Мастер класс (обобщение опыта) на тему: Методические рекомендации по организации исследовательских проектов учащихся

Мастер-класс на тему: "Методические рекомендации по организации исследовательских проектов учащихся" (материал для учителя, можно использовать как тему самообразования). Обычно в проведении исследования 1/3 времени занимает подготовительный этап, который включает правильную формулировку темы и цели работы, и выбор или отработку методики проведения исследования; 1/3 затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведения опытов; не менее 1/3 времени уходит на обработку материала, е...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

« Сидорская средняя общеобразовательная школа»

















«Мастер - класс»

Методические рекомендации по организации исследовательских проектов учащихся.

(выступление на методическом совете учителей начальных классов)














Передунова Е. В.

учитель начальных классов













2015 год

«Мастер-класс»

учителя начальных классов

Передуновой Е. В.

Тема: Методические рекомендации по организации

исследовательских проектов учащихся


Обычно в проведении исследования 1/3 времени занимает подготовительный этап, который включает правильную формулировку темы и цели работы, и выбор или отработку методики проведения исследования; 1/3 затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведения опытов; не менее 1/3 времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы.

В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

Основополагающий вопрос проекта должен соответствовать следующим требованиям:

  • не иметь единственного и очевидного «правильного» ответа;

  • вызывать интерес у учеников;

  • предполагать необходимость творческого подхода к изучаемому
    материалу;

  • иметь широкий диапазон, обеспечивающий возможную взаимосвязь
    между различными областями знаний и объектами изучения.

На начальном этапе для успешной организации исследовательской деятельности учащихся учитель должен тщательно продумать основополагающий вопрос и проблемные вопросы проекта. Именно от качества основополагающего вопроса и формулировок проблемных вопросов зависит то, с какой мотивацией будут выполнять ученики самостоятельное исследование: в соответствии с внутренней потребностью или под внешним воздействием, требующим от них исполнительской дисциплины, высокого уровня выполненной работы для положительной оценки, или их заставляет действовать страх перед учителем, одноклассниками, родителями.
Главное назначение основополагающего вопроса в том, чтобы нацелить учеников на более высокий уровень мышления, то есть, чтобы

  • побуждать школьников к сравнению фактов, к определению
    самостоятельных оценок событий, объяснению явлений,
    интерпретированию сведений и т.п.;

  • связать изучение одной темы с другими дисциплинами и темами;

  • обсуждать вопросы, которые ученики будут вынуждены задавать
    учителю.

Проблема - это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь - это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем - дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.

Методические приемы создания проблемных ситуаций.


Преподаватель:

~ подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ решения;

~ сталкивает противоречия практической деятельности;


~ излагает различные точки зрения на один и тот же во-
прос;

~ предлагает рассмотреть явления с различных позиций;


~ побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из си-
туаций;

~ ставит конкретные вопросы;

~ставит проблемные задачи (с недостаточными или избы-
точными данными, с противоречиями, с неопределенностью в постановке вопроса, с заведомо допущенными
ошибками).

Тема - это «визитная карточка» исследования, она выбирается с учетом ее актуальности.

Темы можно объединить в три основные группы:

· фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений (различные прогнозы);

· теоретические - эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у людей, это то, что написано в книгах, и др.;

· эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она не казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта, вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, добровольно-обязательное мероприятие. Интерес к теме выстраивается-
, конечно, с учетом имеющегося у детей учебного и жи-
тейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений. Тема про-
екта должна быть сформулирована естественным для детей язы-
ком и так, чтобы вызвать их интерес. Как учитель это сделает,
зависит от его фантазии и мастерства. Может быть, для этого
понадобится рассказать сказку, притчу, разыграть инсценировку
или просмотреть видеосюжет. А может быть, достаточно сослать-
ся на уже виденное, услышанное, узнанное учениками, используя
когда-то возникший у них к этому интерес.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Вам необходимо предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл. Искусство педагога при проведении этой работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.

Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным. Увлечь другого может лишь тот, кто сам увлечен. Эта мысль всем хорошо известна и доказательств не требует. О ней не стоит забывать при разработке тематики детских исследований. Тема, как отмечено выше, зависит в первую очередь от интересов ребенка, но, двигаясь навстречу этим интересам, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя как «рыба в воде».

