«Опыт работы классного руководителя с семьей по повышению уровня воспитанности и формированию культуры поведения учащихся»

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Выступление на ШМО классных руководителей

по теме:


«Опыт работы классного руководителя с семьей по повышению уровня воспитанности и формированию культуры поведения учащихся»
















Подготовила:

Третьякова Е.В.

классный руководитель

6 класса

КГКОУ СКОШ 7 вида














г. Николаевск-на-Амуре

март 2013 год

Роль классного руководителя очень сложна. С одной стороны это друг, партнер, наставник. И это, прежде всего, привлекает к тебе ребят. Но, с другой стороны, не только от классного руководителя зависит решение воспитательных задач в классе, он не может все взять на себя. Поэтому для меня классный руководитель - это координатор взаимодействия всех участников воспитательного процесса - учащихся, педагогов, родителей, направленного на достижение целей воспитания учеников класса.

С моей точки зрения, воспитанность - это интегрированный показатель результата воспитательной работы, отражающий сформированность отношения ученика к родному краю, своему городу, обществу, учёбе, природе, к себе. Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения.

Эффективная работа классного руководителя по повышению уровня воспитанности и формированию культуры поведения учащихся немыслима без тесной связи с родителями. Я, как классный руководитель, привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе. Прежде всего, моими помощниками являются члены родительского комитета Ожогина О.Х, Кушнарева О.Н, Гелашвили Н.Ю.

В план работы с родителями я включаю:

  1. диагностику семьи, изучение ребенка;

  2. организацию и проведение тематических родительских собраний и тренингов;

  3. заполнение карты «Социальный паспорт класса»;

  4. родительские собрания на темы «Поговорим о толерантности», «Агрессия, ее причины и последствия», «Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровьями».

  5. индивидуальную работу с родителями на темы: «Анализ успеваемости и дисциплины», «Воспитываем культуру поведения детей в общественных местах» и т. д.;

  6. посещение родителями общешкольных собраний (по плану школы)

Так же планирую внеучебную воспитательную работа с родителями:

  1. Организация совместной деятельности родителей и детей в классе;

  2. Планирование совместных дел;

  3. Совместное обсуждение проблем и их решение;

  4. Подготовка к мероприятиям и праздникам.

Успех совместной работы школы, родителей и воспитателей детского дома в немалой степени зависит от глубокого знания учеников и их семей. Это помогает мне, как классному руководителю совместно с родителями выработать своеобразную тактику воспитания каждого ученика, сделать родителей и воспитателей своими союзниками.



Комплекс приемов и методов:

- наблюдение за поведением и учебой детей;

- наблюдение за воспитательной, общественной деятельностью родителей;

- посещение семей;

- индивидуальные беседы с родителями (тема бесед по ситуации);

- консультации для родителей;

- вовлечение родителей в общественную работу;

- анкетирование.

В формировании навыков и привычек культурного поведения нельзя забывать о роли систематического контроля как важного средства воспитательного воздействия.

Я стараюсь внимательно относится к жизни учеников, что помогает мне увидеть в них ростки новых качеств культурного человека. Но эти качества важно не просто заметить, но и оценить добрым словом, приветливой улыбкой, выражением доверия к силам учащихся. Манеры культурного поведения не прививаются приказом, окриком или наказанием. В своей работе я использую смех, иронию, дружескую карикатуру, что являются наиболее эффективными средствами воспитания эстетики поведения и внешнего вида. Воздействия на учащихся сами по себе должны быть эстетичными и культурными.

Повышению эффективности работы по культуре поведения способствует связь классного руководителя с родителями воспитанников, которая проявляется в том, что, воспитывая учащихся, педагог одновременно ведет пропагандистскую работу по вопросам культуры поведения и среди их родителей, что обеспечивает единство требований семьи и школы.

Для привлечения родителей к посещению родительских собраний я ввела в практику 2 раза в год показывать видеоролик «Наша школьная жизнь», где отражаю школьную жизнь учащихся за полугодие. Родителям всегда приятно увидеть, чем живет наш класс, где участвует, какие места занимает.

Мы с ребятами приглашаем родителей на классные часы, в походы, на праздники. В нашем классе стали традиционными праздник «День Матери», где ребята готовят поздравления и подарки для мам и воспитателей своими руками. Классный час «Ура, каникулы!», который проводится в конце каждой четверти. Здесь поощряются ударники, активисты, лучшие дежурные. Классный час походит весело и оживленно, подводятся итоги за четверть, обсуждается участие класса в общешкольных мероприятиях, вносятся изменения в план следующей четверти. На эту классную традиция привлекаются родители. Организовывают чай, участвуют в обсуждении. Такие совместные мероприятия способствует созданию благоприятного климата в классе и семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Праздники, на которых приглашаются родители, создают теплую дружественную атмосферу в классе и школе. На весенних каникулах планируется поход на лыжную базу «Старт» с привлечением родителей. В 2012 - 2013 учебном году было запланировано два классных часа с приглашением опекуна, Кушнаревой О.Н. Один классный час проведен в ноябре 2012 года на тему «Поговорим о дружбе»,

Второй будет проведен в мае. Такие классные часы с привлечением родителей, очень нравятся детям, они активно участвуют, рассуждают, делятся своим мнением.

В нашем городе проходит акция «Ветеран живет рядом». Наш класс присоединился к этой акции, целью которой было воспитать в ребятах социально- нравственные ценности: понимание, доброту, взаимопомощь, чувство такта, культуру поведения, терпения и др. В этом году ребята нашего класса поздравляли двух ветеранов труда с Днем рождения, после чего был налажен контакт с ними. Следующим шагом стало оказание помощи этим женщинам. Это Мария Алексеевна Хромцова, 1929 г.р., проживающая по адресу: Пионерская 84.Она является ветераном труда, сама выросла в детском доме, жила и работала в нашем городе. У Марии Алексеевны проблемы со зрением и она с удовольствием согласилась принять помощь подростков. Симонова Тамара и Гелашвили Зураби вместе с представителем родительского комитета Кушнаревой О.Н. с удовольствием помогли пожилой женщине: помыли полы, пропылесосили, вытерли пыль. Мария Алексеевна отблагодарила ребят чаем со сладостями. Галина Георгиевна Иванова (Максима- Горького 35 а, кв. 41) передвигается с большим трудом, т.к перенесла перелом шейки бедра. На весенних каникулах ребята пойдут и к ней. Надеюсь, что шефство над ветеранами труда станет еще одной традицией в нашем классе и продолжится и в следующем году. Такие встречи учат ребят внимательности к пожилым людям, воспитывает в них патриотические чувства, повышают уровень воспитанности, формируют культуру поведения.

В результате обобщения опыта работы по данной теме выяснилось, что сотрудничество классного руководителя с семьей по повышению уровня воспитанности и формированию культуры поведения учащихся современных условиях позволяет сделать следующие выводы:

- выявлены наиболее эффективные формы и методы организации деятельности классного руководителя в работе с родителями;

- эффективность сотрудничества, формирование взаимных отношений между учащимися и родителями, классным руководителем, зависит от классного руководителя, его знаний, творческих и профессиональных способностей, его умения общаться с учащимися и родителями;

- плодотворное участие родителей в учебно-воспитательном процессе побуждают учащихся к активному учению и развитию творческих способностей.

И хотя школа играет важную роль в воспитании ребенка, главными воспитателями своих детей все же являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко, "семьи бывают разные. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание".


© 2010-2022