Из опыта работы на тему Система работы с учащимся начальных классов

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы учителя начальных классов

1 квалификационной категории

Рахматуллиной Гульнары Рашитовны

Стремление быть учительницей начальных классов привело меня на учёбу в Казанское педагогическое училище № 1.В 1987 году закончив училище, наконец- то я стала учительницей начальных классов. Но этим я не остановилась, и в 1999 году я снова решила поступить учиться в НГПИ и получив высшее образование закончила институт в 2003 году.

А в нашу школу я пришла работать в 1989 году и общий стаж работы- 26 лет. Из опыта работы на тему Система работы с учащимся начальных классов

Задача учителя - научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Одно из средств, содержащих реальную возможность осуществления этой важной задачи,- игра, которая способствует развитию умственной деятельности детей. Сейчас много пишут и говорят о необходимости превращать каждый урок в процесс активного творческого познания, во время которого наши дети открывают для себя удивительный мир духовных ценностей. Поэтому работу на каждом уроке я стараюсь организовывать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Чтобы активизировать учащихся на протяжении всего урока, я применяю разнообразные формы и методы обучения, ввожу элементы новизны, но новый вид работы всегда вытекает из предыдущего, являясь его продолжением, поднятием на следующую ступеньку. Игры, элементы занимательности и неожиданности в сочетании с другими приемами способствуют формированию прочных знаний и умений и направлены на развитие орфографической зоркости о отработку вычислительных навыков, снимают усталость и напряжение, делают уроки интересными и эмоциональными. Любые герои ребят- Буратино, Микки-Маус и многие другие - тоже хотят учиться и просят ребят решить задачу, ответить на вопрос, отгадать загадку, ребус.

Уроки чтения - настоящая школа воспитания больших чувств, глубину мысли, самостоятельных поисков. Поэтому большое внимание уделяю чтению и развитию речи. Хочу заметить, что дети, хорошо читающие и имеющие высокий уровень речевого развития, могут успешно обучаться по всем предметам.

С первых дней обучения детей в школе стараюсь уделять особое внимание вопросам формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения. В ходе работы с «Азбукой» особую роль отводила глубокой и разносторонней работе над звуками.

Систематическая и целенаправленная работа с ними способствует тому, что все ученики научились безошибочно определять количество слогов и точно ставить ударение в слове.

Готовясь к каждому уроку чтения в период обучения грамоте, я старалась развивать у детей интерес к чтению, их потребность в чтении. Для решения этой задачи я использовала скороговорки, ребусы, загадки, игры. На уроках русского языка я сочетаю различные виды тренировочных работ. Изучив с учащимися теоретический материал, тут же переходим к его закреплению. Затем пишем обучающие диктанты - комментированные, объяснительные, выборочные.

Много внимания уделяю работе учащихся над упражнениями из учебника. Приступая к письму, дети определяют, на какое правило дается в учебнике то или иное упражнение, чему они должны научиться, выполняя соответствующее задание учебника. Некоторые упражнения ребята выполняют самостоятельно по вариантам с взаимопроверкой.

В течение четырех лет младший школьник должен изучить достаточное количество слов, в которых безударная гласная не проверяется. Я очень много времени уделяю различным аспектам словарной работы. Учащиеся с удовольствием совершают « путешествие» в мир слов. Словарные слова группирую по темам: « Животные», « Овощи», « Птицы», « Школьные принадлежности». Предлагаю пользоваться не только словарем в учебнике русского языка, но и другими словарями, например, орфографическим словарем, толковым словарем. Провожу словарные диктанты, картинные диктанты, пишу словарные слова с пропущенными буквами на доске, раздаю карточки с такими словами, загадываю загадки, а дети пишут отгадки - словарные слова, в которых ставят ударение и подчеркивают «опасное» место.

Знакомлю учащихся с прекрасными образцами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки. Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками и на уроках труда, рисования. На уроках русского языка пословицы и поговорки я использую при изучении нового материала, при закреплении правил.

Из опыта работы на тему Система работы с учащимся начальных классовНа уроках математики я применяю диктанты с самыми разнообразными заданиями, способствующими расширению кругозора учащихся, использую игровые моменты на устном счете, стараюсь научить детей бегло вычислять, Развиваю у них смекалку. Детям нравятся задачи в стихах, задачи на смекалку. Формированию осознанных знаний, прочных умений и навыков и самостоятельной практической деятельности учащихся способствуют самодельные таблицы по математике: схемы - опоры, индивидуальные карточки, перфокарты.

Свои уроки в основном я строю так, что мое сообщение, объяснение нового опирается на собственные знания детей. На уроках, обучая решению задач, начинаю с иллюстрации условия, учу тем самым видеть в задаче главное. Затем перехожу на условные обозначения, после чего осторожно, не навязывая, учу главное обозначать кратко.

Все вместе взятые приемы активизации познавательной деятельности учащихся помогают мне воспитывать у детей любовь к знаниям, желание каждый день узнавать что-то новое.

При формировании детского коллектива добиваюсь доброжелательных и товарищеских отношений между детьми. Провожу познавательные тематические утренники о дружбе, о культуре поведения. Еженедельно провожу классные часы. Стремлюсь прививать учащимся любовь к природе, животным.

В результате целенаправленной работы по данной теме я достигла повышения интереса учащихся, качества знаний, умений, навыков.

