Разработка классного часа в 5 «А» классе по теме: «Берегите жизнь на планете Земля» (Проблема ТБО)

Форма проведения: круглый стол  с элементами драматизации, устного журнала  и групповой работой. Классный час проводится для учащихся пятого класса. Главной воспитательной задачей  является -  экологическое  воспитание, которое в современное время выходит на одно из важнейших мест для судьбы планеты Земля. Цель классного часа: развитие  умения самостоятельно принимать решение о бережном отношении к природе через освоение способов утилизации ТБО. На данный классный час выделены  следующие задачи:...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7



Классный час в 5 «А» классе

по теме: «Берегите жизнь на планете Земля»

(Проблема ТБО)




Подготовила и провела

кл.руководитель 5 «А» кл.

МБОУ СОШ № 7

Урянская А. Ю.



г.Новошахтинск

9.12.2013-2014 уч.г.

Классный час в 5 «А» классе по теме: «Берегите жизнь на планете Земля» (Проблема ТБО)

Форма проведения: круглый стол с элементами драматизации, устного журнала и групповой работой.

Классный час проводится для учащихся пятого класса.

Главной воспитательной задачей является - экологическое воспитание, которое в современное время выходит на одно из важнейших мест для судьбы планеты Земля.

Цель классного часа: развитие умения самостоятельно принимать решение о бережном отношении к природе через освоение способов утилизации ТБО.

На данный классный час выделены следующие задачи:

  • Расширение, углубление и приобретение новых знаний о бережном отношении к природе, через ограничение выброса ТБО

  • Развитие диалогической речи и логического мышления.

  • Воспитание глубокого чувства любви к родной природе, к Родине.

Используются:

  • Презентация учителя, видеовообщение «Мусорный остров», презентация ученика 5 «А» класса Гулевич Сергея

  • Наглядным материалом - поделки из ТБО

  • Выступлением учащихся.

  • Элементы инсценировки и групповой работы

В ходе классного часа дети узнают много нового, закрепляют навыки экологического поведения, высказываются по предложенным проблемам.

Все это позволяет более прочно закрепить навыки общения с природой, решать основную воспитательную задачу.

Ожидаемые результаты:

  • Осознание ответственности за свои поступки

  • Практическое применение знаний, полученных на классном часе.

  • Бережное отношение к окружающей природе.

Продолжительность: урок - 40 мин.

Методы и формы организации:

  • - технология проблемного обучения;

  • - опережающее задание;

  • - использование ИКТ;

  • - связь с жизнью;

  • - опора на жизненный опыт учащихся;

  • - работа в группах.

Цель: изучить, проблему решения утилизации бытовых отходов в разных странах, городах, и, непосредственно, в нашем городе, сравнить с собственными усилиями в решении данной проблемы, попробовать изменить своё отношение в решении проблемы.

Задачи:

  • познакомиться с проблемами утилизации бытовых отходов;

  • развивать умение анализировать экологическую проблему;

  • развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в школе

  • формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе;

  • сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;

  • создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;

  • создать атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;

  • формировать мотивацию природоохранной деятельности;

  • формировать культуру общения, работы в группах.

  • воспитывать экологическую культуру.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, фотографии грязного и чистого города, плакаты, поделки их ТБО, стихи, пословицы.

Ожидаемые результаты: понимание детьми, что скопление мусора - это большая проблема, которую нужно решать всем людям; умение сортировать мусор из разного материала; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.

Предварительная работа: самостоятельно сделать дома поделки из ТБО, сфотографировать улицы по которым идем в школу и места прогулок.

План проведения классного часа:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Просмотр видео про мусорный остров.

  3. Элемент инсценировки - выход мусора.

  4. Обсуждение проблемы - круглый стол

- выступления экологов с презентациями

- выступления учащихся о возможном решении этой проблемы

- показ поделок из ТБО

5. Эмоциональное завершение: стихотворение и припев песни: «Живи Земля»

Ход классного часа:

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный классный час - час проблемы чистоты, она относится к экологической проблеме. Вы знаете, что такое экология?

(Ребята отвечают.)

Экология - греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище;

logos - наука.

Эколог - человек, который занимается экологией, защищает природу.

То есть, наука о защите дома-природы.

Экология - это наука, которая изучает и защищает наш огромный мир, нашу планету Земля. Она очень прекрасна, столько удивительно красивых мест! Это создала природа. Самым умным созданием природы является человек. Мы люди живём и работаем, порою не задумываясь, что будет завтра с матушкой природой. Но к нам приближается враг порядка и чистоты. Как вы думаете, кто это?

(Ребята отвечают.)

Конечно же, мусор.

