Исследовательская работа с классом

Я являюсь классным руководителем и руководителем школьного музея, руковожу и детским поисково-краеведческим объединением «Родная сторона» при музее, членами которого являются и учащиеся моего класса. Мой материал несколько необычен. Здесь рассказывается о том, как я провела исследовательскую работу с учащимися своего класса в момент солнечного затмения. Подобные исследования можно проводить и в нескольких других случаях. Приложенную к тексту презентацию можно использовать на классных и информаци...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Романова Светлана Васильевна,

учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Кульгешская основная общеобразовательная школа имени Н. А. Афанасьева»

Урмарского района Чувашской Республики


Содержание исследовательской работы со своим классом

на тему «Солнечное затмение глазами человека»

То, о чем я хочу рассказать сейчас, произошло 8 июля 2010 года.

Я с учащимися своего класса работала на поливке овощей на пришкольном участке. В летнее время мы, учителя, по графику работаем там с учениками школы. Когда мы расселись на лужайке чуть-чуть отдохнуть, наш вездесущий Саша из 6 класса вдруг заговорил:

- Знаете что, Светлана Васильевна, Вы слышали о предстоящем 11 июля солнечном затмении?

Тут же другая ученица Таня Кузьмина как вспыхнет:

- А что тогда солнышко затемнеет?

- Не бойся, не навсегда. Моя бабушка говорит, что затмение бывает от того, что на солнце нападают инопланетяне, чтобы его уничтожить, а вместо него сделать другое солнце, - прибавил Саша.

- А моя прабабушка говорит, что солнечное затмение пригоняет дождевые тучи и будет сильный-сильный дождь, по ее рассказам, так было когда-то, - словно не дыша, в один миг, выговорила Лена.

Вы можете себе представить, я, учитель, просматриваю многие газетные издания, стараюсь прослушивать все телевизионные новости, но про очередное солнечное затмение ничего не слышала. Чтобы не показаться перед ребятами слишком несведущим человеком, я переспросила Сашу, откуда он узнал про солнечное затмение? А он мне в ответ:

- Мы всей семьей читаем газету «Комсомольская правда». А еще я слышал в «Новостях» по телевизору.

Все ребята тут же заинтересовались этой новостью. Они стали изучающее смотреть на меня, и ждали моего ответа.

Я кивнула чуть головой и ответила, что знаю про эту новость. Ребята восторженно вскочили, окружили меня и начали сыпать меня вопросами:

- Так интересно, пожалуйста, расскажите!

- Расскажите, расскажите, Светлана Васильевна!

Неожиданно ко мне пришла маленькая идея.

- Ребята, - говорю я, - что же тут рассказывать, давайте мы посвятим этому событию весь свой день 11 июля. И вы сами своими глазами увидите и лично убедитесь, что это за затмение. А потом уже мы все вместе сможем сделать собственные выводы.

На лицах у всех засияла улыбка. Ребята начали припрыгивать. Радости не было предела.

- Хорошо, - радостно вскрикнули ребята.

- Договорились, - прибавила я. - Как говорится, труд создал человека…

- Труд и поможет нам кое-что узнать о солнечном затмении, - продолжили ребята. Они знают, что я очень люблю эту поговорку.

- Нас сейчас 20 человек. - говорю я. - И всем распределим обязанности на 11 июля. Работа предстоит серьезная и нелегкая, с 6 часов утра до часа ночи. Наша основная задача - раздобыть хотя бы одну подзорную трубу, бинокли, а это большая редкость на селе, и длинную лестницу.

Приходя на следующий день, 9 июля, в школу, отработав свои часы на участке, я собрала ребят около себя, и мы вместе подумали, как мы проведем предстоящий день - день солнечного затмения. Одни девочки предложили мне вести дневник этого дня и все там фиксировать. Вторые предложили изучить солнце с помощью подзорной трубы, а третьи - проследить за дождем. В итоге мы решили вести дневник и зафиксировать то, как поведут себя «наше солнце» и «дождевые тучи». Решили подежурить по 4 человека с 6 часов утра до 1 часа ночи. Все с такой радостью согласились, с радостью припрыгивали друг на друга.

Ребята, которым дали поручения, в свою очередь приготовили для исследования длинную десятиметровую деревянную лестницу, подзорную трубу, бинокли и все необходимое для записи. Это я поручила Саше, Мише и Николаю. Затем я отпустила ребят по домам. По пути домой я все еще думала, почему ребята знают про это сообщение, а я нет. Я заглянула в сельскую библиотеку и перерыла все газеты в поисках статьи об этом. Наконец, в «Комсомольской правде» в фен-шуе я нашла такое сообщение: «11июля ожидается солнечное затмение до полуночи, где вы существенно ничего можете не увидеть, но почувствуете что-то».