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Приведу пример такого подхода. «Как защитить деревья в городе» - так называлась тема исследования. Интересна сама постановка проблемы, ученик рассматривает дерево нетрадиционно. Ведь принято считать, что деревья спасают города от многих экологических бед. Но ребенок сумел увидеть другой аспект проблемы, подчеркнув уже самой темой своего исследования, что и сами спасатели нуждаются в нашей защите.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно, но, учитывая, что способность долговременно работать в одном направлении у школьника ограничена, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Тема должна быть доступной. Тема
должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.е.
находиться в зоне ближайшего развития. Проще говоря, у учащих-
ся должно сложиться ощущение, что они в этой теме до некото-
рой степени компетентны. Необходимо учитывать, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Не забывайте о сочетании желаний и возможностей ребенка. Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов.

Практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Заглавие должно быть кратким и по возможности давать максимум информации о ее содержании. Наиболее частой ошибкой является выбор учащимися широких тем - они, как правило, оказываются поверхностными и не до конца проработанными из-за обилия имеющегося материала. Работы, посвященные узким темам - прорабатываются более глубоко и детально.

Следует подчеркнуть: никто не требует, чтобы тема проекта фор-
мулировалась в соответствии с учебным планом, она вовсе не дол-
жна быть связана с мероприятиями, приуроченными к знамена-
тельным датам, событиям - тема проекта должна быть обязательно связана с интересами детей соответствующего возраста, с теми
вопросами, получить ответы на которые для них актуально и важ-
но, по их собственному мнению.

Варианты подбора тем:

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

Возможно, что тематика проектов касается какого-то те-
оретического вопроса школьной программы с целью углуб-
ления знаний учеников по этому вопросу, дифференциации
процесса обучения. Чаще темы проектов относятся к какому-то практичес-
кому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вме-
сте с тем, требующему привлечения знаний обучающихся не
по одному предмету, а из разных областей, их творческого
мышления, исследовательских навыков. Таким образом,
кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний,
реализуется межпредметная связь.

Тем для проектов неисчерпаемое множество, это живое творчество, которое нельзя никак регламентировать.

Гипотеза (др. греч. hypothesis - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений) - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Ранее собранные и проанализированные на основе наблюдений, экспериментов, размышлений факты позволяют увидеть что-то необычное, неожиданное: неясности, несоответствия, нарушения в цепи предшествующих доказательств - в результате выявляется проблема.

Гипотеза(ы) возникают как возможный вариант решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа процесса творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем, а затем в ходе мыслительных и реальных экспериментов, оценивать их вероятность. Гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза - это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение. Надо создавать ситуации, в которых ученик как бы идет на один, два шага впереди учителя. Учитель, подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, отдает права его "открытия" классу.

Организация работы в группах. Работа в группе возможна благодаря самостоятельным инициативным усилиям отдельных учеников при полном подчинении личных интересов интересам групповым. При работе в группе ученики не только дополняют друг друга, но и создают здоровую конкуренцию, повышая качество самого проекта. Объединенные в группы учащиеся демонстрируют единство, целостность, сплоченность - качества, формирующие личность. Процесс работы над проектом немыслим без дискуссий.

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи.

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с гипотезой. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Грамотно сформулировать цели - особое умение. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь. Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы. Если не пожалеть времени и усилий на целеполагание, работа над проектом в этом случае превратится в пошаговое достижение поставленных целей от низших к высшим. Но не стоит и перегибать палку. Если увлечься излишней детализацией, можно потерять связь с реальностью, и в этом случае список мелких целей помешает достижению главной, за деревьями можно не увидеть леса. «Гигантизм» в выборе темы и цели исследования - наиболее распространённая ошибка начинающих исследователей.

Формулировка задач исследования - тоже довольно сложное и трудоёмкое занятие. При их постановке исследователь должен чётко указать, для чего проводилась работа, зачем (или кем) нужно было наблюдать и выяснять, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный ответ. Условно можно подразделить возможные задачи (по задаваемым вопросам) на следующие типы:

  1. Количественные задачи (отвечающие на вопрос «Сколько?»).

  2. Количественные задачи на выявление связей между явлениями («Какова связь?»).

  3. Качественные задачи (отвечающие на вопрос «Есть ли?»).