  1. Выход «мусорного короля» (элемент драматизации)

Я, Мусорный Король, мне уже покорны многие страны. Я даже сумел подчинить целую реку Цитарум в Индонезии. Она задыхается от тонн твердых бытовых отходов и сточных вод сотен заводов. Ковер из мусора на поверхности реки очень плотный, увидеть воду в ней очень сложно.

Посмотрите, что ещё я успел сделать!

Просмотр видео про мусорный остров. (4 мин) video.yandex.ru›users/4611686022265908652/view/

Я прошелся по вашей школе и вот, что подсчитал: в школе учатся 869 учеников, один ученик делает 19 кг мусора в год, значит все 869 сделают 16 тонн 397 кг мусора - ох, какая огромная мусорная гора получится!

А ещё, каждая свалка занимает около 6 га земли - а по стране это 20 тыс.га. Вот я сколько земли забираю у вас! Значит, не построят дома, не посеют растения и я стану ещё больше и могущественнее! А на свалках у меня красиво… выделяться БИОГАЗ - создается взрывоопасная и пожароопасная ситуация.

У меня есть друзья, которые живут на моих свалках - это птицы и большое количество крыс, мышей, кошек и собак. На свалках они ищут пищевые отходы. Эти животные переносят различные инфекционные заболевания.

Ещё на свалках есть опасные специальные отходы - это батарейки и лекарства, термометры и перегоревшие лампы дневного света, остатки лака, клея, краски, дезодоранта - все это нельзя хранить вместе с другими отходами, их необходимо уничтожать по специальной технологии, а люди этого не знают!

Один выброшенный свинцовый аккумулятор содержит 9,5 кг свинца. В городах десятки тысяч машин, и в каждой аккумулятор, который служит, в среднем 1,5-2 года. Представьте, какой я богатый становлюсь от такого количество аккумуляторов ежегодно Да, ещё электрические батарейки и люминесцентные лампы. Один крупный город выбрасывает за год 50 млн. батареек, в каждой лампочке от 80 до 120 мг ртути - так на свалки попадают десятки тонн ртути. Вот так я скоро, очень скоро, смогу отравить всех людей и захватить всю Землю!

Разработка классного часа в 5 «А» классе по теме: «Берегите жизнь на планете Земля» (Проблема ТБО)

  1. Обсуждение проблемы: круглый стол.

Учитель: видите, ребята, как растет «мусорный король». Давайте подумаем, как же можно остановить увеличение мусора и сберечь природу на нашей планете Земля.

Актуализация знаний.

-Современное общество - это общество с высоким уровнем потребления продуктов питания, предметов быта, развлечений. А любое потребление всегда связано с отходами. Следовательно, чем больше человек потребляет, тем больше он производит отходов, которые интеллигентно именуются специалистами «твердыми бытовыми отходами» (ТБО). К ним относятся пищевые отходы, бумага и картон, текстиль, древесина, кости, резина, металл, стекло, пластмасса. В последнее время большую часть ТБО составляют помимо бумаги и картона всевозможные виды пластиков. Это объясняется их уникальными качествами: многообразием форм и цветов, незаменимых для дизайна, широким спектром свойств, легкостью, небольшими затратами на производство. Но сроки разложения различных отходов очень сильно отличаются. Во многих регионах РФ реальная последовательность удаления отходов потребления и быта состоит из двух этапов:

1) общий сбор и транспортировка;

2) захоронение ТБО.

Захоронения производятся на так называемых полигонах, или попросту говоря, свалках, которые могут быть как специализированные (санкционированные), так и стихийно возникающие (неразрешенные). По подсчетам специалистов, около 50% всех свалок являются несанкционированными и на них продолжают завозиться отходы.

Слово предоставляется специалистам экологам:

1эколог: Стеклотара: бутылки, банки.

Такие отходы как битая стеклотара могут вызвать ранение животных, также может фокусировать солнечные лучи и вызывать пожары.

Битая стеклотара может наносить вред человеку - ранения; в банках скапливается вода, в которой размножаются личинки кровососущих насекомых.

Пути разложения: медленно растрескивается и рассыпается от перепадов температур; стекло постепенно кристаллизуется и рассыпается; очень медленно растворяется в воде. В первую очередь такие процессы протекают на острых кромках осколков.

Время разложения: на почве - несколько сотен лет, в спокойной воде - около ста лет, в полосе прибоя - 1-2 года.

2эколог: Банки из-под пива и других напитков.

Вид отхода: алюминий и его сплавы.

Ущерб природе: острые края банок вызывают травмы у животных.

Вред человеку: в банках скапливается вода, в которой размножаются личинки кровососущих насекомых.

Пути разложения: под действием кислорода алюминий медленно окисляется до оксида алюминия, который в некоторых условиях растворяется.

Время разложения: на земле - сотни лет, в пресной воде - несколько десятков лет, в соленой воде - несколько лет.

