Маленькие герои большой войны

Данный классный час направлен на развитие военно- патриотического воспитания у подрастающего поколения и любви к своей Родине. Так как каждый наступающий год отодвигает нас от великого подвига нашего народа. И наши дети должны гордиться, что у России великая история, и что все мы – её наследники, которым необходима память об этих страшных героических днях. Время показывает, что тот, кто забывает историю своего народа, превращается в человеконенавистника и в итоге может предать свою Родину. А это...
Раздел Классному руководителю
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательное учреждение № 16 ст. Георгиевской»






Классный час



«Маленькие герои большой войны»










Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 16 ст. Георгиевской

Фурманова Елена Владимировна











Содержание

  1. Пояснительная записка.

  2. Вводная часть.

  3. Основная часть:

1). Начало войны;

2). Сотни мальчишек и девчонок рвались на поля сражений;

3). Ставропольский край в годы ВОВ.

  1. Заключительная часть.





































Пояснительная записка

Область применения: данный классный час направлен на развитие военно- патриотического воспитания у подрастающего поколения и любви к своей Родине. Так как каждый наступающий год отодвигает нас от великого подвига нашего народа. И наши дети должны гордиться, что у России великая история, и что все мы - её наследники, которым необходима память об этих страшных героических днях. Время показывает, что тот, кто забывает историю своего народа, превращается в человеконенавистника и в итоге может предать свою Родину. А этого не должно случиться!

Возраст воспитанников и обучающихся: 11 - 12 лет

Цели:

  • Ознакомить учащихся с ВОВ;

  • Развивать кругозор, мышление, ответственность за свои поступки;

  • Прививать любовь к Родине и ее героям;

  • Воспитывать в учащихся такое качество как патриотизм.

Задачи:

  • формирование у школьников чувства ответственности за судьбу страны, которую нужно беречь не только от внешних захватчиков, но и от человеконенавистничества;

  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;

  • углублять знания об историческом наследии своей семьи.

Формы и методы реализации:

  • Беседа с использованием мультимедийных технологий.

Материально-техническое обеспечение:

  • компьютер, программа Power Point, мультимедийный проектор, экран.




КЛАССНЫЙ ЧАС: «Маленькие герои большой войны»


  1. Орг момент

Приветствие. Какой праздник стучится в двери? Кто такие ЗАЩИТНИКИ? Зачем нужны защитники?

  1. Вводная часть. Беседа

Слайд 1

-Что такое война?

-Какие Воины в истории нашей Родины вам известны?

-Как вы думаете, война это хорошо или плохо?

Слайд 2-7

-В каком году была ВОВ?

-От кого пришлось защищать Родину?

Дети расспросили своих близких и узнали, что их прабабушки и прадедушки жили в годы войны, одни сражались на фронте, другие ковали Победу в тылу.

Рассказы детей о своих родных и близких.

-Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены каземата. С потолка сыпалась штукатурка. И сквозь оглушительный вой и рёв всё яснее прорывались раскатистые взрывы тяжёлых снарядов. Рвануло где-то рядом.

- Война!- крикнул кто-то.

- Война это, товарищи, война!

  1. Основная часть. Беседа

Слайд8
Война началась внезапно. 22 июня в 4 час. утра, без всякого объявления войны, германские вооружённые силы атаковали границы нашей Родины, когда все люди мирно спали. К нападению на нашу страну Гитлер и его военачальники начали готовиться летом 1940 года. Был утверждён план «Барбаросса». Гитлер не сомневался в быстрой победе, намечая нанести мощный удар по основным силам нашей армии и уничтожив её в короткий срок захватить Москву. Продолжительность всей войны немецкое командование определяло максимум в 5 месяцев.
Слайд9
Фронт, партизанский край, тыл. Эвакуация, оккупация, потери, поиски, встречи через десятилетия… Истории военных и послевоенных лет, сюжеты драматические и почти детективные. Судьбы тех, кого война застигла в младенчестве, и тех ребят военной поры, которые сами давно уже стали
бабушками и дедушками, но по жизни которых ее черный след тянется и сейчас.

Горнили: «К бою!» трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые,
На левый фланг в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать,
Но всё равно в боях они умели -
Не отступать и побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до Рейхстага,
Сыны полков своей страны.
( В.Суслов)

Слай10
Война в жестокой своей слепоте соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала все, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.
И по человеческому долгу мы обязаны в первую очередь вспомнить о тех юных героях, которые не увидели Победу, но сделали для нее все что смогли.