  4. Функциональные задачи (отвечающие на вопросы «Для чего?» или «Зачем?»).

  5. Задачи на выявление механизмов (отвечающие на вопрос «Как?»).

  6. Задачи на выявление причин явлений (отвечающие на вопрос «Почему?»).

    • Пример: «Установить, почему в течение суток изменяется распределение фитопланктона по акватории водоёма?».

Целью проекта
всегда является нахождение способа решения проблемы. Ее конк-
ретная формулировка возникает из проблемы проекта, которую мы
рассматриваем в конкретной сюжетной ситуации. Задача или за-
дачи проекта формулируются для того, чтобы ответить на вопрос,
как достичь обозначенной цели. За-
дачи проекта - организация и проведение определенной работы
для поиска способа или способов решения проблемы проекта. Они
формулируются учителем или при его активном участии в самых
общих чертах. Учитель формулирует задачу так, чтобы она обя-
зательно нуждалась в конкретизации, которую должны сделать
учащиеся. Тогда происходит личностное «присвоение» задачи,
включается самостоятельное мышление по поиску способов ее ре-
шения. Следует сделать особый акцент именно на этом моменте.
Если мы не обеспечим этот пусковой механизм творческой актив-
ности ребенка, мы не достигнем всего того, чего мы ожидаем от
учебного проекта. Просто обрисовав проблему, сюжетную канву и
сформулировав цель и задачу проекта без работы с детьми по «вжи-
ванию» в проблему,
учитель может натолкнуться на пассивность детей. Если не зажечь
идеей, не возбудить желание разрешить противоречие проблемы
проекта, то не будут задействованы все те механизмы, которые в
дальнейшем должны работать, поддерживая целеустремленность,
самостоятельность и творчество учащихся.

На данном этапе также важно организовать деятельность по коллективному обсуждению проекта и организации его выполнения. В этой связи учащихся стимулируют для высказывания идей по реализации проекта. С этой целью на доске выписывают все идеи, выдвигаемые учащимися, не отвергая их. Когда высказано значительное число предложений, совместно с учащимися следует, исходя из замысла проекта, обобщить и классифицировать основные направления выдвинутых идей в наиболее наглядной и понятной для них форме. На этом этапе строится модель деятельности, выявляется значимость проектной работы, производится планирование будущей деятельности. Определенную роль на первом этапе играет направленность учащихся на успех предстоящего дела. Деятельность учителя на данном этапе сводится к оказанию помощи учащимся с определением темы, постановкой проблем для исследования в проекте. Для педагога важно сформировать навыки совместной работы и делового общения с учащимися.

Выбор источника информации.

Книга - увеличительное стекло. Когда кончается книга? Плохая книга кончается на последней странице. Даже раньше. В ту минуту, когда пропадает желание ее читать. Но хорошая книга не кончается никогда. Вы заметили, что про плохую книгу никому не хочется рассказывать, а про хорошую - хочется. Наверно, книга существует для того, чтобы помочь людям найти друг друга, понять друг друга и получить от этого подлинную радость. Книга - как увеличительное стекло - собирает, усиливает человеческие мысли, помогает им стать словами, передаться от одного человека другому. Человечество выражает в книге свое сознание, свою душу. Как же научиться быть вместе с книгой, как научиться перекачивать в себя силу книг, как научиться тому, чтобы осталась радость нового знания, когда уйдет книга?

Целенаправленные занятия с учебником на уроках совершенно необходимы. Преимущество работы с книгой, эффективность ее как метода, выражается в:
1) возможности многократной работы учащихся с интересующей их информацией;
2) получении возможности свободно читать и понимать прочитанное;
3) возможности понять, запомнить, синтезировать, сравнивать и др.;
4) развитии памяти, воспроизведении по памяти, формирование навыков самоконтроля;
5) приобретении учебно-научных умений: умении письменной работы (ведение записей по изучаемым материалам), составлении схем и графиков, диаграмм; составлении сравнительных характеристик изучаемых явлений, фактов, статистических данных, автобиографических и других данных; умении в изучаемом материале выделить главное, существенное и т.д.

Учащиеся обычно не любят работать в классе с учебником до объяснения материала педагогом, им более доступны занятия по ходу или после объяснения. Возможности педагога в их организации значительны, и их не нужно упускать. При работе с учебником необходимо использовать различные приемы, в том числе их комплексы, ставить разные цели. (Читать слайды - виды заданий, презентация книги.)