Наименее безопасный способ утилизации: в небольших масштабах - захоронение.

3 эколог: Упаковка для пищевых продуктов.

Материал: бумага и различные виды пластмасс, в том числе хлорсодержащих; иногда - алюминиевая фольга.

Ущерб природе: могут быть проглочены крупными животными и быть причиной их гибели.

Пути разложения: медленно окисляются кислородом воздуха. Очень медленно разрушаются под действием солнечных лучей. Иногда используются в пищу некоторыми микроорганизмами.

Время разложения: зависит от изделия - обычно десятки лет, может быть больше.

Способ вторичного использования: как правило, не существует из-за трудности разделения на компоненты.

Категорически запрещено: сжигать указанные материалы, так как при этом могут образоваться диоксины.

4 эколог: Изделия из пластмасс, не содержащие хлора:

прозрачные пакеты (полиэтилен), пористые обувные подошвы (полиуретан), пластмассовые бутылки (полиэтилентерефталат), пенопласт, корпуса шариковых ручек, одноразовая посуда (полистирол).

Ущерб природе: : препятствуют газообмену в почвах и водоемах; могут быть проглочены животными и привести их к гибели. Кроме того, пластмассы могут выделять токсичные для многих организмов вещества.

Вред человеку: пластмассы могут выделять при разложении ядовитые вещества.

Пути разложения: медленно окисляются кислородом воздуха. Очень медленно разрушаются под действием солнечных лучей.

Время разложения: около ста лет, может быть больше.

Способ обезвреживания: в небольших масштабах - сжигание.

Категорически запрещено сжигать указанные материалы в присутствии пищевых продуктов (могут образоваться диоксины).

4.Обсуждение проблемы.

Возможные выступления учащихся.

1.Ученик: Ученые работают над разными видами технологий, позволяющими из отходов получать полезные продукты. Во многих странах существует особая система сбора бытовых отходов. Обычно используют отдельные контейнеры для разных видов мусора: пищевых отходов, стекла, опасных веществ. Это экономит средства и энергию при их переработке. Отдельные виды мусора не уничтожаются, а перерабатываются в полезные вещи.

2.Ученик: Австрийские ученые выяснили, что рацион овцы на 60% может состоять из бумажного мусора, насыщенного питательными веществами.

3 Ученик: Химики доказали, что добавление в асфальтную массу пластика улучшает качество дорожного покрытия. Асфальт не растрескивается от холода, не размягчается от жары.

4 Ученик: Мы работаем над созданием упаковок из полимера способного разлагаться в почве в течение года.

5 Ученик: А Япония - единственная страна, где принят закон об утилизации домашней техники - телевизоров, стиральных машин, кондиционеров, холодильников. Потребитель неукоснительно исполняет закон, а компания - производитель оплачивает утилизацию.

Мы относимся к отходам, как к ресурсам - 16% закапывается в землю, 34% сжигается, 50% имеют вторую жизнь.

6 Ученик: Рассматривается еще один инвестиционный проект, предложенный испанскими партнерами. Сортировать мусор не придется, но стоимость вывоза мусора значительно увеличится.

7 Ученик: Испанцы предлагают построить завод, способный переработать 240 тыс. тонн мусора в год. Стоимость проекта - 10 млн. долларов. Ростовская область производит 600 тыс. тонн отходов, из которых город Ростов - 300 - 350 тыс. тонн.

Строительство этого завода позволит утилизировать почти весь мусор Ростова. Завод будет иметь два главных источника дохода: от утилизации мусора и от продажи конечных продуктов производства - удобрений, полиэтилена и другой продукции.

8 Ученик: Самым легким путем является предотвращение появления отходов. Важную роль играет сознательный выбор покупателем товаров. Чем меньше мы покупаем высокоотходных товаров, тем меньше будет производиться отходов, и меньше будет необходимость их дорогостоящей переработки или вторичного использования.

9 Ученик: Одним из путей предотвращения появления отходов является замена пластиковой упаковки на стеклянную и бумажную, с последующим сбором стеклотары и макулатуры. Помимо пользы природе, такой подход позволяет семье экономить средства.

10 Ученик: Еще один перспективный путь решения проблемы на региональном уровне - это введение раздельной платы за отходы в зависимости от их объема и степени опасности (принцип "Сколько намусорил - столько и заплати"). Экономические стимулы являются самыми действенными.

Учитель: Вторичное использование отходов - наиболее ресурсосберегающий путь, но он не всегда рентабелен в экологическом плане, существуют проблемы.

1. Прежде чем мусор использовать, его необходимо рассортировать. Но это невозможно - автоматов таких нет, а люди работают очень медленно, да и вредно для здоровья. Поэтому сортировать мусор надо в тот момент, когда его выбрасывают. Значит, каждый человек должен завести отдельные ведра для пищевых отходов, бумаги, пластмассы и так далее. Такой подход приживается в деревнях, но в городах это внедрить трудно.

