- Преподавателю
- Классному руководителю
- Сообщение из опыта работы Развитие навыков общения как элемент социальной адаптации учащихся с ОВЗ
Сообщение из опыта работы Развитие навыков общения как элемент социальной адаптации учащихся с ОВЗ
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лучникова Е.В. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Под влиянием новых ценностных ориентаций общества и государства, а также в связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить соотношение образовательных достижений ребенка и его достижений в области социальной компетенции, переоценить роль и место личностного, социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в системе его образования и воспитания.
Психическое развитие ребенка - это процесс усвоения им социального опыта, который он может получить только во взаимодействии c другими людьми. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) наиболее комфортным и психологически безопасным является общение с взрослым человеком. Взрослые окружают его с раннего детства, умеют приспособиться к особенностям его поведения. Даже если ребенок хорошо воспитан, имеет знания о том, как нужно общаться, он сталкивается с огромным количеством трудностей при общении с такими же детьми. Ведь каждый из них считает себя главным и с трудом уступает другому. При общении со сверстниками это выражается либо в полном отсутствии интереса к другим детям, либо в ссорах, спорах с отстаиванием своего мнения, стремлением продемонстрировать себя и равнодушием к интересам партнера по общению. Именно поэтому большинство детей с ОВЗ общается опосредованно через взрослого, не готовы к взаимодействию друг с другом.
Чрезвычайно важный аспект работы с детьми с ОВЗ - побуждение их к общению друг с другом, формирование положительного эмоционального отношения к другим детям, стремление к контакту с ними. Ребенок должен научиться видеть своего сверстника, слышать его точку зрения, интересоваться его внутренним миром.
Общение
сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый социальными потребностями и включающий в себя обмен информацией, взаимопонимание и взаимопознание.
Функции общения
Информационно-коммуникативная
для передачи информации в процессе общения необходимо удачно выбрать форму сообщения информации, речевые средства и ситуацию информирования, предвидеть реакцию партнера, учесть его индивидуальные особенности, уметь конкретизировать информацию по ходу высказывания;
Познание людьми друг друга - осуществляется на основе умения анализировать внешнее поведение людей - позу, жесты, мимику, микромимику, изменять собственную стратегию общения, в зависимости от изменений эмоционального состояния, выразительного поведения партнера;
Организация межличностных взаимоотношений - предполагает проявление интереса к другому человеку, осознание себя активным равноправным участником взаимодействия, способным направленно формировать взаимоотношения;
Взаимовлияние людей друг на друга - проявляется в стремлении сделать так, чтобы собеседник увидел предмет, о котором идет речь нашими глазами, в поиске «слабых точек» в системе его аргументов и факторов, которые помогут управлять поведением партнера.
Литература: educontest.net/storage2/article/45424/СТАТЬЯ.doc
grandars.ru/college/psihologiya/psihologiya-obshcheniya.html
МБОУ «Сивинская школа интернат»
Сообщение из опыта работы
Развитие навыков общения как элемент социальной адаптации учащихся с ОВЗ
Воспитель Лучникова Елена Васильевна
Сива, 2015