Умение работать с литературой.

Работа с литературой осуществляется параллельно с общим ходом исследований и состоит из определённых этапов:

I этап: работа до чтения текста.
II этап: работа во время чтения.
III этап: работа после прочтения текста.

Из списка книг по интересующей вас проблеме отберите литературу для выборочного чтения или для изучения.

I этап: ознакомиться с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путём беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей. Этот просмотр позволит получить представление о всем материале, который необходимо усвоить. Делать это лучше всего в следующей последовательности:

- заглавие; - автор; - издательство (или учреждение, выпустившее книгу); - время издания; - аннотация; - оглавление; - авторское или издательское предисловие; - справочно-библиографический аппарат (указатели, приложения, перечень сокращений и т. п.).

Предварительное ознакомление призвано дать четкий ответ на вопрос о целесообразности дальнейшего чтения книги, в каких отношениях она представляет интерес и какими должны быть способы ее проработки, включая сюда наиболее подходящую для данного случая форму записей. Прочитав заголовок, спрашивайте себя:
- о чем здесь пойдет речь?
- что мне предстоит узнать?
- что я уже об этом знаю?
Вы мобилизуете все свои прошлые знания, появляется ожидание новых знаний.

II этап: работа во время чтения. Существуют два подхода к чтению научно-литературного произведения: беглый просмотр его содержания и тщательная проработка произведения в целом или отдельных его частей.

Беглый просмотр содержания книги необходим в тех случаях, когда предварительное ознакомление с ней не дает возможности определить, насколько она представляет интерес, и для того, чтобы быть в курсе имеющейся литературы по интересующему вопросу. Бывает и так, что становится ясно - в работе содержатся нужные материалы, и требуется ее полный просмотр, чтобы их найти. Беглый просмотр книги - по существу «поисковое» чтение.

Тщательная проработка текста (иногда его называют «сплошным чтением») - это усвоение его в такой степени, в какой необходимо по характеру выполняемой работы. Следует отметить, что прочитать текст - еще не значит усвоить его. Текст надо обязательно понять, расшифровать, осмыслить.

Читать следует про себя. (При этом читающий меньше устаёт, усваивает материал примерно на 25% быстрее, по сравнению с чтением вслух, имеет возможность уделить больше внимания содержанию написанного и лучше осмыслить его). Никогда не следует обходить трудные места книги. Их надо читать в замедленном темпе, чтобы лучше понять и осмыслить. Помните: нельзя ожидать, чтобы можно было за один раз достигнуть полного выяснения всех особенностей изучаемого материала. Рекомендуем возвращаться к нему второй, третий, четвёртый раз, чтобы то, что осталось непонятным, дополнить и выяснить при повторном чтении.

Ведите диалог с текстом, выявляйте скрытые в тексте вопросы, стройте свои предположения и проверяйте их. Выясняйте трудные для вас вопросы. Делайте выписки, подчеркивайте важные мысли, изучайте схемы, чертежи, таблицы. Разбирайте конкретные примеры. В этом этапе работа ведется от меньшего к большему: абзац, раздел, параграф, глава, вся книга. Диалог с текстом - стержень этого этапа. Чтобы он был полноценным, надо по ходу чтения вести разнообразную умственную работу. У вас по ходу чтения должны возникнуть вопросы к тексту; прервите чтение, осмыслите текст, факт, предскажите возможные пути проверки и предположительные результаты, выдвигайте гипотезы. Конечно, проще прочитать текст и найти ответ двумя абзацами ниже. Но мысль, понятую с чужих слов, вы никогда не усвоите так осознанно и прочно, как постигнутую собственным умом, добытую самостоятельно. В результате такого творческого чтения родятся новые идеи, отыскиваются ошибки и неточности в ваших прежних знаниях.
Сократ, выдающийся мыслитель Древней Греции, считал, что к поиску истины побуждают вопросы. Проверка своей работы станет привычкой, потребностью, одним из важных средств личности. Дайте себе отчет в знании или незнании, обращайте внимание на непонятные слова, выражения, ищите их значение, непонятные они мешают усвоению текста. Здесь вам помогут словари, справочники, дополнительная литература. Внимательно изучайте схемы, таблицы, примеры, поясняющие ту или иную мысль, правило, закономерность. Изучение примеров текста поможет применять свои знания на практике. Схемы помогут увидеть и понять структуру текста, связь элементов.
Большую помощь при осмыслении оказывают выписки и подчеркивания. Подчеркивания допустимы на полях в своей книге. Положите закладки (чистые листы бумаги) в нужных местах, где можно сделать выписки.
Выписки - сжатое изложение какого-либо места книги. Они могут быть связаны с вашей специальностью, выработкой мировоззрения, интересующим вас вопросом. Выписки - источник справок. Выписки делаются в тетради или на отдельной карточке. Обязательное требование: общая тема, например, география; выписка с указанием автора, заглавия книги, номер страницы.

