Проектно-исследовательская деятельность как способ развития творческого потенциала младших школьников

В данной работе описан опыт работы над проектами и исследовательскими работами в начальных классах. Именно в младшем школьном возрасте уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни является эмоциональная сфера, мышление, формирование творческих способностей. В связи с этим, создавая условия для детского творчества, главными образующими личности остаются воображение и основанное на нем творчество, потребность ребенка активно действовать в мире.
Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №1 с. Приволжье

муниципального района Приволжский Самарской области












Проектно-исследовательская деятельность как способ развития творческого потенциала младших школьников



Автор

Калмыкова Ирина Филипповна,

учитель начальных классов



































Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………………….2-3

  2. Теоретическая часть………………………………………………………………………..4-9

  3. Практическая часть……………………………………………………………………...10-14

  4. Заключение………………………………………………………………………………….15

  5. Литература…………………………………………………………………………………16





























Введение

Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации. В Законе Российской Федерации об образовании говорится, что образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

В концепции школьного воспитания учитывается личностно - ориентированная модель подрастающего поколения, в которой создаются условия для полноценного развития личности, для проявления и развития творческих способностей ребенка.

Именно в младшем школьном возрасте уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни является эмоциональная сфера, мышление, формирование творческих способностей. В связи с этим, создавая условия для детского творчества, главными образующими личности остаются воображение и основанное на нем творчество, потребность ребенка активно действовать в мире.

Творческая личность - это личность, способная к осуществлению творческой деятельности, у которой сформирована мотивационно - творческая активность

Цель: формирование творческой личности младшего школьника, развитие творческих способностей на основе участия в проектно-исследовательской деятельности. Для достижения цели были определены следующие задачи:

  • Способствовать развитию творческого мышления и воображения любознательности и познавательного интереса к окружающей действительности;

  • Создать условия для свободного экспериментирования с различными материалами путем преобразования пространственно предметной развивающей среды;

  • Создавать благоприятные условия для формирования умения презентовать продукт своей творческой деятельности.

  • Приобщить учащихся к творческой работе;

  • Прививать интерес к творчеству, поиску;

  • Развивать навыки созидания, самореализации

Адресат деятельности: Младший школьник

Ожидаемые результаты:

  • Развитие творческого мышления и воображения любознательности и познавательного интереса к окружающей действительности;

  • Созданные условия для свободного экспериментирования с различными материалами путем преобразования пространственно предметной развивающей среды;

  • Благоприятные условия для формирования умения презентовать продукт своей творческой деятельности.

  • Участие детей в проектно-исследовательской деятельности








Теоретическая часть

Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации. В Законе Российской Федерации об образовании говорится, что образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

В концепции школьного воспитания учитывается личностно - ориентированная модель подрастающего поколения, в которой создаются условия для полноценного развития личности, для проявления и развития творческих способностей ребенка.

Именно в младшем школьном возрасте уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни является эмоциональная сфера, мышление, формирование творческих способностей. В связи с этим, создавая условия для детского творчества, главными образующими личности остаются воображение и основанное на нем творчество, потребность ребенка активно действовать в мире.

Творчество - создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно - исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества. Ребенок не пусто сосуд, который педагог призван заполнить знаниями

Творческая личность - это личность, способная к осуществлению творческой деятельности, у которой сформирована мотивационно - творческая активность

Творческая личность - это личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции.
В жизнедеятельности личности творчество выполняет следующие функции:
• выражает активно-преобразовательное отношение к миру;
• включает личность в значимые для нее сферы деятельности и общественных отношений;
• выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых субъекту неизвестен;
• определяет собственную индивидуальность для другого;
• реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного;
• защищает личность от стрессов, уныния, жизненных потрясений.
Творчество, как явление многогранное, рассматривают как творческий потенциал, активность и инициативность.
Творческий потенциал - это проявление заложенной природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему как представителю Homo Sapiens.
О динамике развития творческого потенциала учащегося судят по развитию таких личностных новообразований, как:
• способность открытия нового знания;
• появление новых мотивов, целей учебной деятельности;
• владение новыми (для личности) способами деятельности;
• импровизационность, как способность внезапно принимать решение;
• расширение поля интеллектуальной активности;
• креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности.

