- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа работы с семьёй Семья. Университет педагогических знаний
Программа работы с семьёй Семья. Университет педагогических знаний
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Парачук А.В. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Формы психолого-педагогического просвещения родителей.
Они помогает вооружить родителей необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов с родителями и общественностью, семьи и школы, взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа «университета» составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.
Лекции
Это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей. Главное в лекции - научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекции - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.
Конференция
Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференции матерей, конференции отцов. Конференции проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовятся выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т.п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда заполняется краткая анкета.
Индивидуальные тематические консультации
Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.
В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества.
Посещение семьи
Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Переписка с родителями
Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение роли о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление родителей с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.
Родительское собрание
Форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Школьные родительские собрания проводятся, как правило, .nsa paла в год. Здесь родителей знакомя! с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.
Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование организационно - воспитательной работы в классе, намечаются формы сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.
Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний составляется классным руководителем, обсуждается на родительском комитете. Очередная тема собрания выбирается всеми родителями.
При подготовке и проведении родите1гьского_собрания следует учитывать ряд важных положений;
-
Атмосфера сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка.
-
Интонация собрания: советуем, размышляем вместе.
-
Профессиональный задел педагога - знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в
школе, но и за ее пределами, представление об уровне их
потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе).
• Добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь).
• Главные показатели эффективности родительского
собрания - это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.
Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют какие-либо спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры, кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собрать у себя дома девочек, она может возглавить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.
Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются какие-то поделки, сувениры - все то, чем семья увлекается в свободное время.
Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.
Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет.
Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе Положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
Представители родителей, постоянные помощники педагога, входят в родительский совет. Это. прежде всею, координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.