- Преподавателю
- Классному руководителю
- Тренинг для учителей: Занятия Здоровячка
Тренинг для учителей: Занятия Здоровячка
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нуртазина В.П. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тренинг для учителей: Занятия «Здоровячка»
Подготовила: учитель начальных классов Нуртазина В.П.
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Ж.-Ж. Руссо
Актуальность темы:
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья, учащихся стали особенно актуальными. Актуальность данной проблемы выражена также в противоречии между необходимостью методики проведения оздоровительных мероприятий и отсутствием в достаточном количестве методического материала для работы с детьми школьного возраста.
Цель:
-
доказать возможность сохранения и укрепления здоровья обучающихся средствами образования.
Задачи:
-
Отработка подходов в реализации здоровье сберегающих технологий;
-
Оптимизация учебного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье детей.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время всё очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признаётся и отрицательное влияние школы на здоровье.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье ребёнка можно считать нормой, если он:
-
умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
-
проявляет хорошие умственные способности, любознательность, само обучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);
-
честен, самокритичен (нравственное здоровье);
-
коммуникабелен (социальное здоровье);
-
уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).
Стремление создать собственную систему работы по охране здоровья учащихся, конкретно для себя и своих воспитанников, вызвано осознанием того, что некоторые факторы образовательной среды оказывают негативное влияние на состояние здоровья учащихся. Именно учитель нередко первым замечает отклонения в здоровье детей и именно от учителя зависит, насколько меньше отклонений будет у его воспитанников.
Среди основных "школьных" факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся можно выделить следующие:
-
недостаток двигательной активности;
-
несоблюдение гигиенических требований при организации учебного процесса;
-
перегрузка учебных программ и технологий;
-
авторитарный стиль преподавания;
-
отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
-
использование обучающих технологий в ущерб воспитательным;
-
низкий уровень культуры здоровья учащихся;
-
неблагополучное состояние здоровья учителя.
Предлагаю несколько различных упражнений для сохранения здоровья детей, которые можно и нужно использовать во время уроков.
Игра «Передай кубик»
Цель: закрепить знание последовательности чисел.
Содержание: На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик.
По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по очереди, с называнием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают кубик с называнием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число. Ряд, закончивший передачу кубика первым, побеждает. Игра повторяется два-три раза. «Шаги - термины» (Закрепление пройденного материала). Ученик, шагая по кабинету, при каждом шаге называет слово из изученной темы, например: сущ.1скл. 2скл., 3скл., чётные, нечётные числа, глаголы-исключения и т. д. Выигрывает тот, кто пройдёт дальше.
Гимнастика для улучшения слуха.
Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает плодотворное воздействие на органы зрения. Вот несколько упражнений для развития слуха:
-
Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.
-
Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек - отпустили, нажали, отпустили.
-
Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
-
Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.
-
Начинаем дёргать себя за ушки - сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз.
-
Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.
-
Потяните ушки в сторону - снова 20 раз.
Релаксационная гимнастика для глаз: глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 против; написать цифры от 0 до 9; написать своё имя и фамилию, сегодняшнюю дату и т.д.
Упражнение на расслабление и концентрацию: левая рука напряжена, правая расслаблена,
правая напряжена, левая расслаблена - 3 раза; то же проделать с ногами - 3 раза; зажмурить правый глаз, левым нарисовать 3 круга по часовой стрелке, 3 - против; зажмурить левый глаз, правым нарисовать 3 круга против часовой стрелки, 3 - по часовой.
Упражнения по психогимнастике по методике Ганы Юновой: «Солнышко - луна» - пальцы соединены в замок - луна, пальчики медленно/быстро одновременно поднимаются вверх - это солнышко с лучиками, затем солнце засыпает, а луна просыпается, и всё повторяется.
«Солнышко и тучка»
Солнце зашло за тучку, стало свежо - сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки. Жарко на солнце - расслабиться (на выдохе). Перед началом урока детям надо настроиться на работу. В этом хорошо помогают элементы кинесеологии - «гимнастики мозга», которую разработал американский психолог Пол Дэннисон. В основу гимнастики заложены «простые, естественные движения маленького ребёнка» и разработки нейропсихологов. Эти упражнения задействуют оба полушария мозга, помогают сконцентрироваться, снять стресс, а кроме того, способствуют хорошему расположению духа.
«Просто добавь воды»
Когда человек устаёт, у него пересыхает во рту. Вода - это электролит. Мы пьём, значит, активируем работу головного мозга. Достаточно сделать 2-3 глотка - и мозг опять начнёт активно работать, поэтому в классе всегда должна быть свежая вода.
«Кнопки мозга» Одну руку положить на область пупка, вторую под ключицу. Это и есть точки, активирующие работу мозга, помогающие насытить его кислородом. Аккуратно помассировать эти точки - погладить «себя, любимого». Поменять руки. Это упражнение добавляет ясности, мир становится чётче, а краски ярче.
«Перекрёстные шаги» Поднять правую ногу - к ней опускаем левую руку. «Встречаются» они на уровне живота. Затем рука и нога меняются 3-5 раз. Это упражнение помогает синхронизировать работу правого и левого полушария, «зарядить» энергией.
«Крюки Дэннисона» стоит выполнить перед уроком, контрольной работой, экзаменом, публичным выступлением. Это упражнение актуально в ситуации, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, а также в состоянии возбуждения или подавленности.
Упражнение призвано гармонизировать эмоции и процессы мышления. Оно ослабляет душевное напряжение, способствует адекватным действиям и поступкам, помогает воспринимать новую информацию, лучше понимать точку зрения другого и свою собственную.
1. Встаньте, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол.
2. Вытяните руки перед собой параллельно полу. Скрестите их таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок.
3. Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди таким образом, чтобы локти оказались направленными вниз.
4. Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное, тело, расслабленное.
Ребёнок познаёт мир через движение, именно так развиваются связи между мышлением, телом и эмоциями. А современные дети очень мало двигаются, чаще сидят у телевизора или у компьютера.
Таким образом, оздоровительные физкультурные минутки на уроках способствуют образовательному процессу и сохранению не только физического здоровья учащихся, но и психического.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь целей и задач обучения.
В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников!
Литература:
-
Замышляева Н. В. Проблема здоровьесбережения: пути её решения на уроке» // Начальная школа. 2010 . №6
-
Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. «Режим дня младшего школьника», Москва, «Вентана - Граф», 2003г. с. 7.
-
Копылов Ю.А., Малыхина М.В., Полянская Н.В. «Физическое воспитание младшего школьника в семье», Москва, «Вентана - Граф», 2003г. с. 3.
-
Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии. 1-4 классы», Москва, Вако, 2004 г. с. 140 - 145.