Креативность - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; это способность порождать множество разнообразна, оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. Креативность в узком значении слова - это дивергентное мышление, отличительной особенностью которого является разно направленность и вариативность поиска разных, в равной мере правильных решений относительно одной и той же ситуации. Креативность в широком смысле слова - это творческие интеллектуальные способности, в т.ч. способность привносить нечто новое в опыт порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем, осознавать проблемы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации , отказываться от стереотипных способов мышления .
Творческая активность личности - деятельное отношение человека к миру, его способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении.

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое -будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью, и его сущность заключается в том. Что человек воспроизводит или повторяют уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Инициативность - творческая способность, заключающаяся в постоянном стремлении к самостоятельным действиям, активной жизненной позиции личности. Инициативность - одна из важнейших целей воспитания учащихся. В процессе учения инициативность развивается с помощью системы дидактических методов, приемов и средств.

Личностные качества творческой личности, мотивация творчества.
Личностные качества творческой личности это те, которые позволяют отличаться этой личности от других людей.
К ним можно отнести:
• продуктивное самосознание;
• интеллектуальная творческая инициатива;
• жажда познания и преобразования;
• чувствительность к проблеме, новизне;
• потребность в нестандартном решении задач;
• критичность ума;
• самостоятельность в поиске путей и способов решения проблем.
Залогом развития личностных качеств творческой личности является высокая мотивация творчества.
Условия и технологии развития творческого потенциала личности.
Важнейшими вопросами педагогики являются:
• Как научить творчеству каждого обучающегося?
• Как развить заложенный в каждом ребенке его творческий потенциал?
Теоретические исследования и педагогическая практика показывают, что всех психофизически здоровых людей можно научить творчеству.
Напомним, что главная цель образования - усвоение подрастающим поколением социального опыта. Этот опыт включает в себя четыре основных компонента (по И.Я. Лернеру):
1) знания о природе, обществе, технике, способах деятельности;
2) опыт осуществления основных способов деятельности;
3) опыт творческой деятельности;
4) опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и деятельности.
Процесс обучения, ориентированный на развитие творческих способностей обучающихся, должен обеспечивать освоение учащимися новых способов мышления и опыта учебно-творческой деятельности. Основными составляющими опыта учебно-творческой деятельности, формирующегося в процессе образования и направленного на развитие нестандартного мышления учащегося, являются:
1) самостоятельное осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию;
2) обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации;
3) установление целостной структуры объекта;
4) видение новой функции объекта;
5) разработка и учет альтернатив при решении проблемы;
6) комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности (импровизация) при решении новой проблемы.
Среди теоретических подходов к организации образования учебно-творческой деятельности приоритетное место принадлежит личностно-деятельностному подходу, суть которого заключается в принятии ребенка как личности с присущей ей духовностью, социальностью и креативностью. Реализация этого подхода требует от педагогов поиска продуктивных образовательных технологий освоения знаний с целью их практического применения в непредвиденных ситуациях. Эти технологии призваны «выращивать» в личности творческие способности и потребность в творчестве (социальном, научном, техническом, художественном), ориентировать его на самоопределение и самоактуализацию, помогать раскрытию уникальности и неповторимости его личности.

Особое место в развитии творческих способностей принадлежит проектно-исследовательской деятельности, при которой приобретается приобретения опыт творчества.

Проектно-исследовательская деятельность занимает в начальной школе ведущее место. Программа предусматривает выполнение учащимися ежегодно не менее одного творческого проекта. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.

Формы организации проектно-исследовательской деятельности:

  • Коллективные формы деятельности

  • Творческие группы

  • Конференции

  • Экскурсии

  • Индивидуальная исследовательская деятельность

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников проходит на разных уровнях образовательного процесса и в различных организационных формах.

Прежде всего, это урочная деятельность. В качестве творческих заданий учащимся предлагается подготовка сообщений, написание рефератов, защита презентационных материалов. Самое главное для исследовательской деятельности - создание условий для включения учащегося в творческую деятельность, направленную на получение новых для него знаний, овладение умениями и навыками.

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности вполне осуществимо через урок, защиту проектов и рефератов. В исследовательской деятельности могут принимать участие не только сильные дети, но и отстающие. Просто уровень исследования будет иным. По мере взросления цели исследования ставятся перед учащимися более сложные. Здесь подход к исследовательской деятельности становится творческим. Прежде всего, это задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока учитель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на муниципальный и окружной уровень. Проект является основной формой исследовательской деятельности учащихся, он связывает теорию и практику, что имеет очень большое значение в образовании личности.

Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.

Основные требования к использованию метода проектов:

- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

- самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)

Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт учащегося, его собственный путь искания, преодоления затруднений, является одним из эффективных средств организации исследовательской деятельности на уроках и внеурочной деятельности в начальных классах. Можно выполнять и мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть.

Навыки, полученные в работе над проектами, помогают уверенно чувствовать себя научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.

В заключение хочется сказать, что проектная деятельность в школе - это один из самых позитивных экспериментов последних лет. Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность для создания личностно-развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.







Практическая часть

Наиболее значимые исследовательские работы и проекты

  1. Матрешка -исконно русская кукла.

Эта работа заняла первое место в областной научно -практической конференции, второе место в окружном конкурсе, первое место во Всероссийской конференции (Заочный тур)

Гипотеза:

Я предполагаю, что матрёшка исконно русская игрушка, но моя мама где-то читала о японском происхождении этих кукол, а я хочу доказать что матрешку придумал русский народ.

Исходя из этой гипотезы, я определил тему исследования: «Матрёшка - исконно русская игрушка»

Выявлен объект исследования

Деревянная разъемная кукла - матрёшка.

Цель исследования: доказать, что матрешка придумана русским народом.

Задачи: Найти объяснение в словарях слову «матрешка»

Собрать и изучить материал о происхождении матрешки.

Рассмотреть различные гипотезы о происхождении матрешки.

Начиная работу, в первую очередь я задал себе вопрос: что же такое «матрешка»? Определение слова «матрешка» я стал искать в словаре. В словаре Даля о матрешке никаких сведений не нашлось. А в словарях Ожегова и Ефремовой дано одинаковое толкование этого слова.

А откуда появилась эта деревянная красавица матрёшка?

С самых первых попыток найти точные ответы оказалось невозможным - сведения о матрёшке оказались довольно запутанными и мало что сказано об истинном происхождении матрёшки.

Для начала напомню основные версии, исправно переписываемые под копирку.

Гипотезы происхождения

История эта очень древняя. И главных действующих лиц зовут по-разному. И появились они, кто говорит - в Индии, кто утверждает, что в Китае, ну а кто-то указывает точно на Японию, ссылаясь на древнюю легенду о Джарме. Но его имя для японцев было труднопроизносимо, поэтому они назвали его по-своему - Даруму. «Дарума символизирует мудрость, спокойствие, просветление. Но японские божки размножались. Одни отвечали за успех в деле, другие - за хороший урожай, третьи защищали праведных. Так что божки продавались уже в комплекте.

И вдруг кто-то придумал помещать все фигурки в одну. Одним из первых «слоеных» божков стал Фукурокуджу. Он был самым популярным в большом семействе, так как отвечал за счастье, процветание, долгие годы жизни и мудрость. Ему-то и предстояло совершить далекое путешествие в Россию.

Изучая происхождение матрешки, для получения полного объема информации мне пришлось обратиться к разным источникам. По книге Н.Н. Алексахина "Матрешка" и другим материалам я узнал, что в 1890 году в усадьбе Мамонтова в подмосковном Абрамцеве хозяйка усадьбы привезла с острова Хонсю (Япония) забавного божка. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья.

Старичок Фукуруму появился в России. Анализируя материал, я узнал, что

по одной версии:

Хозяйка показала японского божка художникам. Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он заказал изготовление куклы лучшему токарю В. П. Звездочкину. Но источники говорят о том, что в те годы он не работал в мастерской Мамонтова.

Далее следует любопытное замечание о художнике Малютине: «Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрёшки. Но самого эскиза в наследии художника нет.

Вторая версия:

Токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрёшки себе, совершенно не упоминая Малютина. Что касается происхождения нашей русской матрёшки от японского Фукурумы, то и здесь Звездочкин о Фукуруме ничего не упоминает. Из бесед Е.Н Шульгиной со Звездочкиным она узналачто он увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку.Но по моему мнению возникает довольно странное ощущение - ОНА и ОН, т.е.русская матрёшка, мол, произошла от него, от японского мудреца. Что вызывает подозрение.

Третья версия появления будущей матрёшки в России -якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской. Сразу оговорюсь: точных сведений, откуда взялась легенда о мифическом монахе - нет, и ни в одном источнике конкретной информации не существует.