Виды выписок. Конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Тезирование - краткое изложение основных мыслей прочитанного. Цитата - дословная выписка, точно воспроизводящая текст. При цитировании соблюдаются правила записи прямой речи. Она ставится в кавычки, вместо пропусков - многоточие. Обязательно указывается источник, откуда взята цитата. Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла. Рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном. Составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков.

При чтении рекомендуется использовать различные способы маркировки того или иного материала: закладки с пометками, подчеркивание карандашом, особая знаковая система.

Учитесь искать вопросы и ответы.
Вопросы могут быть примерно такими:
- о чем здесь говорится?
- что мне уже об этом известно?
- что именно об этом сообщается?
- чем это можно объяснить?
- с чем это нужно не перепутать?
- что из этого должно получиться?
- для чего это делается?
- когда и как это можно применить?

III этап: работа после прочтения текста. Попытайтесь выразить главную мысль текста, т.е. попытайся понять, для чего написан текст. На этом этапе читатель работает со всем текстом в целом. Позвоночник текста - план - перечень вопросов рассматриваемых в произведении. План (устный или письменный) обосновывает и доказывает основную мысль автора. План - как бы путь через текст, от факта к факту, от мысли к мысли. Составляя план, мы учимся читать внимательно, вдумчиво, отделять главное от второстепенного. Эта форма развивает мышление, облегчается запоминание. Чтобы составить план, нужно мысленно разбить текст на части, каждая из которых содержит законченное сообщение о каком-то развитии темы, обращай внимание и на авторскую разбивку текста на абзацы. Пункт плана - короткая формулировка основного содержания части текста. Требования к плану:
1) выделить все существенное;
2) перевести на свой язык с попутным сокращением;
3) связанно записать;
4) выделять цветом термины, понятия, пункты.

Формы представления результатов.

Возможные виды презентации проектов:

- научный доклад; - Web-сайт; - деловая игра;

- демонстрация видеофильма; - экскурсия; - телепередача;

- научная конференция; - инсценировка; - театрализация;

- спектакль; - путешествие; - реклама;

- атлас; - бизнес - план;

- видеоклип; - электронная газета; - законопроект;

- дизайн - макет; - модель; - коллекция;

- мультимедийный продукт; - письмо в …; - прогноз;

- путеводитель; - рекламный проспект; - словарь;

- справочник; - виртуальная экскурсия;

- игры с залом; - защита на Ученом Совете;

- дневник путешествий; - главы из несуществующего учебника;

- пресс-конференция; - диалог исторических или литературных персонажей.

Ученики - участники проектной группы - самостоятельно определяют источники информации (архивы, музеи, встречи с очевидцами событий), составляют список литературы, намечают календарный план выполнения проекта, функциональные обязанности и объем работы каждого из участников проекта, обрабатывают информацию, определяют возможную форму представления результатов (составление научного отчета, доклада, создание графической модели, карты, дневника и т. д.). Учитель помогает получить доступ в архивы и музеи, дает информацию о правилах работы с документацией, источниками литературы, помогает выработать четкий план действий, сопровождает проект на этапе планирования, старается организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание других школьников.

Реализация исследовательского проекта.

