Разработка по истории на тему: Непобеждённый город

Эффективное обучение – это не  просто запоминание, а активная интеллектуальная деятельность ученика. Воспитательный эффект учебного процесса значительно возрастает, если он связан в единое целое с системой внеклассной работы, с реальной деятельностью учащихся, способствующей формированию у них чувства любви к Родине, постоянной готовности с честью выполнить свой патриотический, так и гражданский, воинский долг. «Вам, беззаветным защитникам нашим, жертвам блокады Великой войны»  «Память о вас нав...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Балаково Саратовской области





Литературно-музыкальная композиция

«Непобежденный город»















Работу выполнила

Учитель истории

Швецова Наталья

Александровна

Фонограмма: слайд 1

Чтец: Сорок первый! Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времён

Затянуть эту дату нельзя,

поднималась страна слайд2

И на фронт уходили поротно

Кумачовые звёзды

На полотнах знамён унося.

Ведущая: 22 июня 1941 года на нашу страну напал злой и страшный враг - фашистская Германия. На защиту своей страны встал весь народ.

Фонограмма: «Священная война» слайд 3

Ведущий По «плану Барбаросса», утверждённому Гитлером в декабре 1940 года, фашисты хотели захватить Ленинград раньше, чем Москву. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Он хотел стереть этот город с лица земли.

Ведущая Вечером 8 сентября, в 18 часов 55 минут на Ленинград обрушился невиданный ранее по ударной мощи налет вражеской авиации. Только за один заход на город было сброшено 6500 зажигательных бомб. На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город-крепость.

Фонограмма-видео слайд 4

Чтец: ..Весь Ленинград, как на ладони,

С Горы Вороньей виден был.

И немец бил

С Горы Вороньей.

Из дальнобойной "берты" бил.

Прислуга

В землю "берту" врыла, слайд 5

Между корней,

Между камней.

И, поворачивая рыло,

Отсюда "берта" била.

Била

Все девятьсот блокадных дней... слайд 6

(М. Дудин)

Ведущий Началась блокада, которая длилась три долгих года, в городе находилось

2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе около 400 тысяч детей.

Чтец Дети Ленинграда,

Девчонки и мальчишки. слайд 7, 8, 9

Им играть бы в куклы

И читать бы книжки.

Всё перечеркнула

Фашистская громада,

Рано повзрослели

Дети Ленинграда.

Ведущий В первую блокадную зиму, в городе не было топлива и электричества. Истощенные, голодные, измученные непрерывными бомбёжками ленинградцы, жили в холодных домах. Замёрзли водопровод и канализация. За водой приходилось ходить на реку Неву.

Ведущая 20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным - 125 граммов. Слайд 10

125 граммов - это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день.

- Ведущий Это было трудно назвать хлебом. Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 50 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, жмых, древесные опилки.

Но даже эти граммы удавалось получить не всегда. Все остальные продукты почти перестали выдаваться

Чтец Да, мы не скроем - в эти дни

Мы ели клей, потом ремни,

Но съев похлебку из ремня,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

Но он точил, пока рука

Могла производить движенья.

А если падал - у станка,

Как падает солдат в сраженье.

Инсценировка. (диалог детей).(Стоит стол, на нем - свеча, железная кружка, листки бумаги. За столом сидят два мальчика, одетые в шапки-ушанки, шарфы, перчатки. Они что-то пишут.)

Фимка: - Ой, как есть хочется!

Димка: - Терпи! И мне хочется. Терплю ведь! Ты думаешь, хлеб теперь - это просто хлеб? Получил паек, сто двадцать пять граммов, и ешь сразу?

Фимка: - А как же? Думай, не думай - хлеба больше не станет…

Димка: - Не скажи…Паек-то можно есть по-разному.

Фимка: - Как это по-разному?

Димка: - Каждый человек, Фимка, должен сейчас найти самый «сытный» способ есть хлеб. Надо суметь, чтоб не сразу паек в животе оказался.

Фимка: - Как это - самый «сытный»?

Димка: - А так! Одни по крошечке едят, чтоб дольше хлеб во рту был. Другие режут паек на тоненькие пластинки. Отрежут и жуют.

Фимка: - Нет, не могу я удержаться, Димка! Кусочек то такой ведь еще меньше. Съешь и не заметишь.

Димка: - А вечером как?

Фимка: - Вечером мама придет с работы. Посмотрит, вздохнет…Отрежет мне кусочек от своего пайка…На, скажет, ешь, голова садовая.

