Интеграция предметов в современной школе

Данный доклад была прочитан совместно с Никольской Вероникой Геннадьевной (см. сайт), учителем биологии и географии, на Филофеевских образовательных чтениях 20-21 октября 2015 года в г.Тюмени. Эта статья подводит итоги совместной работы по интеграции школьных предметов В НОУ Православная гимназия г. Тюмени (Образовательный проект "По странам и континентам").
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеграция предметов в современной школе


Петрова Л.Н, Никольская В.Г

НОУ Православная гимназия, г.Тюмень

Человек должен развить себя как можно

богаче во всех отношениях; и умом, и сердцем,

и всем своим существом быть как можно

более богатой личностью.

Митрополит Антоний Сурожский


Проблема интеграции в современном образовательном процессе важна и современна. Ее актуальность продиктована социальными запросами, которые предъявляет жизнь к выпускнику. Современная система образования направлена на формирование интеллектуально развитой ЛИЧНОСТИ С ЦЕЛОСТНЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ КАРТИНЫ МИРА. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения школьников.

Обычно под интеграцией понимают объединение некоторых частей, массивов учебного содержания из различных предметов, в результате которого возникает новообразование. В современной инновационной педагогической практике во множестве возникают новые, так называемые интегрированные курсы и уроки. В них продолжают видеть радикальное средство от таких серьезных недостатков традиционного образования как разобщенность учебных дисциплин, слабые возможности формирования у учащихся целостной картины мира, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.

Основными целями интеграции школьных предметов являются: совершенствование и развитие коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, и обмен этими знаниями в ходе общения. Как показывает практика, в современной школе интеграция возможна практически между всеми предметами, но на разных этапах урока и изучения материала. Это могут быть уроки формирования знаний, то есть начало изучения материала, совершенствования знаний, когда уже известны какие-то факты по изучаемой теме, уроки обобщения и закрепления материала, когда ученики владеют достаточным объёмом изученного материала. Интеграция позволяет использовать содержание всех учебных предметов, находить сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Интегрированные уроки помогают ученику получить широкое и яркое представление о мире, людях, которые населяют нашу планету, о взаимосвязи явлений и предметов, о существовании других культур, традиций и обычаев. Можно сказать, что само время требует использовать интеграцию в современной школе и объясняется это рядом причин:

1. Нестандартные уроки всегда вызывали живой интерес, как среди учащихся, так и учителей. Смена разных видов работ в течение одного урока способствует повышению внимания учеников, эффективности урока, снижению утомляемости и напряжённости учащихся.

2. Интеграция резко повышает познавательный интерес, потому что в работе принимают участие практически все ученики.

3. Развивается воображение учащихся, усиливается их мыслительная активность, речь и память.

4. Развивается потенциал учеников через вовлечение их в исследовательскую деятельность. Ученики стараются осмыслить и найти причинно-следственные связи в интеграции предметов.

5. Требования современного общества объясняют необходимость интеграции школьных предметов, так как современный человек - это разносторонняя, развитая личность, востребованная в разных сферах нашей жизни.

6. Это хороший стимул для самого учителя, способ его самореализация, при котором раскрываются творческие способности, что часто не хватает современным учителям.

Варианты интегрированных уроков довольно разнообразны, поскольку можно организовать интеграцию не только двух предметов и формы проведения таких уроков также самые разные: урок-путешествие, урок-дискуссия, семинары, конференции, лекции.

Интеграция школьных предметов должна дать ученику те знания, которые отражают связанность материала как системы, научить детей представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, и пользоваться этими знаниями в повседневной жизни. Интеграция - средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующего обучения. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему.

В 2012-2013 учебном году учителя Православной гимназии г.Тюмени начали работу над образовательным проектом «Путешествие по странам и континентам». Наш проект включал уроки-путешествия в пять государств на всех обитаемых континентах Земли. Каждое путешествие представляет собой интегрированное мероприятие, на котором учащиеся под руководством учителей исследуют страны в разных аспектах: география, природный мир, население, литература, искусство, религия. В создании проекта участвовали учителя русского языка и литературы, биологии и географии, музыки, английского языка, а так же основ православной культуры.

Проект был рассчитан на учащихся 7-х классов, так как на этом году обучения изучается география континентов и эпос народов мира. Постепенно к проекту подключились и ученики других параллелей, что свидетельствует о том, что идея проекта актуальна и интересна детям разных возрастов.

Изучение географии и биологии расширяет мировоззрение человека, способствует развитию чувства соборности через восприятие человечества как единого организма.

Не менее важно для знакомства с историей и жизнью народа изучение его литературного наследия.

Особенность нашего проекта в том, что мы изучаем государства помимо данных направлений еще и в христианском ключе. Главная цель нашего проекта - рассмотреть влияние христианства и отдельных его представителей на культурное развитие каждой изучаемой страны. На примере Японии мы рассматриваем личность просветителя Николая Японского, который, прежде чем приступить к проповедничеству, изучил культуру и язык страны. И это сыграло решающую роль в успехе его миссионерской деятельности.

Таким образом, проект воспитывает бережное отношение к природе и планете в целом, внимательное отношение к культуре других народов и укрепляет единство между людьми. Это соответствует цели нашей работы -воспитанию гармонично развитой личности в традициях христианства.



© 2010-2022