10 июля утром я услышала эту новость по телевизору. По пути в школу я примерно прикинула, что мне, как учителю, предстояло делать. Распределила обязанности среди остальных учащихся моей группы.

11 июля, как и договаривались с учащимися, начали свои наблюдения. Первыми вместе со мной начали дежурить Света, Настя, Ваня и Саша….

Вот дневник наблюдения.

6.00. часов утра. День пасмурный, солнце выглянуло лишь наполовину. На улице ветренно, хотя с утра жарко. Температура 26º С.

6.30. часов. Итоги наблюдения те же, все без изменений.

7.00. часов. Утро такое же пасмурное. Солнце почти не выглядывает. Кажется, его окружили дождевые тучи. Также жарко и ветренно.

7.30. часов. Наконец-то солнце освободилось от туч, как-будто оно их прогнало от себя, оно засияло.

8.00. часов. Ой, как обидно, солнце снова спряталось от нас дождевыми тучами. Оно почти не видно, видно только как маленький горошек. С южной стороны слышны раскаты слабенького грома.

8.30 часов. Солнце выглянуло на миг, со всех сторон его атакуют дождевые тучи, гром стал поближе, появился ветер, верхушки деревьев сильно раскачивает. В воздухе душно, пыльно.

9.00. часов. Кругом тучи, дождь чуть-чуть моросит. Солнце спряталось от нас. Гром совсем отдалился, молнии нет. Ветер как-будто утих, воздух стал свежее.

9.30. часов. Солнце все еще за тучами. Дождя будто и не было. Ветер утих. Воздух чист. Гром исчез. Жара 28º С.

10.00. часов. Солнце так и не появляется из-за туч, будто угрожает опасность. Кругом природа дремлет. Тучи с маленькими облаками все движутся наперегонки, не зная куда.

10.30. часов. Солнце все еще в плену у туч. Так оно и карабкается, но тучи как пауки его запауковали.

11.00. часов. Ура! Тучи разбежались и исчезли с глаз, солнце их прогнало. И воздух заново стал свежее и чище. Но жара не спала.

11.30. часов. Представляете, солнце теперь сильно светит. Даже не только светит, а печет. Жарко, ветра нет.

12.00. часов. Вдруг снова откуда-то появились тучи, солнце ушло от нас. Но воздух держится чистым, свежим. Жара не спала. Снова появился юго-восточный ветер.

12.30. часов. Солнце смотрит на нас теперь как через сито, не улыбается. Оно такое стеснительное, будто чувствует свою вину перед землянами. А тучи так обнаглели: ведь уже который месяц сами появляются, а дождя на землю не льют.

13.00. часов. Все держится так, как полчаса назад. Солнце пока не может побороть наглость пустых дождевых туч.

13.30. часов. Снова на небе господствует лишь солнце. Дождевые тучи скрылись, небо чистое, снова стало душно без дождя.

14.00. часов. Солнце сияет все ярче и ярче. Ветра снова не стало.

14.30. часов. Пока все держится так, как было.

15.00. часов. Солнце так же держится красиво. Небо чистое, ни облачка. Ветра нет. Душно.

15.30. часов. Все без изменений.

16.00. часов. Все без изменений.

16.30. часов. Ой-ой, на небе снова большие тучи. Наконец-то, наверное, будет настоящий дождь. Солнце снова за тучами. Грома и молнии нет.

17.00. часов. На небе одни тучи. Снова чуть-чуть дождь моросит.

17.30. часов. Пока все идет без изменений. Дождик чуть-чуть побрызгал и снова ушел от нас, и мы остались ни с чем. А так с утра мы его ждали!

18.00. часов. Солнце так после сильного дождя засияло, греть начало сильнее и жарче. И людям от этого, к сожалению, не легче: земля засохла у нас, гибнет урожай, к сожалению.

18.30. часов. Все идет без изменений.

19.00. часов. Небо чистое, солнце держится уже к закату.

19.30. часов. Все без изменений.

20.00. часов. Лучи солнца спрятались за облаками. Виден лишь солнечный круг. Небо чистое, лишь местами передвигаются маленькие сероватые лохматые облака.

20.30. часов. Солнце чистое-пречистое. Края солнца держатся за облаками, но верхний край солнечного круга как бы переливается разноцветными волнистыми линиями.