Димка: - И ты ешь? Так она же работает…Ей же больше надо, чтобы силы сберечь…Будешь так дальше делать, Не стану с тобой дружить…Понял?

Фимка: - Понял. Но есть-то так хочется…

Димка: - Хочется, хочется!!! Мне вот на крышу хочется… На небо поглядеть - не летит ли фашистский «Юнкерс». Давай, шагай за мной… - У нас с мамой полный порядок. «Получил паек, раздели на три кусочка, - говорит мама. - Утром кусочек - на завтрак. Днем кусочек - на обед. Вечером - еще кусочек, граммов сорок… Так и продержишься день…»

Фимка: - Я тоже паек на три части делить буду.

Димка: - И правильно! Ты думаешь - бойцам много больше дают? Не очень-то. А они с фашистами дерутся. И мы с тобой тоже защитники Ленинграда, на боевом посту. Выходит, и нам надо держаться.

Ведущий: Город жил, трудился, боролся. В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39 школ. Занятия проходили в холодных классах или бомбоубежищах при свете коптилок. Замерзали чернила. Не хватало бумаги и учебников. Но дети занимались упорно и прилежно. Кроме того, школьники дежурили в госпиталях, заготавливали дрова, обходили кварталы и оказывали помощь тем, кто в ней нуждался. Слайд 11

Ведущая Ученики шатались от голода, у всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Фонограмма-видео слайд 12

Чтец: В школе

Девчонка руки протянула

И головой -

На край стола

Сначала думали -

Уснула,

А оказалось -

Умерла.

Ведущая: Было жутко видеть, как с каждым часом иссякают силы близких, дорогих людей. На глазах у матерей умирали их сыновья и дочери, дети оставались без родителей, многие семьи полностью исчезали". Слайд 13

Ведущий: Хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывалось. Одним из самых известных документов является дневник девочки Тани Савичевой, он хранится в музее на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге слайд 14

Ведущая Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:

Чтец:

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок

Его писала Савичева Таня. Слайд 15

Он каждого пришедшего влечёт.

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.

«Бабушка умерла 25 января 1942 г.».

«Лека умер 17 марта

«Дядя Вася умер 13 апреля

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня

«Мама - 13 марта в 7 часов 30 минут утра.

«Умерли все». «Осталась одна Таня».

Ведущий: Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе с другими ленинградскими детьми в августе 1942 года девочку эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области.

Ведущая Врачи два года боролись за ее жизнь. Но болезнь уже была неизлечимой.

1 июля 1944 года Таня умерла. Ее похоронили на поселковом кладбище.

фонограмма Слайд 16

Ведущий Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она по воде Ладожского озера, а с наступлением холодов по тонкому, неокрепшему льду. Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали Дорогой жизни.

По этой же дороге из города на Большую землю вывозили обессиленных людей.

Было эвакуировано более 1 миллиона человек.

Трудно даже представить какой ценой держалась Дорога жизни. Слайд 17

Ведущий: Целый год армия пыталась разорвать кольцо блокады, которая была прорвана только 27 января 1944 года. Всему нашему народу было трудно во время войны. Но труднее всех было ленинградцам, на них выпали самые тяжкие испытания, но мужество их не покинуло. 900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа.

Фонограмма: слайд 18

Чтец:

Улицы, ограды, парапеты,

Толпы... Толпы... Шпиль над головой,

Северным сиянием победы

Озарилось небо над Невой.

Гром орудий, но не грохот боя.

Лица... Лица... Выраженье глаз.

Счастье... Радость... Пережить такое

Сердце в состоянье только раз слайд 19

Ведущая Страшным был итог блокады, погибло 800 тысяч человек. В честь героических защитников Ленинграда установлены монументы, обелиски, мемориальные доски, где всегда лежат живые цветы.

Ведущий Пискаревское мемориальное кладбище - место массовых захоронений ленинградцев, погибших в годы блокады города, и воинов ленинградского фронта, погибших в годы Великой Отечественной войны

Фонограмма: слайд 20

Ведущая :

9 мая 1960 года на кладбище открыт мемориальный ансамбль. Это памятник тем, кто пал в борьбе за свой город.

Горит светильник Славы - Вечный огонь . слайд 21

«Вам, беззаветным защитникам нашим,

жертвам блокады Великой войны»

«Память о вас навсегда сохранит Ленинград благодарный.

Вечен ваш подвиг в сердцах поколений грядущих»

За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание «Город-герой».

Чтец Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город!

Полгорода лежит в земле сырой

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Звучит Метроном слайд 22







© 2010-2022