Сценарий классного часа Компьютер-друг, помощник, враг?

Раздел Классному руководителю
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Сценарий классного часа Компьютер-друг, помощник, враг?Сценарий классного часа Компьютер-друг, помощник, враг?Сценарий классного часа Компьютер-друг, помощник, враг?

МКОУ Усть-Хопёрская СОШ

Учитель начальных классов

Буянова Светлана Николаевна

Сценарий открытого классного часа во 2 классе

«Компьютер- друг, помощник, враг?»

Цель:

Формирование позитивного отношения к компьютеру и умения использовать его во благо себе

Задачи:

- развивать умения видеть положительные и негативные стороны в работе с компьютером,

- формировать у школьников умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- воспитывать у ребят дружеское отношение друг к другу, умение работать в коллективе;

Планируемые результаты:

предметные: в ходе проведения классного часа учащиеся приобретут опыт по получению знаний о влиянии компьютера на человека в ходе групповойработы, получат систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

метапредметные: обучающиеся освоят универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

личностные: учащиеся будут готовы к саморазвитию, у них будет сформирована мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества . У обучающихся будут развиты умение получения, обработки и передачи информации с помощью информационно-коммуникационных технологий; умение

публичного выступления (высказывание своей мысли).

Возраст учащихся: 2 класс

Форма проведения: работа по группам -дискуссия.

Методы:

- объяснительно - репродуктивный;

- проблемно-ситуативный («поиск истины»);

- метод воспитывающей ситуации, умение работать в группе;

- метод убеждения;

- рефлексия.

Оборудование и материалы:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран;

  • презентация, подготовленная в Microsoft PowerPoint;

  • карточки с заданиями для групповой работы

  • буклеты,

  • цветные жетоны для разделения уч-ся на группы

  • магниты трех цветов на каждого ученика

Подготовительная работа:

Перед уроком учащиеся берут жетоны трёх цветов. И рассаживаются в три группы по цвету плаката на столе (красный, желтый, зеленый) с названиями «Компьютер - враг», «Компьютер - друг», «Компьютер - помощник».



Ход классного часа

I. Психологический настрой

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

- Возьмите друг друга за руки. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь солнечно и скажите друг другу вполголоса «Здравствуй!» Пожалуйста, садитесь.

II. Объявление темы беседы.

- Нашу беседу я начну с загадки. Если знаете ответ - отвечайте хором:

Он рисует, он считает,

Проектирует заводы,

Даже в космосе летает

И дает прогноз погоды.

Миллионы вычислений

Может сделать за минуту.

Догадайтесь, что за гений?

Ну, конечно же … (Компьютер.)

Много разных машин придумал и построил человек. Все они его верные помощники. Есть машины сильные, как экскаватор. Есть машины ловкие, как ткацкий станок. Есть машины быстрые, как самолёт. А есть машины умные, как компьютер. Конечно, компьютер не умнее человека. Но какую-то часть своего ума и знаний человек сумел передать компьютеру. Компьютеры стоят и на работе, и дома, и в школе, а иногда даже и в детском саду.

Упражнение «Ассоциации»:

-Ребята скажите, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово компьютер. (Учащиеся по очереди высказываются). (Монитор, игры, Интернет, почта ….)

- Сегодня я предлагаю вам поговорить о компьютере. Что вы хотели бы узнать? Да, мы сегодня должны выяснить кто он нам -друг, помощник или враг. Это и будет темой нашего классного часа.

-Работать мы сегодня будем группами.

IV. Работа в группах.

1 группа - подумайте и напишите 3-4 примера в подтверждение того, что компьютер - друг,

2 группа - компьютер - помощник,

3 группа - компьютер - враг.

- Давайте вспомним правила работы в группах.