Как война испытывала нас,
Грохоча за нашими дверьми,
Шуток мы не знали и проказ,
Воинами были - не детьми!
Малолеткой я вступила в строй.
Тяжкий заступ - чем не автомат?
ковырялась я в земле сухой,
Воевала с нею, как солдат.
Как солдат, сменяла я посты,
Носом от усталости клюя,
И за прялкою до темноты
Пряла, точно бабушка моя…

В годы Великой Отечественной войны сотни мальчишек и девчонок рвались на поля сражений, чтобы доказать свою преданность Родине. Их задерживали в эшелонах и на дорогах, ведущих на запад, возвращали домой, но они снова и снова убегали на фронт, чтобы плечом к плечу вместе с братьями, отцами и дедами сражаться против врага. Одни становились сынами боевых полков, другие - партизанами, чтобы вместе со взрослыми взрывать вражеские эшелоны, портить линии связи, громить тылы фашистов.
Не счесть примеров и трудового героизма юных в тылу. Совсем еще мальчики и девочки становились к станкам, садились за штурвалы комбайнов и тракторов, работали на полях, заменяя родных, ушедших на фронт. Они готовы были работать сутками, выполняя срочные заказы фронта. Ребята понимали, что их труд жизненно необходим Родине.

Баллада о банке варенья

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих директор завода,
А было рабочим - всего по четырнадцать лет.
В усталые лица глядело суровое время,
Но каждый в себе довоенное детство нашел,
Как только рабочую премию - банку варенья -
Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.
И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшем,
Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,
Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,
Как будто бы не было больше на свете войны.
..Ах, банка варенья, простое и верное средство
Напомнить о том, что, как жизнь у людей ни горька,
Но будет еще у мальчишек и солнце, и детство,
И синее небо, и запах простого цветка!
Владимир Радкевич

Слайд 11
Мы не можем не вспомнить о 12-летней девочке - Тане Савичевой. Это ленинградская школьница суровой блокадной поры, когда осажденный город остался без хлеба, воды и тепла, когда от непрестанных бомбежек и артобстрелов рушились здания, а погибших не успевали хоронить. Таня вела дневник и в нем последовательно отмечала всех родных и близких, которые умирали один за другим голодной смертью. Между первой и последней записями, сделанными Таниной рукой, 137 изнурительных блокадных дней. (Всего же блокада Ленинграда продолжалась 900 дней.) Танин дневник стал теперь достоянием истории, а заканчивается он печальными словами: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». В 1942 году ее эвакуировали в Горьковскую область, но истощенная голодом и страданиями, девочка умерла.

Слайд 12-19
Символом мужества и беспримерной храбрости стали боевые подвиги пионеров - Лары Михеенко, Саши Ковалева, Юты Бондаровской, Володи Дубинина и многих других. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками, некоторым из них присвоено высокое звание Героя Советского Союза - это Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик и Зина Портнова.
Особые заслуги! А они были детьми! Еще не достигнув совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых Звезд Героев, орденов, медалей. И вот что поразительно: в указах Президиума Верховного Совета СССР об их награждении никогда не упоминалось, что речь идет о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему? Да потому, что их воинская и трудовая доблесть стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.

О них поставлены фильмы, композиторы и поэты посвятили им свои стихи и песни.
/ прочитать рассказы о подвиге З.Портновой и М.Казея /
Мы не стали памяти перечить.
И, вспомнив дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская беда.

Была земля жестокой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе - детство и война.

И нас большая Родина хранила,
И нам отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила
Своих детей для жизни сберегла.

Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.
Р.Рождественский

Слайд 20
Проявили себя в годы войны и юные ставропольчане. По примеру взрослых они включались в сбор денежных средств в помощь Красной Армии. И не просто приносили деньги из дома, а зарабатывали их своими руками. Появлялись танки, самолеты, пушки, построенные на средства пионеров.

В годы Великой Отечественной войны жители Ставрополья вместе со всем советским народом встали на защиту Родины. Ставрополье было временно (с августа 1942 г. по январь 1943 г.) оккупировано немецко-фашистскими войсками, нанесшими огромный ущерб населению и хозяйству края.
После поражения под Москвой гитлеровское командование решило в 1942 году разгромить советские войска на юге, овладеть районом Кавказа, выйти к Волге, захватить Сталинград, Астрахань и тем самым создать условия для уничтожения СССР как государства. Планируя захват Кавказа и Волги, враги стремились лишить Советский Союз путей сообщения с союзниками через Кавказ. Наступление немецко-фашистских войск началось 25 июля 1942 года. Под натиском превосходящих сил противника советские войска были вынуждены отходить на юг и юго-восток. Закавказский фронт получил задачу: подготовить оборону по рубежу реки Терек и по перевалам через Водораздельный хребет Большого Кавказа.
Август 1942 года на Ставрополье был тревожным. С 9 августа 1942 года до 11 января 1943 года город Пятигорск находился в немецкой оккупации. За время оккупации фашисты расстреляли более 3 тыс. мирных граждан, угнали в Германию около 800 чел. Городскому хозяйству был нанесен материальный ущерб, исчисляемый 800 млн. руб. Были разгромлены практически все здравницы, где базировались эвакогоспитали. Отступая, фашисты взорвали гостиницу «Бристоль», электростанцию, вывели из строя водопровод, разрушили здания учебных заведений. 11 января 1943 г. Пятигорск был освобожден от захватчиков.
После освобождения города в короткие сроки на предприятиях было налажено производство продукции для фронта и предметов первой необходимости. Вновь было развернуто 17 эвакогоспиталей на 8 тыс. коек. Жители города, в том числе и пионеры оказывали большую помощь в обслуживании раненых.
Край был важным источником снабжения Красной армии людскими резервами, снаряжением и продовольствием, его города и районы дали армии и флоту более 320 тыс. бойцов и командиров. Орденами и медалями награждены 220 тыс. воинов, из них 207 удостоены звания Героя Советского Союза и 44 стали кавалерами трех орденов Славы.

