске.
- Среди разбросанных страниц найдите ту, которая соответствует началу Великой Отечественной войны
(22июня1941года)
- Кто развязал эту страшную войну?
- Какая следующая дата из предложенных идёт по хронологии?(29августа1941года)
- Это день, когда впервые произошла бомбардировка города Курска. В этот день уже были первые погибшие в нашем городе.
- Какая страница следует дальше? (август-сентябрь1941года)
- В течение этого времени на территории Курской области и Курска создаются истребительные батальоны и отряды народного ополчения. В них входят жители города, которые не попали на фронт: женщины, старики и даже дети. Подумайте, какую работу могли выполнять истребительные отряды? (они дежурили на крышах домов и оповещали о приближении вражеских самолётов, ликвидировали последствия бомбёжек, тушили пожары в то время, когда горожане находились в бомбоубежищах).
- Какой месяц будет в продолжении нашей «ленты времени»? (октябрь1941года)
- Немецко-фашистские захватчики вторглись на территорию Курской области. Им потребовался месяц, чтобы дойти до Курска.
- Рассмотрите оставшиеся листки и догадайтесь, в какие дни шла оборона нашего города.(1-2ноября1941года)
- Враги двигались с северной стороны (где сейчас п. Щетинка). Они перешли реку Тускарь и стали подниматься вверх на холм к зданию мединститута. Отряды народного ополчения в этом месте уже построили баррикады.Здесь были самые ожесточённые бои. Но враг был лучше вооружён и превосходил в силе, поэтому наши отряды отступали назад по улице К. Маркса. И к вечеру 2ноября город был полностью в руках захватчиков.
- Какой самый длинный временной отрезок представлен на доске? (с 3ноября 1941года по 7 февраля 1943 года)
- Это самая страшная и горькая страница в нашей книге - время оккупации, когда на территории города и области хозяйничали фашисты. Посчитайте, сколько месяцев длилась оккупация? (15месяцев)
- Немецко-фашистские захватчики установили кровавый террор. За это время было расстреляно 13 тысяч мирных жителей, угнано в Германию на принудительные работы, в рабство 44 тысячи женщин и подростков.
Были полностью уничтожены все сахарные заводы, хлебозаводы, взорваны пединститут, цирк,96% школ. Даже землю нашу - курский чернозём они вывозили вагонами в Германию. Карательные отряды сжигали заживо целые деревни. Расстреливали женщин и детей, помогавшим партизанам.
Это страшное время длилось 15 месяцев. Какая дата стала переломной в истории оккупации нашего города?
(8февраля1943года). Как вы думаете, что это за дата?
- Скоро 8 февраля. Посчитайте, сколько лет назад это было? (71год).
- В ночь на 7февраля1943года командующий 60 армии генерал-майор И.Д.Черняховский отдал приказ о проведении Курской операции. Три дивизии двигались с севера, две с юга, одна бригада с востока. Первыми в ночь на 8февраля в Курск прорвались бойцы 322 дивизии под командованием С.Н. Перекальского. Завязались тяжёлые уличные бои. И вновь ожесточённая схватка возле мединститута. Именно здесь вёл в атаку своих солдат полковник, командир 322 дивизии С.Н.Перекальский, который уже был дважды ранен. Но он продолжал командование. Его последние слова: «Я погибаю, но вы, друзья, вперёд, за город Курск!»
С. Н. Перекальский похоронен на Никитском кладбище, где ему установлен памятник.
К вечеру 8февраля город Курск был полностью очищен от фашистов.
(Ученик): Стоял мой Курск в огне, разрушен,
И облака были черны.
Но он не сломлен, не задушен
Рукой безжалостной войны.
Дома смотрели на расстрелы,
Дрожали, плача от беды.
Кричали вихри и метели,
И тихо пели соловьи.
Но жизнь вернулась в город славный,
Измученный, но не пустой…
Теперь я знаю - самый главный
Был подвиг стойкости людской.