Инфо - карусель (Все учащиеся перед началом работы в группах повторяют «Правила работы в группе» )

  • Говорим вежливо,

  • называем собеседника по имени,

  • говорим по очереди, не перебивая друг друга,

  • внимательно слушаем,

  • четко высказываем свое мнение,

  • соблюдаем порядок на парте,

  • уважаем мнение собеседника.

III. История создания компьютера.

- Немного из истории.

Компьютер в переводе с латинского обозначает - вычисляю, считаю. Первые персональные компьютеры появились в 1976 году в США. В конце 20 века человечество вступило в стадию формирования глобальной информационной сети «Интернет», которая способна объединить возможности различных компьютерных систем.

- Давайте выясним, что относится к компьютеру. Из каких составных частей компьютер состоит?

Отгадаем загадки:

  1. Нет, она - не пианино,

только клавиш в ней - не счесть!

Алфавита там картина,

знаки, цифры тоже есть.

Очень тонкая натура.

Имя ей ... (Клавиатура).

  1. По ковру зверек бежит,

То замрет, то закружит,

Коврика не покидает,

Что за зверь, кто угадает?

(Мышка)

  1. Сохраняет все секреты

«ящик» справа, возле ног,

и слегка шумит при этом.

Что за «зверь?». (Системный блок).

  1. На столе он перед нами,

на него направлен взор,

подчиняется программе,

носит имя...(Монитор).

  1. То-то радость, то-то смех

На бумаге, без огрех,

Из какой коробки лезет

Текст на удивленье всех?

(Принтер)

  1. Сетевая паутина

оплела весь белый свет,

не пройти детишкам мимо.

Что же это? (Интернет).

-А сейчас мы с вами выполним один из добрых советов.

Сделаем гимнастику для глаз.

IV.Физминутка.

Если вы сидите за компьютером, для начала необходимо отвернуться от монитора и закрыть глаза,

  • быстро 10 раз зажмуриться, не разжимая век;

  • потом также 10 раз интенсивно поморгать ( Желательно это проделывать как можно быстрее и как можно шире открывая глаза);

  • далее нужно закрыть глаза и нарисовать ими восьмерку, сначала вертикальную, затем горизонтальную;

  • после этого надо помассировать виски у края глаз круговыми движениями кончиков пальцев, но здесь есть маленький нюанс: пальцы правой руки необходимо двигать почасовой стрелке, а пальцы левой - против.

V. Выступления групп.

Группы озвучивают выполненные задания.

Выступление 1 группы

- В каких случаях компьютер ведет себя как друг?

  1. С помощью компьютера общаемся с друзьями.

  2. Можно общаться без границ в реальном масштабе времени.


  1. Чтобы написать письмо родителям или другу, не надо куда-то бежать.


  1. Множество чатов, где можно познакомиться с новыми друзьями и отдохнуть.

  2. Можно найти игры, развлечения, с пользой провести время.

Выступление 2 группы

-Итак, скажите, какую пользу, приносит компьютер?

  1. Компьютер - источник информации.

  2. Хорошая печатная машина

  3. Счётная машина

  4. Хранит большой объём информации

  5. Развивающие игры.

  6. Тренируют память, логику, мышление.

  7. Материал при подготовке к урокам.

  8. Репетитор.

  9. Дистанционное образование .

  10. Сочинение музыки, стихов, рисование.

-Компьютер может быть не только другом, но и превратиться в злейшего врага. В каких случаях может произойти именно так?

Выступление 3 группы

  1. Компьютер вредит зрению.

  2. Вредит позвоночнику (много проводим времени в сидячем положении и в напряжении).

  3. Перегрузка суставов кисти при работе с мышкой.

  4. Присутствует головная боль, нарушение сна, нарушение памяти.

  5. Мало читаем, а отсюда мало воображаем, представляем, фантазируем.

  6. Получаем стресс при неудачах во время игры, потере информации.

  7. Снижается успеваемость.

  8. Бездумное копирование сочинений, домашних работ.