Учащиеся собирают и анализируют информацию, сопоставляют различные точки зрения, проектируют и моделируют индивидуальную или групповую работу, оформляют работу, создают проект как единое целое, также учащимся необходимо выбрать инструментальную основу представления проекта - средства визуализации. На данном этапе работа оформляется письменно с учетом всех стандартных требований. Преподаватель наблюдает и советует, косвенно руководит деятельностью. На этом этапе преподаватель оценивает индивидуальный вклад каждого из участников в проект. Также анализируются факторы сплоченности и объединенности группы, нацеленность на конечный результат, демонстрируются образцы правильно оформленных работ. В этот период учащиеся учатся творческому поиску лучшего варианта решения задач. Этот период самый длительный по времени.

Защита.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть надлежащим образом оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах). В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимися приходится привлекать знания и умения из разных областей: географии, химии, физики, биологии. Учащиеся представляют не только результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена информация, рассказывают о проблемах, возникших при выполнении проекта, демонстрируют приобретенные знания, умения, творческий потенциал, духовно-нравственные ориентиры. То есть результатом работы над проектом является найденный способ ре-
шения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, но не
просто рассказать, а доказательно, поясняя, как была поставле-
на проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи про-
екта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побоч-
ные способы ее решения и показать преимущество выбранного
способа. Нелишним будет пояснить, а если это возможно, то и
показать, как необходимо осуществлять предлагаемый способ ре-
шения.

Если ученики решали проблему коммуникации между двумя
соседними селами, расположенными по обе стороны реки, и у них
родилась идея наведения понтонного моста через реку, то это не
значит, что результатом проекта должен быть наведенный мост.
Нет! Результатом работы над проектом будет ход мыслительной
деятельности детей, собранная ими информация, приобретенные
по ходу работы знания, порожденные и отвергнутые по тем или
иным причинам варианты решения проблемы и, наконец, найден-
ный конструктивный замысел. Об этом замысле необходимо доход-
чиво и наглядно рассказать, предъявляя результат своей работы.
По всей видимости, в этом случае хорошо бы показать эскиз заду-
манного моста, может быть, какие-то расчеты и характеристики,
план или способ проведения работ по его строительству. Вот это и
будет презентацией результата работы над проектом. Учебный проект тем и отличается от просто коллективно подго-
товленного мероприятия или групповой работы с представлением
наглядных результатов, что демонстрируется главный результат
работы над проектом - анализ деятельности и предъявление спо-
соба решения проблемы проекта.

На данном этапе учащиеся приобретают и демонстрируют опыт представления итогов своей деятельности. Во время защиты проекта выступление должно быть кратким, свободным. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить уча-
щихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать
сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурирован-
ную манеру изложения материала. Понадобятся приемы самоана-
лиза и рефлексии - здесь без этого не обойтись. Защита проекта проходит как в игровой форме (круглый стол, пресс-конференция, общественная экспертиза), так и в не игровой форме. На этапе презентации учащиеся включаются в дискуссию по обсуждению проектов, учатся конструктивно относиться к критике своих суждений, признавать право на существование различных точек зрения на решение одной проблемы, осознают собственные достижения и выявляют нерешенные вопросы. Как правило, на данном этапе следует обратить внимание на перспективы работы над данным проектом.

Оценка результатов и процесса.

  1. Актуальность проблемы.

  2. Оригинальность решения проблемы.

  3. Корректность методов исследования.

  4. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

  5. Самостоятельность работы над проектом.

  6. Характер общения участников проекта.

  7. Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей.

  8. Умение аргументировать свои заключения, выводы.

  9. Эстетика оформления проекта.

  10. Убедительность презентации.

  11. Умение отвечать на вопросы.

Требования к работе:

Работа должна быть эффективной, а не эффектной.

2. Материал должен излагаться на научной основе, но в доступной форме.

3. Построение работы должно строго соответствовать теме.

5.Ученики должны четко представлять себе, для чего и с какой целью изучают данный материал, где он пригодится им в жизни.

6.На уроке должна создаваться атмосфера сопричастности и интереса учащихся к изучаемому материалу.

7.Добиваться того, чтобы ученики сами выдвигали программу поиска знаний, что является высшим уровнем проблемности.

Экспертная оценка может осуществляться по различным диагностическим параметрам, включающим следующие аспекты: мотивационный, ценностный, познавательный, коммуникативный, организационный.

• Мотивационный аспект отражает заинтересованность школьников проектом и их умением заинтересовать класс с помощью эмоциональной речи, яркого оформления, полученных результатов.

• Ценностный аспект проявляется в собственной системе ценностей, ориентированной на благо других людей, окружающей среды.