Я считаю, что православный монах христианин не мог копировать языческое.

Но есть и еще интересная версия. Русский исследователь Б.Воробьёв, в своих статьях о Золотой Бабе видит прямую аналогию с русской матрёшкой, а порой сам факт происхождения её от Золотой Бабы является очевидным. Он пишет, что Золотая Баба есть статуя, представляющая старуху, которая держит сына в утробе, а там виден другой ребёнок, который, говорят, её внук». Так благодаря исследованиям Б.Воробьёва историю русской матрёшки стало возможным отодвинуть на минимум 600 лет назад и искать её корни не только в Японии, но и на Урале.

В результате исследовательской работы я нашел объяснение в словарях слову «матрешка», собрал и изучил материал о происхождении матрешки,

Определил истоки происхождения матрешки, познакомил с историей происхождения матрешки своих одноклассников. А также изучил процесс изготовления куклы, виды матрешек. Этой информацией я поделился не только со своими одноклассниками, но и учениками других классов.

В ходе исследовательской работы над данной темой я сделал выводы, что матрешка это исконно русская кукла, потому что «путешествие» необычной деревянной фигурки начинается в Индии, затем получает продолжение в Китае, оттуда фигурка попадает в Японию, а потом «неожиданно» находит своё место в России - несостоятельно. Хотя бы потому, что сама фигурка восточного мудреца не является исконно японской. Вероятно, гипотеза об обширном расселении славян и распространении их культуры, которая оказала влияние на культуры других народов является правдивым утверждением.

Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся не ясным.

Я считаю, что идея деревянной игрушки, которая состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была навеяна мастеру, создавшему матрёшку, русскими сказками. Многие, например, знают и помнят сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич.

Так что был Фукурума, не было его, узнать затруднительно, да не так уж и важно. Кто его теперь помнит? Исследуя литературу я утверждаю, что матрешка - это исконно русская кукла. И нашу матрешку знает и любит весь свет!

  1. Проект «Самарины в Приволжье.

Этот проект занял второе место в окружном конкурсе проектов, второе место во Всероссийском конкурсе ( Заочный тур)

В нашем селе есть достопримечательность «Усадьба Самариных», она является любимым местом отдыха приволжцев, особенно в теплое время года. Я со своими родными тоже хожу туда, но никогда не задумывался о названии данного места. В сентябре мы всем классом пошли на экскурсию, на усадьбу. Мы рассматривали оставшуюся часть здания и прилегающую к нему территорию. Я решил собрать нужную информацию по данному месту и познакомить с ней своих одноклассников.

Проблема: в нашем селе существует оставшаяся часть усадьбы Самариных, но я не знаю, кто такие Самарины и какой вклад они внесли в историю нашего села.

Цель: собрать информацию о семье Самариных и их вкладе в историю нашего села

Задачи: 1.Изучить родословную семьи Самариных и их вклад в развитие села Приволжья.

2. Изучить историю освоения и заселения Приволжской земли, появления постоянных населенных пунктов.

3.Собрать материал по истории села Приволжья и познакомить одноклассников с историей родного края.

В 1764 году императрица Екатерина II, совершая путешествие по Волге, писала графу Никите Панину о богатствах Среднего Поволжья:

На это изобилие накинулись царские фавориты и придворные, началось усиленное заселение левобережья Волги.

Помещики в принудительном порядке начали переводить сюда своих крестьян из внутренних районов страны....

В живописном месте, где река Бобровка впадала в Волгу, в 1769 году появилось село Аннино. Оно получило свое название по имени владелицы - княгини Анны Федоровны Белосельской.

В 1776году крупный помещик секунд-майор Василий Николаевич Самарин (двоюродный брат А.Ф.Белоселъской) выкупил это имение. С этого времени и вплоть до 1917 года эти земли не выходили из рук Самариных.

В 1780-82гг. В.Н.Самарин перевел на земли, принадлежавшие деревне Аннино, крестьян из своих имений, расположенных в других губерниях (в основном из Ярославской и Костромской).

Таким образом, в результате перевода большого количества крестьян, к 1782 году недалеко от деревни Аннино были основаны три новых селения.

В 1783г. постройки церкви св.Владимира и сельцо Васильевское было

переименовано в село Аннино-Васильевское, По имени помещика - основателя Василия Николаевича Самарина. Центром вотчины являлось село Васильевское, где стояла господская усадьба с домом и надворными постройками. К господской усадьбе примыкала группа сел и деревень, населенных крепостными крестьянами.