VI. Практические задания. Работа по группам

-Ребята, вы хорошо справились с теоретическими вопросами, а теперь я прошу поработать над практическими заданиями.

-Выберите из списка добрые советы, которые вам пригодятся во время работы на компьютере (раздать листы на каждую группу с советами)

Каждая группа называет по -одному совету (по очереди)

Выберите добрые советы, для того чтобы сохранить здоровье.

1. Проводить за компьютером не более 20 минут

2. Часто проветривать комнату, где находится компьютер

3. Работать за компьютером 5 часов .

4. Сидя за компьютером ровно держать спину.

5. Глаза от монитора должны находиться на расстоянии 70 см.

6. Не вставать и не делать разминку.

7. Время от времени выполнять гимнастику для глаз (каждые 10 минут)

8. Вставать из-за компьютера и делать разминку.

9. Сидеть близко к монитору, иначе ничего не видно.


(убрать вредные, остались добрые).

1. Проводить за компьютером не более 20 минут

2. Часто проветривать комнату, где находится компьютер

3. Сидя за компьютером ровно держать спину.

4. Глаза от монитора должны находиться на расстоянии 70 см.

5. Время от времени выполнять гимнастику для глаз (каждые 10 минут)

6. Вставать из-за компьютера и делать разминку.

VII. Физкультминутка «Если весело живётся»

VIII. Результаты анкетирования среди учащихся 2-6 классов.

  1. Умеете ли вы работать на компьютере?

Да - 38 Нет - 5

Иногда

Так себе 4

Не знаю

  1. Сколько часов в день вы проводите за компьютером?

5ч- 1 1,5ч- 4 0 ч- 7

4 ч - 3 1 ч - 11

3ч- 3 30 мин- 8

2 ч - 7 5-15 мин- 3


  1. Играете ли вы в компьютерные игры?

Да- 39 Нет - 8

  1. Сколько времени проводите за компьютерной игрой?

4 ч - 2 1 ч - 11

3ч- 2 30-40 мин- 6

  1. ч - 6 1-20 мин- 7

Пока не закончится уровень- 2


  1. Легко ли вы отрываетесь от компьютерной игры?

Да- 24 Нет - 10

Не очень - 5

Выводы.

- Ребята, послушайте, что случилось однажды с лесным зверем - медведем:

На беду компьютер Мишка раздобыл,

Что такое свежий воздух позабыл!

И теперь он дни и ночи напролет

С виртуальным хулиганом бой ведет.

Он с компьютером играет в дурака,

И раскладывает карты " паука "

Позовет к себе невидимых гостей,

И играет с ними в карты, дуралей!

На охоту он давно не выходил,

Запах пищи, вкус воды совсем забыл!

Он осунулся и очень похудел -

Игровой азарт медведя одолел.

Не осталось у него медвежьих сил

И сейчас его бы заяц победил!

Как с компьютером беднягу развести?

Как мишутку от напасти нам спасти?

- Что же случилось с Мишкой?

- Скажите, на пользу ли пошла ему находка?

- Почему вы так считаете?

- Чем после приобретения игрушки стала отличаться жизнь мишки от нормальной? Перечислите.

- Так, для мишки - компьютер стал чем: другом, помощником или врагом? Почему?

- А для вас компьютер это что? Докажите свое мнение.

Постановка проблемы: чтение текста

- Чтобы помочь вам определиться с ответом на вопрос: компьютер - друг, враг или помощник, я хочу предложить послушать вам маленький рассказ. А после него вы ответите на мой вопрос: что для вас компьютер?

В одном городе жил мастер, окруженный учениками. Однажды один из учеников задумался «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответа?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Держа ее, он думал «Если мастер ответит что бабочка мертвая, я тут же отпущу ее и он увидит что ошибся. Если же скажет, что бабочка живая, я сожму руки и она погибнет». Подойдя к мастеру, ученик спросил: « Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» не глядя на руки ученика мастер ответил: «Всё в твоих руках».