Слайд 21
Проявляя сердечную заботу о фронтовиках и партизанах, дети направляли им свои подарки: одежду, обувь, варежки, мыло, табак.
Родине и Красной Армии требовалось много хлеба, продуктов питания, лекарств, и сотни ребят оказывали посильную помощь в этом колхозам и совхозам.
Так пионеры Ставропольского края помогали своему народу ковать победу над фашизмом.

Победа!
Славный сорок пятый!
Друзья, оглянемся назад!
Из сорок первого ребята
Сегодня с нами говорят.
Мы слышим их.
Они нам близки
Своим наследием прямым.
Они для нас - не обелиски,
Они - сегодняшние мы.

Война всегда несет за собой горе, слезы и утраты. Когда погибают солдаты - это горько и больно, но они сознательно шли на смерть ради того, чтобы защитить свою Родину, своих близких. А вот когда погибают и страдают ни в чем не повинные дети - это страшно.
Великая Отечественная война явилась неимоверно тяжёлым испытанием для нашего народа. До сих пор неизвестно точное количество погибших и конечно нельзя назвать точное число детских жизней, которые унесла война.
9 Мая наша страна отмечает великий праздник - 70летие Победы. Стремителен бег времени, но никогда не будет забыт день 22 июня 1941 года. Говорят, время залечивает самые тяжёлые раны. Но, видимо, раны памяти людской всё-таки особого рода. Над ними порой не властен срок давности, и шрамы от них не затягиваются с течением времени. Отзвуки минувшей войны до сих пор острой болью отдаются в памяти народа.
Здесь ничего не придумано и не приукрашено. Сегодняшнее поколение должно знать о том, что пережили во время войны дети - ваши сверстники.
Тема войны - самая страшная тема. Ведь дети не виноваты! Нельзя допускать, чтобы они снова становились добычей смертельного насилия. Хорошо сказано: «У войны - не женское лицо». И тем более не детское…

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!»

Пусть память гордую о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

/ сделать обзор книг с книжной выставки «Детство, опаленное войной» /

3. Заключительная часть.

Слайд 22
Вопросы для викторины:

1. Когда началась Великая Отечественная война? ( 22 июня 1941 г.)
2. Как долго продолжалась война? ( 1418 дней)
3. Назовите известных вам военачальников. ( Жуков, Конев, Сталин, Рокоссовский, Малиновский, Говоров, Рыбалко, Ватутин)
4. Какие сражения Вов вы знаете? ( Битва под Москвой, Сталинградская битва, Курская дуга, битва за Берлин)
5. Какие города-герои вы знаете? ( Москва, Ленинград, Волгоград, Севастополь, Новороссийск, Киев, Минск, Керчь, Тула, Брест)
6. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда и что вы знаете о «Дороге жизни»? ( 900 дней)
7. Назовите пионеров-героев. ( З.Портнова, М.Казей, В.Котик, Л.Голиков)
Итог:

-Могут ли дети быть патриотами?

- Надо ли быть патриотом?

Список литературы:

1.Стихи: Р. Рождественский, Я. Голяков, Эйжен Веверис .

2. Песни: «Песня о пионерах-героях» на стихи С. Гребенникова и Н.Добронравова, музыка А.Пахмутовой;

«Бухенвальдский набат» Автор текста (слов):

Соболев А.

Композитор (музыка):

Мурадели В;

«Взрослые, гляньте» Юрий Энтин.


3.Воспоминания детей.

4. «Сценарии детских праздников» Л.И.Виноградова, С.В.Кузнецова.

Москва 1990 г.

5. «Мы этой памяти верны» Н.Леонов. Москва 1990г.6. «Клянусь я памятью погибших» Л.Ломтадзе. Москва 1990 г.
6. stihi.ru/2010/03/17/1091 Лина Томчи. В память о войне…

7. lib2.podelise.ru/docs/17/index-22743.html Юные погибшие герои, Юными остались вы для нас

8. oborona.org/geroi/lenya-golikov.html Оборона - великие подвиги русского народа

9. blokada.otrok.ru/golikov/07.htm

11


© 2010-2022