21.00. часов. Солнце желтое-прежелтое, оно спускается за горизонт. Если взглянешь в сторону солнца, чувствуешь себя ослепленной, все вокруг кажется помутненным. Если в остальные дни, предыдущие, солнце на горизонте всегда было красное, то сегодня оно желтое-прежелтое. Светит ослепительно.

21.10. часов. Солнце спускалось все ниже и ниже. Оно сейчас удивительно и ослепительно желтое. Если внимательнее смотреть в трубу, то видна на нем какая-то черная дыра.

А вот запись разговора того момента.

Учитель: Оля, что ты там видишь?

Оля: На солнце переливаются красно-синие цвета. И как-будто за солнцем стоит темная чебурашка.

Алик: Нет, это медведь.

Учитель: Таня, что ты видишь?

Таня: Я вижу за солнцем шары темно-синего цвета.

Учитель: Нет, ребята, это как-бы маленькая горка.

21.15. часов. Запись разговора.

Учитель: Алик, ответь нам, пожалуйста, что ты видишь в трубу?

Алик: Солнце ярко-желтое. Будто оно село на какую-то макушку.

Коля: На солнце с нижнего края видно какое-то животное.

Таня: Нет, это не животное. Это маленькая темная горка. Это и солнечное затмение.

21.20. Солнце наполовину за горизонтом.

21.25. Солнце село за горизонт. На месте солнца виден темно-сиреневый оттенок короны.

22.00. часов. Северо-восточная часть заката стала оранжево-фиолетовой. Звезд на небе очень мало.

22.30. часов. Все без изменений.

23.00. часов. Закат северо-западной стороны темно-фиолетовый.

23.15. часов. Закат стал темно-фиолетовым. Звезд мало.

23.35. часов. На закате фиолетовый цвет постепенно исчезает, появился темно-синий цвет. Звезд стало больше.

23.45. часов. Закат обычный, темно-синий. Северо-западная часть неба желто-красная.

24.00. часов. Все без изменений, как и в предыдущий момент. Небо желто-красное.

01.00. часов. Юго-западная часть все же темная, а северо-западная часть - ярко-желтая.

Выводы

В понедельник, 11 июля, после обеда мы собрались всей группой вместе в школе, чтобы просмотреть все свои записи, привести их в порядок и сделать соответствующие выводы.

А вот предлагаю вашему вниманию конец нашей с учащимися исследовательской беседы.

Учитель: Итак, ребята, что мы увидели?

Таня: Сначала мы заметили небольшое ослабление солнечного света. Небо было абсолютно чистое. Взглянув на солнце, мы увидели, как на нем поместилось что-то черное. И оно имело не круглый вид, а серпообразный. Произошло как бы кольцеобразное затмение.

Алик: Как мы выяснили, никакого сильного дождя не принесло солнечное затмение. Практически не было дождя.

Коля: А то, что дождевые тучи были, наверное, это всего лишь совпадение.

Учитель: Да это совпадение. Или же нам показалось такое преддождливое состояние только из-за того, что солнце надолго исчезало.

Ваня: Светлана Васильевна, а отчего происходит солнечное затмение?

Учитель: Существует несколько причин:

  1. В своем движении вместе с Землей вокруг Солнца Луна часто покрывает звезды зодиакальных созвездий. Периодически Луна также частично или полностью заслоняет (покрывает). Солнце - происходят солнечные затмения. Солнечные затмения возможны только при новолуниях, когда Луна проходит между Солнцем и Землей (показываю картину).

  2. Солнечное затмение (как нам показалось, что мы его почувствовали) видно отнюдь не из всех местностей дневного полушария Земли, так как из-за своих небольших размеров Луна не может скрыть Солнца от всего земного полушара.

  3. В середине XIX века несколько астрономов выполнили колоссальный труд по вычислениям обстоятельств прошедших и будущих солнечных и лунных затмений. Это была огромнейшая работа для астрономов мира.

Коля: Получается, то, что наши бабушки рассказывают по этому поводу, это полная чушь.

Учитель: Да, Коля, это лишь воображение. Ребята, как вам кажется, мы интересно провели время?

Таня: Думаем, что да.

Лена: Здорово, что мы все это увидели своими глазами!

Ваня: Не только интересно, но и с пользой провели свое время. Теперь мы узнали столько нового! Мы же обязаны знать о том, что происходит в окружающем нас мире.

Учитель: Очень хорошо сказал, Ваня, молодец! И вы теперь с гордостью сможете рассказать о солнечном затмении другим ребятам, своим родителям, родственникам, соседям. А будет еще лучше, если вы дома нарисуете несколько эпизодов нашего насыщенного и весьма необычного дня. Спасибо за хорошую работу, ребята! До свидания!

4

© 2010-2022