По результатам ревизии 1783г. во владении В.Н. Самарина состояло:

В новых селениях Самарин устроил конные, овчарные и скотные заводы, винокуренный завод, построил мукомольные мельницы.

В селе Васильевском находились: большие господские хоромы, выполненные по проекту ведущих архитекторов страны и стилизованные под средневековые замки. У господского дома находилась пристань, где грузились хлеб, вино и отправлялись в различные города. Самарин держал связь с 40 городами Российского государства. А шерсть выставлялась на всемирную выставку в Париже.

После смерти В. Н. Самарина все имущество перешло сыну Федору Васильевичу. Фёдор Васильевич, к сожалению, не мог постоянно жить в Васильевском. Дальность расстояния и проходимость дорог этого не позволяли . Здесь был управляющий Петр Яковлевич Воронков.

После смерти Федора Васильевича по раздельному акту составленному семьей, имение перешло сыновьям Юрию и Дмитрию Самариным. Традиции отца и деда продолжил и Ю.Ф. Самарин, который в эту эпоху был одним из самых выдающихся деятелей по освобождению крепостных крестьян. При нем в имении было учреждено для населения - школа, больница, хлебный завод на случай голода.

Большая заслуга Самариных в том, что они занимались устройством церковно - приходских школ, уделяли большое внимание просвещению и здоровью крестьян. Наряду с обучением детей слову Божьему Самарины заботились и об учении детей церковному пению. Учителей для школы Самарины лично приглашали из числа самых способных. Федор Васильевич Самарин в 1827 году одним из первых в России открыл школу для крестьянских детей. В мае 1850 года Дмитрий Федорович Самарин начинает строительство одной из первых в России школы для девочек - как крестьянских, так и дворовых.

21 августа 1919 года село Васильевское было переименовано в Приволжье.

Советская власть внесла свои коррективы. Стали разрушаться церкви. В 1963 году район был ликвидирован. Основная часть строений усадьбы Самариных в 1966 году разрушена по указанию органов исполнительной власти Безенчукского районного Совета народных депутатов, второй причиной разрушения стала несвоевременное берегоукрепление реки Волги.

Район вновь создан в 1967году. В настоящее время часть хозяйственных построек усадьбы Самариных сохранилась: остались контора управляющего, людская и въездные ворота с изгородью из красного кирпича.(слайды). Эта территория объявлена памятником архитектуры. Правительством Самарской области принято решение о восстановлении и реконструкции исторического комплекса «Усадьба Самариных». Проектом предусматривается восстановление сохранившейся части здания бывшей людской и размещение в нем краеведческого музея, реставрация ограждения усадьбы, устройство смотровой площадки с видом на Волгу, благоустройство и озеленение территории. В ходе работы я изучил родословную семьи Самариных и их вклад в развитие села Приволжья, изучил историю освоения и заселения Приволжской земли и познакомил одноклассников с историей родного края.

Заключение

Активное сотрудничество ученика и учителя в ходе проектно-исследовательской работы принципиально меняет технологию получения знаний: ученик, опираясь на помощь учителя, организует самостоятельный процесс поиска. Участвуя в проектно-исследовательской работе, ученик будет:

  • Уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;

  • Критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;

  • Грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать аргументированные выводы, находить решения;

  • Коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;

  • Самостоятельно работать над развитием интеллекта, культуры.

Проектно-исследовательская деятельность является уникальным инструментом развития личности учащихся, действенным фактором воспитательно - образовательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры образования.





Литература

1. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] / Н. Долгушина // Начальная школа. - 2006. - № 10. - С. 8-12.
2. Румянцева, Н.Ю. Потенциальная готовность к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Электронный ресурс] / Н.Ю. Румянцева. - Режим доступа : avpu.ru/proect/form_cult/p_5.htm
3. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А.И.Савенков.-Самара: Учебная литература, 2008. - 204 с.
4. Семёнова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся начальной школы [Текст] / Н.А. Семёнова // Начальная школа. - 2006. - №2. - С. 45-49.
5. Соколова, Т.Е. Информационно-аналитические умения; система индивидуального мониторинга [Текст] / Т.Е.Соколова. - Самара: Учебная литература, 2008. - 85с.

6.Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. / Е.Л. Яковлева - Москва: Флинта, 1997.





17


© 2010-2022