• Познавательный аспект проектной технологии отражает умение оперировать научным содержанием, осуществлять междисциплинарный перенос, проявлением творчества при решении проблемы.

• Коммуникативный аспект диагностируется по умению учащихся отстаивать свой взгляд, проявлять эмпатию, осуществлять обмен ценностями во время дискуссии, Оказывать помощь товарищам.

• Организационный аспект проявляется в четкости работы по плану, в согласовании деятельности всех участников в группе, результативности в выборе.

Экспертная оценка проекта является необходимым компонентом данной технологии, без которой проект состояться не может. Этим проект обучения отличается от выполнения обычных проблемных заданий. Для оценки результатов деятельности оптимально подходит метод экспертных судей, позволяющий анализировать процесс и результаты работы на отдельных этапах учебного исследования и по отдельным критериям. Программа экспертной оценки задается путем формулировки логической цепочки вопросов - стандартизованного, формализованного характера, связанных с глубиной раскрытия знаний по рассматриваемой проблеме, информативностью в соответствующей области, умениями решения поставленных задач, а также вопросов, раскрывающих субъективную позицию, выполняющих проект: интерес к проблеме, инициативность, способность к коммуникации, ответственность и т. д.

Система оценки.

Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах.

  1. Наиболее полно соответствует данному критерию - 3

балла.

  1. Достаточно полно соответствует данному критерию - 2 балла.

  2. Частично соответствует данному критерию -1 балл.

  3. Не соответствует данному критерию - 0 баллов.

Первая часть. Экспертиза текста проекта

Критерии оценки разработанного проекта

баллы

1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы

2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для её решения знаний из разных областей науки и практики

3. Полнота и содержательность представленного проекта

4. Оригинальность решения проблемы

5. Оформление проекта


Общая сумма баллов

Вторая часть. Экспертиза процесса реализации проекта

Критерии оценки процесса реализации

баллы

  1. Соответствие реализации задуманному проекту


  1. Умение внести коррективы в реализацию проекта


  1. Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации


  1. Активность каждого автора проекта

Общая сумма баллов

Третья часть. Экспертиза защиты проекта

Критерии оценки защиты проекта

баллы

  1. Умение раскрыть сущность реализованного проекта и его основные результаты


  1. Форма представления проекта


  1. Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность

Общая сумма баллов

Итого (макс. 36 баллов)

Тест

«Оценка эффективности работы проектной группы учащихся»

Группа учащихся, реализующая совместный проект, в процессе проектного обучения должна не только усвоить определенный объем знаний по предмету, но и сформировать эффективную команду единомышленников, ориентированных на достижение общей цели путем взаимопомощи и взаимодополняемости.

Полностью согласен

Полностью не согласен

1. В проектной группе регулярно проводились рабочие встречи, которые посещали все учащиеся

1

2

3

4

5

2. Учащиеся разделяли одни и те же цели (относительно групповых заданий и итоговых оценок)

1

2

3

4

5

3. Основное внимание на собраниях кружков уделялось заданиям, дискуссии были продолжительны и активны

1

2

3

4

5

4. Конфликты и разногласия обсуждались до тех пор, пока группа не находила решения

1

2

3

4

5

5. Члены группы внимательно слушают друг друга

1

2

3

4

5

6. Члены группы действительно доверяют друг другу, говорят между собой о своих чувствах

1

2

3

4

5

7. Роли лидеров выполняются поочередно и совместно, учащиеся берут на себя инициативу тогда, когда они нужны группе

1

2

3

4

5

8. Каждый член группы находит способ внести свой вклад в подготовку проекта

1

2

3

4

5

9. Я получаю удовольствие от работы в этой группе

1

2

3

4

5

10. Мы полностью доверяем друг другу

1

2

3

4

5

11. Члены группы устанавливают обратную связь, которая способствует большей эффективности

1

2

3

4

5

12. Каждый из учеников отвечает за свою часть работы и за успех всей группы

1

2

3

4

5

13. Члены группы уважают друг друга, нам нравится работать вместе

1

2

3

4

5

Подведение результатов теста

Баллы

Рекомендации и выводы

52 и более

Проектная группа может считаться слаженной командой. Поздравляем!

