Нам 5 лет

Мы хотим рассказать о нашей совместной проектно-исследовательской деятельности. Вот уже пять лет мы являемся руководителями эколого-краеведческого объединения «Радуга», которая вот уже пять лет работает на базе нашей школы, и занимаемся проектно-исследовательской деятельностью. Группа объединения состоит из числа школьников из разных классов, всего 16 учащихся. Возраст детей с 7 до 15 лет. Темы исследовательских проектов имеют разные направления. Очень тесно сотрудничаем с родителями, с сотрудни...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Автор:

Начаркина Татьяна Викторовна, учитель начальных классов, руководитель эколого-краеведческого объединения «Радуга»

«Нам 5 лет»

Мы хотим рассказать о нашей совместной проектно-исследовательской деятельности. Вот уже пять лет мы являемся руководителями эколого-краеведческого объединения «Радуга» и занимаемся проектно-исследовательской деятельностью. Группа состоит из числа школьников, всего 16 учащихся. Возраст детей с 7 до 15 лет. На современном этапе развития общества на первый план выдвигается задача формирования высокой духовной культуры человека, а особенно подрастающего поколения. В окружающем нас социуме всё более явным становится негативное отношение к миру, к действительности, к природе. Назревает кризис межличностных отношений, который особенно остро проявляется на детском уровне. Молодое поколение России оказалось сейчас в сложной ситуации, когда «выбиты» старые идеалы, а новых просто нет. Поэтому оно ищет выход в негативных действиях. Не далёк то день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их жизнь. Вот почему сегодня процессу воспитания принадлежит главная роль.

Воспитательное пространство огромно. Оно вбирает в себя семью, школу, учреждения культуры, спорта, дополнительного образования, а также средства массовой информации. В этой ситуации остро встаёт проблема экологического воспитания, образования, просвещения. Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. Главная его задача - формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и природы на первое место. Свою деятельность мы начали с раздела «Экология души». Наша душа тоже загрязняется. Её надо очищать от грязи. Вопрос в том, как очищать душу от всего ненужного. Суть человека в том, что из него исходит. Если человек интеллигентный, если у него мысли хорошие, то и поступки его по отношению к окружающему миру будут хорошими. Мы учим детей контролировать свои мысли, думать о хорошем. Экология конкретна. И серьёзна. Надо не играть в экологию, утешая себя иллюзией деятельности, а делом помочь одному дереву, одной заводи. Мы не знаем, какие политические или экономические системы победят, по какому пути мы пойдём, но есть одна самая человеческая система экологическая.

Мы странно, неправильно живём на Земле: алмазы, золото, деньги охраняем, а зоны отдыха, леса, озёра, безлюдные места, родники не охраняем. И земля, и природа взывают к активности человека в личном, жизненном пространстве. А пока в нашей стране экология - это скорее модное слово и отвлечённое понятие, не более. Нужны новые законы. Мы не учим в школе самому главному: Воздух - отец, Вода - мать, Земля - дом, Роса - национальное богатство. Как основу деятельности экологического воспитания мы рассматриваем развитие личности каждого ребёнка. Проявления этого процесса обнаруживаются через рост самостоятельности в принятии и реализации решений, через ответственность за себя, затем - за другого, после - за многих. Наиболее активный импульс ответного чувства восхищения у детей вызывает то, что воспринимается ими как красивое, гармоничное. Поэтому основной принцип - мы охраняем то, что любим - широко используется в работе экологического воспитания. Другой, не менее важный, принцип заключается в том, что деятельность детей носит общественно-полезный характер и направлена на улучшение всего, что окружает их. Но активность не возникает сама по себе. Детям нужна подсказка, выдумка, иногда дело, к которому они хотели бы примкнуть наравне со старшими. Поэтому важны не определённые мероприятия, а непрерывный процесс деятельности, который даёт дорогу инициативе и творчеству.

Следующий принцип - организация самостоятельности. Он определяет правильный педагогический подход - развивать в детях самостоятельность, исключая мелочную опеку и излишнюю регламентацию их деятельности. Становление экологически образованной личности предполагает сочетание познавательной деятельности с эмоциональным восприятием природы, знания должны не только пробуждать мысль ребёнка, но и вызывать переживания. Одними из ведущих направлений нашей деятельности мы выделяем такие: общение с природой, наблюдение за происходящим в природе, экологический мониторинг, экологические игры, экологические акции, сбор и анализ данных. В проектной деятельности выделяем следующие формы: образовательная деятельность, исследовательская деятельность, природоохранная деятельность, экологическая пропаганда и просвещение, экологическое сотрудничество. Очень тесно сотрудничаем с Мирнинской инспекцией охраны природы (председатель Сидоров Анатолий Афанасьевич), с природным парком «Живые алмазы Якутии» (директор Симонов Сергей Семёнович), с Закрытым Акционерным Обществом «Экология Пром Сервис» (директор Коденко Григорий Иванович).

Предлагаем темы исследовательских работ детей: «Твёрдые бытовые отходы», «Выхлопные газы автомобилей», «История улиц нашего города», «Бездомные собаки нашего города», «Территория нашей школы», «Птицы нашего города», «Питомцы природного парка», «Чистый город», «Лилия пенсильванская (сардаана)», «Отходы в доходы», «Парк культуры и отдыха», «Почему люди курят?», «Подорожник средний и иван-чай», «Живые алмазы Якутии», «Игры коренных народов Севера», «Традиции и обряды коренных народов Севера, населяющих Мирнинский район», «Несанкционированные свалки нашего города», «Подари радость», «Лаборатория под открытым небом», «По следам истории алмазного края». На протяжении всей педагогической деятельности наблюдаем положительный характер отношения детей к работе. Серьёзный, высокий уровень экологических знаний, особое мышление, экологическую культуру подмечают не только учителя в школе, но и родители. Они видят своих детей более открытыми, озабоченными судьбой природы. Видят позитивную, созидательную позицию по отношению к ней. Мы считаем, что это и есть показатель нашей работы. Благодарны родителям своих учеников. Только вместе с родителями можно воспитать настоящих людей.

Нам 5 лет



© 2010-2022