Наряду с групповыми формами работ, я применяю индивидуальные с опорой на дифференциацию, сильному даю задание с усложнением, слабому попроще, но объемнее. Применяю в своей работе карточки, составленные из заданий разного уровня сложности, где ребенок сам может решить, до какого момента ему работать. Большое место на уроке уделяю самостоятельной работе. В этом мне помогает и учебник, и дидактические материалы. В классе есть группа взаимопомощи, состоящая из сильных учеников, которые оказывают помощь более слабым ученикам (воспитывается доброжелательное отношения друг к другу, чувство взаимопомощи, коллективизма).

В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Использование таких презентаций дает хороший результат.

Преимущества тестового контроля: объективность оценки, достоверность информации, надежность. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов.

В результате общения с коллегами на школьных, муниципальных, республиканских методических объединениях, семинарах, конференциях расширяю свои профессиональные познания.

Много внимания уделяю здоровьесберегающей технологии. На уроке провожу не только физпаузы, но и спортивные минутки, где выполняем комплексные упражнения, для нормализации осанки, дыхательные упражнения, массаж пальцев рук, пальчиковые игры, что направлено на развитие моторики, памяти, внимания, а также для глаз. Из опыта работы на тему Система работы с учащимся начальных классовИз опыта работы на тему Система работы с учащимся начальных классов

Игры, соревнования, викторины, конкурсы, турниры, путешествия и другие формы, методы, применяемые мною на уроках, способствуют развитию целостной личности учеников: ума, воли, чувств, логических рассуждений. Схемы - опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонек пытливости. В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильным для него.

Контроль над знаниями, умениями и навыками осуществляю в стандартной форме: индивидуальный опрос, фронтальный, тестирование, математические и орфографические диктанты, контрольные и проверочные работы, так и в виде блиц-опросов, аукционов правил, составления и выполнения алгоритмов. Применение тестов с 1 класса способствует получению положительных результатов. Практикую само и взаимопроверки для оценки учебной деятельности учащихся. Каждый успех делаю достоянием всего класса. Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы. Знание теоретического материала детьми отслеживаю через систему мониторинга, используя интегрированные работы для учащихся, в соответствии с требованиями ФГОС

Каждым учеником моего класса ведется портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения.

Уже в этом учебном году мои ученики приняли участие в интеллектуальных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру». Педагоги - организаторы отметили хорошую работоспособность и смекалку учеников при выполнении заданий.

Свои лучшие достижения дети помещают на странички своих «Портфолио». Со временем, в нём станут появляться новые стихи, грамоты, сказки, рисунки, сочинения, фотографии, а дети становятся более любознательными.

Все эти годы я не только учитель, но и классный руководитель. Я считаю, что воспитание - процесс непрерывный, и, начавшись на уроке, он продолжается во внеурочной деятельности.

С первых школьных дней мы с детьми совершаем прогулки по школьному парку, посещаем школьную библиотеку , где знакомимся с историей станицы, ветеранами ВОВ. За годы работы провела много интересных мероприятий. Это разнообразные утренники, конкурсы, беседы ( «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики», «День матери», «Прощания с Азбукой»,«8 Марта», «Состязание здоровячков», «Праздник Осени», « Творческий отчет», интеллектуальный марафон, конкурс эрудитов и многое др.).

Мои ученики принимают участие в конкурсах рисунков, поделок, выступают на школьных, районных и республиканских мероприятиях. Дети доброжелательны, дружелюбны и воспитаны.

В этом учебном году работаю со 2 классом. В классе сейчас 7 учеников. Все они разные по возрасту, и по уровню развития, и по характеру. С первых дней пребывания детей в школе, выявляю уровень личной готовности детей, ищу тропинки к их взволнованным сердцам, работаю над сплочением класса, как коллектива. Стараюсь, чтобы дети любили меня, но не «сюсюканьем», а строгостью, лаской, разумностью и трудом.

Но говорить о полной реализации моей цели слишком рано, все школы России 2 год работают по -новым УМК. Я знакомлюсь с современными образовательными технологиями, учусь работать применяя их.

Особую роль в педагогической деятельности учителя занимает кабинет. Постоянно накапливаю и систематизирую учебно- наглядные, методические и дидактические материалы инновационного характера. В лаборатории накоплен богатый материал дифференцированных заданий, имеются тестовые задания для начальных классов. Они сложены в отдельные папки, указана их тематика. Работаю по обогащению творческой лаборатории дополнительной методической литературой, выписываю газеты и журналы по начальной школе.

. Из опыта работы на тему Система работы с учащимся начальных классовИз опыта работы на тему Система работы с учащимся начальных классов

Как руководитель кабинета составила паспорт кабинета, перспективный план работы, который дополняется новыми пунктами.

Кабинет является рабочим местом как учителя, так и учащихся. Оснащённость кабинета соответствует программам по начальным классам и потребностям образовательного процесса. Кабинет служит для повышения качества знаний учащихся. В кабинете имеется вся необходимая документация, имеются таблицы, раздаточные материалы, ноутбук.

В кабинете сделан капитальный ремонт. В создании и оформлении кабинета мною и родителями класса были использованы тёплые, спокойные расцветки, цветы на подоконниках и в кабинете создают уют и положительно воздействуют на эмоциональное состояние учащихся.



© 2010-2022