39-51

В группе существовало позитивное единство, причем оно могло развиваться

26-38

Единство в группе было слабым, участие в ней не принесло Вам удовлетворения

Менее 26

Назвать Вашу работу командной очень трудно

При оценивании и обсуждении проекта можно предложить рассмотреть такие вопросы:

  • Насколько удачным оказался проект?

  • Изменился ли я (он, она) в процессе работы?

  • Интересно ли мне (ему, ей) было работать над этой проблемой?

  • Интересно ли мне (ему, ей) было работать с этими людьми?

  • Хотелось бы продолжить работу в том же составе группы над другим проектом?

  • Хотелось бы изменить процесс работы над проектом? Почему?

На этапе анализа выполненного проекта происходит самооценка учащимися - участниками проектной группы, а также обсуждение оценок других членов группы. А учитель индивидуально оценивает каждого, затем работу в целом, указывает на неиспользованные возможности, дает направление для будущей работы. В случае некорректного исполнения задания по проекту отправляет его на доработку с соответствующими рекомендациями. На этапе презентации роль учителя значительно возрастает. Он
обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и вос-
питательный эффекты были максимальными.

Типичные ошибки.

Выбираются слишком масштабные темы, которые сложно раскрыть в ходе исследования в общеобразовательной школе. Вряд ли такие темы как «Родники России», «Демографические проблемы Китая», «Проблемы загрязнения биосферы и ее экологическое состояние», «Геологическое строение и рельеф Восточно-Европейской равнины» позволят юному исследователю грамотно организовать выполнение работы. Скорее всего, такая работа окажется реферативной или перегруженной большим количеством литературного материала, не имеющего непосредственного отношения к цели исследования. В этом плане лучше смотрятся темы, имеющие локальный или региональный масштаб, подготовленные на краеведческом материале или собственных полевых или экспериментальных исследованиях.

Темы, имеют художественный или публицистический характер. Например, «Народные «синоптики», «Нитраты и природа» и т. д.

Хорошо формулировку темы начинать со слов: анализ, сравнение, изучение, влияние, определение, выявление, прогноз, тенденции и т. п.

Неверная интерпретация полученных результатов исследования. Несоответствие выводов и результатов исследования.

Методические рекомендации учителю:

• обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способ­ным видеть «удивительное в обыденном»;

• уметь находить и ставить перед учащимися реальные учебно-ис­следовательские задачи в понятной для детей форме;

• уметь увлечь учащихся дидактически ценной проблемой, сделав её проблемой самих детей;

• быть способным к выполнению функций координатора и парт­нёра в исследовательском поиске; помогая детям, уметь избегать директивных указаний и административного давления;

• уметь быть терпимым к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти собственное решение;

• предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чув­ствовать безнадёжность своего поиска;

• организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экс­периментов и разнообразных «полевых» исследований;

• предоставлять возможность для регулярных отчётов рабочих групп и обмена мнениями в ходе открытых общих обсуждений;

• поощрять и всячески развивать критическое отношение к иссле­довательским процедурам;

• уметь стимулировать предложения по улучшению работы и вы­движению новых, оригинальных направлений исследования;

• внимательно следить за динамикой детских интересов к изучае­мой проблеме;

• уметь закончить проведение исследований и работу по обсужде­нию и внедрению решений в практику до появления у детей при­знаков потери интереса к проблеме;

• быть гибким и при сохранении высокой мотивации разрешать отдельным учащимся продолжать работать над проблемой на доб­ровольных началах, пока другие учащиеся изыскивают пути под­хода к новой проблеме.

Практическая работа:

- разбиваемся на группы и разрабатываем исследовательский проект по учебной теме «Права человека глазами ребенка»;

- каждая группа определяет для себя тему проекта, выдвигает гипотезы, выясняет цель и задачи проекта, выбирает способ отчета;

- самостоятельная работа;

- демонстрация исследовательского проекта;

- оценивание и анализ исследовательских проектов.

По окончании мастер класса вниманию преподавателей предоставляется исследовательский проект «Права человека глазами ребенка. Право на жизнь». Выполненную учащимися 4 «А» класса, совместно с родителями и классным руководителем. Вручаются буклеты по результатам проекта. Идет оценка работы. Выводы. Итоги. Мастер класс (обобщение опыта) на тему: Методические рекомендации по организации исследовательских проектов учащихся

14

© 2010-2022