2. Доставка мусора к месту переработки. Для этого необходимо построить много заводов, перерабатывающих стекло, железо, пластмассы и так далее. А как быть с лампочками, где содержатся молибден и вольфрам? Необходимо при переработке соблюдать высокие температуры.

3. Вывоз мусора на свалку - самый дешевый, но при этом самый недальновидный способ его утилизации. Свалки занимают огромные площади. Ядовитые вещества, оказывающиеся на свалках, проникают в подземные воды, которые часто используют на питьевые цели, развеиваются по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей среде. Кроме того, в результате процессов гниения без доступа воздуха образуется различные газы, которые также не освежают атмосферу вокруг свалки. Некоторые продукты гниения способны самовоспламеняться, поэтому на свалках регулярно возникают пожары, при которых в атмосферу

  1. Показ поделок из ТБО.

Учитель:

Ребята, давайте посмотрим, как вы смогли использовать ТБО для решения проблемы экологии.

Показ поделок.

  1. Эмоциональное завершение классного часа: исполнение 1 куплета и припева песни: «Живи Земля»

  2. Работа в группах:

Ребята вы узнали большое количество информации по экологической проблеме утилизации отходов ТБО. Сейчас каждой из ваших групп надо будет придумать короткий лозунг о бережном отношении к природе и утилизации отходов ТБО. Наши гости оценят вашу работу.

  1. Обобщение классного часа:

Ученик читает стихотворение А. Усачева «Мусорная фантазия»
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете -
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град, старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок -
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдет круговорот мусора в природе?
И хотя мы в школу к нам не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

Учитель: Спасибо за внимание и работу!

Литература

1.video.yandex.ru›users/4611686022265908652/view/

2. Аничев К. В. Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов. [Текст] / К. В. Аничев: - М.: «Прогресс», 1974. - 134 с.

3. Берлянт А. М. Новая энциклопедия школьника. Земля. [Текст] /А. М. Берлянт: - М.: «Росмэн», 2003. - 253с.

4.Галеева Н. Н. Экологический практикум ( методики исследовательских работ). [Текст] / Н. Н. Галеева - Кемерово, 2001. - 35 с.

5.Зарубин В. Г. Гигиена города. [Текст] / В.Г Зарубин, Ю.В. Новиков: - М.: Медицина, 1998. - 78с.

6.Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. [Текст] / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина: - М.: Просвещение, 1984.-153с.

7.Новиков Ю.В. Охрана окружающей среды. [Текст] / Ю. В. Новиков: - М.: «Высшая школа»- 1987. - 136 с.

8.Новиков Ю.В. Природа и человек, [Текст] / Ю. В. Новиков, - М.: «Просвещение», 1991 г. - 58 с.

9. Михеев А.В., В.М. Галушин, Н.А. Гладков, А.А. Иноземцев. Охрана природы, [Текст] / А. В. Михеев, - М.: «Просвещение», 1981 г. - 84 с.

10. Миркина Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. [Текст] / Б. М. Миркина. - Учебник из Федерального комплекта для 9 - 11 классов общеобразовательной школы. Изд. 2 - е, перераб. и доп.: - М.: АО МДС, 1996. - 272 с. с ил.

11.Материалы к Государственному докладу «О состоянии и охране окружающей природной среды Кемеровской области в 2007 году». [Текст] /Администрация Кемеровской обл., ГУ «Областной комитет природных ресурсов». - Кемерово: «ИНТ», 2008. - 352 с.: ил.

12.Рыжова Н.А. Почва - живая земля: Блок занятий «Почва» [Текст] /Научн. Консультант канд. геол. - минера. наук И.Н. Рыжова; Текст публикуется в авторской редакции. - М.: «Карапуз - дидактика», 2005. - 128 с.: ил.

13.Чернова Н.М., Былова A.M. Экология. [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н.М.Чернова, A.M.Былова М.: Просвещение. 1981. с. 38.

14. Экология или жизнь ( Электронный ресурс] / Информация с сайта new-garbage.com/

15.Переработка отходов. Электронный ресурс] / Информация с сайта 16.ru.wikipedia.org/wiki/

17. anashina.com/kak-sdelat-nashu-planetu-chishhe/‎

18. deloru.ru/article/5714/‎

19. eco-pravda.ru › Статьи › Экология

20. Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы (2002-2010 годы)»

21. images.yandex.ru/?lr=39&source=wiz

22. pressfoto.ru/categories/nature

23. ecoportal.su/

24. znayuvse.ru/ekologiya/chto-takoe-ekologiya

© 2010-2022