-Итак, от чего или от кого зависит, что для нас компьютер?

- Почему?

-Компьютер может быть для нас кем угодно. Если захотите, чтоб он был врагом - он им для вас будет. Если захотите, чтоб стал другом - он тоже им будет. И помощником. Кем он будет для вас - зависит только от вас! Как в рассказе: всё в ваших руках.

Компьютерная зависимость - пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.

Сначала такая зависимость носит характер легкой увлеченности: человек «почувствовал вкус» к игре, расспрашивает товарищей и сверстников об игровых новинках. Затем, через некоторый промежуток времени, с усилением заинтересованности играми, увлеченность перерастает в поведение, когда человек начинает систематически и долго играть на компьютере.

К первым признакам компьютерной зависимости относится следующее:

- ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;

- провел хотя бы одну ночь у компьютера;

- прогулял школу - сидел за компьютером;

- приходит домой и сразу садится за компьютер;

- забыл поесть, умыться (раньше такого не было);

- пребывает в плохом настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;

- конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

- Что делать, если человек стал зависимым от компьютера? Но он очень хочет вернуться к нормальной жизни. Где же получить помощь?

(выслушиваются мнения учащихся)
- Необходимо контролировать время, проведенное за компьютером. Ребёнок до 6 лет не должен проводить за компьютером более 10-15 минут - и то не каждый день. Для младшего школьного возраста ограничение составляет 30-40 минут в день. Надо больше времени проводить в семье, помогая родителям и близким, общаться со своими друзьями, посещать спортивные секции, художественные студии, кружки, читать художественную литературу, уделяя должное внимание учебе и своему здоровью.

- Так как же решить вопрос: «Компьютер - друг или враг»?

- Компьютер не может сам нанести вред или пользу человеку. Все зависит от самого человека. Нужно помнить о том, что чрезмерное увлечение компьютером вредит здоровью и мешает человеку жить полноценной жизнью. У такого человека отсутствуют увлечения, он мало общается с окружающими людьми, его интересы сужаются до размеров экрана.

Для сохранения своего здоровья необходимо правильно организовать рабочее место, соблюдать правила работы за компьютером. Вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой и спортом. При соблюдении всех этих условий компьютер превратится в друга и верного помощника.

- Я дарю вам добрые советы, чтобы вы помнили о них, когда работаете или играете за компьютером и берегли свое здоровье. И тогда компьютер будет вашим другом и помощником, а не врагом.

Правила работы за компьютером:

1. Проводить за компьютером 30-40 минут (в день)

2. Часто проветривать комнату, где находится компьютер

3. Сидя за компьютером ровно держать спину. Между корпусом тела и краем стола должно оставаться свободное пространство около 5 см.

4. Глаза от монитора должны находиться на расстоянии 70 см.

5. Время от времени выполнять гимнастику для глаз (каждые 10 минут)

6. Вставать из-за компьютера и делать разминку.

7. Обязательно чередовать работу за компьютером с прогулкой на свежем воздухе.

8. Организуй свое свободное время (посещение спортивных секций, кружков, общение с друзьями, чтение книг и т.д.)

Рефлексия

- Вот и завершается наша увлекательная встреча.

А теперь мне хотелось бы узнать, насколько полезна была эта работа?

На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец - это какая- то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение:

  • большой - я узнал новое

  • указательный - буду выполнять правила работы на компьютере для сохранения своего здоровья,

  • средний - активно работал

  • безымянный - ничего не понравилось, неинтересно.

  • мизинец - было комфортно …

Ребята закрашивают подходящее высказывание. После этого ладошки закрепляются на доске.


-Давайте закончим наш классный час стихотворением (читаем вместе):

Не нужно бояться умных машин,
Ведь пользу большую несут они в жизнь.
"Лишь ты позаботься о личном здоровье", -
Такие компьютер нам ставит условия.

-Благодарю вас за работу!

11


© 2010-2022