А.Волщукова
3. А). Учитель: - Действительно, «дома смотрели на расстрелы». Так, в самый первый день захвата города у стен мединститута было расстреляно 25 человек, у хлебозавода 5. Здания, которые пережили это ужасное время, могли бы многое нам рассказать.
Здание Филармонии в 1941году было штабом истребительных батальонов, а 10 февраля 1943года на его балконе выступал командир 60 армии, освобождавшей Курск. Назовите его имя. (Черняховский)
Краеведческий музей внешне не пострадал, но был разграблен. Его экспонаты вывезены в Германию.
Кинотеатр им. Щепкина, Сергиево-Казанский собор, библиотека им. Асеева, Дом Офицеров - были очевидцами тех событий. Но они молчат.
- Рядом с Сергиево - Казанским собором на улице Горького есть неприметный двухэтажный дом №23, который пережил войну и не пострадал. Но его стены помнят весёлый, озорной голос девочки Катюши Зеленко, которая родилась и жила в нём до начала войны, но больше сюда так и не вернулась. Что вы знаете о Екатерине Зеленко?
Б) (сообщение ученика)
Екатерина Зеленко была лётчицей. Она единственная женщина-лётчица, которая совершила воздушный таран.
Погибла 21 сентября 1941года, через 3 месяца после начала войны. Посмертно получила звание Героя
Советского Союза.
- Ребята, посмотрите на этот список. Все они - Герои Советского Союза. Видите ли знакомые фамилии?
Где вы их встречали? (в названии улиц).
- В этом списке только двое никогда не жили в Курске. Кто это? (Перекальский и Черняховский)
Почему же их имена живут в нашем городе?
- Остальные герои родились и жили в Курске. Чем они заслужили высшую награду страны?
(сообщения учеников об А.Е.Боровых, Н.Ф.Ватутине , И.Е.Сонине, Н.Г.Пигореве)
В) - Не только названия улиц напоминают нам о подвигах Великой Отечественной войны. Это ещё и памятники.
Подумайте над значением слова и скажите, а почему они так называются?..
- В нашем городе много разных памятников. Какие вы знаете, посвященные Великой Отечественной войне?
- Самый большой - Мемориальный комплекс памяти павших в 1941-1943гг.
Он включает в себя и кладбище, где захоронены военные, и несколько памятных знаков, и центральную стрелу
с вечным огнём.
- На Красной площади находится стела «Героям-курянам», где записаны имена всех наших земляков,
награждённых самой высшей наградой страны - звездой Героя.
- Небольшой памятный знак находится недалеко от нашей школы. Он посвящён Кате Зеленко, которую
скульптор запечатлел в обломках разбитого самолёта.(фото)
4. - Предлагаю всех тех, кто не вернулся с полей войны, кто погиб, защищая нашу страну, наш город, почтить
минутой молчания…
(Ученик): Грудной свой возраст помним мы едва ли,
У Сейма мы живём на берегу.
Мы здесь росли, отцы здесь воевали
И разогнули Курскую дугу.
Друзья! Давайте утверждать заранее:
В любое время и в любом году -
У всей планеты славные куряне
Всегда и всюду будут на виду.
М. Светлов
Учитель: - На этом наш классный час подошёл к концу. Проходя по улицам нашего города, иногда вспоминайте, какой ценой достался нам мир. Берегите его.
Презентация и листы с хронологией дат прилагаются.
5. Список использованной литературы
1.Левченко В.В., Грива В.А.Встреча с Курском. Курск: 2004г.
2.Липкинг Ю.А. и др. Курская область. Учебное пособие. Центрально-Чернозёмное изд.: Воронеж.1975г.
3.Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия (нач. шк.). - М.:ВАКО.2004г.
4.История и современность Курского края./Под ред. Б.Н.Королёва. Курск.1998г.
5.Курск. Фотоальбом./Сост. Гуданова В.А.-М.:1992г.
6.Курская область. Экономико-географический очерк. Центрально-Чернозёмное изд.: Воронеж.1965г.
7. Имена героев на карте Курской области./Под ред. А.В Корнеева.- СПб: 2011г.